Сергей СТЕПАНОВ – ПРОШЕЛЬЦЕВ

НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ. ШТРИХИ БИОГРАФИИ

История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью,

Но не любить без памяти нельзя

Ярослав Смеляков


1

ГЛАВНЫЙ БОГАТЫРЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Кто он? Плод народной фантазии или реальный человек?


Чьи мощи в Киеве?

Ещё в 1594 году дипломат и путешественник Эрих Ляссото, направленный германским императором с поручением к запорожским казакам, по дороге заезжал в Киев и писал впоследствии о том, что там ему показали гробницу «Ильи Моровлина». Плохо владевший русским языком Ляссото, вероятно, исказил слово «Муромец» (Ляссото Э. Дневник. Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Киев, 1890). С другой стороны, в летописях Киево-Печерской Лавры упоминается Илья Муромский (но не Муромец) по прозвищу Чобитко. Согласно преданию этот Илья оставил службу ратную и надел монашеский клобук, как это делали многие русские воины. Постриг он принял при игумене Поликарпе во время княжения Ростислава Мстиславовича, который находился на престоле с 1164 по 1182 год. Но это и вызвало споры среди историков. Былины относят подвиги главного русского богатыря ко времени князя Владимира, жившего задолго до этого.

В 1963 Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший от ранения в области сердца. Выяснилось, что его рост составлял всего 177 сантиметров, хотя в те годы усопший был на голову выше своих соплеменников. Особенно поражала длина кисти – 25 сантиметров. Но в то же время пальцы на руке были сложены в троеперстие, и газеты запестрели сенсационными разоблачениями: дескать, Православная Церковь сознательно всё фальсифицирует, поскольку крещение тремя перстами было введено на Руси патриархом Никоном, несколько столетий спустя. Тогда же было выдвинуто предположение, что в Лавре покоится человек. принадлежавший к монглолоидной расе. Это в пух и прах разбивало все теории и гипотезы о происхождении богатыря.

В 1988 году Минздрав Украины провёл повторную экспертизу останков, захороненных в Киево-Печерской Лавре. Для получения объективных данных применялись самая современная по тому времени методика и сверхточная японская аппаратура. На этот раз «монголоидность» мощей не подтвердилась, и теперь уже в фальсификации обвинялись члены предыдущей комиссии. Но зато был установлен возраст монаха, правда, весьма и весьма приблизительный – 40—55 лет, а также время его погребения – XI- начало XIII века. Но всё это никак не вязалось с былинами. Там паче, что причиной смерти монаха явилась обширная колотая рана в области сердца, нанесённая, по-видимому, копьем. Оно одним ударом пробило руку и грудь погибшего.

Но самым большим сюрпризом было то, что эксперты Минздрава Украины выявили такие дефекты позвоночника усопшего, которые могли задолго до смерти вызвать паралич нижних конечностей. А ведь былины как раз повествуют о том, что Илья Муромец просидел «сиднем» тридцать лет и три года. Что это, совпадение? Или же монах и является подлинным героем былин?


Муром или Моровск?

Муромский краевед Сергей Лапшин считает, что главный русский богатырь – реальное лицо. Там, где когда-то стояла изба Ильи Муромца, в доме под номером 279 по улице Приволжской в селе Карачарове, обитает сегодня Валентина Михайловна Гущина, которая причисляет себя к прямым его потомкам. Кстати, род Гущиных тоже силушкой обижен не был. Дед Валентины Михайловны, Афанасий, иной раз выпрягал лошадь из саней и сам тащил воз в гору.

Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева – в Моровске (Моровийске) под Черниговом, который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, эта версия очень правдоподобна. И в то же время, согласно былинам, он происходил из села Карачарово. Может быть, тут какая-то ошибка? Или налицо смешение географических названий? Недалеко от Чернигова есть древний город Карачев, в котором проживают 17 тысяч человек. Более того, недалеко от Карачева, что в Брянской области, протекает река Смородинка, которая упоминается в былине, а на берегу её, в Орловской области, находится село Девятидубье, или Девять Дубов. Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья-разбойника. На берегу Смородинки можно увидеть огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов. В общем, похоже, как с градом Китежем, смешались и время, и место действия.

Некоторые исследователи считают, что Соловей-разбойник – не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. На это указывает его отчество, которое называется в былинах в трёх вариантах: Ахматович, Одихмантьевич и Рахматович, А Соловьём этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своём нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).

М. Забылин ещё в конце позапрошлого века 1880 году писал: «Когда… христианская вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, который, по сказаниям, был не кто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования» (Забылин М. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Москва, 1880).

В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре – как самый сильный и могучий.

В былинах и легендах Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века – Добрыня Никитич жил в Х веке, Алеша Попович – в XIII веке, а Илья – предположительно в XII-м. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться.

Но если это действительно так, и Илья Муромец – историческая личность, то почему о нём крайне мало упоминаний в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров, например, однажды сгорела вся библиотека Печерской Лавры. А сколько было вообще таких пожаров?

И ещё один аргумент. Про Иисуса Христа вообще в дошедших до нас письменных источниках ни словечка.

В былинах говорится, что Илья Муромец был женат на Златыгорке. Но семейные предания Гущиных рассказывают о другом. О том, что князь Владимир хотел женить богатыря на своей племяннице, Забаве Путятичне, но Илья Муромец отказался и тем самым навлёк на себя княжеский гнев. Владимир якобы даже изгнал его из Киева, и защитник Отечества совершал свои подвиги в других местах. А женился он на дочери князя Глеба, невинно убиенного вместе со своим братом Борисом и причисленного к лику святых.

И – опять нестыковка! Если князь Владимир и Илья Муромец никогда не встречались, то откуда всё это? Может быть, больше надо доверять именно легендам и преданиям?

Но самое главное доказательство того, что Илья Муромец был реальной исторической личностью, служит обследование развалин храма Святой Троицы в Карачарове. Согласно преданию богатырь при его закладке вырвал с корнями на берегу Оки три огромных дуба и сам поднял их на гору. Остатки этих или других деревьев и сегодня находятся в основании разрушенной церкви.

Сейчас в селе Карачарове действует другой храм – в честь святых мучеников Гурия, Симона и Авива с большими иконами Муромской Божией Матери и Ильи Муромца. Эти иконы, как утверждает, краевед Сергей Лапшин, оказывают на верующих целительное воздействие.


Кто они – «калики перехожие»?

В Муроме рассказывают такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род – все мальчики будут рождаться калеками.

Через десять лет после этого появился на свет Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить не мог.

Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. Согласно былинам, заглянули к нему «калики перехожие» – так звали в то время странников на Руси. Они дали «испить питьеца медвяного» и сказали: «Растяни, расправь свои ножки-то, да сойди с печи – понесут они тебя, понесут, удержат ножки резвые» (Былины, т. 5. Российская академия наук. Институт русской литературы, Санкт-Петербург- Москва, издательства «Наука» и «Классика», 2006).

Гости не обманули: ноги понесли богатыря туда, где он был более всего нужен: в Киев, на службу княжескую.

Что это? Чудесное исцеление? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? На этот счет существуют разные предположения. Например, что странники были волхвами и знали секреты древних заговоров. А другие ученые предполагают, что это был случай самоисцеления, объяснить который наука пока не в состоянии.

Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. Но возникает вопрос: кем на самом деле были «калики перехожие»? Бродячими нищими или же принадлежали к касте языческих жрецов, хранителей древних знаний, в том числе и медицинских? Может быть, это были загадочные гиперборейцы? Но ответа нет. Хотя… В одном из старинных изданий былин прямо сказано: под видом «калик» явились в Карачарово сам Иисус Христос с двумя апостолами.

