Чтобы построить полную теорию, фактов всегда достаточно, не хватает только фантазии.
В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их.
Данный раздел посвящен «идеологии» НЛП. Нетерпеливый читатель может при первом чтении пропустить его. Это не отразится на понимании им последующих глав, описывающих конкретные техники НЛП. Однако чтение этой главы позволит лучше понять идеи, заложенные в основание нейролингвистического программирования. Обещаю, – скучно не будет.
НЛП создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии – сравнительно молодое: первые работы появились лишь в 1975–77 годах.
«Отцами» НЛП являются американские психологи Д. Бэндлер и Д. Гриндер. Ряд важных положений этой техники разработан известным психотерапевтом Милтоном Эриксоном.
Три составляющих словосочетания «нейролингвистическое программирование» отражают сущность этого направления.
Нейро — (нейрон = нервная клетка).
«Нейро-» является исходным пунктом, так как все, что мы делаем, чувствуем и думаем, представляет собой результат того, что происходит в нашей нервной системе. НЛП опирается на взаимодействие между нашими мыслями, чувствами и поведением.
Лингвистическое (лингвистический = языковой).
Эта составляющая названия подчеркивает роль языка в процессе коммуникации между инициатором и адресатом воздействия. Мы кодируем свои ощущения посредством языка. Языковая организация получает выражение в индивидуальной модели мира – взаимосвязанной системе идей, воспоминаний, ожиданий и убеждений, которая позволяет человеку перерабатывать поступающую информацию.
Программирование (программа = ряд инструкций, которые описывают, как должна происходить переработка данных).
Программирование указывает на целенаправленность воздействий инициатора и наличие определенной программы для достижения им поставленной цели.
Сила техник НЛП заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики, воздействие на адресата происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
1. Наши представления о мире этим миром не являются (карта – это не сама территория).
2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей модели, и инициатор воздействия обязан уважать и учитывать эти различия.
3. Сознание и тело – это части одной и той же системы.
4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
5. Субъективный опыт каждого человека состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов. Он может подводить нас.
6. Смысл сообщения – в той реакции, которую оно вызывает.
7. Не бывает поражений, это только информация к размышлению. Успех – это переход от одного поражения к другому с все большим энтузиазмом (У. Черчилль).
8. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если нечто не работает, надо просто сделать что-то другое (об этом – и предыдущая цитата).
9. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.
10. В любом поведении можно найти позитивные намерения и/или составляющие.
11. Если один человек может что-то сделать, то и каждый может при желании этому научиться.
1. Карта – это не территория (так же как и то, что «меню – это еще не еда»).
Этим тезисом подчеркивается то, что собственная модель мира, создаваемая каждым человеком, дает лишь приближенное представление об истинном положении вещей, но вполне пригодное в реальной жизни: так, карты железных или шоссейных дорог лишь в незначительной степени соответствуют истинным пропорциям, но полезны для путешественника. То же и меню – для посетителя ресторана.
«Карта», используемая человеком, может многое рассказать о нем самом.
Два советских скрипача поехали на международный конкурс.
На конкурсе один из скрипачей занял второе место, а другой – последнее. Первый плачет, второй спокоен.
– Боже мой! Ведь если бы я занял первое место, мне дали бы сыграть на скрипке Страдивари!!!
– Ну не расстраивайся ты так. Второе место тоже призовое… Черт с ней, со Страдивари!
– Ты не понимаешь! Это все равно, что дать тебе пострелять из маузера Дзержинского…
2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия.
Следующая притча показывает, сколь индивидуальны и неповторимы «карты» конкретных людей и насколько важно уметь соединять различные «карты»:
Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограниченных возможностей познавали они мир, исследуя буквально все, что попадалось им под руку. И попался им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы и тут же стали его исследовать.
Первый из них наткнулся на бок слона и воскликнул: «Слон подобен огромной стене!»
Второй, подержавшись за хобот, возразил: «Слон – это большая змея!»
Третий же обследовал хвост, а потому уверенно заявил: «Что вы, друзья: слон мне больше напоминает веревку».
Они бы еще долго спорили, но ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему, надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы догадались, что каждый из них столкнулся лишь с малой частью реального слона. Конечно же, все трое правы. Правда, только в пределах той области, с которой они непосредственно столкнулись. Осознав это, мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже это знание не могло быть полным.
