Все мы хотим получать от жизни что-то хорошее. Никто не мечтает о проблемах и неудачах. Делая выбор или принимая решение, мы каждый раз думаем, что выбираем лучшее из возможного.
Но если мы постоянно выбираем лучшие возможности – почему же тогда в нашей жизни все равно присутствуют проблемы и неудачи?
Дело в том, что, делая выбор, мы очень часто исходим не только из неполной, но из искаженной картины мира. Да, большинство людей далеко не объективно воспринимают и мир, и обстоятельства своей жизни, и самих себя. Эти искажения вносятся фильтрами нашего восприятия. Эти фильтры словно отсеивают часть реальности. В итоге мы видим и воспринимаем лишь ту часть, которая прошла через эти фильтры.
Вот типичный пример: человек потерпел неудачу, затем другую, третью, в результате чего начал считать себя неудачником. Он забыл, что перед этой чередой неудач был довольно продолжительный период, когда ему сопутствовала удача. Он перестал принимать в расчет тот факт, что в его жизни был заслуженный успех. Он даже перестал замечать откровенно счастливые шансы, которые все еще ему выпадают. Фильтры его восприятия просто отсеяли ту часть реальности, где он успешен и удачлив. Теперь он принял для себя лишь ту реальность, где он неудачлив. Не замечая, что это далеко не вся реальность, а лишь крайне малая ее часть.
Когда мы живем в такой обуженной, ограниченной реальности, мы неизбежно начинаем страдать. Нам кажется, что наши возможности ограничены, что обстоятельства не дают нам жить так, как мы хотим. Но дело не в обстоятельствах, а лишь в нашем восприятии этих обстоятельств. Из-за ограниченности восприятия мы можем видеть лишь плохие возможности, и не замечать хороших. В этом и есть основная причина всех неудач.
Даже если в вашем прошлом были неудачи – это не значит, что вы обречены оставаться неудачником до конца дней. Мир богат и многообразен, он дает каждому человеку огромное количество возможностей!
Но если на наших глазах шоры, то мы, конечно, не увидим и десятой их доли. А шоры эти очень часто создаются тем, что мы придаем слишком большое значение неудачам, буквально раздуваем их в своем сознании – и при этом недооцениваем удачи, воспринимаем их как что-то мелкое и незначительное. Естественно при таком восприятии мы будем жить в реальности неудач, а себя считать неудачниками, будучи к тому же уверенными, что это и есть объективное положение дел.
В предыдущей главе мы уже говорили, что есть люди, которым с трудом даются ресурсные состояния – по той причине, что они привыкли пребывать в нересурсных состояниях и считать их своей единственной реальностью. Нересурсные состояния буквально втягивают таких людей в себя помимо их собственной воли. И отнимают силы, необходимые для улучшения своей жизни, для достижения целей, исполнения желаний – для того, чтобы жить как хочется, реализовывать свой потенциал, получать радость и удовольствие от жизни.
Что же делать в таких случаях? В первую очередь выяснить, чем именно созданы ваши нересурсные состояния. А созданы они прошлым негативным опытом, который вы, может быть, неосознанно, воспринимаете как нечто значимое, определяющее всю вашу жизнь.
Мы уже знаем, что можем менять свое восприятие, меняя образы, складывающиеся из визуальных, аудиальных, кинестических сигналов. При помощи аналогичных приемов мы можем избавиться от влияния негативного прошлого.
Проверьте, какие события прошлого, воспринимаемые вами как негативные, кажутся вам очень большими и значимыми. Ваши провалы, неудачи, обиды, грустные переживания? Вы уже знаете, из чего складываются образы любых событий. Они складываются из визуальных, аудиальных и кинестических сигналов. Обнаружив сигналы, составляющие негативные образы, вы можете уменьшить их насыщенность, сделать менее яркими, менее объемными, удалить от себя.
Представьте, что вы – режиссер фильма, который по своей воле решает, какие объекты в кадре отдалить, а какие – приблизить, какие оставить цветными и объемными, а какие сделать плоскими и черно-белыми, куда дать больше света, а что затемнить. Отнеситесь к этому как к увлекательному творческому процессу.
Вы – хозяин своих чувств, и можете менять их как хотите!
Вы – режиссер своей жизни, и только от вас зависит, какие образы вы поместите на «кинопленку». Вы даже можете вообще убрать из своего «фильма» те образы, которые плохо влияют на вас.
