Введение

Книга, которую вы держите в руках, исследует неожиданную возможность: личность человека способна пережить смерть своей физической оболочки – материального мозга.

Эта идея не нова. Пусть и забытая современной наукой, она сохраняется в коллективном разуме и народной культуре на протяжении последних 2500 лет. Необычна в ней только предложенная мной модель. Учитывая последние достижения в области информатики и вычислительных наук, а также в космологии и физике элементарных частиц, я осмелился предложить модель разума, которая выходит далеко за пределы тех подходов, что выдвигают традиционные когнитивные науки: физический мозг не является единственной системой обработки информации, используемой нами с целью воспринимать, организовывать и понимать окружающую реальность.

Состоящий из других фундаментальных частиц[9], второй мозг, недоступный нашему восприятию, по-видимому, существует одновременно с физическим мозгом и взаимодействует с ним. Этот процесс осуществляется через поля физической природы, и информация переходит из одного мозга в другой благодаря этим же самым полям. В момент смерти материальный двойник исчезает, и поля, которые удерживали их вместе и которые были порождены электрической активностью видимого мозга, уходят вслед за ним. Тогда его невидимый напарник освобождается вместе со всей накопленной на протяжении жизни информацией, программами и индивидуальным сознанием. Мозга два, каждый из них существует в своем специфическом секторе реальности[10] и каждый состоит из собственного набора уникальных фундаментальных частиц. Видимый и невидимый мозг какое-то время являются базовыми физическими носителями личности человека.

В наше время подобная идея уже не должна вызывать удивления. За последние 50 лет были открыты сотни фундаментальных частиц, но лишь три из них использовались для создания нашей Вселенной, состоящей из обыкновенной материи. Все равно что строитель, имея в своем распоряжении больше сотни разных видов кирпичей, в итоге остановился лишь на трех и из них решил построить целый город. Конечно, это не выглядит разумным. Если что-то и характеризует Вселенную, так это экономичное функционирование. Все природные явления подчиняются принципу минимального действия, то есть Вселенная всегда идет по пути наименьшего возможного усилия. Так зачем же природе расточать сотни фундаментальных частиц, если для структурирования всей знакомой нам реальности достаточно трех из них? Возможно, одно недавнее открытие способно в некоторой мере пролить свет на этот вопрос.

Начиная со второй половины XX века, научные наблюдения стали наводить на мысль, что за видимой нам Вселенной находится невидимая, недоступная нашему восприятию. Эта обратная сторона физического мира, похоже, состоит из экзотических частиц, чьи свойства отличаются от характеристик верхнего кварка, нижнего кварка и электрона – фундаментальных составляющих, используемых природой для создания материальной реальности. Несмотря на то что эту невидимую часть невозможно ощутить или зафиксировать в лаборатории, гравитационный эффект, что оказывают ее компоненты на осязаемую материю, явно выдает ее присутствие. С тех пор самые значительные научные журналы опубликовали сотни статей, в которых обсуждались ее природа, элементы и роль, которую выполняет этот загадочный незримый компаньон нашей видимой Вселенной.

Принимая во внимание это открытие, Дено Казанис, кандидат наук, специалист по биофизике из Университета штата Пенсильвания, еще несколько лет назад рискнул выдвинуть предположение, которое было опубликовано в Journal of Near Death Studies под заголовком «Физический базис тонких тел и околосмертного опыта»[11]. По мнению Казаниса, существует вероятность того, что темная материя и есть то вещество, из которого сделаны тонкие тела[12] и духовные миры, упоминаемые в философских и религиозных традициях. Насколько мне известно, до этого никто не предполагал подобной возможности. Если видимая среда является матрицей для зарождения и эволюции жизни в том виде, в котором мы ее знаем, то почему же не произойти чему-то подобному с недавно открытой незримой материей?