Так и каждый из нас в силу ограниченности и специфики личного опыта имеет модель мира, отнюдь не совпадающую с этим миром.
3. Сознание и тело – это часть одной и той же системы.
«Представьте себе, что вы держите в руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета?
Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь его попробовать. Мысленно разрежьте его и поднесите ко рту. “Откусите” кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под языком. Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите».
Этот пример, взятый из книги, Мак-Дермотта и Дж. О’Коннора «НЛП и здоровье», неплохо иллюстрирует справедливость третьей предпосылки НЛП.
4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
Старушка в продовольственном магазине (времена советского дефицита):
– У вас есть сырокопченая колбаса?
– Нет.
– А сервелат?
– Нет.
– А «Краковская»?
– Нет. Ну и память у вас!
Мы помним все. Все, что с нами когда-либо происходило. Все, что мы видели, слышали, чувствовали или говорили себе. Все это записано где-то в нашей нервной системе. Все это составляет наш жизненный опыт. Значит, при желании мы можем получить доступ к любому переживанию, любому событию, которое с нами происходило.
В лондонском ресторане сидит старый отставной генерал. Официант приносит ему бифштекс. Генерал долго смотрит на официанта, потом говорит:
– Послушайте, у меня такое впечатление, что я вас знаю. Ага… кажется, вспомнил! Вы были знаменосцем в Девонширском полку.
– Простите сэр, но…
– Точно, я ошибся. Вы служили в африканской кампании.
– Вы опять ошиблись сэр.
– Вспомнил! Вы приносили мне сегодня суп.
5. Субъективный опыт нередко подводит нас.
– У вас такие большие очки! Вы, наверное, очень умный?
– Что вы! Просто зрение плохое.
6. Смысл сообщения в реакции, которую она вызывает.
– Мой директор хочет меня задушить, – сообщает секретарша своей подруге.
– А почему ты так решили?
– Стоит мне опоздать, как он у всех спрашивает: «А где наша Дездемона?»
7. Не бывает поражений, это только обратная связь.
Эти слова – девиз успешных людей. Вот весьма красноречивое подтверждение тому.
Журналист обращается к великому изобретателю:
– Господин Эдисон, Вам не жаль 999 поражений при попытках сконструировать электрическую лампочку? Ведь только 1000-ая попытка оказалась успешной!
– Я не потерпел поражений. Я открыл 999 способов, как не следует делать лампочки».
8. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если нечто не работает, надо просто сделать что-то другое.
Проиллюстрируем эту предпосылку несколькими сюжетами.
– Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!
– Ты вытащила ее?
– Нет, но я бросила туда кота.
Однажды товарищ Сталин смотрел очередной кинофильм перед выпуском его в массы. После просмотра Сталин раскурил свою трубку, попыхтел ею и наконец изрек:
– А что это у главного злодея усы, как у товарища Сталина? Это что, заговор? Товарищ Берия, расстрелять актера, гримера, сценариста и режиссера.
– Есть!
Насмерть перепуганный режиссер:
– А может быть, мы актеру просто усы сбреем и переснимем?
– … Можно и так.
– В чем заключается особенность улицы с односторонним движением?
– В том, что в другую машину можно врезаться только сзади.
Адвокат своему клиенту:
– Самое лучшее в вашем положении будет пойти к жене и помириться.
– Интересно, а что же будет самое худшее?
Пожилая японка призналась:
– Я очень довольна, что мужа мне выбрали родители. Видите ли, я бы умерла от одной мысли, что выбрала его сама.
Плывет крокодил по реке Нил. Плывет и помирает со скуки. Вдруг видит: на пальме висит обезьяна и есть банан. «Дай, – думает, – подшучу над ней. Спрошу, замужем ли она? Если ответит, что да, спрошу, кто ж ее, обезьяну-то, взял? Если нет – кто же ее, обезьяну-то, замуж возьмет?»
Подплывает, спрашивает с эдакой ухмылкой:
– Обезьяна, ты замужем?
– Выйдешь тут, когда вокруг одни крокодилы плавают!
9. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.
Рассказывали, что где-то во времена Гражданской войны произошла такая история… Жена пишет мужу на фронт: «Очень по тебе соскучилась, да и огород вскопать некому. Попросись на пару деньков, может, отпустят…»
Муж отвечает: «Просился – бесполезно. Пусть кто-нибудь поможет. Только не копайте глубоко, потому что я в огороде ящик патронов зарыл».
