Начало

– Доктор, а у вас родовая травма первого позвонка!

Меня не удивило это заключение коллеги, врача-рентгенолога, я его ожидала. Когда я ощупывала свою шею сзади, под затылком, где последнее время беспокоила тупая разлитая боль, меня стало разбирать любопытство: «Это что, ротация атланта?» Да, мой указательный палец снова и снова, упираясь в остистый отросток второго позвонка, был расположен не по центру, а совершенно точно отклонен вправо. Значит, и атлант наверняка повернут вправо. Рентген подтвердил мое предположение.

Надо же, уже более 25 лет я занимаюсь лечением детей с родовыми подвывихами позвонков и сама, оказывается, с таким живу… Значит, мне дано было так родиться, чтобы затем посвятить изучению «невидимой» родовой травмы большую часть моей профессиональной жизни.

Я была первенцем в нашей семье. Моя мама, учительница, в то время работала в библиотеке, в селе, куда они приехали с папой в поисках лучшей жизни. В живописном месте расположился старинный монастырь. Акушерка оказалась молодая девочка. За возможность появиться на свет мне пришлось биться два дня. На третий день, когда мама была уже без сил, из района привезли более опытную акушерку, она проткнула плодный пузырь, и с помощью акушерских щипцов я появилась на свет.

Эта история стала известна от мамы из написанных ею мемуаров в то время, когда у нее у самой было уже семь правнуков. Далее я с изумлением также прочла, что «… у Людочки до девяти месяцев сохранялись синие круги вокруг глаз». Правда, ходить я стала в годик, и развитие, физическое и интеллектуальное, не пострадало. Я росла любознательной, экспериментировала с окружающими меня предметами: ножницами, электрическими розетками, спичками, что иногда заканчивалось неприятностями. Память была прекрасная: в три года няня научила меня считать до пятидесяти и декламировать целиком «Бородино», что я делала очень охотно, получая в качестве поощрения конфету или сладкий пирожок.

Несмотря на хорошее развитие, мои нервы были не в порядке. В три года у меня внезапно случился испуг от бегущей по направлению ко мне собаки. Мама рассказывала, что я очень кричала и после этого случая стала сильно заикаться, вплоть до мутизма. Очередной врач внимательно меня осматривал и назначал успокоительную микстуру. Потом меня водили к бабке, она катала по груди и животу вареное яичко и что-то шептала, выгоняя из меня страх. Но микстуры и бабка помогали слабо. То ли от самой травмы, то ли от перебора лечения у меня ухудшалась память: я уже с трудом учила стихи и вообще стала очень рассеянной.

Постепенно из активной веселой малышки я превратилась в тихую зажатую девочку. Мне иногда было тревожно, я почти всегда молчала, больше слушала, как другие общаются, любила играть наедине с собой. В школе из-за заикания мне было страшно поднять руку, выйти к доске, хотя я все знала на отлично. Сравнивая себя с одноклассниками, я отмечала для себя, что я не могу свободно общаться с ними, такими веселыми и активными, и что мне почти всегда тревожно. Поскольку у меня рано ухудшилось зрение, доктор выписал очки для коррекции близорукости, и в нашем третьем классе было двое очкариков: пожилая учительница и я. Тогда я не понимала, конечно, что все дело в моей родовой травме шейных позвонков.


Дорогой читатель! Если Вы открыли эту книгу, значит, для эта тема для Вас важна. Что же это за книга? Почему мне захотелось написать о родовых повреждениях позвоночника и нервной системе у ребенка? Это актуальная тема. Если родители пережили бессонные ночи с беспокойным младенцем, столкнулись с проблемами его развития, с трудностями обучения, гиперактивностью, если повторяются судороги, несмотря на лечение, то они не перестают искать путь к восстановлению нервной системы своего дитя. Моя книга – о непростом и увлекательном пути врача-практика в поиске новых знаний на стыке медицинских специальностей. О пути достижений и неудач, размышлений и побед в рутине профессиональных будней невролога. В этой книге Вы найдете ответы на многие Ваши вопросы. Уже более тридцати лет я занимаюсь исследованием и лечением родовой краниовертебральной травмы у детей, этому посвящена моя кандидатская диссертация. Речь идет об остаточных подвывихах шейных позвонков, возникших в родах, которые негативно влияют на функцию нервной системы ребенка, на его развитие. У взрослых нелеченные родовые травмы, которых никто не видел, также тянут за собой шлейф жалоб и диагнозов.

