Пожалуй, ни одна философская система – от древности до наших дней – не вызывала столь бурных дискуссий, как учение немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844–1900). Его называли трагическим гением Нового времени и глашатаем жестокости, причисляли к основателям «людоедской морали нацизма» и ставили в один ряд с титанами Древней Греции и Возрождения.
«…Ницше не был сатиром, – писал Даниэль Галеви в своей книге „Жизнь Фридриха Ницше“, – это святой, раненый святой, который жаждет смерти. Он говорит, что благодарен жизни; это неправда: душа его полна горечи. Он лжет, но ложь бывает иногда победой, единственной, оставшейся человеку…»
Как же воспринимать творения Ницше – написанные ярким, афористичным языком, мрачные и завораживающие? Как относиться к его неоднозначным высказываниям (которые, правда, часто искажают и вырывают из контекста) наподобие известного «Идешь к женщине? Не забудь плеть» или «Падающего подтолкни»? Отражали ли его работы истинные убеждения философа? А может быть, это была просто грамотная провокация, растянувшаяся на много лет? Да-да, высказывались мысли о том, что истинный Ницше, каким знали его друзья и родные, был милейшим человеком – с поправкой на странности гения и прогрессировавшую душевную болезнь. А его идеи о сверхчеловеке и отрицании морали по воле философа сыграли роль зеркала, в котором отразились ложь и лицемерие современного ему общества.
Нет сомнения в том, что философия Ницше – во многом детище эпохи: наверное, только XIX век с его промышленным подъемом, бесконечными войнами, религиозными спорами и политическими катаклизмами мог породить такую философскую систему. В ней сочетаются доступность и глубина, обращение к низменным качествам человека и надежда на то, что победит все же мораль сильных духом – людей благородных и достойных.
Но как же родилась эта удивительная философия? И каков был путь самого Ницше к своим убеждениям?
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в Рёккене (тогда это была территория Пруссии – Германия еще не стала единым государством). Его отец – Карл Людвиг – был лютеранским пастором, мать – Франциска – также происходила из семьи священнослужителей. Правда, некоторые исследователи упоминают, что родители будущего философа не были схожи по своему интеллекту и уровню образования. Отец – утонченный, склонный к размышлениям любитель книг; мать – приземленная, трезвая и практичная. Но все же связи в семье были очень прочными; и много лет спустя именно мать будет заботиться о своем знаменитом сыне, ставшем совершенно беспомощным.
«Поэзия лирика не может высказать ничего такого, что… не было бы уже заложено в той музыке, которая принудила поэта к образной речи»
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
«Моя тоска хочет отдохнуть в тайниках и пропастях совершенства: для этого нужна мне музыка»
«Меня раздражает все, что нельзя выразить музыкой»
«Всякая подлинная, всякая оригинальная музыка – это лебединая песня»
Маленький Фридрих Вильгельм рос в атмосфере любви и взаимопонимания, рано научился читать и писать, проявлял способности к музыке. В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, а еще через два года – брат Йозеф. Но вскоре на семью посыпались несчастья. Карл Людвиг получил тяжелую травму, упав с лестницы, и в 1849 году после мучительной болезни скончался. Некоторые исследователи биографии Ницше склонны думать, что падение было вызвано прогрессировавшим заболеванием мозга, которое впоследствии проявится и у сына… Впрочем, в причинах смерти Карла Людвига и Фридриха Ницше до сих пор много неясного.
Через год во время внезапного приступа судорог умер маленький Йозеф. Возможно, эти потери, потрясшие Фридриха в раннем возрасте, оказали влияние на его мировосприятие.
Уже в шестилетнем возрасте, будучи учеником, он поражает учителей и однокашников несвойственной ребенку серьезностью, равнодушием к играм, пристрастием к духовной литературе. Но главным его увлечением была музыка: мальчик заслушивается классикой, боготворит Гайдна, Моцарта, Бетховена. Он и сам пробует сочинять мелодии, пишет песни и фортепианные пьесы – это увлечение останется с ним навсегда, и, будучи уже студентом, он долго размышлял о том, не посвятить ли себя музыке. В биографической литературе встречается мнение, что Ницше-композитор интересен ничуть не менее, чем Ницше-философ…
Фридрих Ницше утверждал, что в его эссе «Свобода воли и рок» и «Рок и история», написанных им в восемнадцатилетнем возрасте, уже содержатся все основные идеи его философии и все интересовавшие его вопросы:
– Свободен ли человек?
– Существует ли рок, предопределение?
– Что такое свобода и несвобода?
– Каковы принципы и закономерности исторического процесса?
– Как связаны история и судьба отдельной личности?
В возрасте четырнадцати лет Фридриха Вильгельма, как очень одаренного мальчика, приглашают учиться в престижную гимназию-интернат «Пфорта», расположенную близ Наумбурга. Он сторонился шумных компаний, любил проводить время в одиночестве или в обществе одного-двух приятелей. Во время учебы в «Пфорте» Ницше всерьез задумывался о поступлении на факультет теологии и карьере священника. Но вскоре его взгляды резко меняются.