Следующее письмо: «Приехали какие-то мужики. Перекопали весь огород, но патронов не нашли».
Муж отвечает: «Родная, чем мог – тем помог; не хотел, чтобы обращалась к соседу…»
В автобусе довольно упитанный мужчина обращается к мальчику:
– Уступи место дяденьке с аквариумом.
Мальчик уступает:
– А где же аквариум?
Мужчина, хлопая себя по животу:
– Пять литров пива и две воблы.
Молодой специалист приходит наниматься в метеорологический институт. На собеседовании его спрашивают:
– Какие у вас данные для работы в нашей области?
– За последний год я трижды угадывал выигрышный номер в лотерее!
Банальная ситуация. Муж неожиданно возвращается из командировки. Любовник, спасаясь, вылезает в окно, а спрыгнуть на землю боится. Висит себе на карнизе – час висит, два. Вот уже утро настало.
Дворник метет улицу.
– Что, висишь?
– Вишу.
– Спрыгнуть боишься?
– Боюсь.
– Ну, виси, виси. Только подними ноги, подмести надо.
10. В любом поведении присутствуют позитивные намерения.
После операции хирург беседует с пациентом.
– Как вы себя чувствуете?
– Сейчас уже лучше, но в первое время у меня было такое ощущение, будто меня ударили поленом по голове.
– К сожалению, так оно и было. Когда вас привезли на операцию, у нас кончился наркоз.
Думаю, здесь вы легко могли разобраться, где поведение, а где – позитивное намерение. Чуть-чуть сложнее отыскать позитив в следующей истории:
В ювелирный магазин вбегает парень, наставляет на продавца пистолет и говорит:
– Дай мне кольцо с драгоценным камнем, только быстро!
Перепуганный продавец протягивает бандиту кольцо.
Тот его критически осматривает и кричит:
– Ты что мне даешь! Это же бриллиант! Дай мне что-нибудь подешевле, чтобы моя невеста поверила, что это кольцо я купил.
Молодой человек, конечно же, любит свою невесту и хочет сделать ей подарок. Правда, средства, которые он для этого использует, весьма трудно назвать честными. В связи с известной фразой: «Цель оправдывает средства» немного черного юмора:
В Голливуде один режиссер для сцены сражения пригласил десятитысячную массовку.
– Вы разорите меня! – стал кричать на него продюсер.
– Не беспокойтесь. Я приказал во время съемок стрелять настоящими снарядами.
11. Если один человек может что-то сделать, каждый может этому научиться.
Разумеется, это верно для людей достаточно настойчивых, если речь идет о неординарных умениях. Что же касается обыкновенных умений, то весь опыт человечества свидетельствует о верности обсуждаемой предпосылки. Именно на ней держится вся система образования.
Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы.
1. Первое, что питает НЛП – это изучение структуры субъективного опыта адресата воздействия. Второе – это моделирование («карта – это не территория»).
В науке роль подобной «карты» – более или менее точной – играют модели. Все мы учили модель атома, согласно которой существует ядро из протонов и нейтронов, и электроны, летающие вокруг, подобно маленьким планетам. Еще в 20-х годах прошлого века Нильс Бор получил за это описание Нобелевскую премию. В течение более 50 лет эта модель была основой колоссального количества открытий и изобретений. С течением времени физики пришли к мнению, что данная модель неточна.
Но замечательно то, что все открытия, сделанные благодаря «неправильной» модели, по-прежнему при нас, они не исчезли с лица земли в момент, когда физики изменили свое мнение.
Физика обычно предлагается как очень «объективная» наука; но физика меняется – а мир остается прежним.
2. НЛП называют моделью, а не методом или теорией, или направлением. Потому что ценность модели определяется возможностями, которые она предоставляет, а не степенью ее истинности.
Модель считается хорошей, если с ее помощью ты можешь делать то, чего не можешь делать без этой модели.
Моделирование становится возможным благодаря тому, что мы можем распознавать структуру внутреннего опыта человека, то есть благодаря тому, что мы имеем возможность выявлять в его внутреннем опыте существенные элементы, их свойства и взаимосвязь.
