Как мы воспринимаем окружающую реальность? Видим, слышим, щупаем, читаем что бы то ни было и всё это обрабатываем сознанием. С другой стороны, порой включается нечто невнятное, какое-то смутное ощущение из категории «Туда не ходи, сюда ходи, снег башка попадёт», как в фильме. И это чувство, обычно называемое интуицией, исходит из подсознания. С ним-то мы и познакомимся.
Поскольку большая часть наших познаний об окружающей среде приходит к нам через сознание, вы, возможно, удивитесь, узнав, что гораздо чаще, чем считается, наши решения принимает та часть нашей личности, о которой задумываются лишь немногие. Эта часть называется подсознанием.
Сознание основано на опыте, анализе ситуации и полученных знаниях. Например, мы можем воздержаться от третьего кусочка шоколадки, иначе высок риск расстаться с талией. Подсознание же, по сути, это эмоциональный рассудок. Именно в подсознании кроются биологически обоснованные реакции. Мы испытываем страх, столкнувшись с неизвестным. Идём привычным путём на работу, не замечая ничего вокруг.
Подсознание связано с нашими эмоциями и ощущениями. По большому счёту, именно от его деятельности зависит, какое решение мы примем. Разумеется, если есть время – мы осмыслим первый «посыл» с позиций логики, просчитаем все его плюсы и минусы и, возможно, скорректируем свои действия.
Подсознание используют мерчендайзеры, создатели рекламы и многие другие. Простейший пример: попробуйте объяснить свой выбор продуктов или бытовой химии в супермаркете. Если нет привычки к определённой марке, мы машинально берём то, что видели по телевизору или в интернете. При этом, разумеется, вряд ли вспомним картинку.
То есть кто-то может дистанционно воздействовать на наш выбор. Согласитесь, эта мысль немного пугает! Но не переживайте: понять схему работы подсознания и научиться использовать его в своих целях не слишком сложно. Освоив нехитрые упражнения, вы будете более свободны в выборе.
Сознание и подсознание – две полноценные части вашего «Я». Они могут конфликтовать между собой, что выливается в эмоциональную нестабильность, раздражительность и появление всевозможных комплексов. А могут мирно «уживаться»: и тогда вы становитесь цельной, гармоничной и успешной личностью.
Психологи порой сравнивают наше сознание с взрослым человеком или родителем, а подсознание – с ребёнком. Почему? Сознание, основанное на собственном или чужом опыте, знает, что «пальчик в розетку – это плохо, упасть на асфальт – больно, а ненавистная морковка – полезно». Подсознание же «вопит»: «Хочу-хочу-хочу!» или «Не буду!»
«Заставить» подсознание что-либо сделать или не сделать возможно. Пожалуй, именно этим занимаются гипнологи. Но это – не самый лучший выбор. Отношения «приказ – подчинение» не отличаются эффективностью. Значительно более приятный путь – сотрудничество. Да-да, вам предстоит научиться партнёрским отношениям с самими собой!
Итак, подсознание – это «ребёнок» лет пяти. «Внушать» что бы то ни было самим себе следует, учитывая этот аспект. Попробуйте сказать малышу: «Эта каша приготовлена из пророщенных злаков, полита полезным витаминным мёдом и сливочным маслом, необходимым для роста». Как вы думаете, дитя вдохновится? И другой вариант: «Кушай вкусную кашку, и тогда станешь большим и сильным». Уловили?
И ещё один аспект, который поможет вам «обуздать» подсознание: различные его области выполняют разные функции. По сути, если вы испытываете беспричинный страх, обратитесь к «защитной» части подсознания, и так далее.
Давайте знакомиться с внутренним ребёнком. Сядьте поудобнее. Осмотритесь: отметьте сознательно предметы, вас окружающие, и всё, что бросается в глаза. Теперь «ощутите», где в вашем теле может обитать «эмоциональное я». Нашли – представьте, что второе «я» выходит наружу и отходит на пару метров. Посмотрите на свое «эмоциональное я» со стороны сознания и опишите его: это девочка или мальчик, как выглядит, сколько лет.
Попробуйте описать ваше эмоциональное «я» с позиций сознания. Как логическая составляющая вашей личности к нему отнесётся? «Логика» ругается: надо слушать меня, не следует делать глупости? Отлично! А теперь вообразите: как бы вы охарактеризовали подобное отношение к обычному малышу?
Надо сказать, в каждом из нас уживаются «дети» самого разного возраста: и малыш, верящий в сказку и деда мороза, и гордый первоклассник, и ищущий себя подросток. И даже тот ребёнок, у которого отняли игрушку или не дали конфету, хотя очень хотелось. С одной стороны, это несколько усложняет нашу задачу – как же подружиться с ними всеми? С другой, упрощает: научитесь принимать все свои подсознательные «я» как близких и родных людей.
Проблемы личностного гармоничного развития начинаются в тот момент, когда внутренний ребёнок несчастен. Возможно, когда-то в вашем прошлом была травмирующая ситуация, с которой вы не смогли справиться. А может быть, вы просто не обращаете внимания на потребности своего внутреннего ребёнка.
Как ваше маленькое «я» воздействует на «взрослого»? Классическим методом кнута и пряника. Вы спонтанно решились на что-то – и внутренний ребёнок счастлив, вы, соответственно, тоже находитесь в эмоционально приподнятом состоянии. И напротив, ограничили удовольствия подсознания – испытываете неудовлетворенность жизнью.