Во всех странах железные дороги для передвижений служат,
а у нас сверх того и для воровства.
Салатиков Щедрин.
После начала банкета, я попросил губернатора познакомить меня с местными промышленниками и меценатами. Первым с кем я познакомился был Михаил Григорьевич Шевелев, основатель первого русского частного пароходства на Дальнем Востоке, при поддержке правительства в 1880 году Шевелев основал первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке, судоходную компанию «Шевелев и Ко».
В 80-е годы XIX века Шевелев стал крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. Кроме того, он занимался благотворительностью, выделяя средства на образование, культуру, научные изыскания, нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Я пригласил его завтра к себе вечером и попросил подготовить его видение развития Дальнего Востока и какие средства он готов вкладывать лично.
Следом за ним меня познакомили с Михаилом Ивановичем Янковским, поляк по происхождению, был сослан в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 года, был назначен управляющим золотыми приисками на острове Аскольд, занимается сельским хозяйством, коневодством, пытается приручить диких оленей и разводить их. Его я тоже пригласил на завтра с предложениями по сельскому хозяйству и животноводству в этом регионе.
Затем меня познакомили с иркутским купцом Иваном Яковлевичем Чуриным, основатель сети магазинов «Чурин И. Я. и Ко», сеть которых раскинулась и в Китае.
Ещё познакомили с немецким бизнесменом Густавом Кунстом, представителем торгового дома фирмы «Кунст и Альберс», успешно развивающейся на Дальнем Востоке. Я обещал выделить ему время в ближайшие дни для более близкого знакомства.
Сразу за Кунстом ко мне подошёл американский бизнесмен недавно женившийся на российской подданной, он представлял торговый дом «Уильям Эйч бордмен и Ко», специализировавшейся в том числе и на торговле товарами из Северной Америке, с ним мы перекинулись парой фраз и я передал ему пожелание выделить мне время на днях для беседы, касательно нового бизнеса.
Проведя первоначальное ознакомление с представителями крупного бизнеса, я объявил, что для остальных выделю несколько дней для обстоятельной беседы. После чего откланялся, сославшись уставшим и отправился в любезно предоставленную мне губернатором, резиденцию. Предстояло составить планы на завтра и обдумать, чем я могу привлечь их и помочь в расширении их бизнеса. Как прорубить окно на восток, подобно Петру Первому?
Чем заинтересовать бизнес и как привлечь инвестиции. Предложить строительство второй ветки транссибирской железной дороги и предложить транспортировку грузов напрямую в Европу? Да нужно не забыть строить сразу севернее, чтобы КВЖД не отошла к Китаю, нечего разбрасываться деньгами.
Значит надо писать Императору Александру Третьему, стоп, я повторяюсь. Писать отцу с просьбой наделить временными полномочиями по расширению торговых связей для развития восточного региона страны. И разрешения открытия торговой Восточно-Российской Торговой Компании с вложениями от семьи в виде земли и скидками на разработку ресурсов. Срочно надо отправить телеграмму в Санкт-Петербург. Ещё просить разрешение на торговлю с Японией и привлечению их к разработке месторождений. Нужно направить ресурсы внешних участников торговли для инвестирования внутри региона. Ещё нужны полномочия по расширению Транссибирской Магистрали за счёт внешних инвесторов. Это увеличит скорость прохождения составов и грузопоток. Решено, сейчас вызову Виктора Сергеевича и надиктую телеграммы, к утру должен прийти ответ.
Но он опередил меня, придя сам и принеся телеграмму от императрицы
« Ники. Мы очень переживаем. Как твоё самочувствие. До нас дошли невероятные слухи о чуде в Японии. Жду ответа. Твоя МАМА.»
Понятно, что до семьи дошли слухи о чуде в Японии. Я видел несколько европейских газет и там говорили о смерти после нападения и о бездыханном трупе привезённом в токийский Храм и о воскресении на третий день. В Санкт-Петербурге даже были волнения и погромы китайцев, принятых за японцев. А недавно отслужили молебен о чудесном воскрешении цесаревича. В принципе данная шумиха меня устраивала, главное было не перегнуть палку. И сейчас самое время запросить у императора полномочий. Поэтому я подготовил текст телеграммы и передал князю.
«Ваше Величество. Ситуация на Востоке страны требует решительных действий в привлечении капитала. Необходимо строить сразу две ветки Транс Сиба. Инвесторов найду. Нужны полномочия открыть торговую компанию и контроля строительства Жел. Дор. Жду скорого решения вопроса. Конкуренция из Европы и Америки, грозит потерей инициативы и несёт угрозу Дальнему Востоку.»
Завтра предстоит открытие стройки Транссибирской магистрали и закладка первого камня в фундамент станции, нужно пораньше лечь, ещё меня ждёт встреча с купцами и промышленниками.
Утром встав пораньше, я занялся разминкой, надо приводить в тонус тело доставшееся мне по наследству. И вообще заняться пропагандой здорового образа жизни, на личном примере.
