Нижеследующее сочинение является переработанным и дополненным текстом двух докладов, которые автор в свое время сделал в историческом обществе города Берна.
Читается: [лесé фэр эт лесé пассэ].
Wilhelm Roscher. Geschichte der Nationalökonomie in Deutschland. München, 1874. S. 480.
Julius Kautz. Die geschichtliche Entwicklung der Nationalökonomie und ihrer Literatur. 1860. S. 351.
G. Kellner. Zur Geschichte des Physiokratismus. Göttingen, 1847. S. 91.
Friedrich List. Nationales System. 1841. S. 253.
L. Bianchini. Della szienza del ben vivere soziale et della economia degli stati, parte storica. 1845. P. 205 f.
Simonde de Sismondi. Nouveaux Principes d’Economie Politique. Sec. éd. Paris, 1827. P. 43.
Simonde de Sismondi. Histoire des Français. T. XXX. Paris, 1844. P. 33.
Joseph Garnier. Traité d’Economie Politique. P. 120, 649.
Ibid. P. 120.
Читается: [нё па тро гувернэ].
Ch. Coquelin, M. Guillamin. Dictionaire de l’Economie Politique. Paris, 1873. Art. Physiocratie, Gournay.
A. J. Blanqui. Histoire de l’Economie Politique en Europe. 2 éd. 1842. T. II. P. 110.
Alban de Villeneuve. Histoire de l’Economie Politique. 1839. P. 388.
Leonce de Lavergne. Les Economistes Français du dix-huitième Sie-cle. 1870.
Jean-Baptiste Say. Cours complet d’Economie politique. P. 214.
Название «физиократы» впервые появилось после выхода в свет подготовленного Дюпоном де Немуром сборника «Physiocratie ou constitution naturelle du gouvernement le plus avantageux au genre humain» (Yverdon, 1768). В этом же сборнике (т. 1–2) опубликованы основные экономические работы Франсуа Кенэ.
Vol. II. P. 33.
Works by Sparks. Vol. II. P. 383. Эта работа, как известно, не может рассматриваться как собственное произведение Б. Франклина. Согласно одной из сносок в полном собрании его сочинений, она была сначала написана неким Джорджем Уотли, а затем отредактирована и дополнена Франклином.
Под заглавием «Полезные сочинения о свободе торговли. Перевод с французского». Издано Ж. Фюмоном. Прага и Вена, 1782 (Merkwürdige Schriften von der Freiheit des Handels. A. d. Franz. Herausgegeben von J. M. D. Faumont. Prag und Wien, 1782).
Ideas, Essays on Commerce, Agriculture, Mines, Factories and other useful Subjects. (Translated from the Journal (Economique). London, 1754. Содержит около 40 журнальный статей.
Henri Marten. Histoire de France. P. 163.
Статья о «Течениях в области практической экономики» в т. 13 «Всеобщей истории» Георга Вебера (Georg Weber. Allgemeinen Welt-geschicte. Leipzig: W. Engelman), написанная с позиций экономической науки, следует версии, связанной с Гурнэ. В ней читаем: «Гурнэ принадлежит сентенция, обретшая всемирную известность, которая содержит призыв к государственной власти: Laissez faire, laissez passer! В ней сформулирована единственно верная и целительная максима для всей экономической политики правительства любой страны». В том же духе высказывается Луи Блан в «Истории Французской революции», где на с. 524 он пишет: «Il fallait une formule à cet empire de l’individualisme qui allait étre inauguré, Gournay la trouva: Laissez faire, laissez passer» и т. д. [ «Чтобы положить начало этой империи индивидуализма, нужна была формула; ее нашел Гурнэ: “Дайте делать, дайте пройти”».]
Alfred Neymarck. Colbert et son temps. 2 vols. Paris, 1877.
Michel Shevalier. Examen du Système Commercial, connu sous le nom Système Protecteur. Paris, 1851.
Félix Joubleau. Etudes sur Colbert, ou exposition du système d’économie politique suivi en France de 1661 à 1683.