Похожая идея уже серьезно рассматривалась в последние годы. В статье, опубликованной в престижном журнале Scientific American под названием «Темные миры», физик-теоретик Джонатан Фэн, профессор физики и астрономии Калифорнийского университета, и Марк Тродден, содиректор Центра по изучению физики частиц в космологии при Университете Пенсильвании, утверждают, что эта невидимая вселенная вполне может располагать своей собственной системой фундаментальных частиц, сил и взаимодействий. Другими словами, вселенная, состоящая из экзотических (темных) частиц, может одновременно взаимодействовать и с нашей. Фэн и Тродден считают, что раскрывается целый веер возможностей, что, вероятно, существует сектор этих темных частиц, «целый скрытый мир, точная копия нашего, со своими скрытыми протонами и нейтронами, которые формировали бы скрытые атомы, молекулы, планеты, звезды»[13].

Теперь можно уверенно сформулировать главную предпосылку, лежащую в основе этой книги: невидимый мозг, состоящий из темной материи или из материи какого-то другого типа, образованной из неизвестных экзотических частиц, мог бы послужить физическим носителем для разума, стремящегося пережить смерть тела и продолжить обрабатывать информацию. Но мы здесь не остановимся. Если верить Казанису, эта же экзотическая материя стала бы веществом, которое природа использовала для создания духовных вселенных, упоминаемых в великих религиях и философиях прошлого. Видимая материя – это физический носитель нашего мозга и нашей действительности, в то время как невидимая материя является материальным носителем невидимого мозга и наших ментальных и духовных реальностей. Кроме того, гипотеза о втором мозге и невидимой материи стала бы идеальной гипотетической моделью, необходимой для объяснения некоторых ментальных феноменов, которые, по всей видимости, не могут осветить традиционные модели современных когнитивных наук.

О каких ментальных явлениях идет речь? В литературе по нейронаукам пишут, что разум и сознание человека являются продуктом активности мозга. Когда он прекращает функционировать, разум навсегда исчезает. Однако наличие аномальных явлений, не свойственных нашему ежедневному опыту, заставляет нас со всей серьезностью пересмотреть эту базовую предпосылку нейронаук. Последние исследования необычных феноменов, к которым относятся околосмертные переживания, внетелесный опыт, сообщения об установлении связи с усопшими родственниками через других людей со сверхспособностями, сведения о детях в возрасте между тремя и пятью годами, утверждающими, что они помнят о своих прежних жизнях[14], говорят о вещах, о которых представители современных когнитивных наук явно не знают. Однако, несмотря на достижения парапсихологии за последние 80 лет, убеждающие нас в существовании необычных способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, предсказание будущего и психокинез[15], исследователи предпочли отложить научное изучение жизни после смерти, пока не смогут лучше определить возможности и границы этих исключительных способностей. Это отлично выразил еще в 1937 году профессор Джозеф Райн в книге «Новый мир разума»:

После получения комплексных результатов исследований, установивших реальность телепатии, ясновидения и предвидения, стало очевидно, что разгадать, как сохраняется дух после смерти, намного сложнее, чем казалось[16].

Другими словами, пока мы не понимали, где заканчиваются границы и последствия изучения этих малознакомых нам аспектов человеческого разума, было очень тяжело приступить к исследованию сложной проблемы жизни после смерти.

Теперь же все изменилось. Перечисленные нами необычные явления требуют объяснения. Интерпретация этих фактов передовой материалистической наукой убеждает лишь немногих.

В самом деле, нейронаукам нечего предложить на этот счет. Они занимаются сетями, по которым циркулирует информация в материальном мозге. Объект их изучения – анатомия нервной структуры и форма, в которой информация воспринимается, переводится, кодируется и передается по нейронным цепям. Их охват ограничивается корой головного мозга, где полчища нейронов выступают в унисон, создавая то, что мы называем субъективностью, ментальными феноменами и сознанием. Другие аспекты, связанные с информацией (например, каким образом электрическая активность мозга преобразуется в субъективность), их не интересуют.

