Глава I Биографические вехи и творческий путь Н. О. Лосского

§ 1. Служение сверхличным целям

Судьба подарила ему долгую жизнь, полную лишений, талант оригинального мышления, мировую известность и почти полное забвение на Родине, как, впрочем, и других русских философов из памяти корифеев «Серебряного века» русской культуры – Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина и др. В настоящее время культура России постоянно «возвращает» сознанию народа то наследие, которое ему по праву принадлежит.

Николай Онуфриевич Лосский родился 6 декабря 1870 года в многодетной семье лесничего Витебской губернии. В 1881 году он поступает в гимназию, но закончить ее Лосскому не удается; в 1887 году его исключают за пропаганду социализма и атеизма. Н. О. Лосский уезжает в Швейцарию и в 1888 году поступает на философский факультет Бернского университета, где изучает естественные науки. Бедственное положение (были случаи, когда он по нескольку дней не ел) вынудили Лосского в 1889 году уехать в Алжир. Однако и здесь жизнь оказалась не легче, чем в Берне. Он вступает в Иностранный легион, но, не выдержав тягот военной службы, попадает в госпиталь, откуда бежит в Швейцарию, а затем возвращается в Россию.

В Петербурге Н. О. Лосскому удается поступить на бухгалтерские курсы, а затем и в восьмой класс гимназии при Историко-филологическом институте и успешно закончить ее.

В 1891 году он поступает в Петербургский университет на Естественно-научное отделение Физико-математического факультета. В 1894 году, будучи на четвертом курсе физико-математического факультета, Лосский поступает на первый курс Историко-филологического факультета, где изучает философию. Учится параллельно на двух факультетах. Завершает образование Н. О. Лосский в Германии, где у Виндельбанда, Циглера, Бунда готовит, а затем в 1903 году защищает магистерскую диссертацию в Санкт-Петербурге, затем и докторскую в Москве. С 1904 года он преподает в Петербургском университете, Народном университете Вольной философской академии.

После революции 1905 года Н. О. Лосский вступает в партию кадетов, становится участником, а затем и членом правления Религиозно-философского общества. Его приглашают принять участие в сборнике «Вехи», но он отклоняет это предложение.

После революции 1917 года он некоторое время работает в организациях кадетов и партии народной свободы, выпускает брошюру «Чего хочет партия народной свободы» (лето 1917 года). Вскоре, однако, он прекращает свою партийную деятельность.

По решению Государственного Ученого Совета в 1921 году Н. О. Лосскому было запрещено преподавать в Петербургском университете, поскольку в книге «Мир как органическое целое» (1917) он защищает догмат троичности бога. 16 августа 1922 года Лосского арестовывают и вместе с другими известными русскими философами высылают за пределы страны.

Н. О. Лосский не остается, как другие эмигранты, в Берлине, а по приглашению П. Б. Струве едет в Прагу и живет там до 1942 года, читая лекции по философии на нескольких факультетах Русского университета. В 20-30-е годы он публикует несколько книг: «Материя и жизнь», «Свобода воли», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» и др.

В 1942 году Лосский получает кафедру философии в Братиславе и переезжает в Словакию. После освобождения Чехословакии советскими войсками он с семьей живет в Париже, где до 1947 года читает лекции в Религиозно-философской академии Н. А. Бердяева. Осенью 1947 года Лосский едет в Америку и в течение многих лет ведет преподавательскую деятельность в свободной Владимирской духовной Академии. В 80-летнем возрасте он получает американское гражданство.

Скончался Н. О. Лосский 24 января 1965 года во Франции, где жил последние годы. Похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев де-Буа.

Лосским написано более тридцати книг и сотни статей, рецензий, заметок. Наиболее известными из них являются: «Обоснование интуитивизма» (1907), «Мир, как органическое целое» (1917), «Свобода воли» (1928), «Ценность бытия» (1931). «Условия абсолютного Добра» (1949), «История русской философии» (1951).

Построение своей философской системы Н. О. Лосский начинает с гносеологической теории, названной им интуитивизмом, понимая под словом «интуиция» «непосредственное созерцание субъектов не только своих переживаний, но и предметов внешнего мира в подлиннике».