Секреты волхвов

Какими же тайными знаниями обладали волхвы?

Это были прекрасные психологи, говорит доктор медицинских наук Григорий Данилевич. Они могли анализировать события, обладали быстротой мышления, а главное у них хорошо было развито шестое чувство интуиция.

Мнение Григория Марковича разделяет и кандидат биологических наук Лидия Макарова.

В печати промелькнуло сообщение о том, что ученые, похоже, нашли «материалистическую» основу мистического шестого чувства, говорит она. Всё очень просто: оно передается с генами. Но при одном условии: если хромосома Х будет унаследована не от матери, а от отца. А вот тут-то и самый главный секрет волхвов: откуда они вообще могли знать про существование хромосом? Как, наконец, каким путем именно эта искомая хромосома передавалась по наследству? Ответа нет.

Но волхвы подвигли современных ученых на глобальные исследования человеческого мозга. Их интересовало прежде всего, что такое предчувствие вообще.

Мозг самый таинственный орган в теле человека. Он хорошо защищён, его питает отдельная кровеносная система. Мозг потребляет почти половину всего кислорода, получаемого организмом. И при этом используется всего пять-десять процентов имеющегося интеллектуального потенциала. Почему?

Тут выясняется, что наше мышление разделено на абсолютно независимые друг от друга системы. Одна из них, довольно простая, как бы обслуживает сам организм: при увеличении нагрузок ускоряет работу сердца, стимулирует работу других внутренних органов. Другая система (она уже на порядок выше) занимается обычными житейскими делами: добычей пропитания, обеспечением безопасности, благополучия семьи. Но есть и третья система, получившая название «разум номер три», о которой мы пока мало что знаем. Знаем только одно: именно эта система и призвана использовать свободные ресурсы мозга.

То, что такое случается, в принципе известно. Так, после непрерывных размышлений нашему великому химику Дмитрию Менделееву приснилась в готовом виде таблица, названная его именем, а конструктору Сергею Королёву идея о параллельном размещении ступеней на космическом корабле. Литературные сюжеты своих будущих книг, разработанные до мельчайших подробностей, видели во сне Федор Достоевский и Михаил Булгаков. Что это? Гениальное озарение? Или же обычная работа каким-то непостижимым образом включенного «разума номер три»?

Есть основание, что дело обстоит именно так, а не иначе. И Менделеев, и Королёв, и Достоевский, и Булгаков (да, наверное, не только они) унаследовали от своих предков ту самую хромосому, которая отвечает за интуицию. Может, они были прямыми потомками волхвов?

Но есть еще один аспект у этой проблемы, снова вступает в разговор Григорий Данилевич. Волхвы обладали не только шестым, но и седьмым чувством. Они могли четко ориентироваться в пространстве, словно в голове у них был компас.

О том, что таким чувством человек действительно наделён, можно судить по целой серии «невероятных» случаев, когда, заблудившись, люди безо всяких ориентиров находили нужную тропу, которая выводила их в обитаемые места. И тогда возникает вопрос: а чем человек хуже почтового голубя, пчелы или перелетных птиц?

Оказывается, ничем. Ещё в 1975 году Ричард Бейкмор из Массачусетского университета открыл целую группу бактерий, способных двигаться только строго в направлении северного магнитного полюса. Это объяснялось тем, что внутри каждой из них находился кристалл магнетита магнитного железняка. Такие же кристаллы, а иначе говоря, магнитные компасы, обнаружили потом и у голубей, и у лососевых рыб, и у пчёл. А совсем недавно и у человека.

Это удалось сделать биологу Джозею Кришвингу. По его словам, магнитного железняка в мозговых оболочках у нас ровно столько, сколько необходимо для работы простейшего компаса. Но почему мы не используем это седьмое чувство на полную катушку, непонятно, наверное, растренировались.


Духи и двойное зрение

Но и это ещё не всё. Считалось, что волхвы обладали двойным зрением, то есть особым даром видеть то, чего не видят обычные люди.

Мне сдаётся, что тут смешана правда с вымыслом, говорит Григорий Данилевич. Согласно преданиям, эффекта двойного зрения волхвы достигали за счет общения с духами, причём у каждого был свой дух-покровитель. Волхвы приносили им богатые подношения, поили мёдом и молоком, кровью жертвенных животных. И духи якобы не оставляли волхвов даже когда их заключали в темницы. Принимая облик любой земной твари, они проникали к своим любимцам и выполняли их поручения и предсмертные пожелания. Тюремщики бдительно следили, и если вдруг появлялся паук или таракан это было ещё одним свидетельством связи заключенного с нечистой силой. Козявок уничтожали, потом и узников. Но я лично в такие рассказки не верю, хотя мистика нас окружает всюду


Цари и волхвы

Совсем неоднозначно относились российские государи к волхвам. То их одаривали богатыми подарками за благоприятные предсказания, то, наоборот, предавали лютой казни. В 1493 году, например, на берегу Москвы-реки были сожжены в клетках князь Лукомский и поляк Матиас, которые подозревались в ворожбе с целью свести в могилу Ивана III. А вот супруга Великого князя всея Руси Василия Ивановича, Соломония, чтобы преодолеть бесплодие, выписала из Городца ведунью Степаниду. Но, увы, как писал князь Курбский, «уродились два сына: один прелютый и кровопийца (Иван Грозный, – С.С.-П.), а другой без ума и памяти и бессловесен» (Курбский А. М. Письма» к разным лицам. Санкт-Петербург, 1868).

Надо сказать, брат Ивана Грозного, Юрий Васильевич, действительно был душевнобольным. Он умер в 32 года. Впрочем, и сам монарх, по-видимому, тоже не был абсолютно здоровым.

Обращался к волхвам-прорицателям и Борис Годунов, но ничего хорошего они ему не предсказали. А первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, в 1635 году учинил настоящий сыск, когда золотошвейка Антонида Чашникова нечаянно выронила в царской палате из платка какой-то корешок. Та призналась, что прислала ей этот корень, «чтобы муж любил крепче», её родственница. Ни с одной, ни с другой царь не церемонился и сослал в Казань (Скрынников Р. Г. Михаил Романов. Москва, издательство АСТ «Ермак», 2005).

Наверное, это было опрометчивое решение. Вскоре скоропостижно скончался пятилетний Иван, сын Михаила Федоровича, а спустя три месяца, ещё младенцем, второй сын, царевич Василий.

Государь вспомнил про Чашникову и её родственницу: не они ли наслали порчу? Но женщины уже покоились в сырой земле. Тогда обвинили в этом на всякий случай московских ворожей Настасью и Ульянку. Обе скончались от жестоких пыток.


Разлетелись сороки по родным краям

Шёл последний год царствования Ивана Грозного. А тут ещё в небе появилась яркая комета. К чему это? Что произойдёт? И повелел государь прислать в Москву из всех концов государства самых известных по тому времени прорицательниц.

Всего их набралось 13. Они представляли Архангельск, Вятку, Сольвычегодск, Белов, Орел, Тотьму, Пелым, Соликамск, Полоцк, Лух, Смоленск, село Просвиряково. Из Нижнего Новгорода отрядили в столицу Феклицу, занимавшуюся волхованием.

Ведуньи объяснили доверенному царя Бельскому, который каждый день посещал их, что Иван Грозный умрет 18 марта. Назвали конкретный день и даже час.

