Святитель Николай Чудотворец (Николай Угодник, то есть угождающий Богу) – один из самых почитаемых святых в христианстве.
Святой Николай в народных преданиях считается первым после Бога и даже иногда может заменять его. Он считается покровителем мореплавателей и путешествующих, так как сам много времени провёл в пути. На Балтийском море ему молились купцы и моряки, его считали покровителем возникавших здесь городов, в прибалтийских портах почти непременно возводился посвящённый ему храм.
Ему молятся о благополучном замужестве дочерей, вспоминая историю, как он дал приданое трем бедным девицам. И молятся святителю об избавлении от голода. Ещё при жизни Николай Чудотворец прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
«Второй после Бога заступник», – так говорили о святом Николае на Руси. Даже нищие просили милостыню его именем: «Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святой Николай во всякий час помогает».
С древнейших времён, с IX столетия Святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель верховной власти. Это произошло потому, что киевский князь Аскольд, убитый дружинниками новгородского князя Олега, во святом крещении носил имя Николай. Его крестил святой патриарх Фотий в Царьграде (Константинополе), о чем сообщают византийские источники. И на могиле Аскольда/Николая вскоре после его смерти был возведен один из самых ранних на Руси храмов, посвящённых святителю Николаю.
На Руси Николая узнали вскоре после Крещения, а в XI веке его почитание распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен на Руси уже через десять лет после перенесения мощей в 1087 году. В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. А первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются ещё до перенесения мощей.
Сейчас мы знаем, как выглядел святой, и не только по иконам. Профессор Луиджи Мартино изучил святые мощи и установил, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека: «По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Антропологическое исследование свидетельствует, что Николай не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост—167 сантиметров.
Следует знать, что один из дней, посвящённых Николаю в Святцах, не относится к Николаю Чудотворцу. Это 17 февраля – Никола Студеный, в память Николая Исповедника, игумена Студийского.