Так вы можете изменить нересурсные состояния, если будете знать, какими образами они создаются. Нересурсные состояния, как мы знаем, это все то, что лишает нас сил: страх, печаль, апатия, депрессия, уныние, неверие в себя, беспокойство, смятение, и т. д. Все эти состояния создаются негативными образами – то есть теми сигналами от внешнего мира, которые вы интерпретировали как негативные.
Попробуйте изменить это!
Важное условие: работу с любыми негативными событиями и явлениями всегда надо начинать с вхождения в ресурсное состояние. Это даст вам необходимый заряд сил, который поможет нейтрализовать негатив.
Войдите в любое знакомое вам ресурсное состояние.
Вспомните какую-то не самую приятную ситуацию из вашего прошлого – такую, которая расстроила вас. Ситуации сильного горя для начала не подойдут – возьмите то, что в какой-то мере неприятно, но слишком сильных эмоций не вызывает.
Вспомните визуальные образы, которые сопутствовали событию. Все, что вы видели – обстановку, где все происходило, людей, которые в этом участвовали.
Сначала представьте эти образы как можно ярче. Можно даже сделать их ярче, чем они были на самом деле, и увеличить в размерах.
Затем представьте, что отодвигаете эти образы от себя. Отдаляясь, они уменьшаются. Теперь представьте, что образы теряют краски, становятся тусклыми. Затем представьте, что они теряют резкость, размываются.
Вспомните звуки, которые вы слышали тогда, голоса, а также свой собственный голос. Представьте, что они становятся громче и резче.
Затем представьте, что вы убавляете звук – и вот голоса становятся тише, глуше, превращаются в шепот, отдаляются и затихают совсем.
Вспомните то, что чувствовало ваше тело – может быть, напряжение, скованность, жар или озноб, или какие-то неприятные прикосновения… Представьте, что эти неприятные чувства стали еще сильнее и еще неприятнее… а потом постепенно ослабляйте их, представляя, что эти ощущения становятся едва заметными, а затем исчезают совсем.
Затем представьте весь образ в целом – уменьшенный, отдаленный, приглушенный, с ослабленными сигналами.
Обратите внимание, как изменились ваши ощущения – и одновременно негативные эмоции утратили свою силу.
Тренируйтесь «убавлять» сигналы от самых разных неприятных событий, которые в прошлом расстраивали вас, и до сих пор доставляют негативные эмоции. Когда у вас будет это хорошо получаться – когда вы почувствуете, что, вслед за ослаблением визуальных, аудиальных и кинестических сигналов ослабевают и негативные эмоции – можно перейти к работе над более серьезными неприятностями – теми, которые сильно выбили вас из колеи, и которые болезненно переживаются вами по сей день.
Но прежде чем перейти к такой работе, нужно научиться не только ослаблять сигналы от соответствующего образа, но и выводить себя самого за его пределы.
Если вы, вспоминая свое прошлое, воспринимаете образ события изнутри, будто снова становясь его участником и переживая все заново – вы создаете ассоциированный образ.
Если же вы, вспоминая событие, смотрите на него будто со стороны, как зритель, – вы создаете диссоциированный образ.
Чтобы справиться с сильными негативными эмоциями, нужно научиться входить в состояние диссоциации – то есть отделять себя от негативного события и связанных с ним эмоций. Затем, воспринимая ситуацию со стороны, как зритель, мы сможем полностью выйти из-под ее влияния.
Ассоциация – состояние, в котором вы полностью погружаетесь в событие (или воспоминание о нем), воспринимаете его изнутри, и заново переживаете все связанные с ним эмоции.
Диссоциация – состояние, когда вы словно выходите из ситуации и воспринимаете ее (или воспоминание о ней) словно снаружи, как зритель, который только наблюдает, отделив от себя ситуацию и связанные с ней эмоции.
Заметьте, присутствуете ли вы сами внутри образа-картинки прошлого, когда вы вспоминаете о чем-то – хорошем или плохом – что случалось там. Или вы «не видите» себя в этой картинке, а остаетесь зрителем, сторонним наблюдателем? В первом случае вы создаете ассоциированный образ, во втором – диссоциированный.
Так вот, если вы чувствуете, что негативные эмоции, связанные с воспоминанием, очень сильны, и вы не можете с ними справиться – представьте всю картину в целом, и выведите себя оттуда! Так вы превратите ассоциированный образ в диссоциированный.
