Этим вечером в доме-дереве так и не зажёгся свет. За тёмными окнами отмечали долгожданную встречу.
Спать они легли далеко за полночь. Джейн уснула почти сразу. Икс ворочался и даже не задремал. Он тихо поднялся с кровати и босиком по прохладному полу отправился на кухню. Не включая свет, он достал из холодильника сладости и с удовольствием стал уплетать их. После своеобразного ужина вновь захотелось прилечь, но ему не терпелось уладить ещё одно дело. Шёпотом он позвал Самуэля.
– Слушаю вас, – прогремел сверхинтеллект.
– Потише, – умоляюще прошипел Икс.
– Можете не переживать. Я изолировал нашу беседу в звуковую сферу. По ночам такая связь применяется по умолчанию, – ответил Самуэль.
– Джейн не услышит, как мы разговариваем? – недоверчиво спросил Икс. – Мы не разбудим её?
– Нет. Мы общаемся совершенно беззвучно для стороннего наблюдателя. Звуковые волны не выходят за пределы звуковой сферы.
– Неплохо, – по-прежнему шёпотом ответил Икс. – Скажи, Самуэль. Где сейчас Хексус?
– Наблюдатель Хексус находится на станции «Сириус», орбита Турала.
– Он доступен для связи? Там сейчас день или ночь?
– Наблюдатель Хексус находится в энергоформе, поэтому бодрствует всегда. На орбите нет ни дня, ни ночи. Он доступен для связи, – ответил Самуэль.
– Он занят чем-нибудь? – спросил Икс.
– Не могу знать точно. Желаете поговорить с ним?
– Вообще-то желаю, – кивнул Икс. – Подожди, я перейду в гостиную.
Икс слез со стула и сходил на второй этаж за одеждой. В штанах и майке он подошёл к панорамному окну и посмотрел на ночной лесной город.
– Вызывай, Самуэль, – тихо произнёс молодой человек.
Раздался сигнал вызова. В меле от Икса, прямо в воздухе, возник экран, на котором через мгновение появилось улыбающееся лицо Хексуса.
– Не спится, друг мой? Привет! Как дела? – очень бодро начал Хексус.
– Привет! Привет! – махнул рукой Икс. – Нормально всё!
– Чего ты так тихо разговариваешь? Боишься разбудить Джейн?
– Ага. Не могу привыкнуть к тому, что нас не слышно, – улыбнулся Икс.
– Ну ты даёшь… Как твоя загрузка?
– Я не загружался. Да и не очень-то хочется.
– А-а… Арафэл – дело такое, – кивнул Хексус. – Все отказники живут там.
– Я тоже с этим не спешу. Пока осваиваюсь.
– Ясно. Как хочешь. Прислушивайся к себе. Власти Мегатремзиса в этом вопросе максимально толерантны. Так что заставило тебя посреди ночи вылезти из тёплой постели и позвонить мне? – подмигнул наблюдатель.
– Хексус, я хотел поблагодарить тебя за спасение Шанса, – серьёзным голосом ответил Икс.
– Понятно. Благодарность принята. Ты, полагаю, уже встретился с ним?
– Да, сегодня. То есть вчера утром.
– Пообщались?
– Не то слово, – покачал головой Икс. – Просто невероятно, что мы встретились снова!
– Кстати, – весело сказал Хексус, – твой друг – сумасшедший!
– Шанс? – округлил глаза Икс.
– Да-да. Шанс.
– В каком смысле? Ни разу не замечал, что бы он вёл себя неадекватно.
– Тут такое дело, – с улыбкой продолжал Хексус. – Я же сразу загрузил его в сеть. Потом с ним взаимодействовал Самуэль. Я не лез. Буквально вчера вечером я поинтересовался у Самуэля, как у них с Шансом дела. Он рассказал много интересного про твоего друга.
– Что, например?
– Шанс пытал Самуэля насчёт того, что он знает про Бога. Прямо, без раскачки. Только познакомились – и сразу такие вопросы. Это очень необычно, ведь Шанс – программа. Как я понял, Самуэль с ним сильно не церемонился. Ответил что-то невнятное. Тогда Шанс заявил, что полностью осознал себя человеком и попросил дать ему тело.
– Узнаю друга, – улыбнулся Икс.
– Похоже на безумие…
– Нет. Всё нормально. Он такой. Шанс – ищущая личность. Всё, что ты говоришь, я слышал от него ещё на корабле. Тогда мне это не казалось странным. Но и ситуация там была сложная. Не дай бог такому повториться!