P. Clément. Histoire de la vie et de l’administration.
P. Clément. Histoire du Système Protecteur en France (depuis le ministère de Colbert jusqu’à la Revolution de 1848). P. 65.
Его устройство
Этот Conseil de Commerce располагал обширной сетью организаций, охватывавших всю территорию страны, из которых позднее (примерно в 1700 г.) возникла современная французская система торговых палат. Франция была поделена на три экономические зоны (zones commerciales). Первая включала провинции Пикардия, Нормандия, Бретань и Турень; во вторую зону входили Пуату, Сентонж и Гиень, в третью – Лангедок, Прованс и Лион. Помимо этого особых представителей имели отдельные наиболее важные города. Из общего числа избранных коммерсантами депутатов Кольбер на срок в один год назначал ко двору трех человек с тем, чтобы они в качестве постоянно действующего органа сообщали королю о текущих интересах торговли и поддерживали связь с другими депутатами в своих зонах. Один раз в год проходило общее собрание всех избранных депутатов; это был своего рода экономический парламент (см.: Neymarck, I, р. 252; Joubleau, I, р. 264).
Финансовый совет
Еще до Торгового совета сразу же после своего назначения членом самодержавного правительства Людовика XIV Кольбер создал Финансовый совет (ордонанс от 15 сентября 1661 г.), который, правда, в отличие от Торгового совета не был столь представительным. Король председательствовал на заседаниях этого Conseil des finances сначала три раза, а затем один раз в неделю. Совет состоял из «personnes de capacité et probité connues» [ «известных людей, способных и честных»], задача которых заключалась в том, чтобы коллегиально обсуждать дела, порученные интенданту финансов (см.: d’Isambert. Recuel des anciennes lois françaises. Vol. XVIII. P. 9). За 1661 г. мы находим сообщения о двух больших совещательных заседаниях, одно из которых было посвящено отмене таможенных сборов на внутренних реках, другое – освобождению общин от уплаты их долгов (ям.: Collection des Documents inédits sur l’Hisroire de France, publiés par les soins du ministère de l’instruction publique, recueillis et mis en ordre par G.-B. Depping. Paris, 1852. Vol. III. P. XXVI). С обсуждением этих вопросов связано учреждение Торгового совета, который преимущественно должен был обсуждать интересы внешней торговли. В преамбуле соответствующего королевского эдикта (сентябрь 1666 г.) говорится: «Nous avons résolu d’établir un conseil de commerce en notre présence tous les quinze jours… Nous avons convié tous les marchands, des lettres circulaires, de s’adresser directoment à nous pour nous porter toutes leurs plaintes et toutes leurs positions» [ «Мы постановили устраивать в нашем присутствии два раза в месяц Торговый совет… Мы призвали, всех коммерсантов обращаться прямо к нам посредством циркуляров, направляя нам все свои жалобы и мнения»] и т. д. Почти такие же слова мы находим в письме, в котором Людовик XIV сообщает городу Парижу о своем решение учредить Торговый совет (27 августа 1664 г.). См.: Ibid. P. XXVII.
См.: Неймарк, приложение к т. I.
Выдержки из протокола этого заседания содержатся в: Jaques Savary. Le Parfait Négociant. 7 éd. 1713. P. 92.
Довольно подробный отчет об этом собрании содержится в: Louis Pauliat. Lous XIV, et la Compaigne des Indes orientales de 1664. Paris, 1886.
Статья «Инспектор и надзор».
Об этом, например, можно прочитать в главном сочинении XVIII в., направленном против института инспекторов и удостоенном премии Академии города Амьена: Simon Clicquot de Blervâche. Considérations sur le commerce et en particulier sur les compagnies, so-cietés et maîtrises. Amsterdam, 1758.
