Вступление

Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.

Аристотель

Болезнь нашего века – ангедония, или потеря вкуса к жизни.

Есть одна современная притча.

Приходит человек в магазин, чтобы сдать назад товар – елочные игрушки. Продавец искренне хочет понять причину возврата. Он спрашивает того человека: «Возможно, вас не устраивает качество игрушек?» «Да нет, – отвечает человек, – качество превосходное, сам выбирал». Продавец продолжает: «Тогда, возможно, вас не устраивает цветовая гамма? Мы подберем вам другую». «Да нет, – отвечает покупатель, – цветовая гамма отличная, – сам выбирал». Продавец не унимается: «Тогда, возможно, вы, по каким-то соображениям, предпочитаете другого производителя?» «Да нет, и с производителем все в порядке», – грустно говорит покупатель. Продавец в полном недоумении: «Простите, но в чем же тогда причина возврата, поделитесь, пожалуйста! Нам это важно знать!» Покупатель безнадежно смотрит на продавца и говорит: «Понимаете, они меня НЕ РА-ДУ-ЮТ!!!»

Действительно, игрушек у человека в жизни может быть много – самых дорогих и самых модных, но, если они нас не радуют, смысла в них нет…

Или вот еще одна притча. Встречаются два бизнесмена и спрашивают друг у друга, как дела. Один говорит: «У меня все хорошо. Оборот – один миллион и есть еще кое-что. А как у тебя?» Другой отвечает: «У меня тоже все хорошо. Доход – два миллиона и есть еще кое-что. Слушай, а как дела у Роберта?» «Ой, у Роберта – совсем все плохо. У него доход – сто миллионов, и, представляешь себе, больше – НИ-ЧЕ-ГО!!!»

Сейчас во всем мире, за исключением самых неблагополучных стран, уровень жизни людей вырос. То, что еще в 90-х было диковинкой и небывалой роскошью, например мобильный телефон или ноутбук, теперь – всего лишь необходимая составляющая жизни работающего человека. Но радости у людей стало меньше!

И это вполне объяснимо. «Уровень жизни» и «качество жизни» – разные понятия. Первое покупается за деньги, второе – нет. И если раньше во главу угла ставился успех – «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – то теперь понятно, что успех без счастья не особо нужен. Игрушки не радуют, и «Богатые тоже плачут»!

Что же с этим делать? На тему счастья «навалилась» наука! Один из основных современных трендов – это «научный подход к счастью». Раньше о нем говорили только философы и литераторы, а теперь говорят и психологи, и медики, и нейробиологи. Словосочетание «химия счастья» уже никого не удивляет. Счастьем уже занимается квантовая физика, и, возможно и математика скоро «пожалует в наш клуб».

И в этом есть серьезная опасность. В чем она? В том, чтобы состояние счастья не попытались поставить на службу зарабатывания денег: ведь в жизнерадостном состоянии человек более успешен!

Нельзя отводить счастью вспомогательную роль: оно не может служить ни богатству, ни карьере, ни достижению целей. Иначе оно уйдет и не вернется. Оно не может быть для чего-то, потому что счастье само по себе – это величайшая ценность.

Но не надо думать, что перед нами стоит выбор: либо быть богатым, либо счастливым. Эти понятия – целиком и полностью совместимы. Здесь не идет речь о выборе «или/или», а скорее об интеграции – «и/и».

Мудрая пословица гласит, что «не в деньгах счастье», но никто не сказал, что человек не может быть и счастливым, и успешным.

Заметьте, состояние счастья я поставила на первое место. Потому что счастье возможно и без денег: если они человеку не нужны в принципе, как Франциску Ассизскому или Матери Терезе Авильской, то он все равно будет счастлив, и это состояние у него не отнимется. А вот успех без «чего-то еще» счастья не дает.

Я не собираюсь писать в этой книге о том, как стать богатым: другие авторы делали и делают это во много раз лучше.

В моем мире есть все, о чем я мечтала: любимая семья, четверо детей, шесть лошадей, десять собак, семь из которых подобраны на улице. Мы живем в нашем просторном доме на опушке дикого леса, соседей у нас нет, кроме оленей, лосей и прочих лесных обитателей. Тишина, уединение и возможность бродить вокруг дома босиком – для меня это настоящее счастье, точно так же как была счастьем и возможность обучать мощным технологиям воздействия на убеждения других людей ведущих сотрудников Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и Международного Фонда Защиты Животных (IFAU) двадцать лет назад. В десяти минутах ходьбы от нашего дома – берег Рижского залива, а я всегда любила дальние заплывы. В пятнадцати минутах езды на машине находится наш центр «Берег Силы», дело моей жизни, куда приезжают учиться люди на сегодняшний день из восьми стран Европы.

Но было и по-другому. Коммунальная квартира с одним санузлом на пять семей, крысы, мыши и тараканы – их невозможно было вывести, – пьяные драки соседей, которые мне пришлось научиться останавливать лет с пятнадцати, детство и отрочество, проведенные в бедности. Нужный и важный жизненный опыт.