Часто исследователи не уделяют внимания детским и юношеским годам философа, считая, что его основные взгляды сформировались значительно позже; но на самом деле уже в 1862 году, в возрасте 18 лет, Ницше пишет две работы – «Свобода воли и рок» и «Рок и история», – и впоследствии к темам воли, свободы, морали, религии и веры он будет возвращаться постоянно.
Уже тогда сын пастора начинает высказывать идеи, явно противоречившие церковным догматам. Что отвратило его от религии, почему он впоследствии безапелляционно заявит «Бог умер!» и издаст своего «Антихриста» с подзаголовком «Проклятие христианству»? По мнению ряда биографов, философия Ницше рождалась на почве его неуверенности в себе, разочарованности жизнью. Юноша был крайне слаб здоровьем (к тридцати годам Фридрих почти ослеп), подвергался насмешкам и слыл странным – возможно, уже тогда начинали проявляться зачатки тяжелого заболевания мозга. Но, согласитесь, такое объяснение выглядит слишком упрощенным.
Лучший ученик «Пфорты» с детства отличался чувствительностью и мнительностью. Тяжелые воспоминания детства о крушении счастливой семьи усугублялись мрачными впечатлениями от окружающего: в 1870 году началась Франко-прусская война и на карте мира появилась новая могучая держава – единая Германская империя. Исполнились мечты тысяч немцев, но Ницше, проходивший в это время военную службу в качестве санитара, видел изнанку создания нового государства: кровь, смерть, лишения.
Почему люди воюют? Что заставляет их испытывать ненависть, сражаться друг с другом? Чем объяснить тягу правителей к бесконечным переделам мира? Можно ли решать возникающие проблемы мирным путем? Возможно, именно тогда молодой филолог (именно на этой специальности в итоге остановился Фридрих) решает не только представить в своих произведениях ответы на эти мучительные вопросы, но и заставить читателя увидеть на страницах книги портрет поколения, «лицо» себя самого и своих современников. И портрет этот будет непривлекателен…
Незадолго до войны в руки Ницше попадает книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Молодой человек был потрясен: ему показалось, что знаменитый философ пересказывает его собственные мысли. Зависимость человека от внешних обстоятельств, его «животность», которая обращается жестокостью и злобой, корысть и расчет – неужели это все, что движет людьми? Возможно, именно тогда в голове Фридриха начинают складываться образы, которые впоследствии выльются в идею о сверхчеловеке – одну из самых интересных и самых спорных в его философской системе.
Как только не трактовали этот образ! Дело осложнялось тем, что и сам Ницше в разные периоды своей жизни представлял своего сверхчеловека по-разному: как самый совершенный биологический вид, возникший в ходе эволюции, вершину творения природы; как идеальный морально и духовно, совершенно новый тип человеческого существа; как идеальное создание природы, не нуждающееся в общепринятой морали, – ведь его достоинства позволяют ему самому быть «моральным источником»!
Пройдет несколько десятилетий – и идею сверхчеловека поднимут на щит нацисты. Они оправдывали кровь и смерть идеями о расовом превосходстве и праве сильного. Они утверждали, что «сверхчеловек» в их понимании может позволить себе распоряжаться судьбами государств и народов. Но при этом предпочли забыть о том, что Ницше написал когда-то: «…человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот – я учу вас о сверхчеловеке: он это море…» Не к возвышению за счет других, не к агрессии и кровопролитию призывал Ницше, а к самосовершенствованию!
Русский поэт и философ Вячеслав Иванов писал, что наиболее близким воплощением сверхчеловека является… Иисус. Колоссальный разброс, не так ли? От нацизма с его идеей расового превосходства до идеалов святости и моральной чистоты! Так, может быть, и в самом деле уникальность философии Ницше в том, что ее восприятие во многом зависит от личности и убеждений читающего?
«Книга – зеркало, – сказал однажды соотечественник Фридриха Ницше, ученый Георг Лихтенберг. – И если в него смотрится обезьяна, из него не может выглянуть лик апостола».
Музыка Вагнера – мощная, многогранная, подчас мрачная – была созвучна философии Ницше. Пристрастие композитора к истории древней Германии также находило отклик в душе философа Рихард Вагнер. Фото 1871 г.
Работа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» посвящена:
– эпистемологии – исследованию знания как такового
– онтологии – учению о сущем, о бытии
– эстетике – учению о прекрасном, его сути
– этике – учению о морали
Уделяет особое внимание понятию ВОЛЯ: философ считает, что человек и природа подчинены острой жажде жизни. Воля – то же самое, что желание, стремление. Причем именно воля к жизни – одна из главных причин страдания человека!
Работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», увидевшая свет в 1872 году, стала завершением карьеры молодого преподавателя как филолога и ознаменовала его окончательный переход в стан философов.