Так и вышло. Государь сел играть в шахматы, но неожиданно покачнулся, схватился за грудь и упал замертво. А предсказательницы поплатились за свой точный прогноз – их повелели сжечь.

Легенда рассказывает о том, что гадалки превратились в сорок и разлетелись в родные края. Кто знает, может быть, это и так.


У великих нет могил

Муромские краеведы причисляют Илью Муромца к народности мурома, обитавшей в дремучих лесах и вытесненной славянами с обжитых мест во время их колонизации восточных земель.

Племя это было неславянское, а, скорее, финно-угорское, хотя некоторые исследователи считают мурому тождественной мордве. Племя упоминается в «Повести временных лет»; к XII века оно было полностью ассимилировано восточными славянами. Вот откуда взялась версия о том, что предки Ильи Муромца имели отношение к монголам: представители этой народности были широкоскулыми и плосколицыми.

Если муромские краеведы правы, богатыря, прославившего своими подвигами землю русскую, могли похоронить по обычаю этого племени. Тела наиболее почитаемых людей мурома сжигали, обертывая их в полотно и подвешивая на высокое дерево. Считалось, что таким образом душа умершего быстрее попадёт на небо.

Было это именно так, или же в Киево-Печерской Лавре действительно похоронен защитник Отечества, а народная молва просто переместила его из одного времени в другое, сегодня вряд ли кто-то скажет определенно. Да и так ли важно, чтобы истина была установлена? Главное, что Илья Муромец существовал! А у великих, как сказал поэт, нет могил, потому что они бессмертны. И память о Илье Муромце хранится многие века. В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный русским авиаконструктором Игорем Сикорским. Имя «Илья Муромец» носил бронепоезд в Великую Отечественную. Бронепаровоз установлен в качестве памятника в Муроме. А памятник богатырю есть даже во Владивостоке.

ОТМЫТЫЕ ДЕНЬГИ

История денег всегда была динамичной и нередко трагической. Девальвация валюты, введение новых налогов, денежные реформы в России чаще всего оборачивались мятежами, погромами, войной сословий.


Монеты нижегородской чеканки

Самыми древними монетами являются монеты из электра, или электрона, сплава золота и серебра, появившиеся в греческом городе-государстве Лидии в Малой Азии в 685 году до нашей эры. На Руси первая «денга» была выпущена великим князем Владимиром в 972 году уже новой эры. Но, оказывается, свои копейки штамповали не только в Киеве, Новгороде и Владимире.

В 1961 году в лесу у села Черная Промза Большеберезняковского района Мордовии колхозники нашли глиняный горшок, в котором хранилось свыше ста золотоордынских и почти две с половиной тысячи русских монет. 1707 из них были отчеканены в Нижнем Новгороде. До этого археологи и нумизматы даже не подозревали, что такое вообще могло быть. А оказалось, что великий князь суздальско-нижегородский Дмитрий Константинович спокойно чеканил свою монету ещё с 1366 года гораздо раньше, чем это стали делать в Москве.

Спустя двадцать лет после удивительной находки в Мордовии в песке на берегу Тёши около села Пятница Арзамасского района был выкопан еще один клад из 42 серебряных монет. Все они были «родом» из Нижнего и Городца, когда там правил брат Дмитрия Константиновича, Борис. Городецкие монеты представляли собой тонкие листки неправильной овальной формы размером с ноготь. На их лицевой стороне был изображен четырехконечный прямой крест с точками между концами, а на монетах Дмитрия Константиновича летящая птица. На обороте непонятные письмена, похожие на арабскую вязь. Это была дань ордынским ханам только они тогда разрешали или не разрешали чеканить русским князьям свои монеты. Впрочем, после Куликовской битвы начинают исчезать с монет и арабские буквы.

Последним, кто чеканил монеты на Нижегородчине, был князь суздальский и городецкий Иван Васильевич Горбатый (Центральный архив Нижегородской области, ЦАНО). Даже после того, как Нижегородское княжество стало подчиняться Москве (это случилось в 1451 году), он продолжал своевольничать.

Впрочем, своевольничали и другие. В коллекции Юрия Артемьева из Балахны есть деньги, пущенные в оборот в 1917 году нижегородским акционерным обществом «Свобода». Временное правительство приравняло их к «керенкам», но вскоре власть захватили большевики, и эти деньги стали никому не нужны. Наконец, в начале девяностых годов прошлого века на Нижегородском заводе имени Фрунзе были выпущены собственные, «заводские» деньги так называемые «зелёнки», которыми рабочие рассчитывались, в столовой.


«Чумные» монеты тоже воровали

В 1654 году Нижегородчину навестила страшная азиатская гостья бубонная чума. Эта «трясовица с пятнами» (Центральный архив Нижегородской области, ЦАНО) косила людей тысячами. Нижегородский воевода сообщал в Москву о том, что «августа с 31 числа по ноябрь по 25 число померли: Благовещенья монастыря архимандрит Сергий, Спасского собору протопоп Конон, да соборных и приходских церквей попов и дьяконов 13, всего же в Нижнем от морового поветрия померло скорою болезнью всяких чинов 1836 человек, а в Нижегородском уезде с язвами и без оных 3666 человек» (там же).

Чтобы смертельная болезнь не распространялась, принимались самые разнообразные меры. Ставили «заставы крепкие», «засекали» дороги, перекапывая их рвами и заваливая срубленными деревьями. Дома, где умирали пораженные чумой, сжигали. А в феврале 1655 года вышел уникальный царский указ: «денги золотые и сосуды золотые и серебряные и деревянные заморные (побывавшие в руках у больных чумой,С.С.-П.) мыть в реке текущей и выносить на реку не дотыкаючись руками здоровых людей, коих Бог пощадил, а мытые сосуды с немытыми не мешать» (Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете. Книга вторая. Москва, издательство университета, 1883).

Но государев указ выполнялся только в первые дни. Когда в Нижнем стали отмывать в Волге «чумные» деньги, возник соблазн, и часть их была похищена. Отмывальщиков совсем не смущало то, что можно заразиться и умереть от «черной смерти».


История склонна к повторам

Да, к сожалению, это так.

Один из денежных бунтов, получивший название «соляной», произошел в Москве два с половиной века назад, причем его закоперщиками были арзамассцы служивые люди Дмитрий Нетесов, Иван Исупов и Панкрат Нечаев.

В 1646 году все прямые налоговые сборы в России были заменены одним косвенным акцизом на соль. Но уже через год боярская Дума вернулась к прежним налогам, в частности, к так называемым «стрелецким деньгам», однако потребовала, чтобы их уплатили за два прошедших года. Это вылилось в массовые народные волнения в 1648 году. Дело закончилось убийством бояр Плещеева, Траханиотова и инициатора введения соляного акциза думного дьяка Назара Чистого. Своего дядьку, Бориса Ивановича Морозова, который был крупнейшим нижегородским вотчинником, царь все-таки умудрился спасти, отправив его в ссылку. Последние дни боярин доживал в отдаленном монастыре.

Но прошло 14 лет и снова всё повторилось. На этот раз страсти разгорелись из-за медных денег, которые принуждали брать наравне с серебряными. И опять в числе «идейных вдохновителей» бунта был нижегородец Мартын Жедринский. Почему даже предположить трудно. На роль народного лидера он не претендовал.

Началось всё с того, что к Стрелецкому приказу кто-то подбросил письмо с требованием казни царского тестя Ильи Милославского. Жаждали крови также его родственника Ивана Милославского и сборщика «пятой деньги» Василия Шорина. Последний, «построшась убийства, скиня с себя доброе платье, вздел крестьянское и побежал с Москвы в телеге» (Буганов В. И. Медный бунт 1662 года. Москва, издательство «Молодая гвардия», 1968).