Вспомните какое-нибудь событие из вашего прошлого – для начала лучше нейтральное, или даже приятное. Представьте все зрительные образы, которые вы видели тогда, все звуки, которые вы слышали, все ощущения, которые вы испытывали. Представьте, что вы снова переживаете эту ситуацию, находясь в ней. Представьте, что вы внутри картины, образы окружают вас, и вы можете мысленно прикоснуться к ним.
Теперь представьте, что вы как будто отделяетесь от себя и выходите за пределы картины. Теперь вы – зритель, и сидите в кинозале. Вы видите на экране ту картину, внутри которой только что находились. Вы видите в этой картине и самого себя. Но теперь вы смотрите на себя со стороны, как будто в кинотеатре демонстрируется фильм из вашей жизни.
Заметьте разницу в своих ощущениях. Когда вы воспринимали происходящее более ярко и четко – когда были внутри картинки, или когда вышли из нее? Когда вы испытывали более яркие эмоции? Как изменился характер этих эмоций, когда вы оказались в «кинозале», а не на «экране»?
Сейчас вы получили первый опыт перевода ассоциированного образа в диссоциированный. В дальнейшем вы можете положить его в основу для изменения восприятия жизни, которое будет способствовать позитивным переменам.
Научившись по своей воле изменять визуальные, аудиальные, кинестические сигналы, и освоив технику диссоциации, вы получаете в свое распоряжение богатейший арсенал возможностей, позволяющих уйти от влияния негативного опыта.
Казалось бы, прошлое нельзя изменить – ведь оно уже произошло, свершилось, состоялось.
Да, нельзя изменить события – но можно изменить восприятие событий!
Как мы уже знаем, наша жизнь определяется не столько событиями, сколько их восприятием. Даже одно и то же нежелательное событие может одного человека поднять на борьбу, закалить его дух, а другого – сломать и ввергнуть в вечное уныние. Так в событии ли дело? Нет, только в разных способах реагирования на него.
Но то, как мы реагируем, можно изменить – это зависит только от нас.
Если вы до сих пор не знали, как это делать, то теперь в ваших руках действенные инструменты: техника трансформации зрительных, звуковых и кинестических сигналов, плюс техника диссоциации.
Попробуем совместить их! Лучше всего это делать, используя уже знакомую вам метафору кинотеатра. Представляя себя в воображаемом кинотеатре, вы можете диссоциироваться от любых негативных образов, «увидеть» их на экране, и сделать с ними все, что захотите: увеличить или уменьшить, раскрасить в любые цвета, заставить двигаться медленно или, напротив, ускоренно, озвучить любыми голосами, прокрутить «пленку» в обратном направлении, и т. д. Фантазия здесь может быть практически неограниченной.
Не бойтесь экспериментировать! Это ваша жизнь, и режиссер здесь – только вы. Каким будет фильм вашей жизни – решать вам. Для начала «переснимите» все негативные эпизоды, и посмотрите, каким будет результат.
Войдите в ресурсное состояние.
Вспомните ситуацию, которая причиняет вам боль, заставляет страдать или чувствовать себя плохо. Например, кто-то вас обидел, вы потерпели неудачу, или оказались в каком-то неприятном положении.
Мысленно разложите эту ситуацию на составляющие: визуальные, аудиальные, кинестические образы.
Ответьте для себя на вопросы:
▪ Образ ассоциированный или диссоциированный – вы видите картинку изнутри, находясь в ней, или снаружи, как зритель?
▪ Вы видите картинку неподвижной, как на фотографии, или движущейся, как на киноэкране?
▪ Картинка цветная или черно-белая?
▪ Картинка четкая или размытая?
▪ Картинка яркая или тусклая?
▪ Предметы и люди далеко или близко?
▪ Слышите ли вы голоса людей?
▪ Есть ли среди них ваш собственный голос?
▪ Голоса громкие или тихие?
▪ Речь звучит быстро или медленно?
▪ Голоса спокойные, или эмоционально окрашенные?
▪ Речь вялая, монотонная, или напористая, убеждающая?
▪ Вы чувствуете холод или тепло?
▪ Образ в целом создает у вас ощущение напряжения или расслабления?
▪ Ваши ощущения от одежды, поверхности, на которой вы стоите или сидите, мягкие или жесткие?