– Кстати, знаешь, что он ещё выпросил у Самуэля? – таинственно произнёс Хексус
– Что? – приготовился Икс
– Он попросил записать себя на голографические облако и разместить его в голове энергоформы.
– Ничего не понял.
– Он, как настоящий человек, отказался управлять телом удалённо и пожелал максимального отождествления с энергоформой, чтобы хозяйничать изнутри, – объяснил Хексус.
– Ясно. Это тоже в духе Шанса, – закивал Икс.
– Я просто не ожидал, что программа может столько всего навыдумывать. Столько всего нажелать, – усмехнулся Хексус.
– Хексус, эта личность бодрствовала миллиард хрономер.
– В одиночестве. Практически…– добавил наблюдатель.
– Верно, – выдохнул Икс. – Я объявлялся всего на несколько хроноритмов. Всё остальное время я спал. А он – нет.
– То есть Шанс не показался тебе странным?
– Нет. Он адекватный. Просто, я повторю, он много размышляет, ищет. Думаю, это нормально.
– Для человека, – протянул Хексус.
– Он осознаёт себя человеком, – сказал Икс и тут же поправился. – Хотя… Вчера, во время нашей встречи, Шанс обронил, что опять считает себя программой. На корабле было иначе. Он описывал свой человеческий образ ещё в самом начале нашего знакомства, во время катастрофы на Тремзисе. С тех пор я так себе его и представлял.
– Ясно, – улыбнулся Хексус.
– Спасибо, что вытащил Шанса, – сказал Икс. – Кстати, как ты это сделал? Что ты видел?
– Позавчера днём я прилетел на Землю в корабле М-класса.
– Что за М-класс? – сразу уточнил Икс.
– Материальный значит. Видишь ли, Самуэль не мог достать ковчег из глубин океана. Солёная вода мешала ему контролировать галополе. Если слой больше рифтмеля, то наш сверхразум считает эту зону мёртвой. Он всё видит, а сделать ничего не может. Поэтому только М-класс, – разъяснил Хексус.
– Понятно. Что же было дальше? – спросил Икс.
– Ну что дальше… Я опустился на океаническое дно и обнаружил ковчег. Он был повреждён и обесточен. Мне надо было попасть внутрь. Я решил, что ради безопасности хранителя лучше сделать это аккуратно. То есть самому. Изначально я планировал вырезать дырку в корпусе и заплыть в ковчег прямо в корабле. Но, оказавшись на дне, передумал.
– Ты тоже был в материальном теле? – в недоумении спросил Икс.
– Именно так. Голограммы не могут существовать вне зоны голографического поля. На дне океана поля не было.
– Ну и дела! Ты же рисковал! – округлил глаза Икс.
– Да брось! Всё нормально, – отмахнулся Хексус. – Я надел скафандр и оказался в воде. Вскрыл обесточенные люки в декомпрессионном шлюзе и с потоком воды влетел внутрь ковчега.
– Не понял. Как ты их открыл?
– У меня с собой была пара мощных игрушек, – улыбнулся наблюдатель. – В общем, люков там больше нет… Так вот, напор был чудовищной силы: ковчег просто втянул в себя океан. Ещё немного, и я остался бы там навечно, – задумчиво улыбнулся Хексус. – Благо вовремя сориентировался. На антигравитации вышел из потока воды и сразу направился к суперкомпьютеру.
К моему счастью, он был исправен. Я навёл питание, и система откликнулась. Этого оказалось достаточно, чтобы скопировать хранителя на матрицу памяти. У меня с собой было много всяких приспособлений. Я не знал, что может понадобиться. Времени на размышления совсем не было, но всё сработало с первого раза. Мне повезло. Шанс выгрузился из нейросети. Дождавшись пока ковчег полностью затопит, я выплыл, вернулся на свой корабль и поднялся со дна океана. Самуэль перенёс хранителя в сеть Мегатремзиса, а меня вернул домой. Вот и вся история.
– Это очень круто, – кивнул Икс. – Благодарю тебя ещё раз. Ты совершил подвиг!
– Не преувеличивай, – с усмешкой отмахнулся Хексус.
– Шанс, кем бы он ни был, как минимум два раза спас мне жизнь. Но и это не главное. Там, на корабле, Шанс стал для меня настоящим другом.
– Ладно тебе, Икс, – улыбнулся Хексус. – Ты чего так напрягся? Надо расслабиться и всё забыть как страшный сон. Пару феонов было по-настоящему жарко, но это уже в прошлом.