Дальнейшие события накатывали стремительно. Прознав про это, огромная толпа двинулась в Коломенское, где находился царь. Но тот, «видя их злой умысел, что пришли не по добро и говорят с угрозами, и проведав, что стрельцы к нему на помощь пришли, закричал и велел тех людей бити и рубити до смерти и живых ловити» (там же).

При «распросе» Мартыну Жердинскому «дано было на дыбе тридцать ударов». Спустя день ещё сорок. Его хотели казнить, но государь неожиданно «смилостивился» и повелел «отсечь токмо руку» и отправил в ссылку (ЦАНО).

Кроме Жедринского, в Медном бунте участвовали и другие нижегородцы: Сидор Лапнинский, Михаил Артемьев, Микула Харламов и Григорий Логинов по прозвищу Волк. Все четверо были «биты кнутом», их тоже сослали в Сибирь (там же).

Волнения из-за ввода новых монет или бумажных ассигнаций вспыхивали и потом. И при Петре I, и при Екатерине II, и при других российских монархах. Да и при большевиках. И дело доходило до курьезов. В Якутии, например, в годы гражданской войны расплачивались… этикетками от винных бутылок.

Первые советские купюры появились в марте 1919 года. Но часть их досталась контрразведке Деникина, и она напечатала на белых полях изображение фиги, а внизу следующую надпись: «Посмотри на этот кукиш. Ну-ка, что на них ты купишь?» (Решетникова Л. Г. История денег. Тюмень, издательство Тюменского государственного университета, 2013). Теперь каждая такая купюра стоит минимум несколько тысяч рублей. И коллекционеры покупают.

Совсем не гладко проходили денежные реформы, а их было не так уж мало. В 1922—1924 годах прошли сразу три деноминации. Сначала у рубля исчезли четыре нуля, потом еще два, и наконец, он подешевел еще в 50 раз. Такого же рода фокусы, правда, с несколько меньшим обнулением, проделывали в 1937—1938, 1947, 1961, 1991 годах. Августовский кризис 1998 года в очередной раз свёл на нет усилия властей сдержать инфляцию. И снова последовала денежная реформа. Когда теперь ждать следующую? Кто-то пророчит, что совсем уже недолго.

ЛОВЧИЛЫ ПРОШЛЫХ ВРЕМЁН

Экономические преступления – это не изобретение последних лет. Начались они ещё при Владимире Мономахе.


Дать «на лапу»

Князя засыпали челобитными. Заёмщики просили приструнить ростовщиков, которые давали деньги с условием возврата долга, а плюс к нему ещё и его половины. И Владимир Мономах, выражаясь современным языком, повелел снизить кредитную ставку. Всего на 10 процентов.

Но ростовщики продолжали драть семь шкур, несмотря на то, что кого-то из них прилюдно били батогами. Но никого, Значит, по всей видимости, Владимир понимал, что от его веления мало что зависит: экономические законы приказами и указами не отменить. То, что он делал, были только половинчатые меры. Ростовщики задаривали ревизоров Мономаха богатыми подношениями, и они никаких карательных мер не предпринимали.

Тогда власти относились к этому значительно мягче. А вот потом…

Особенно много такого рода прецедентов возникало на Нижегородчине в конце XIX- начале ХХ века. Но тоже всё спускалось на тормозах. Вот характерный пример.

Председатель Лопатинского кредитного товарищества возглавлял одновременно и Сергачскую земельную кассу. И однажды он додумался до того, что приобрёл для своих пайщиков сельхозинвентарь у… себя же самого, причём дороже, чем он стоил на самом деле.

Счетовод сразу же обратил на это внимание. Его тут же уволили. И председатель кредитного товарищества уверовал в свою безнаказанность. Выдавал ссуды подставным лицам, списывал дивиденды на свои собственные вклады, указывая в отчёте, что они якобы были выплачены членам товарищества.

Вкладчики стали жаловаться во все инстанции. Однако уголовное дело вскоре было закрыто «за недоказанностью преступления» (ЦАНО). Без сомнения, следователь что-то поимел от махинатора.


«Мышиное» золото

История эта приключилась на Нижегородчине почти два века назад. Но имена некоторых проходимцев так и остались неизвестными.

Все началось с того, что на Ветлуге было налажено серийное производство фальшивых денег, «мягких», как их тогда называли. Первой жертвой злоумышленников стал купец-старовер из Семёновского уезда Максим Алексеевич Зубков.

Однажды к нему явился «торговый» человек и предложил выгодную сделку: якобы он может уступить за полцены ассигнаций на 10 тысяч рублей. Зубков понимал, что, скорее всего, они поддельные, но качество денег было отменным. В казначействе, куда Максим Алексеевич принёс купюры, никто ничего даже не заподозрил. И Зубков принял предложение человека, назвавшегося вымышленной фамилией.

Но весь фокус заключался в том, что первая партия денег, которую приобрел купец, была не фальшивой, а настоящей. А вот вторую партию – уже 20 тысяч – Максим Алексеевич хорошенько не проверил. И тут же попался. Его нагрели в общем итоге на 7 тысяч целковых. Да еще и в острог посадили. А человек, сбывший ему фальшивки, бесследно исчез.

Вторую попытку нажиться за счет поддельных ассигнаций предпринял некто Ушаков, который, как гласят полицейские протоколы, действовал под фамилией Дюков. Но он бурной деятельности не развернул – вскоре оказался за решеткой. И пробыл там несколько лет. Но как только вышел на волю, опять принялся за старое (ЦАНО).

Ушаков познакомился с другим авантюристом – настоящая фамилия его неизвестна. Он назывался Якимом Прохоровичем Стуколовым. Этот Стуколов за два десятка лет до описываемых событий исчез из старообрядческого скита, а потом вдруг объявился снова. Но многие, кто его помнил в молодости, совершенно не узнавали. То ли он так сильно изменился, то ли просто воспользовался чужими документами. А выдавал себя за паломника, много лет странствовавшего по святым местам не только России, но и зарубежья.

Авантюристы связались с богатыми купцами, тоже староверами, Яковом Андреевичем Трифоновым и Арсением Скорняковым, занимавшимися катальным ремеслом производством шляп, шапок и валенок. Деньги у них водились. Работали Трифонов и Скорняков с размахом: обеспечивали своей продукцией и Тверь, и Новгород, и Суздаль, и Ветлугу, и Вятку, и Рязань, и Тулу, и даже честь Украины.

Ушаков-Дюков и Стуколов нанесли визит и тому, и другому. И под страшным секретом сообщили, что на Ветлуге есть в достатке «земляное масло», то есть золото. И Стуколов показал замшевый мешочек с золотым песком.

Глаза у купцов разгорелись. Стали спрашивать, где эти самые места. Но Стуколов отвечал уклончиво. Дескать, сначала надо деньги вложить в предприятие, землю купить, пробить шурфы. Говорил вроде бы дельные вещи: золото даром не даётся. Зарой в землю деньги только тогда она станет тебе отплачивать. И в итоге мошенники потребовали с Трифонова и Скорнякова 50 тысяч.

Те все-таки проявили благоразумие, выложили для начала только три тысячи и решили съездить на Ветлугу, расспросить хорошенько местных жителей, а потом показать золотой песок специалисту по горному делу. Но поездка только укрепила купцов в достоверности рассказов Ушакова-Дюкова и Стуколова. Игумен Красноярского скита и иноки, вступившие в сговор с мошенниками, очень красочно описывали богатства Ветлужского края, утверждая, что золотые россыпи появляются после гроз, когда в землю вонзается «золотая молонья».