▪ Ощущаете ли вы что-то на вкус или запах?
Изучив все возможные зрительные, слуховые, кинестические сигналы, диссоциируйтесь от образа ситуации. Для этого представьте, что все происходит на киноэкране, и мысленно выйдите из этого «фильма», оказавшись в зрительном зале. Дистанцируйтесь от происходящего, представив себя просто зрителем, сторонним наблюдателем.
Теперь начинайте менять все отмеченные вами характеристики на противоположные.
▪ Если картинка была неподвижной, заставьте ее двигаться; если она двигалась, заставьте ее замереть (замените «фильм» на «слайд-шоу»).
▪ Если картинка была черно-белой, сделайте ее цветной, и наоборот.
▪ Если картинка была четкой, размойте ее, и наоборот.
▪ Если картинка была яркой, сделайте ее тусклой, и наоборот.
▪ Если люди и предметы были близко, отдалите их, и наоборот.
▪ Если люди говорили, представьте, что они замолчали (или только открывают рты, а звука нет), если молчали – «заставьте» их говорить.
▪ Если вы не слышали собственного голоса – представьте, что слышите только его, а остальные молчат; если слышали собственный голос, представьте, что вы молчите и слушаете.
▪ Если голоса громкие, заставьте их звучать тихо, и наоборот.
▪ Если речь быстрая, замедлите ее (представьте, что то же самое говорится растянуто, медленно, как на испорченной пластинке), если речь медленная – представьте, что «прокручиваете» ее на увеличенной скорости.
▪ Если голоса спокойные, представьте, что они стали эмоциональными, и наоборот.
▪ Если речь вялая, пусть она станет напористой, и наоборот.
▪ Если с вашими воспоминаниями о той ситуации связано ощущение холода, замените его на тепло, и наоборот.
▪ Вместо напряжения представьте себе расслабленность, или наоборот (если это была вялая расслабленность, представьте себя в тонусе).
▪ Чувство жесткости поменяйте на мягкость, и наоборот.
▪ Вкус и запах, если они были, поменяйте на противоположные, или вовсе «отмените» их.
Затем представьте, что весь этот «фильм» вы прокручиваете в обратном направлении: идете от конца ситуации к ее началу. После представьте, что экран становится полностью темным, а затем белым. В зале зажигается свет. Фильм окончен.
Вы выходите из кинозала с чувством, что этот эпизод – в прошлом, и можно о нем забыть.
Вы заметили, что, выполняя предыдущее упражнение, вы просто разрушаете негативное переживание? «Пересняв» фильм, изменив все образы и сигналы, вы трансформируете переживание таким образом, что оно теряет весь свой смысл, и больше не может воздействовать на вас. Вы полностью свободны от этого прошлого.
Но довольно часто бывает полезно не разрушать полностью прошлый негативный опыт, а извлечь из него нечто позитивное.
Вспомним еще раз, что все определяется не столько самим опытом, сколько нашим восприятием. Допустим, с вами случилось нечто неприятное, и вы считаете, что потерпели поражение. А что если изменить восприятие – начать считать, что эта неприятность была лишь ступенью на пути к победе?
В мире нет ни одного события, которое было бы только черным или только белым. Какую бы ситуацию мы ни взяли, мы можем ее интерпретировать по-разному. Мы можем сказать: «Все плохо, хуже не бывает!», а можем дать другую оценку: «Что бы ни происходило, все к лучшему!»
Некоторые люди считают, что это самообман – в плохом пытаться увидеть хорошее. Но на самом деле никакого самообмана нет. Потому что не существует точной объективной оценки ни одного события и явления.
Никто не знает, какое оно на самом деле! Все лишь таково, каким является в нашем восприятии.
Если мы говорим «Все плохо!» – мы посылаем в свой мозг соответствующий сигнал: беда, тревога, надо спасаться! Если же мы говорим «Все к лучшему!» – наш мозг обрабатывает этот сигнал, и начинает искать, а главное, и находить эти лучшие возможности.
И то, что казалось плохим, перестанет казаться концом света. Мы не будем больше относиться к этому как к поражению – ведь в нашем восприятии это событие изменит свой смысл. А произойдет это благодаря тому, что мы поместили событие в другой контекст, или совершили переконтекстуализацию.
Контекст – смысл любого события или явления, как он воспринимается нами посредством репрезентативных систем.