Всем известно, что потенциалы действия, бегущие по нашим нервным путям, представляют собой информацию. Но одно дело – информация в виде потенциалов действия, и совсем другое – те же самые данные, появляющиеся как изображения, звуки или понятия нашего сознания. Одно дело – ваша фотография, закодированная битами, наборами нулей и единиц на жестком диске компьютера, другое – когда цветное изображение, уже декодированное, возникает на экране. Одно дело – последовательность битов, другое – понятие, образ или звук. Это та же самая информация, пусть и представленная двумя разными способами. Тут и таится загадка. Когда дело касается компьютера, трансформация известной нам информации очевидна, но в случае с мозгом и разумом нейробиологи ей полностью пренебрегают. Более того, нейронаукам ничего не известно о ее возможном дублировании, передаче, извлечении и сохранении вне структуры мозга. Также не рассматривается вероятность существования дополнительных процессоров, состоящих из физических частиц с другими свойствами. Никому из представителей когнитивных наук не приходила в голову подобная идея. Для них это что-то немыслимое. Даже само понятие сознания, отнесенное философом Дэвидом Чалмерсом[17] к трудной проблеме нейронаук, продолжает оставаться серьезным вызовом и тайной, не дающей покоя всем исследователям[18]. Здесь и находится предел. И лишь неортодоксальный подход к изучению обработки информации и поиску других, отличных от биологического мозга процессоров заставляет нас признать альтернативные, еще неизвестные современной науке пути и системы передачи, извлечения и хранения данных.

С появлением теории информации и развитием первых ЭВМ[19], идея о том, что человеческий разум исчезает, как только прекращается электрическая активность мозга, претерпевает радикальные изменения. Наш мозг, как и любой компьютер, содержит информацию и программы, позволяющие ее обрабатывать. Никому и в голову не приходит, что смерть компьютера равнозначна исчезновению данных, хранящихся на нем. Даже малолетний ребенок отлично понимает, что их можно сохранить на USB-носитель, чтобы перенести на новое устройство. Если в процессе извлечения информация не подвергается изменениям, то ее семантическое содержание, индивидуальность и значение могут быть перенесены на другой компьютер. Когда мы читаем текст на первом или на втором ПК, то без труда опознаем автора, если знали о нем раньше. По аналогии, если информацию, представленную в разуме человека, вовремя извлечь без изменений, то так называемую личность, может быть, получится сохранить.

Сет Ллойд, профессор факультета машиностроения Массачусетского технологического института, и Влатко Ведрал, физик из Оксфордского университета, считают, что Вселенная – это гигантский квантовый компьютер[20], обрабатывающий информацию с самого момента творения. Со временем эта машина создала природные микрокомпьютеры, которые в сотни тысяч раз сложнее, чем самый современный многоядерный процессор. Геном, эпигеном[21] и мозг – наиболее известные из них. В отличие от наших компьютеров, они по-настоящему умные. Причиной этого являются мозг и разум человека, благодаря которым мы способны мыслить, чувствовать, осуществлять волевые действия и давать себе отчет в собственном существовании. Как я еще скажу далее, компьютер в состоянии выиграть партию у самого опытного шахматиста, но не может обрадоваться своей победе. Компьютер не обладает семантикой. Его отличие от человека заключается в том, что информация внутри машины лишена значения, поскольку нет того самого ценного, чем мы обладаем, – сознания.

Когда на нашей планете зародилась жизнь, природа придумала способ продолжать и совершенствовать ее посредством механизмов естественного отбора и сохранения самого приспособленного организма. Это огромная живая лаборатория бесконечных возможностей, ждущих своей реализации. Ее изобретательность и креативность превосходят пределы нашего понимания. Путем проб и ошибок, как это происходит и в исследовании, возглавляемом людьми, природа довела нас до настоящего момента. Как же не замирать в восхищении перед потрясающим спектаклем, величественно разворачивающимся на наших глазах? Если такое происходит с простой клеткой, то разве не разумно ожидать подобного или же еще лучшего с самым выдающимся из ее творений – человеческой личностью?