Золотой песок у Стуколова Трифонов и Скорняков приобрели по дешевке. Не за триста рублей, а всего за сорок. Но так было задумано изначально: надо было еще раз убедить «тысчячников», что никакого обмана нет. Песок был настоящим, добытым в Сибири. Это подтвердил и «специалист по горному делу». Но он хорошо знал Нижегородчину и заявил, что золота на Ветлуге нет, а есть только золото «мышиное» – серный колчедан, который действительно содержит в себе блестки, напоминающие золотой песок. Но драгоценного металла из них не добыть – при плавке ничего, кроме гари, они не дают (ЦАНО).

В общем, из этой аферы ничего не вышло. Трифонов и Скорняков пожаловались властям и вскоре несколько человек из Красноярского скита – пособников Стуколова и Ушакова-Дюкова – были взяты под стражу. А вот вдохновители авантюры успели скрыться…


Фальшивомонетчики

Фальшивые деньги появились в России едва ли не в то же время, когда выпустили настоящие. И Нижний Новгород играл в их распространении не последнюю роль.

В старину монеты пробовали на зуб – это было верное средство распознать подделку. А вот с бумажными деньгами дело обстояло гораздо хуже – что толку, если их куснёшь?

Впервые их наштамповали при Екатерине II. Инициатива принадлежала новгородскому губернатору Сиверсу. А проект воплотил в жизнь генерал-прокурор князь Вяземский.

Для начала собрали медных монет на три миллиона рублей. На такую же сумму напечатали ассигнаций. Они даже пользовались большим спросом, чем «презренный металл» – занимали меньше места.

Но возросли расходы казны – и печатный станок включили на полную мощность. Естественно, доверие к ассигнациям сразу же упало. В последнее десятилетие XVIII века за один бумажный рубль давали только 60 копеек серебром. Появились фальшивые купюры, и можно было лопухнуться в два счёта. Умельцам ничего не стоило превратить цифру «2»в семёрку. Таким образом, ассигнация достоинством 25 рублей становилась 75-рублёвой.

Пришлось принимать срочные меры. 75-рублёвые купюры изъяли из обращения. Отыскали и тех, кто промышлял подделкой денег. Это были братья Пушкины, никакого отношения к великому поэту не имеющие.

В середине XIX века центром изготовления фальшивок становится неприметная деревенька Гуслицы, находившаяся на перекрестке дорог, ведущих в Москву, Нижний Новгород и Рязань. Здесь занимались этим практически все – от малых детей до убелённых сединами стариков. Полиция прекрасно знала, что поток подделок идёт именно отсюда. Однако не производила никакого шевеления. Она была надёжной «крышей» для фальшивомонетчиков.

Впрочем, блюстителей порядка можно понять. Во-первых, они сами получали прибавку к жалованью, а во-вторых, нужно было арестовывать всех поголовно, в том числе и «своих» – фальшивки изготовляли даже писари станового пристава. В сговоре был и весь персонал Нижегородской ярмарки, где в основном и сбывались поддельные ассигнации. И они ходили как бы параллельным курсом. За фальшивый рубль давали 25 копеек.

Все попытки покончить с преступным бизнесом были безрезультатны. За индустрией подделок стояла сила, которую сегодня называют мафией. И она передавала эстафету из поколения в поколение. И фальшивомонетчики не перевелись и наше время. Им на помощь пришла современная техника.

У правоохранителей тоже техники навалом. И получается, что техника воюет сама с собой.


БЕЗ НАЛОГОВ ЦАРЬ НЕ МОГ, БЫЛ ОН СПРАВЕДЛИВ, НО СТРОГ

Как сообщают летописцы, Батый, вторгшийся в пределы княжества Рязанского, потребовал от князя Юрия Ингваровича десятины со всего: «с князей и с людей, и с коней белых, вороных, бурых, рыжих и пегих» (Соловьев С. М. Сочинения, т.1, Москва, издательство «Правда», 1988). Не так уж и много. Но князья рязанские гордыми были. «Если нас не будет всех, то всё ваше будет», – отвечали они (там же).

Правда, потом условия свои чингизиды изменили. Согласно Новгородской летописи, послы были отправлены к Батыю после поражения рязанских войск на реке Воронеж. Это посольство возглавил сын князя Фёдор. Батый принял дары послов и устроил в их честь пир, где пообещал не нападать на Рязанское княжество. На пиру чингизиды начали требовать у послов их дочерей и жен. Получив отказ, монголы перебили посольство. (Повесть о разорении Рязани Батыем. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Ленинград, издательство «Художественная литература», 1987).

Потом на налоги стали смотреть россияне по-другому. И платежи, в отличие от нынешних, были не до такой степени обременительными, Хотя, как сказать. По свидетельству иностранного путешественника Маржорето, в XVII веке Москва и Псков платили по 12 тысяч рублей торговой пошлины, Казань 11 тысяч, Смоленск 8 тысяч, Нижний Новгород 7 тысяч, даже больше, чем его «тёзка» Новгород Великий (Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Москва, издательство «Прометей» МГПИ, 1991).

В то же время, как писал другой путешественник, Гербештейн, «торговой пошлины взималось со всякого товара, привозного и вывозного, по цене с рубля по 7 денег, да ещё с пуда по 4 ленги» (там же).

Большие налоги платили россияне на войско. Были «пищальные», «посошные», «жемчужные» сборы на оружие, порох, фитили и так далее. При царе Алексее Михайловиче брали с населения сначала двадцатую, затем десятую, а под конец каждую пятую деньгу. А кроме этого, ещё и муку, сухари, крупы, толокно. Реквизировали подводы, брали с 60 дворов по лошади с проводником, телегою и со всую упряжью, с путевыми припасами. Приходилось тратиться на выкуп военнопленных, субсидировать стрельцов, ямщиков, палачей, платили так называемые «прорубные деньги – за позволение зимой из рек и озер воду черпать, платье мыть и скот поить» (Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Москва, издательство «Экономика», 1993).

Налогов не собирали в том объёме, который планировался. Должников наказывали кнутом или батогами. Но всё же людей не оставляли без средств к существованию. В указе царя Алексея Михайловича говорилось: «Если посадские люди налоги платить не станут, у таких дворы их, лавки и имения отписать на великого государя и ждать два года, пока они не заплатят недоимки» (Соловьёв С. М.Сочинения, т.12).

БЕЗ УШЕЙ – В СИБИРЬ

Колокол звонил призывно, как при пожаре. А когда сбежался посадский люд, все увидели воеводу – лежит чуть живой. Ехал из гостей вместе с соседом-помещиком Кашинцевым, поссорились. А в драке вырвал Кашинцев у воеводы полбороды…


Криминальная хроника XVII века

Случай обычный для того времени. Преступлений (в сегодняшнем понимании этого слова) на душу населения совершалось ничуть не меньше, чем нынче.

Всякие они были, да и кара за них тоже была разной. Ирина Маурина, например, «кликала на Федьку Якимова, и он одержим был нечистым духом» (ЦАНО). В результате Якимова увезли в Суздаль, где он «кончился смертью лютою» (там же), Что касается колдуньи Мауриной, то о судьбе её ничего не говорится.

Нравы, конечно, поражают. Иван Долгоа был наказан кнутом за убийство жены. Он уличил её в неверности. Баженову отсекли правую руку за такое же преступление. Только он уличить свою супругу в неверности не смог сказал, что расправился с ней потому, что она «утаила два аршина сукна сермяжного» (там же).