Задачи инспекторов мануфактур
При Кольбере, по-видимому, задача инспекторов мануфактур заключалась лишь в том, чтобы побуждать местных полицейских чиновников и правления производственных корпораций, отвечавших в то время за надзор за соблюдением регламентов, выполнять свои должностные обязанности. Согласно указу от 17 июля 1684 г., принятому год спустя после смерти Кольбера, им вменялось в обязанность на всех рынках и ярмарках своего округа в присутствии местных контролирующих чиновников лично проверять изделия на предмет их соответствия требуемым качеству и форме и выписывать соответствующие штрафы. Другим указом от 23 июня 1687 г. им разрешалось входить в дом любого коммерсанта без его согласия и без привлечения или уведомления представителей местных надзорных органов, чтобы лично производить проверку. Таким образом, сфера деятельности инспекторов существенно расширилась, вследствие чего была увеличена их численность. Каждые шесть месяцев они были обязаны направлять Генеральному контролеру (Contrôleur général) отчет о состоянии мануфактур и о результатах их служебной деятельности. Особенно большие льготы были предоставлены инспекторам мануфактур в правление Людовика XV, улучшившие их материальное положение за счет освобождения от уплаты многочисленных налогов. Их регулярное жалование сначала было установлено в размере 2000 ливров. См.: Savary. Dictionnaire. Art. Inspecteur, Règlemens.
Похожие сравнения можно найти в: H. W. Fernam. Die innere französischen Gewerbepolitik von Colbert bis Turgot. Leipzig, 1878; A von Dumreicher. Über den französischen National-Wohlstand als Werk der Erziehung. Wien, 1879; Gustav Cohn. Colbert vornehmlich in staatswirtschaftlicher Hinsicht, опубликована в двух номерах ежегодника «Zeitschrift für die gesamte Staatswissenschaft» за 1869 и 1870 гг.
Amelot de la Houssaye. Mémoires historique, poliques; critiques et littéraires. Amterdam, 1731. T. II. P. 101.
Marquis d’Argenson, Loisirs d’un Ministre d’Etat. Composé en 1736. Éd. 1737. Vol. II. P. 172 et suiv.
Neymarck. Colbert et Son temps. T. II. P. 462.
Знанием этого, насколько мне известно, еще не опубликованного документа я обязан доброте историка господина д-ра Августа фон Гонценбаха из Берна, который также передал мне и другие ценные свидетельства для настоящей работы (см. ниже, с. 44 сн.).
Сравните циркуляр Кольбера «Circulaire aux commissaires départis et intendants des généralités et pays d’élections» от 1 июня 1680 г. (приведен в приложении в: P. Clément. Histoire du Systéme Protecteur). В нем чиновников обязывают в каждом округе своего управления лично контролировать состояние экономики, особенно обращая внимание на неравенство при начислении податей. «Ecoutez aussi toutes les plaintes qui vous seront faites, à cause de l’inégalité des impositions dans les rôles des tailles, et faites tout ce que vous estimerez à propos pour retrancher ces abus et rendre l’imposition la plus égale qu’il sera possible». [ «Выслушайте также все жалобы, которые будут вам поданы относительно неравенства сумм налогов в списках
тальи и сделайте все, что посчитаете необходимым, дабы сократить эти злоупотребления и установить, насколько это только возможно, наиболее равное налогообложение».] Отчет должен был представляться каждые три месяца.
«Le surintendant [Colbert] était devenu pour le peuple la personnification de la maltôte» [ «Суперинтендант (Кольбер) стал для народа воплощением незаконного взимания податей»]), см.: Capefigue, Louis XIV, son gouvernement et ses relations diplomatiques avec l’Europe. 6 Vols. Paris, 1837. T. II. P. 5.
Когда выше на с. 11 в цитате из работы Трэверса Туисса (1847) говорится, что, согласно некоторым сообщениям, это был ответ Лежандра на «вопрос Кольбера о его мнении относительно предложенного им [Кольбером] проекта», который, по-видимому, касался таможенного тарифа 1667 г., то, очевидно, речь здесь идет о собственной приписке автора, поскольку ее содержание никак не согласуется ни с одним из оригинальных источников, из которых Туисс черпал свои сведения.