С 1868 года Ницше, в то время сам еще студент, уже занимал пост профессора в университете Базеля: его пригласили на эту должность благодаря таланту! Случай поистине уникальный. В том же году молодой человек свел знакомство с Рихардом Вагнером: Ницше уже давно был горячим поклонником его творчества. Правда, через несколько лет их пути разойдутся: Вагнер не сможет простить Фридриху резких высказываний в его книге «Человеческое, слишком человеческое». Композитор мечтает о «новом Возрождении» на основе традиционных ценностей, философ же мечтает ниспровергать кумиров и развенчивать идеалы. И в итоге Ницше напишет книгу «Казус Вагнер», в которой раскритикует творчество великого автора «Тангейзера», «Гибели богов» и «Тристана и Изольды»…
Сомнения Фридриха Ницше в перспективах единой Германии приводят к тому, что его объявляют «врагом империи» и начинают препятствовать его публикациям. Но все же в 1878 году выходит его новая книга «Человеческое, слишком человеческое». В ней Ницше бичует христианство и церковь, критикует «искусство ради признания» в лице Вагнера и предостерегает от увлечения социализмом и революционными идеями.
В начале знакомства Ницше пишет о музыке Вагнера:
«Я не в состоянии относиться к этой музыке с холодной критикой… Я давно не испытывал такого продолжительного восхищения»
Фридриху Ницше была близка позиция композитора относительно искусства: Вагнер был «психологом от оперы», сторонником символического, иррационального пути осмысления происходящего на сцене.
Причины последующего взаимного непонимания
Вагнер тяготел к истории, мифологии, классическому пониманию культуры.
Ницше берет на себя функции «нарушителя границ», «провокатора от культуры», что настораживает Вагнера
Композитор в расцвете своей карьеры стал выразителем государственных интересов
По мнению Ницше, то, что Вагнер стал «государственно-немецким», не пошло на пользу его творчеству: «куда бы немцы не проникали, они испортят культуру»
Философ обвиняет Вагнера (вполне справедливо) в нетерпимости к чужому мнению, в невнимании к чужим достижениям – будь то музыка, поэзия или изобразительное искусство. Но главное – он пишет: «Рихард Вагнер… пал вдруг, беспомощный и разбитый, перед христианским крестом»
Видимо, напряженная работа спровоцировала обострение многочисленных хронических болезней: философ, имя которого мало-помалу становилось все более популярным, страдает от резкого ухудшения зрения, приступов головной боли, обмороков и расстройства пищеварения. От всего этого его лечат ударными дозами лекарств, в число которых входят опиаты – и, конечно, подобные средства могли принести лишь временное облегчение… Преподавание приходится бросить, но, к счастью, университет выплачивал пенсию профессору, в возрасте тридцати пяти лет ставшему инвалидом.
Правда, творческие способности Ницше не изменяют: он издает книги «Странник и его тень», «Утренняя заря, или Мысли о моральных предрассудках»… А в 1883 году начинается издание самого, пожалуй, известного его труда – «Так говорил Заратустра». Это мощное и загадочное произведение можно трактовать по-разному – уж очень затейливым языком оно написано! Специалисты по творчеству Ницше даже утверждают иногда, что перевести «Заратустру» адекватно попросту невозможно. Следовательно, для подробного знакомства с этой книгой нужно изучить немецкий язык!
Текст подчинен сложному ритму, поэтому многие пытаются читать книгу нараспев, как древние саги, – и вроде бы даже достигают успеха. Именно в этом издании подробно раскрывается мысль о том, что человек всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком: «Боги мертвы… Отныне мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».
«И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!»
Попробуйте прочитать эту книгу – пусть в переводе, в сокращении. Найдете ли вы там призывы к «отказу от морали», к разгулу и насилию, в чем любят обвинять Ницше недоброжелатели? Или неожиданно придете к выводу, что философ отнюдь не благословляет всех, кто возомнил себя вершителем судеб? Он просто мечтает о том времени, когда моральное совершенство, обретенное тяжелым трудом, позволит человеку жить, не боясь карающего бога и посмертного наказания.
Во время работы над «Заратустрой» Ницше переживал личную драму. В 1882 году в Италии он познакомился с Луизой фон Саломе, более известной под именем Лу Саломе – удивительной женщиной, русской по происхождению, слушательницей университетских курсов в Швейцарии. Желание получить высшее образование для девушки в России тогда все еще было необычно. Но Саломе была не просто сторонницей передовых идей – она интересовалась философией и научными достижениями, мечтала создать студенческую коммуну. А кроме того, выступала за свободные отношения между мужчиной и женщиной.
Очарованный живым умом Лу (для Ницше интеллект всегда стоял выше внешней красоты), Фридрих делает ей предложение, но получает отказ. Вскоре между Ницше и Саломе происходит ссора – точные ее причины неизвестны, но есть версия, что здесь не обошлось без влияния сестры философа Элизабет. Биографы часто утверждают, что Элизабет, не отличавшаяся ни красотой, ни особенным интеллектом, возненавидела умную и обаятельную Лу… Впрочем, здесь многое относится к области предположений.