Но были и жестокие казни. Кому-то отрубали голову, кого-то топили, сажали на кол.


Свидетельства иноземцев

Один из иностранцев, посещавших Московию в те годы, Олеарий, писал, что на Руси вместо петли и топора в качестве наказания применяли кнут и батоги. Редкий день обходился без этого. Таким образом карали и за воровство. Вору резали ухо и запирали на два года в острог. Если он совершал повторную кражу отрезали второе ухо и ссылали в Сибирь (Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Москва, издательство «Прометей» МГПИ, 1991).

Нередко секли и женщин. Правда, если они не были замужем, у них появлялся шанс избежать наказания. Ежели вдруг находился человек, который изъявлял желание взять преступницу в жёны, её отпускали.

Способов и видов казней существовало великое множество. Согласно Соборному уложению «убившую мужа своего надлежало окопать в землю безо всякой пощады, хотя бы дети убиенного и ближние его родственники и не захотели, чтобы её казнили» (ЦАНО).

Одну из таких сцен описывал другой иностранец Таннер: «Завязав преступнице руки назад, её закопали по пояс в землю… Но на её беду напали на неё голодные собаки, во множестве бродившие по городу, и после отчаянного сопротивления несчастной, защищавшейся зубами, растерзали её, выкопали из земли и разнесли по кускам» (Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Москва, издательство «Прометей» МГПИ, 1991).


Ужасное становилось неужасным

Чем же был вызван разгул преступности в те далекие годы?

Историк Сергей Михайлович Соловьёв писал: «Кроме неправильности и грубости семейных отношений вредное влияние на народную нравственность оказывали насилия государственные, совершавшиеся в обширных размерах; человек привыкал к ним, и ужасное становилось неужасным» (Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. Москва, издательство «Правда», 1989)


Фантазёры

Смертная казнь практиковалась с незапамятных времён. Древние иудеи лишали жизни тех, кто «ложился с мужчиной, как с женщиною», кто был уличён в кровосмешении, кто злословил на своих предков (Учение Пятикнижие Моисеево. Москва, издательство «Республика», 1993).

В Древней Греции такая кара ждала тех, кто пренебрежительно относился к могилам павшихв бою воинов. В Китае контрабандистов.

На Руси жизни можно было лишиться в два счёта. При Петре I смертью карались такие преступления, как самовольная порубка дурав, богохульство, идолопоклонничество, похищение денег, подлог, дуэль, лжеприсяга, блуд. При этом простым «усекновением» головы дело не ограничивалось. Фантазия тех, кто вершил суд, была беспредельной.


Распни его, распни!

Едва ли не самым распространенным видом казни в древности было распятие. Смерть на кресте считалась у римлян и израильтян позорнейшей казнью, к которой приговаривали лишь закоренелых злодеев и изменников. Распятым обычно перебивали голени, что приводило к быстрой смерти от удушья, поскольку, чтобы дышать на кресте, нужно приподнимать грудную клетку, опираясь на ноги. Если же голени не перебивали, человек умирал от обезвоживания организма.

После подавления восстания Спартака римляне распяли по обочинам дорог 6 тысяч восставших рабов. Александр Македонский, разгневанный упорством защитников финикийского города Тира, таким же образом казнил 2 тысячи человек. Точно так же был лишен земной жизни Иисус Христос.

Между прочим, распятие до сих пор сохранилось в законодательстве Судана. Правда, с одной оговоркой: оно осуществляется уже после повешения осужденного. В Поволжье за всю его историю чекисты распяли зачинщиков при подавлении крестьянского восстания в Урене в 1918 году. Во время Великой Отечественной фашисты прибили гвоздями к кресту горьковчанина Юрия Смирнова, попавшего к ним в плен.


Чёрный юмор Ивана Грозного

В сталинские времена на страницах одного исторического журнала разгорелся спор: кто из великих правителей был самым изобретательным по части способов смертной казни. Назывались имена властителя Рима Калигулы, китайских императоров. Но победил Иван Грозный. Чего он только не выдумывал! Новгородского епископа Леонида зашил в медвежью шкуру и затравил собаками. Одну из своих жен, Василису Мелентьеву, якобы изменившую ему, приказал положить в гроб живой и закопать. И «юморил» направо и налево. Некоего Овцына повесил вместе с овцой; рыбаков, которые привезли царю несвежих осетров, выпотрошил, как потрошат рыбу. Неугодных монахов привязал к пороховой бочке, которую взорвали, дабы «святоши аки ангелы воспарили ко своему Господу». Французскому послу, вовремя не снявшему перед государем шляпу, эту же шляпу прибили к голове гвоздями. Но апогеем жестокости можно по праву считать казнь главы Иностранного приказа Ивана Висковатого. Гости, созванные царем на пир, отрезали от него, ещё живого, куски мяса и ели его сырым. А попробуй не съешь!

Впрочем, гости, приглашенные царем, не знали, чего опасаться. Один из опричников, Иван Реутов, так «неудачно» «отхватил кусок», что Висковатый умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в том, что он сделал это нарочно, чтобы сократить мучения главы приказа, и повелел казнить его. Но царский приказ не был выполнен. Оказалось, что опричник заразился чумой. Он успел умереть без посторонней помощи.

Иван Грозный обожал комбинированные виды казни. Казначея Никиту Фуникова-Курпеева обливали попеременно то кипятком, то ледяной водой. В конце июля 1570 года, присутствуя на массовой казни в Москве, государь распорядился, «вырезать из живой кожи ремни, а с других совсем снять кожу». В Новгороде приказывал обливать людей специальным горючим составом, который воспламенялся как «коктейль Молотова». После этого жертв привязывали к саням и пускали лошадей вскачь. Тела оставляли на снегу кровавые полосы.

Особые казни предусматривались для изменников. Их варили в больших котлах в зависимости от тяжести преступления либо в масле, либо в вине, либо просто в воде. (Жильцов С. В. Смертная казнь в праве Древней Руси. Москва, издательство «Правоведение», 1997). Что было мучительней, неизвестно.


26 секунд небытия

Что страшнее? Виселица? Секира палача? Расстрел? Сожжение? Расплавленный металл в горле? Крыса в животе? Смерть на колу? Ответить на этот вопрос пытался французский врач Николаус Миновици. Но так ни к какому выводу и не пришел.

Всего он насчитал 34 разновидности казней, хотя их, по всей видимости, куда больше. И начал Миновици свои эксперименты в 1905 году с удавления. Опыты проводил на самом себе.

Экспериментатор, разумеется, постарался обезопаситься. Через блок, приделанный к потолку, он пропустил шнур, один конец которого врач держал в правой руке, а другой конец, завязанный петлей, набрасывал себе на шею. Затем Миновици ложился на пол и тянул веревку правой рукой до тех пор, пока мог выдержать. Лицо врача багровело, в ушах возникал неприятный шум, перед глазами вспыхивали огненные круги. Постепенно Миновици усложнял опыты и пытался «привыкнуть» к состоянию повешенного путем затягивания петли до 6—7 раз подряд в течение 4—5 секунд. Наконец, он решился на эксперимент почти в чистом виде: не лежал на полу, а висел в петле, которую через блок держал ассистент.