А состояние счастья у меня было всегда. Я так любила нашу коммунальную квартиру в Большом Могильцевском переулке! Это был дом начала двадцатого века, с красивой лепниной на высоченных потолках, и из его окон был виден огромный дуб, который, наверное, был лично знаком с А. П. Чеховым, описавшим в своем рассказе «Страшная ночь» наш переулок как одно из самых мрачных и неприятных мест Москвы. В комнате, где мы жили с мамой и братом, стояло старое немецкое пианино, наполнявшее дом и улицу своим благородным звучанием. Соседи наши были своеобразные и интересные люди: в трезвом виде – так вообще просто чудо! Моя французская спецшкола имени В. Д. Поленова находилась в десяти минутах. И я была счастлива.

Занимаясь психологической реабилитацией мирного населения на первой Чеченской войне, я тоже была счастлива, потому что у меня было ясное осознание, что я нахожусь именно там, где должна быть. Несмотря на то что приходилось работать сутками, я не испытывала ни ощущения выгорания, ни усталости: потраченная энергия моментально восполнялась от осознания результатов работы с людьми.

Было много событий и жизненных контекстов, где мне на собственном опыте удалось понять, что состояние внутренней наполненности и радости жизни может присутствовать в самых разных ситуациях.

У каждого из нас счастье – свое.

Возможно, мое счастье на сосново-песчаном Берегу Силы совсем не близко многим из читателей. Например, энергичным экстравертам для ощущения полноты жизни необходимы города с их ярким ночным освещением и бешеным ритмом, многочисленные контакты с людьми. И это прекрасно, что мы – такие разные.

Нет единого рецепта счастья, как нет и формулы любви.

Но, разобравшись в том, какие виды счастья существуют и какие из них вам наиболее созвучны, вы сможете сами, прочитав эту книгу, создать для себя свою индивидуальную стратегию достижения состояния счастья и нахождения в нем.

Я хочу поделиться своими личными наработками и опытом, а также профессиональным опытом своих коллег на тему счастья.

Мне хочется, чтобы «рецепт» разных видов счастья – а их имеется целых восемь, – был доступен каждому человеку, независимо от его профессии, и моя задача – показать каждому из вас пути повышения уровня счастья в своей жизни.

И теперь несколько слов о структуре книги, чтобы вам легче было в ней ориентироваться.

В первой части я обозначу «трех китов», на которых мы будем опираться. Во второй части речь пойдет о «химическом уровне» наших состояний счастья. В третьей части будет дано поочередное описание восьми видов счастья, и в четвертой, наконец, я покажу, как прийти к каждому из видов счастья и, конечно, осознанно удерживать себя в них.

Был когда-то старый фильм С. Микаэляна с Олегом Янковским «Влюблен по собственному желанию», и это название всегда меня немного смущало. Как вам кажется, можно быть влюбленным по собственному желанию? Мне кажется – нет. Можно, конечно, накрутить себя и «дорисовать» реального человека своими проекциями, подключив свое творчество и креативность, но такое нафантазированное чувство не может быть долгим. А вот быть счастливым по собственному желанию – вполне возможно, но для этого необходимо осознавание своих действий и приложение некоторых усилий.

Счастье – это не только состояние, но и труд, правда, приятный. Прежде всего это понимание и принятие того, где я сейчас нахожусь относительно моего счастья. Это и осознание, какие именно шаги мне следует предпринять, чтобы ощутить себя в полной мере счастливым. «Счастье по собственному желанию» требует внутренней работы и честных ответов самому себе на многие вопросы.

Давайте, пока мы еще не перешли к следующей главе, проведем небольшой тест.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Начертите, пожалуйста, три отрезка – три шкалы измерения – и разделите каждый из них на десять равных частей (рис. 1).

Первый отрезок – это шкала моего состояния счастья на сегодняшний день. Точка «О» означает, что в моей жизни вообще нет счастья («шкалу несчастья» мы сейчас не трогаем), а точка «10» означает, что состояние счастья во мне буквально зашкаливает, как у президента во время инаугурации. Поставьте крестик там, где вы находитесь в ваш текущий период жизни.

Второй отрезок – это шкала моего понимания, что должен делать «среднестатистический» человек, чтобы стать счастливым. Если я понятия об этом не имею, то ставлю «0», если я знаю об этом буквально всё, ставлю «10». Либо, что более вероятно, вы поставите крестик где-то между этими точками.

Третий отрезок – это шкала вашего понимания, что можете сделать конкретно вы, чтобы быть счастливым человеком и удерживать себя в этом состоянии. Вы, конечно, заметили, что третья шкала похожа на вторую, но имеется существенное отличие. Как правило, нам более понятно, что́ нужно делать в той или иной ситуации другому человеку, чем нам самим. Помните пословицу «Чужую беду – руками разведу»? На втором отрезке мы оценивали по десятибалльной школе наше понимание того, что нужно делать «вообще» для своего счастья. А третья шкала – это оценка того, насколько я понимаю, что нужно делать конкретно мне. И, как и раньше, цифра «0» означает, что я вообще – ни сном ни духом – не ведаю, чем я могу себе – любимому помочь стать счастливым. А цифра «10», как вы уже поняли, означает, что «я точно знаю конкретные шаги, которые мне следует сделать на пути к своему счастью».

Этот тест важно сделать до того, как мы перейдем непосредственно к содержанию книги. Если вы выполнили это упражнение, вам будет особенно интересно повторно проделать его, закончив чтение, чтобы понять, как изменилось ваше местоположение на всех трех шкалах после прочтения книги.


Рис. 1

Загрузка...