На этом шаге главное – не допустить ошибку.
Можно пойти не туда, совсем не туда. Это чревато потерей времени, усилий и денег. Поэтому очень хорошо подумайте над вашей целью.
И не упускайте ее из виду.
Ваша мантра целеполагания: амбициозно, достижимо, всегда перед глазами.
Дорога в тысячу ли начинается с первого шага.
Я бы мог быть намного полезнее вам на этом этапе, но, увы, вы не рядом со мной, не рассказываете о себе, ваших целях и амбициях, не делитесь со мной мыслями…
Я не понимаю ваших желаний и возможностей, не чувствую ваших эмоций…
Я не могу подтвердить правильность ваших намерений или скорректировать ваши планы (иногда я достаточно сильно корректировал первоначальную цель своего собеседника).
Я искренне рекомендую тем, кто не может найти себя, пройти обучение у Владимира Герасичева на программе «Контекст».
Но несколько советов все же дам.
Во-первых, будет хорошо, если цель была сформулирована по модели SMART (аббревиатура от слов specific – конкретный; measurable – измеримый; attainable – достижимый; relevant – значимый; time-bounded – соотносимый с конкретным сроком).
Сразу же хочу предупредить читателя: собрать под одной обложкой все знания на тему самомаркетинга и личного и профессионального развития невозможно, да и незачем – получится многотомник, который мало кто захочет читать.
Моя цель – сделать рабочую тетрадь, своего рода road map (дорожную карту) вашего развития от того состояния, в котором вы находитесь, до № 1.
Во-вторых, ваша цель должна быть амбициозной.
Цель стать № 1 – это достойно.
№ 1 в продажах в своей компании.
№ 1 по продажам в своей отрасли.
В книге Блая «Как стать гуру за 60 дней» есть хороший совет: сейчас тяжело стать № 1 в какой-то области, поэтому лучше сузить свой фокус.
Например, вы хотите стать № 1 в маркетинге.
Маркетинг – это слишком широкое понятие.
Да и отраслей, в которых он применяется, огромное множество.
Выбирайте узкую область маркетинга и отрасль – и ваша цель готова.
Например, вы планируете стать № 1 в прямом маркетинге в фармацевтической отрасли.
Это достижимо, и это амбициозно.
Когда вы достигнете этой цели, можете двигаться дальше, в новую область маркетинга или в новую отрасль.
№ 1 в чем-либо в стране.
№ 1 в чем-либо в мире (а почему бы и нет?).
Неожиданно для себя на первом международном маркетинговом форуме, который проходил по инициативе и под патронажем Филипа Котлера, международного гуру маркетинга, я услышал, как он представил меня коллегам: «А это Игорь Манн из России, он № 1 в маркетинге без бюджета». (О! Это дорогого стоит!)
Как мне это удалось?
Филипу просто очень понравилась моя книга, и он не знает других специалистов в этой области (я тут был первым – и стал № 1).
Конечно, некоторых читателей и цель стать № 2 в своей области будет заставлять каждое утро выскакивать из-под одеяла.
Прочитал в книге «Как думают люди», что у японцев есть понятие «икигай» – это то, ради чего вы просыпаетесь по утрам (пусть вашим «икигаем» будет «встаю, чтобы сделать шаг к тому, чтобы стать № 1 в…»).
Японцы вообще очень целеустремленные люди. Есть у них такая традиция: покупают безглазую куклу (она называется «дарума»; скорее, это голова куклы), загадывают желание или ставят цель, рисуют один глаз, и – вперед!
Пока желание не исполнится, а цель не будет достигнута, кукла смотрит на вас немым одноглазым укором.
Я, кстати, когда эту книгу начал писать, даруму сделал (будете на моем семинаре с одноименным названием, увидите ее!). Больше года она меня мотивировала…
Вы читаете эту историю в книге, значит, у нее уже два глаза:)
Каждый ли должен стать № 1? Наверное, нет. Кто-то лишен амбиций. У кого-то плохие стартовые условия. Кому-то не повезет. Но само движение к № 1, работа в этом направлении, особенно работа над развитием и результатами, сделает вас лучше.
Как говорится, цельтесь в Солнце – точно попадете на Луну.
А будете целиться в Луну – можете не долететь.
В-третьих, держите цель перед глазами.
Картонка размером с визитку в вашем кошельке.
Заставка на компьютере и/или телефоне.
Мне нравится устанавливать цель заставкой на айфоне.
Всегда перед тобой, и ты видишь ее не меньше 100 раз за день.
Проигнорировать ее невозможно.
Бумага в рамке под стеклом около рабочего места («Я, такой-то, обязуюсь…» – а почему бы и нет?). Пусть как можно больше людей узнают о вашей цели – сжигайте корабли! Отрезайте пути к отходу!
Гравировка на стекле наручных часов, майка с надписью «Я Номер 1» (видел я такое!).
Татуировка (такого, признаюсь, пока не видел).
Рингтон (такого, признаюсь, еще не слышал).
Когда я был мальчишкой, папа будил меня в школу со словами: «Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!»[2]. Представляете рингтон с подобными мотивирующе-напоминающими словами и бодрой музыкой?
Чуть позже в этом уже надобности не будет: ваша цель станет частью вашей жизни, а возможно, и большей частью вашей жизни. Но для начала визуализация необходима. «С глаз долой – из сердца вон» – это как раз про наглядность и повсеместность видимости вашей цели.
Меня постоянно спрашивают: как понять, что ты стал № 1? Мы немного забежим вперед (поговорим об этом подробнее в последней главе книги), но я думаю, что есть несколько возможностей это понять.
Во-первых, ощущения. Ты чувствуешь себя № 1 – ты говоришь и действуешь как № 1, ты в этом ничуть не сомневаешься. Как сказал один из моих знакомых: «И никого нет рядом».
Во-вторых, мнение других. О вас пишут и говорят как о № 1.
В-третьих, формальные признаки: награды, официальное признание, книга (книги), ученики.
Но главное, мне кажется, ощущения. Гуру маркетинга меня окрестили в 2002 году, Котлер назвал меня «гуру маркетинга без бюджета» в 2012-м, а ощущать себя № 1 в маркетинге я стал только в 2013-м.
Роберт Блай. Как стать гуру за 60 дней. М.: Эксмо, 2005.
Маршалл Голдсмит. Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха. М.: Олимп-Бизнес, 2010.
Дмитрий Чернышев. Как люди думают. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Внимание, читатель!
Нет никакого смысла читать дальше, если у вас нет цели. Откройте приложение 1 (или «Еженедельник Номера 1»), самый первый раздел.
Сформируйте вашу цель. Положите ее на бумагу. Полюбите ее. Поверьте в нее. И только тогда читайте дальше.