Максимальная продолжительность нахождения в петле составила 26 секунд. Описывая свои ощущения, врач констатировал: «Как только ноги оторвались от опоры, веки мои судорожно сжались. Дыхательные пути были перекрыты настолько плотно, что я не мог сделать ни вдоха, ни выдоха. В ушах раздался какой-то свист, я уже не слышал голоса ассистента, натягивавшего шнур и отмечавшего по секундомеру время. В конце концов, боль и недостаток воздуха заставили меня остановить опыт. Когда эксперимент был закончен и я спустился вниз, из глаз моих брызнули слезы» (Глязер Г. Драматическая медицина. Опыты врачей на себе. Москва, издательство «Молодая гвардия», 1965).

Наиболее «эффективная» технология повешения была разработана в середине позапрошлого века Королевской комиссией по смертной казни в Великобритании. «Специалисты» по казням исходили из «гуманной» необходимости «наступления скорой и безболезненной смерти путем смещения позвонков без отделения головы от тела». В соответствии с рекомендациями экспертов «длина веревки должна подбираться с учетом роста и веса осужденного чтобы добиться разрыва спинного мозга, но без отделения головы». Однако на практике достичь этого непросто. Зачастую, при неверном расчете или неопытности палача, разрыва спинного мозга не происходит, и осужденный погибает от удушения. Так погибали осужденные на повешение в прошлые века. Их путь к смерти был долгим и мучительным.

Среди множества примеров можно назвать казнь декабристов в 1826 году. Три веревки оборвались, и тела упали вниз. Ещё живые смертники получили травмы.

Веревки заменили, но они были так длинны, что декабристы ногами касались помоста, и это продлило их мучения. Вероятно, то же самое испытал и советский разведчик Рихард Зорге. После того, как тело его сняли с виселицы, тюремный врач, зафиксировал, что сердце повешенного билось ещё 8 минут.


Укоротить на голову

Этот вид казни сейчас применяется только в Саудовской Аравии, Йемене и Объединенных Арабских Эмиратах. А раньше был распространен повсеместно: и в Древнем Риме, и в Османской империи, и в средневековой Европе, и в России. Таким способом были казнены английские короли Ричард II и Карл I, шотландская королева Мария Стюарт, французский король Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта. В Англии укоротили на голову талантливого поэта графа Серрея, жён короля Генриха VIII Анну Болейн и Екатерину Говард, в Испании Нуньеса де Бальбоа, открывшего Тихий океан, в России Стеньку Разина, Емельяна Пугачева и бесчисленное множество других людей как заурядных уголовников, так и выдающихся, талантливых.

Большевики, придя к власти, отменили смертную казнь. Но ненадолго. А обезглавливание они несколько усовершенствовали. Во время Гражданской войны применили для этого шашки. Как свидетельствуют документы Архива русской революции, во время расправы в Пятигорске в 1918 году над генералом добровольческой армии Рузским и его соратниками «палачи приказывали своим жертвам становиться на колени и вытягивать шеи. Вслед за этим наносились удары шашками. Среди палачей были неумелые, которые не могли нанести удара с одного взмаха, и тогда заложника ударяли раз по пяти, а то и больше. Рузского рубил сам Атарбеков руководитель ЧК. Других четвертовали рубили сначала руки и ноги, а потом уже головы» (Архив русской революции, т. 5—6, Москва, издательства «ТЕРРА» и Политиздат, 1993).


Костер бушевал и палил…

Нижегородчина обошла другие регионы России по гибели людей от огня. Невыносимую муку испытывали старообрядцы, которых приговаривали сжечь заживо. Они тысячами всходили на костер, как мятежный протопоп Аввакум. Но этот огонь еле тлел протопопа коптили, как рыбу или свиные окорока. А вот сподвижница Стеньки Разина Алена, атаман-вор-старица, захваченная царскими карателями в Темникове, была сожжена на костре, который «бушевал и палил даже в отдалении» (ЦАНО).

Нижегородские раскольники и сами порой приговаривали себя к смерти. Они считали, что огонь очищает душу. Но в других странах так не думали. Там руководствовались другим: сожжение один из самых мучительных видов смертной казни. И самый, пожалуй, дешевый. Наверное, этим руководствовался и персидский царь Дарий II, который заживо сжег свою мать.

Костры, на которых сжигали еретиков и ведьм, в Средние века запылали по всей Европе. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего бросали в огонь уже мертвое тело. Если же обвиняемый упорствовал, его полагалось сжечь заживо. Особое усердие в борьбе с еретиками проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х. Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8800 человек (Григулевич И. Р. Инквизиция. Москва, Политиздат, 1976).

Не отставала от Европы и Русь. Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению «в напуске болезни» были сожжены 12 женщин. При царе Алексее Михайловиче «запалили в срубе старицу Олену за волховство, чернокнижничество, чародейскими бумаги и коренья» (Скворцов К. В. Избранные произведения. Москва, издательство «ИХТИОС», 2010).В Тотьме в 1674 году та же участь постигла некую Феодосью «по оговору и порче». В 1701 году сожжение было применено к Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за распространение возмутительных «тетрадей» о Петре I. Обоих осужденных в течение нескольких часов «окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде, и все тело медленно тлело, как воск» (там же).

До Гражданской войны в России считалось, что последней жертвой огня была ведьма из мексиканского города Камарго костер унёс её жизнь в 1860 году. Но, увы, это была не последняя жертва. «Ужаснее всех погиб ротмистр Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории, вспоминал Деникин о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 года. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в корабельную топку» (Деникин А. И. Очерки русской Смуты. Москва, издательство «Наука», 1991). Впрочем, и белые поступали точно так же. В 1920 году были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока Сергей Лазо и два его ближайших соратника.


Камнеметание

В Библии о такой казни упоминается довольно часто. В Коране тоже. Побивание камнями до сих пор практикуется в некоторых мусульманских странах, в частности, в Иране. Здесь осужденного привязывают к столбу, после чего по команде судьи начинается камнеметание. Такая казнь очень мучительна, поскольку камни не очень большие. Это специально оговаривает статья 119 Исламского уголовного кодекса Ирана.

Считается, что это наказание ввел халиф Омар. Он принародно поклялся, что сам пророк Мухаммед сказал ему, что это нужно делать в отношении прелюбодеев и прелюбодеек. И Омару поверили.

В докладе «Международной амнистии» приводятся свидетельства очевидцев о подобных экзекуциях. Осужденные на казнь не умирают сразу. Их, как правило, добивают лопатами.


Против лома нет приема

Историк А. Ф. Кистяковский считал, что этот способ лишения жизни самый мучительный из всех когда-либо существовавших. Он описывал его так: «К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу. Затем палач, вооруженный ломом, наносил удары, переламывая кости рук и ног, а затем и позвоночник. После этого преступника и крест вращали и оставляли жертву в таком положении умирать» (Леусенко Д. А. Судьба великого юриста в зеркале русской трагедии. Научные труды РАЮН. М осква, «Юрист», 2012, т. 1, выпуск 12).

Но был ещё один вариант лишения жизни колесование. Осужденного укладывали на эшафоте с вытянутыми руками и ногами. Потом по его телу с силой катали тяжелое колесо, обитое железом, чтобы раздавить и размозжить все кости и внутренние органы, превращая тело в бесформенную массу.

Начинали обычно с ног. Потом перемалывали руки, затем позвоночник и, наконец, череп. Но это было редко, по особому указанию судей. Как правило, казненный, если он не умирал от болевого шока, мучился на колесе в течение нескольких часов.

Колесование применялось и в античные времена, и в Средние века.


Металл-убийца

Римский полководец Аквилий был для понтийского царя Митридата, как кость в горле. Легионы Аквилия, действуя партизанскими методами, совершали неожиданные вылазки и громили его гарнизоны. И тут же исчезали.