Переконтекстуализация – изменение контекста, позволяющее негативный опыт превратить в позитивный.
Если мы какое-то событие воспринимаем в контексте наших неудач – то и оно само кажется неудачей. А если мы помещаем его в контекст побед и успехов – смысл кардинально меняется!
Мы от этого выигрываем, так как перестаем страдать и печалиться из-за прошлого неудачного опыта – а начинаем относиться к нему позитивно, учитывая положительный результат, к которому он привел нас.
Изменить контекст можно двумя способами.
● поместить прошлый опыт, кажущийся негативным, в другую ситуацию, где он станет позитивным (не меняя сам опыт, меняете ситуацию);
● изменить значение прошлого негативного опыта (не меняя ситуацию, меняете опыт).
Рассмотрим каждый способ подробнее.
В первом случае самая типичная ситуация отображена в сказке о гадком утенке. Те качества, которые казались недостатками в одной компании, в другой обернулись достоинствами.
Во втором случае ситуацию можно описать словами: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». То, что казалось несчастьем, вдруг обретает новый, позитивный смысл.
Какой способ переконтекстуализации выбрать – зависит от той конкретной ситуации, восприятие которой вы хотели бы изменить. Иногда бывает проще поместить прошлый опыт в новую обстановку, а иногда лучше работает изменение смысла самого опыта. В каждом конкретном случае вы должны решить самостоятельно, что вам больше подойдет.
Помните, что недостаток всегда может обернуться достоинством, а потеря – приобретением. Потеряв что-то, или потерпев неудачу, вы всегда можете отнестись к этому как к испытанию, тренировке вашей силы, терпения, способности не сдаваться ни при каких обстоятельствах!
А еще не забывайте, что процесс изменения восприятия – это творчество. Иногда очень полезно бывает немножко отойти от привычной реальности, включить фантазию и воображение, и совместить ваш опыт с какими-нибудь фантастическими или сказочными обстоятельствами.
Представьте, например, что какое-то ваше свойство, которое вы считаете недостатком, на другой, сказочной планете, является высшим достоинством, и вы получаете за него награды и почести. Или, как тоже бывает в сказках, вы потеряли что-то, а эта потеря обернулась очень большим новым приобретением: например, отказались от богатства, а за это были награждены волшебным свойством исполнять свои и чужие желания, или превращать в золото все, к чему вы прикасаетесь.
Не бойтесь, что подобная переконтекстуализация будет нереалистичной! Мы ведь имеем дело не с реальным миром, а лишь со своим восприятием. Значит, нам важно изменить восприятие, и здесь хорошо все то, что работает, – богатое воображение, способное все что угодно превратить в сказку, в первую очередь!
Что вы выиграете от такой игры? Вы выиграете возможность выйти из состояния печали, перестать страдать и расстраиваться из-за прошлого негативного опыта – и увидеть путь, который от этого опыта поведет вас вовсе не к новым неудачам, а к победе и успеху, а также найти силы, чтобы двигаться по этому пути.
Войдите в ресурсное состояние, проникнитесь ощущением собственной силы и уверенности.
Вспомните какую-то ситуацию из прошлого, восприятие которой вы хотели бы изменить. Например, кто-то критиковал вас за недостатки, или вы что-то потеряли.
Воспроизведите в памяти все визуальные, аудиальные, кинестические сигналы, которые вы получали в этой ситуации. Затем измените их так, чтобы картина была яркой, праздничной. Представьте, например, что вы стоите на сцене, которая украшена цветочными гирляндами и разноцветными воздушными шарами, играет бодрая торжественная музыка, у людей вокруг вас радостные, счастливые лица. Грустные, серьезные или суровые голоса замените на веселые, бодрые. Представьте, что вас все поздравляют, хвалят, благодарят!
Если в голове все же крутится чья-то критическая речь, обидные слова, перед глазами стоят суровые лица ваших обидчиков – мысленно прокрутите их речи на большой скорости, чтобы голоса у них стали как у персонажей мультфильмов. Сделайте их мимику ускоренной, или резкой, утрированной, как у клоуна. Все в вашей власти, вы можете менять контекст ситуации как угодно. В конечном итоге вы можете заметить, что смеетесь над тем, что еще недавно казалось печальным.
Чтобы закрепить успех, диссоциируйтесь от образа, и прокрутите ваш новый «фильм» еще раз, теперь уже наблюдая за ним как зритель.