И хотя учеными наработан уникальный опыт в области исследования и лечения родовых повреждений, часть из них, которые касаются травмы шейного отдела позвоночника и ее последствий, до сих пор не внедрены в медицинскую практику, чтобы достигать лучших результатов лечения у маленьких пациентов.

Это книга-любовь к маленьким и большим людям, которые пришли в мир, чтобы завоевать его. Но есть нечто, что тайно и настойчиво препятствует реализовать их многие смелые и дерзкие желания. Это – многоликая родовая травма. Она делает одних детей невротичными, расторможенными, других замкнутыми, одни люди страдают головокружениями, у других снижается память. Она сковывает движения, тормозя мощный потенциал развития младенца, ребенка, затрудняет свободную речь, заставляет страдать от болей. Она поддерживает болезненное состояние нервной системы многие годы и десятилетия.

Состояние «несвободы» центральной нервной системы, когда она не способна гармонично управлять ростом ребенка и функциями его организма – это главная причина страданий многих тысяч и тысяч детей. Головной мозг – совершенный компьютер с миллионами программ, с миллиардами контактов между нейронами, при недостатке кислорода и под давлением внутри черепа дает сбои в том или ином месте. А значит, и организм дает сбои, большие или малые.

Тема моего повествования – недиагностированная и нелеченная краниовертебральная травма и состояние центральной нервной системы, когда ее клетки задыхаются, когда попытки лечить нервную систему, сосудистое русло головного мозга медикаментозными средствами не дают успеха долгие годы. Это книга-размышление о противоречиях медицинской науки и практики. Родовые травмы шейных позвонков и черепа кажутся незначительными, они почти не видны, а неврологические последствия бывают выраженными и лечатся трудно. Хотя и накоплен учеными большой опыт по диагностике и лечению родовой травмы шейного отдела позвоночника, изучены тяжелые последствия, практические неврологи не придают значения этой травме. Поэтому нервная система слабо реагирует на лечение. Если травма невидима, то стоит ли ее так уж пристально искать и ожидать, что нервная система ребенка отреагирует? Безусловно, в медицинской практике принято следовать протоколам лечения, иногда предусмотрительность оправдана. А, может быть, правильно искать и максимально задействовать все возможности для излечения ребенка?

Это книга-опыт. Книга о том, почему меня увлекла тема родовых черепно-позвоночных травм и нарушений функции нервной системы. О том, как важно при поиске причины страдания нервной системы исследовать организм ребенка в целом, используя знания и навыки из разных медицинских специальностей. Я расскажу вам о «невидимых» родовых шейных травмах и как они запускают всю цепочку неврологических осложнений у ребенка. Книга-помощница для родителей, которые смогут с ее помощью проанализировать, есть ли эта проблема у их ребенка, если он имеет некоторые нарушенные функции нервной системы. Вопрос состоит в том, что нужно активно искать проявления родовых травм и устранять их негативное влияние, ибо цена вопроса – восстановление функций нервной системы ребенка. А для некоторых детей цена вопроса – их здоровье и судьба.


Доклад Л. И. Мажейко для врачей на конгрессе реабилитологов в 2019 году, г. Екатеринбург.


Вы узнаете, как за несколько десятилетий на стыке медицинских специальностей возникла эта необыкновенная область знаний о родовой травме краниовертебральной области и нервной системы, которая позволяет разобраться в сложном клубке неврологических проблем у ребенка любого возраста. О том, как была разработана моя методика лечения родовой травмы. О том, почему до сих пор, по моему мнению, не внедряются в практику невролога результаты исследования этого сложной проблемы у детей.

Как читать книгу. Читать можно с любого места. Читайте то, что вам важнее в данный момент. В конце книги вы найдете справочные материалы по анатомии, физиологии и формированию функций нервной системы у детей. Мне пришлось пользоваться медицинскими терминами, без которых трудно передать смысл и образ болезни и здоровья. И если что-то осталось не совсем понятным, прошу меня простить и доверять.


В течение двух лет я веду видеоблог на ютуб канале. Все видео по детской тематике вы можете найти через этот QR-код.

Загрузка...