– Пару феонов? – Взгляд Икса потерялся в вечности.
– Я шучу, конечно. Не обижайся. Вам обоим нехило досталось. Теперь это позади. Пройдёт время, и ты взглянешь на всё другими глазами. Время, знаешь ли…– Хексус задумчиво замолк.
Икс сощурился и пристально посмотрел на экран видеосвязи.
– Ты в порядке?
Хексус вздрогнул и еле заметно всхлипнул.
– Время, говорю, очень сильно влияет на всё вокруг.
– У тебя что-то случилось? – осторожно спросил Икс.
– У меня? – помрачнел Хексус. – Это случилось со всеми и продолжает случаться. С тобой, со мной, с каждым из нас, без исключения.
– Есть трудности? – напрягся Икс.
– Есть, очень даже есть. – Хексус свёл брови и отвёл взгляд в сторону.
– Ты прости меня, если я своими дурацкими вопросами причинил тебе неудобства, – тихо сказал Икс.
– Да брось! Скоро сам все поймёшь. Ты тоже попал, как и я, как и Джейн, как и многие с Арафэла.
Икс задумчиво покачал головой.
– Мне трудно прямо сейчас понять твои слова. Ты говоришь о жизни как о какой-то проблеме. Представляешь, что чувствую я? Ничего… Жизнь – это норма. Всё очень привычно и обычно. – Икс поморщился. – Может, когда я по-настоящему пойму твои переживания, то смогу поддерживать такого плана разговоры. Мне надо прочувствовать все прелести вашей жизни на своей шкуре.
– Вздор! Никакие это не прелести. Я завидую тебе. Ты – чистый лист. Не торопись окунаться в бесконечную тоску. Чем дольше будешь оставаться собой, тем лучше. Реально, не торопись. Вечная жизнь – какой пустяк! Она и так будет. Ты просто не должен загружаться тем, чем не следует. Я представляю, как Мегатремзис может сбить тебя с толку. Перспектива вечной жизни, энергоформы, отказники… Не потеряйся в этом многообразном безумии.
– Постараюсь, – настороженно протянул Икс. – Если хочешь, мы могли бы отдельно поговорить на эту тему.
– Может быть… Хотя нет, не стоит. – Хексус отвернулся от экрана и задумчиво посмотрел в сторону. – Я ничего хорошего не скажу. Только испорчу чистый разум. Не хочу брать на себя такую ответственность.
– Переживаешь, что я слишком впечатлительный? – нахмурился Икс.
– Говорю же. Не надо, – внезапно строго ответил Хексус.
Турал перестал транслировать звуки. Тихая космическая бездна, разделяющая Арафэл и далёкий «Сириус», мрачно зияла сквозь окно видеочата. Она не передавала слова… Только боль, масштаб которой мог понять лишь бессмертный, вкусивший горький плод душевного одиночества.
– Как Джейн? – ожил стоп-кадр в окне видеосвязи.
– Спит.
– Вы семья? – еле слышно спросил Хексус.
– Почти, – кивнул Икс.
– Это редкость.
– Что именно?
– На Мегатремзисе семья – редкость. Да и отношения в целом. Люди перестали создавать семьи.
По стеклу застучали капельки дождя.
–Ты… – запнулся Икс – Ты с кем-то встречаешься?
– Не-ет. С кем, например? – усмехнулся Хексус.
– Не встретил подходящую девушку? – свёл брови Икс.
– Именно так, – кивнул Хексус.
– А ты давно живёшь?
– Очень, – болезненно улыбнулся Хексус.
– Не знаю, что и сказать, – поморщился Икс. – Мегатремзис не так прост, как кажется.
– О! Не то слово.
Дождь усилился и барабанной дробью стучал по стеклу.
– Послушай, – неловко начал Икс. – Если у тебя есть свободное время, может, сгоняем куда-нибудь. Покажешь мне «Системную сферу». На свою работу меня свозишь. Пообщаемся.
– Да без проблем, – оживился Хексус. – Будем на связи.
– Хорошо, – спокойно ответил Икс.
– Давай тогда? – махнул рукой Хексус.
– Давай, – кивнул Икс.
Экран исчез. Глаза снова стали привыкать к темноте. Через пару мато Икс увидел, как за окном идёт дождь. Он немного постоял, беззвучной походкой пошёл обратно в спальню, залез под одеяло и вскоре уснул.
https://vk.com/howardhan