Последние открытия в области физики и космологии внушают мысль, что воспринимаемая нами Вселенная отнюдь не уникальна. Леонард Сасскинд, один из отцов-основателей теории струн, говорит, что мы обитаем в гигантской мультивселенной – космическом ландшафте, наполненном бесконечными возможностями существования[22]. Населяемая нами Вселенная – лишь одна из них. Гипотеза о многих мирах квантовой механики, предложенная американским физиком и математиком Хью Эвереттом в середине 50-х годов прошлого столетия, также не дает нам забыть о том, что здесь и сейчас могут присутствовать тысячи миллионов наших копий и миров, где они обитают[23].

И все эти копии создаются в мгновение ока. Чтобы объяснить некоторые из загадок квантовой механики, эта модель предполагает, что каждую минуту Вселенная размножается, копируя саму себя, и с момента появления каждая копия продолжает свое существование независимо, в собственном пространстве и времени, отдельно от своих клонов.

Если такое происходит со Вселенной и совокупностью вселенных, почему бы не предположить, что сама природа позаботилась о механизмах копирования, передачи и извлечения, необходимых для сохранения личности после истечения срока службы биологического мозга?

Мы располагаем сотней фундаментальных частиц, не считая тех, что еще не открыты, и космическим ландшафтом, полным бесчисленными возможностями существования. И все это внутри Вселенной, разумно обрабатывающей данные с самого момента своего рождения. Таковы базовые компоненты, необходимые для извлечения персонализированной оригинальной информации, существующей внутри физического мозга. На настоящий момент ничто, даже законы природы, не мешает нам выдвинуть новую научную гипотезу, допускающую сохранение разума и сознания человека. Нет таких математических или логических догм, без которых невозможно было бы прочитать эту книгу. Необходим лишь минимум знаний и немного любопытства, чтобы понять модель, представленную на ее страницах. Не так легко поймать в ловушку разум и сознание человека.

Архитектор создает план своего будущего творения, а затем ищет материалы для воплощения замысла в реальность. Гипотеза, выдвигаемая мною, является первоначальным планом того, как природа могла замыслить и спроектировать механизмы, создать инструменты, необходимые для того, чтобы человеческая личность оказалась способна пережить телесную смерть. Детали отложим на потом. Придет время, когда физики и специалисты по информатике и кибернетике создадут полную карту набора фундаментальных частиц, их свойств, взаимодействий и законов природы, свойственных той вселенной, в которой мы окажемся, когда исчерпаем все свои возможности в открытом нам секторе реальности.

Воспринимаемая нами с помощью органов чувств Вселенная отнюдь не уникальна.

В этой книге мы выдвинем первоначальную гипотезу о том, как разум и сознание сохраняются после смерти. Она дополняет модели, принятые на сегодняшний день когнитивным науками. Сразу после введения, в главе 1 под названием «Что такое разум» будет частично представлена история этого вопроса в свете философской, религиозной и научной мысли. Теория информации и вычислительные науки позволяют нам свести его к четырем основным компонентам: мозгу, информации, информационным программам и индивидуализированному сознанию. Если посмотреть под этим новым углом, можно предположить, какие из элементов разума бренны, а какие могут сохраниться после смерти.

В главе 2 мы освежим наши знания о типах частиц, силах и природных законах, без которых не появился бы наш мир, а также разберемся, почему он функционирует определенным образом. Реальность поделена на секторы. Невидимый мозг относится к альтернативной вселенной. Его непривычное поведение связано с тем типом частиц и сил, из которых он складывается. Очень краткий обзор стандартной модели позволит нам приблизиться к самому разумному объяснению возможного физического носителя разума и сознания после смерти. Так мы сможем лучше понять, что имеется в виду под понятиями «физическое» и «ментальное».