Размышляя над тайнами сознания, Лосский приходит к выводу о необходимости создания нового целостного видения мира. В книге «Мир, как органическое целое» Лосский утверждает, что все в мире взаимосвязано одинаково важно и ценно. В качестве субстанции бессмысленно брать что-то одно, выбранное из многообразия существующего в этой целостной органической взаимосвязи. Субстанцией является сама связь, как связующее третье – двух противоположных реальностей бытия, она лежит в основе мира. Основная мысль идеал-реализма заключается в том, что реальное временное и пространственное бытие связано с идеальным сверхвременным и сверхпространственным бытием. Лосский учит, что над миром стоит сотворившее его металогическое начало – Абсолютное. Сотворенный мир есть совокупность субстанциональных деятелей, способных к творчеству собственной жизни на основе дарованной богом индивидуальности. Но личность может злоупотреблять свободой и в силу неискоренимого эгоцентризма может вступить на путь зла. В этике Лосский стоит на позициях персонализма. Его этика теономна, то есть основана не на человеческих, относительных, а на божественных, абсолютных ценностях, но при условии, Лосский утверждает, ценности человеческой личности, однако без того обожествления свободы, которое свойственно философии Н. А. Бердяева. Согласно Лосскому, самоценность человеческой личности возможна лишь при условии служения сверхличным целям.

Н. О. Лосский – последний русский философ (умер уже после всех, кто также как он развивал и приумножил русскую философию и культуру в Зарубежье), создавший всеобъемлющую философскую систему. В отличие от многих философов-современников, которые были публицистами, богословами, поэтами, Н. Лосский был «чистым» философом, всю свою долгую жизнь размышлявшим над всеобщим развитием философского знания, пытавшимся включить всю полноту мира в свою систему, объединить в ней реальное и идеальное, рациональное и иррациональное, интуицию и логику, веру и разум, необходимость и свободу.

§ 2. Становление философского мировоззрения

Формирование философских взглядов Н. О. Лосского было достаточно сложным. Как целостная система его философия стала вырисовываться в тот период жизни, когда философу уже было за 60. Свой философский путь он начинает с анализа эмпиризма, мистики и рационализма. Эти направления были популярны в то время в России. Путь к собственно философии был не прост. Лосский сначала занимается естествознанием. Это сформировало интерес к психологии, затем предметом его размышлений стали тайны человеческой души.

Еще в пятом классе гимназии, в возрасте 16 лет Н. О. Лосский прочитал книгу В. Вундта[4] «Душа человека и животных»[5], которая глубоко тронула его. Многие моменты «запали» в память. Неслучайно тему сочинения на вступительных экзаменах в восьмой класс гимназии при Историко-филологическом институте он выбрал с названием «Знание о чужой душевной жизни».

Обучаясь на Естественно-научном отделении физико-математического факультета, Н. О. Лосский читал Декарта, Спинозу, Канта, труды, посвященные английскому эмпиризму, произведения Спенсера, который выработал привычку систематизации знания, научил приводить в систему естественнонаучные данные. Лосским была изучена также «Система логики» Милля, однако затем многократные философские беседы с А. А. Козловым, бывшим профессором философии Киевского университета и называвшим себя лейбницианцем, резко изменили мировоззрение Н. О. Лосского. Он полностью освободился от материализма в своих суждениях. Частые философские споры с С. И. Метальниковым убедили его в правильности выбранного направления – кантианства.

Обучаясь параллельно с Физико-математическим на Историко-филологическом факультете и слушая лекции по философии профессора Введенского, который в это время был в расцвете творческих сил, Лосский увлекся гносеологией и сформулировал для себя уже следующую задачу: «преодолеть Юма и Канта, именно развить теорию знания, которая объяснила бы, как возможно знание о вещах в себе, и оправдала бы занятия метафизикою»[6]. Поэтому, был показателен выбор книг для переводов. Первые произведения, которые Н. О. Лосский перевел: два трактата Канта, один из них с латинского, «Очерк истории философии» Ремке, «История древней философии» и «История средневековой философии» Ибервега-Гейнце.

Сам Лосский о становлении своего философского мировоззрения пишет: «Моему уму присуща была склонность к эмпиризму и вместе с тем к рационализму. Первая выразилась в моей любви к Миллю и Спенсеру, вторая требовала приведения всего признанного за истину в стройную логически связанную систему… в моем, уме столкнулось влияние метафизики Лейбница и Гносеологии Канта, благодаря двум моим учителям – Козлову и Введенскому ‹…› все рассуждения об онтологическом строении мира представлялись мне висящими в воздухе, пока не был решен основной вопрос: как доказать существование внешнего мира и познавательность его свойств»[7]

Загрузка...