Каждый человек в процессе своей жизни создает свою субъективную модель объективной реальности, часто существенно искажая ее. Наше сознание схватывает какие-то части реальности и из этой информации создает ее модели. Психика человека функционирует настолько эффективно, насколько адекватно его субъективные модели мира отражают объективный мир. НЛП изучает эти модели мира и корректирует искажения в них, предлагая новые модели или расширяя старые. Далее мы увидим, как человек строит свои модели мира, и какое практическое значение это имеет.
Итак, сущность НЛП – моделирование. НЛП возникло как метод моделирования работы гениев коммуникации, таких как Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир. Техники НЛП предлагают не что иное, как модели, при помощи которых можно получить желаемые изменения в психике человека.
В понимании НЛП модель – это упрощенная копия человека, который эффективно что-то делает.
Психологические и поведенческие модели сводят сложности человеческого общения и поведения к более общим, простым и понятным образцам (паттернам), позволяя оптимизировать процесс воздействия на адресата.
Моделирование в НЛП – это процесс наблюдения и отображения успешного поведения других людей, создание у человека образа новой модели реальности и поведения, или модификация старой. Он включает в себя поведение (физиологию), убеждения и ценности, внутренние состояния и стратегии.
НЛП предлагает моделировать ментальные и поведенческие стратегии людей, компетентных в каких-либо областях деятельности и делать их доступными другим людям (как, например, поступили Р. Бэндлер и Д. Гриндер с приемами работы М. Эриксона). Вот что говорит по поводу моделирования Р. Дилтс в своей книге «Стратегии гениев», где он предпринял попытку моделирования психических процессов гениальных людей (Аристотеля, Эйнштейна, Фрейда и др.):
«Процесс моделирования в НЛП включает в себя выяснение того, как работает мозг (“нейро-”) путем анализа языковых стереотипов (“лингвистическое”) и невербальных средств коммуникации. Результаты этого анализа вводятся затем в многоэтапные стратегии или программы (“программирование”) для передачи данных навыков другим людям и в иные сферы деятельности».
Техники НЛП многочисленны и взяты из разнородных источников – от гуманистической психотерапии, отношение к которой в целом в НЛП негативно, до приемов латиноамериканских колдунов и «цыганского гипноза».
Однако изучение техник – самый начальный, примитивный уровень овладения НЛП. Мэтры НЛП призывают «достичь такого уровня работы, когда станет возможным не привязываться к описанным техникам и создавать свои модели, подходящие конкретному клиенту и тому контексту, в котором вы находитесь.
Каждый человек – это индивидуальность, и если вы будете в работе с разными людьми использовать одинаковый алгоритмический подход – вы редко сможете достигнуть успеха. Настоящее мастерство – это владение принципами и методологией. Старайтесь глубоко понять принципы, а не зазубривать техники, создавайте свои модели».
3. НЛП – наряду с изучением структуры опыта и моделированием – является также технологией для целенаправленной коммуникации. При этом НЛП задается следующими вопросами.
1) Как можно – с помощью нашей коммуникации – помочь человеку измениться? Какое влияние оказывает наша вербальная, и, прежде всего, наша невербальная коммуникация? Как можно целенаправленно использовать это влияние?
2) Как вести себя с человеком, чтобы получить максимум информации о структуре его опыта?
В данном смысле НЛП представляет собой социальную технологию, ориентированную на влияние посредством коммуникации. В различных контекстах цели такого влияния могут быть различными. В терапевтическом контексте речь идет о решении существующих проблем. В обучающем контексте – об условиях эффективного обучения. В коммерческом контексте – о продаже. При этом во всех перечисленных случаях речь идет о достижении специфических изменений в субъективном опыте другого человека.
Это третье определение НЛП логически связано с двумя предыдущими. Эффективная коммуникация необходима, когда речь идет о получении информации о чьем-то субъективном опыте. Другими словами, без навыков эффективной коммуникации пытаться кого-нибудь моделировать весьма проблематично. Человек не предоставит вам информации личного характера о своих внутренних переживаниях, если вы ему не нравитесь.
Хороший контакт при моделировании является первым требованием.
Исторически сложилось так, что коммуникация занимает в НЛП центральное место. Для создания первых техник НЛП осуществлялось моделирование приемов известных психотерапевтов, которых считали величайшими мастерами коммуникации. Поэтому НЛП и располагает множеством техник, ориентированных на коммуникацию. НЛП – это технология для целенаправленной коммуникации.