И все-таки Митридат застал врасплох своего врага. В 88 году до нашей эры в битве при Прототахии греки он разгромил римлян, а самого Аквилия взял в плен. Митридат придумал, по его мнению, казнь, достойную полководца. Он велел залить ему горло расплавленным золотом (Всемирная история, т.2, Москва, издательство «Наука»).

Персидский царь Артаксеркс II на такие фантазии, как Митридат, был не способен. Он приказал обезглавить одного из своих воинов, который принимал непосредственное участие в убийстве брата Артаксеркса Кира. Однако мать Артаксеркса попросила сына отдать ей приговоренного к смерти. У нее фантазии было побольше. С легкой руки царственной мамаши убийце сначала выкололи глаза, а затем залили в горло расплавленную медь (там же).

В средневековой России до 1672 года подобным образом казнили фальшивомонетчиков. Однако из экономии лили в глотку не серебро и не золото, а свинец, который мошенники подмешивали в благородный металл.


Смерть на колу

Рекордсменом по этому виду казни был господарь Валахии Влад III, также известный как Влад Цепеш, Колосажатель (позднее он стал вампиром Дракулой, персонажем большого количества фильмов и книг). А прозвище Колосажатель Влад получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол. Известен случай, когда Цепеш созвал к себе 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что не больше семи. Это почему-то вызвало гнев Цепеша. Он приказал всех бояр посадить на кол в его столице Тырговиште. В то время, когда они умирали, Влад завтракал, наблюдая агонию своих жертв.

Колам с посаженными на них людьми, придавались различные геометрические формы, рождаемые безудержной фантазией Цепеша. При этом Влад специально следил, чтобы конец кола ни в коем случае не был слишком острым обильное кровоизлияние могло слишком рано прекратить мучения жертвы (Коган А. Ш. Войку, сын Тудора. Кишенев, издательстао «HYPERION», 1990)


Экзотика

О таких казнях, как подвешивание за ребро на крюк, вспомнили в фашистской Германии. Страдания осужденного в этом случае могли длиться очень долго. Но и Саддам Хусейн тоже применял это смертоубийство, расправляясь с восставшими курдами в 80-х годах прошлого века.

Хорошо, что в Ираке акул не водится. А вот англичане в южных морях, расправляясь с бунтовщиками, бросали их, обвязав канатом и снабдив ножом и дубинкой, в воду, кишащую этими хищниками. Если бунтовщику удавалось отбиться от акул, это объявляли Божьей волей, поднимали его на палубу и даровали прощение.

Такой же экзотикой была и смерть от крысы. Клетку без дна или просто ведро, где находилась голодная крыса, ставили на живот связанному осужденному. Крыса моментально начинала прогрызать внутренности. Надо сказать, что этот вид казни, применявшийся в древности в Китае, был реанимирован во время культурной революции, а еще раньше в годы Гражданской войны в Киевской чрезвычайке (Архив русской революции, т. 1—2).

Другим страшным видом казни было обливание человека водой на морозе. В заявлении Центрального бюро партии эсеров от 31 декабря 1918 года говорилось, что в Воронежской и Нижегородской губерниях сотрудники ЧК «превращают людей в ледяные столбы». 29 декабря 1918 года так был казнен Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Его раздели, привязали к длинной жерди и опускали в прорубь, пока священнослужитель не покрылся льдом (Фельштинский Ю. Г.,Чернявский Г. И. Партия социалистов-революционеров в первые годы советской власти. Вопросы истории. 2006. №2)..Таким же образом фашисты казнили и советского генерала Карбышева.

По свидетельству бывшего телохранителя Саддама Хусейна Карима, Хусейн нередко растворял неугодных ему людей в кислоте. Для этого в одной из тюрем был сооружен небольшой бассейн, окруженный заборчиком из кованого железа. В бассейне плавали ещё не растворившиеся до конца чьи-то останки (Раззаков Ф. Ю. Век террора. Литмир, электронная библиотека). Впрочем, это не было оригинальным изобретением иракского диктатора. В середине прошлого века сирийцы таким образом уничтожили лидера Ливанской компартии Фараджаллу аль-Хелу (Быков Д. Варварские казни современной элиты. Собеседник, 2015, 23 мая).


Цивилизованные смертоубийства

Когда Великая французская революция перешла к массовому террору, палачей стало не хватать, да и топоры нужно было точить постоянно. И депутат Национального собрания, врач по профессии Гильотен изобрел гильотину машину, отсекавшую голову тяжелым ножом, падающим сверху. Ей была суждена долгая жизнь вплоть до 1981 года.

Расстрел стал применяться сразу же, как в Европу был завезен порох. Сегодня 86 стран из 100, где смертная казнь не запрещена и не заморожена, применяют именно этот вид высшей меры. Но, увы, эта смерть бывает особо мучительной. «Иногда стрельба неудачна, докладывал руководитель расстрельной команды начальнику Московской ЧК в 1920 году. С одного выстрела человек падает, но не умирает. Тогда в него выпускают ряд пуль: наступая на лежащего, бьют в упор в голову или грудь. 11 марта Р. Олеховскую, приговоренную к смерти, никак не могли убить. 7 пуль попало в нее, в голову и грудь. Тело трепетало. Тогда Кудрявцев взял ее за горло, разорвал кофточку и стал крутить и мять шейные хрящи» (Забвению не подлежит. Книга вторая. Нижний Новгород. Волго-Вятское книжное издательство, 1994).

А теперь немного статистики. Если в России за 80 лет (с 1826 по 1906 год) было расстреляно по приговору суда 40 человек, то в СССР лишь за 1985—1988 годы более двух тысяч человек. Для сравнения: за тот же период, по официальным данным, в Алжире казнено 12 человек, в Анголе 15, в Бенине 8, в Болгарии 32, в Венгрии 2, во Вьетнаме 3, в Габоне 1, в Гане 37, в Гвинее 2, в Гвинее-Бисау 7, в Индонезии 19, в Китае 500, на Кубе 4, в Мавритании 3, в Мозамбике 4, в Румынии 2, в Сомали 50, в Таиланде 34, на Тайване 17, в Югославии 4 человека.

В большинстве стран сегодня практикуют повешение, электрический стул или инъекции. Но не всегда это эффективно. В 1947 году в штате Луизиана остался жив после включения тока 17-летний негр Вилли Фрэнсис. Аналогичные истории случались и в дальнейшем. Для казни Джона Луи Эванса в апреле 1983 года в штате Алабама пришлось в течение 14 минут трижды подавать ток напряжением в 1900 вольт, прежде чем была констатирована смерть осужденного. В декабре 1984 года во время казни Альфы Отиса Стивенса в штате Джорджия он мучился 8 минут, пока не подали второй разряд. Уильям Вэндивер был убит только после пятого разряда тока.


«Вышка» на все времена

В Уложении царя Алексея Михайловича смертной казнью каралось 50 разных видов преступлений, при Петре I уже 200. Но императрица Елизавета, не переделав ни одного закона, за 20 лет своего правления не приговорила к «вышке» ни одного человека! А вот Павел I смертную казнь вообще отменил. Его преемник, Александр I, снова её ввёл, правда, с оговоркой: только для тех, кто совершил воинское преступление, причем в походе.

После восстания декабристов смертной казнью карались осужденные за государственные, а также за военно-уголовные преступления. По прикидкам либерального деятеля начала позапрошлого века Николая Таганцева, с 1825 по 1905 год в России было казнено 894 человека, а вот с 1905 по 1908-й – 2200. Но именно в это время начался разгул терроризма.

Загрузка...