Глава 3 объясняет, почему существование лишь материального мозга не объясняет такие явления, как ментальные репрезентации, экстрасенсорные способности и сохранение разума и сознания человека после его смерти. В главе 4 перечисляются и объясняются базовые предпосылки теории информации, на которые частично опирается выдвинутая в этой книге гипотеза. Глава 5 посвящена разбору четырех самых ярких моделей, интерпретирующих работу мозга: нейронной доктрины, компьютационного фокуса, нейросетевого подхода и квантовой парадигмы.

Однако и они не дают полную ясность. Существуют феномены, необъяснимые с точки зрения тех теорий, которыми мы располагаем на сегодняшний день. Поэтому придется рассмотреть концепцию парадигм и научных революций в главе 6. И только тогда мы будем готовы к восприятию нового, не отбрасывая в сторону всю ранее проделанную работу. В главе 7 мы поговорим, почему идея сохранения разума человека после его смерти уже бродит в умах разных представителей науки, а также некоторых самых выдающихся психологов-когнитивистов. Для этого необходимо иметь четкое представление об информации, ее обработке и о том, какого типа отношения, возможно, существуют между информацией и человеческой личностью. Именно этому будет посвящена восьмая глава под названием «Загадка личности». Если информация сохраняется, следовательно, может сохраниться и личность человека. Глава 9 является моим возражением нейробиологу Дамасио на его слова, произнесенные в начале 2000-х, когда он осмелился заявить о конце картезианского мифа[24] и решении проблемы «разум-тело». Подобную ошибку в конце XIX века совершили представители физических наук: опьяненные последними открытиями, они отважились пророчить скорую кончину теоретической физики. Но картезианский миф жив, а проблема «разум-тело» так и не получила своего разрешения. Мне кажется, самым подходящим ответом на вызов Дамасио стал бы дуализм, интеракционистский[25] или неинтеракционистский. Если существует субстанция, отличная от протяженной Декарта, то, по моему мнению, следует попытаться объяснить ее с научной точки зрения. Первым делом нужно попробовать определить ее местоположение, а затем исследовать вопрос о том, из какого типа материи она состоит.

В главе 10 я попытаюсь ответить, где находится второй процессор, который я временно назвал невидимым мозгом. Может быть, в самых последних космологических моделях таится разгадка, которую мы все так ждем. «Открытие, внушающее тревогу» – такое название у главы 11. Это открытие, наверное, является самой жизнеспособной версией на предмет компонентов, из которых состоит невидимый мозг. Что, естественно, не отменяет остальных возможностей. Другой тип материи подразумевает возврат к дуализму, отсюда и название главы 12 «Возвращение Декарта».

Как же обнаружили невидимую материю, на которую я ссылаюсь, и из какого типа фундаментальных частиц она может состоять? В главе 13 я разверну перед вами целый веер возможностей. Так же как у видимого мозга есть своя история, достойная изложения, так и невидимый мозг заслуживает целой главы. Ею стала глава 14. Одной из самых больших проблем, которые оставил Декарт, был вопрос о том, каким образом мыслящая субстанция, представляющая разум, соединяется с протяженной субстанцией, являющейся телом.

В главе 15 объясняется форма, в которой невидимый мозг мог бы объединяться с видимым. Другими словами, мы рассмотрим механизм соединения разума и тела. Поля физической природы или какой-то скрытой версии квантового беспорядка могут таить в себе секрет этого непостижимого процесса взаимодействия. В главе 16 я описываю возможные среды, в которых располагается и действует невидимый мозг. Глава 17 посвящена подведению итогов того, как, по моему мнению, природа может извлекать личность человека в момент физической смерти мозга. Дополняют представленную на ваш суд работу глоссарий и библиография.

Загрузка...