Во время завтрака мне принесли телеграмму, в которой был приказ о моём временном назначении губернатором всего дальневосточного края, с правом заключать торговые соглашения не идущие вразрез с законами и интересами российской империи. Когда завтрак уже закончился, ко мне приехал генерал-губернатор Корф Андрей Николаевич и попросился на встречу со мной.
Я перешёл в рабочий кабинет находящийся рядом и попросил проводить его ко мне.
Входя в кабинет он приветствовал меня,
– Долгого здравия вам Ваше Высочество, как ваше самочувствие? Ваша матушка Императрица Александра Фёдоровна просила меня лично описать ваше здоровье и позаботиться о вашей безопасности. Я так же получил телеграмму о назначении вас Губернатором всего Дальнего Востока с расширенными полномочиями и оказывать вам всестороннюю поддержку, Какие будут распоряжения Ваше Высочество?
Пригласив его присаживаться поближе ко мне, я сказал,
– Андрей Николаевич, я ни в коем образе не хочу вмешиваться в вашу деятельность, но намерен заняться развитием всего дальневосточного региона и привлечением дополнительных финансов для этого, а так же расширить торговлю в регионе, выведя её на международный уровень. Поэтому вы можете совершенно спокойно заниматься своими прямыми обязанностями, а при малейших трудностях обращайтесь ко мне, я буду стараться помочь вам по мере возможностей.
После этого мы кратко обсудили запланированные на сегодня мероприятия и отправились вместе на первое из них.
В сопровождении большого числа чиновников и охраны, мы отправились на закладку первого железнодорожного вокзала. Улицы Владивостока были не мощёными, но выглядели ухоженной с засыпанными щебнем, крупными ямами. На подъезде к вокзалу, нас встретила огромная толпа горожан, рядом с ней стояла большая трибуна, украшенная лозунгами.
Для начала предстояло сказать речь и я под взглядом многотысячной толпы взошёл на трибуну и начал говорить,
– Обращаюсь к вам, поданным Российской Империи и её гостям, как наследник престола и говорю, что сегодняшний день запомнит весь мир как самый великий в истории всего человечества. Сегодня мы начинаем строительство самой большой и протяжённой железной дороги, сей великий труд по завершении будет доказательством величия России как великой державы. Мы сейчас открываем строительство нового шёлкового пути с востока на запад и соединим этой дорогой два совершенно разных мира, Востока и Запада. Ещё никто в истории человечества не брался за проведения столь масштабной стройки, поэтому взгляд всего мирового сообщества прикован к нам в этот момент. Эта стройка является достижением всего Российского народа и строиться будет на средства с его налогов и каждый гражданин должен знать, что в этой дороге есть и его личный вклад. Поэтому контроль над всей стройкой, я беру под личный контроль. Будут тщательно проверяться все выкупные на землю, все поставки материалов и строительство инфраструктуры будут под строгим контролем. Каждый подписанный акт приёмки, должен соответствовать заявленным параметрам и срокам эксплуатации. Каждое нарушение контракта, завышение цены, ухудшение качества, воровство, будут тщательно расследоваться и чем выше будет положение провинившегося, тем строже будет наказание. И если кто-то думает, что дальше Сибири не сошлют, то он глубоко ошибается, караться все подобные преступления будут по самой строгой планке. Те же кто доложит с неопровержимыми фактами о нарушениях, будут премированы в процентном соотношении от выявленной величины ущерба. Я даю строк в двое суток, всем кто уже попытался нажиться на поставках и выкупе земли обратиться в отделы жандармерии и написав заявление, возместить расхищенные средства. Так же хочу сообщить о условиях труда на строительстве. Я лично буду приезжать и проверять питание рабочих и если оно будет неудовлетворительным, наказаны будут все причастные к этому. Каторжане, трудящиеся на строительстве Транссибирской железной дороги и проявившими себя, смогут рассчитывать на смягчение режима или его сокращении.
Особо хочу отметить подрывную деятельность, различных социалистов и других революционных организаций, финансируемых западными странами и мешающими строительству Народной железной дороги. Санкции по пресечению их деятельности должны быть наиболее строгими, а докладывающие о деятельности таких организаций должны быть премированы. И вы не ослышались о строительстве Народной железной дороги. Строительство дороги позволит переселить множество крестьян из не плодородных и перенаселённых регионов страны, на обширные и свободные земли с освобождением от податей и выдаваемой помощью на первый посев и на развитие животноводства. Для этого мной будет учреждена Восточная Торговая компания, одной из целей которой, будет развитие дальнего Востока и улучшения жизни простых крестьян. С выдачей целевых материальных кредитов для переселенцев по беспроцентной ставке, сроком на десять лет.
Сказать, что мои слова произвели впечатление, это значит ничего не сказать. Если простые сограждане и крестьяне встретили новость с восторгом, то многие чиновники поникли головами прикидывая, чем для них может обернуться новые проверки и не бежать ли сдавать подельников, что бы получить прощение за воровство.