Одной из форм целенаправленной коммуникации является профессиональная коммуникация. Например, коммуникация консультанта организации нацелена на достижение изменений в организации; коммуникация менеджера – на увеличение продаж, а коммуникация преподавателя направлена на стимулирование учебного процесса.
Профессиональная коммуникация всегда представляет собой целенаправленную коммуникацию.
НЛП предлагает технологию (то есть взаимосвязанное единое целое, состоящее из различных приемов поведения, навыков и техник), при помощи которой профессиональный коммуникатор может повысить свою эффективность.
Но что же это такое, «более высокая эффективность»? Под более высокой эффективностью подразумевается следующее:
а) достижение тех целей, которые прежде были недостижимы, и
б) улучшение соотношения затраты/выгода, то есть достижение поставленных целей меньшими усилиями, временем и затратами.
Наглядным примером ориентированного на коммуникацию раздела НЛП является установление хорошего контакта (который в НЛП называют «раппортом»). Хороший контакт способствует тому, что люди начинают ощущать определенное взаимопонимание, сходство взглядов, что они как бы «настраиваются друг на друга». Поэтому приверженцы НЛП учатся помимо всего прочего приводить свое невербальное поведение (например, тон своего голоса, мимику и движения тела) в соответствие с невербальным поведением другого человека. Это своего рода искусство уметь в нужный момент и в необходимой мере быстрее и проще создать атмосферу доверия и сопричастности.
Аббревиатура НЛП стала популярной не в последнюю очередь благодаря настойчивой саморекламе, которой буквально пронизаны книги по НЛП.
В этой саморекламе используются приемы внушения, фразы строятся в повелительном наклонении и даются большие авансы в части широты и успешности применения НЛП.
Благодаря тому, что практически любая способность человека, в принципе, может быть смоделирована и передана другим людям, существует бесчисленное множество различных вариантов практического применения НЛП. Некоторые моделируемые возможности носят сугубо личный характер, например, мотивация собственных поступков, возможность распоряжаться своей жизнью в соответствии со своими собственными представлениями или быстрое обучение какой-либо игре на высоком уровне. Другие моделируемые возможности нацелены на карьеру и бизнес – например, способность находить точные формулировки при составлении документов, создание талантливых проектов или умение успешно проводить переговоры.
Можно предположить, что в плоскости рекламы НЛП лежат и причины создания собственного профессионального языка, своего рода «яркой упаковки» (такие слова как «триггер», «трансдерривационный поиск», «метамоделирование» и др.). Рождение этого языка не обусловлено действительной необходимостью в нем, так как описываемые феномены уже определены в терминах предшествующих дисциплин. Более того, усложненная терминология служит искусственным барьером в овладении техниками, разработанными в НЛП. (Напомню, что в этой книге мы постараемся обойтись без лишних терминов, дабы облегчить понимание предмета.)
В НЛП очень часто, даже навязчиво, используется греческая приставка мета, которая в современной научной терминологии применяется для обозначения таких систем, которые служат для исследования и описания других систем (например, метатеория, метаязык, метапрограмма и т. д.). Специалисты по НЛП определяют свою метапозицию превосходства по отношению к другим психологическим школам (намекают, что с помощью НЛП их можно исследовать и моделировать). В этом смысле НЛП дерзко претендует на роль метамодели (модели моделей) всех психологических школ. Правда, претензии эти до сих пор не нашли своего подтверждения.
На страницах изданий по НЛП формируется портрет специалиста по НЛП как сверхчеловека, читающего мысли подобно «детектору лжи». Утверждается, что, используя НЛП, он может вызвать у собеседника любую желаемую реакцию (например, доверие к себе). Зная ведущую репрезентативную систему адресата, может строить свои высказывания так, что тот не сможет сопротивляться, и т. д.
Как одна из продвинутых реализаций универсальной технологии скрытого управления, описанию которой посвящена первая часть книги, НЛП дает инициатору воздействия большую власть над адресатом этого воздействия.
И так же, как и в общем случае скрытого управления, манипулятивно применение НЛП или нет, зависит от моральной установки инициатора. Если он добивается выигрыша лишь для себя в ущерб адресату, то инициатор является манипулятором, а адресат – жертвой. Если же его цель благородна по отношению к адресату, то это, безусловно, не манипуляция, а позитивное скрытое управление. Один из примеров использования НЛП в таком ключе – психотерапия.