Нетворкинг – это построение персональной сети знакомств и деловых контактов с тем, чтобы с помощью выстроенных связей максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные и профессиональные задачи.
Зачастую связи могут больше, чем деньги. Например, для того, чтобы устроить ребёнка в хорошую школу достаточно иметь нужные связи в школе, в то время как деньги не всегда могут решить вопрос.
Суть нетворкинга – выстраивание долгосрочных доверительных отношений с нужными людьми на основе взаимной пользы.
– Сеть знакомств нужно строить целенаправленно
– Знакомиться можно со всеми, но поддерживать отношения нужно только с нужными людьми (вкладывать время и деньги в людей, с которыми вы не планируете вместе работать над какими-либо проектами, учиться или отдыхать, – недальновидно)
– Нравиться нужно только своей целевой аудитории.
В 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом была выдвинута теория «шести рукопожатий», которая заключается в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти-шести человек. При этом Милгрэм опирался на данные психологических экспериментов, проведённых в двух американских городах. Жителям одного города было роздано 300 конвертов, которые надо было передать заранее определённому человеку, живущему в другом городе. При этом, конверты можно было передавать только через своих знакомых и родственников. В результате до нужного адресата дошло 60 конвертов. Проведя подсчёты, Милгрэм определил, что в среднем каждый конверт прошёл через пять-шесть человек. Так и родилась его теория «шести рукопожатий».
Занимаясь построением сети знакомств, нельзя:
– строить сеть хаотично
– путать сеть с финансовой пирамидой
– упускать новые возможности для знакомств
– надолго исчезать из поля зрения нужных людей
– ожидать сиюминутных результатов
– сдаваться при неудачах
– пытаться использовать других людей
– слепо подражать другим людям
– стесняться позиционировать себя как эксперта в чём-либо.
Вместо этого нужно:
– строить сеть целенаправленно
– искать новые возможности познакомиться с новыми людьми
– время от времени напоминать о себе
– давать людям больше, чем рассчитываешь получить от них в будущем
– найти свой стиль и выстроить имидж
– позиционировать себя не только как эксперта, но и как хорошего человека, у которого есть достаточно материальных и нематериальных ресурсов, чтобы бескорыстно поделиться ими в случае необходимости.
Ресурсы бывают пяти видов:
1. Материальные ресурсы (деньги и всё, что на них можно купить: дома, автомобили, бытовая техника, брёвна, мебель, книги, компьютеры, золотые украшения, дачи, сараи, гаражи, одежда, обувь, спортивные тренажёры и т.д.). Всё, что можно потрогать руками, купить и продать.
2. Информация. Информация – это не знания. Информация легко копируется, быстро устаревает и имеет ценность только до тех пор, пока ею владеют лишь избранные. Поэтому чем более уникальной и ценной информацией вы владеете – тем более вы будете востребованы как специалист.
3. Знания и навыки (умение танцевать, водить автомобиль, строить дачи, преподавать йогу, играть на гитаре, воспитывать детей, ремонтировать компьютеры, писать тексты, рисовать, фотографировать, смешить, инвестировать деньги, проводить переговоры, доводить начатые дела до конца и т.д.). Всё, что вы можете сделать и получить результат.
4. Знакомства (люди, которых вы знаете, у которых есть нужные вам ресурсы и которые могут вам помочь в достижении ваших целей). Практически любых целей можно достичь, имея нужные знакомства. Поэтому инвестировать имеющиеся ресурсы (в первую очередь, время и деньги) разумнее всего в знакомства с нужными людьми.
5. Время. Самый ценный ресурс. Его мало и оно тратится со скоростью 24 часа в сутки. Однако его можно разумно экономить, вкладывая своё время только в те дела, которые ведут вас к поставленным целям и делают вас и окружающих людей счастливыми. А ещё можно купить чужое время, сэкономив своё – если нанять помощника и делегировать ему часть своих обязанностей. Богатые люди именно так и делают.
Чем больше у вас этих ресурсов – тем богаче вы и тем легче вам привлекать к себе нужных людей. И чем больше пользы вы можете принести людям, тем охотнее они будут с вами знакомиться и идти на контакт.
1. Подготовьте краткую автобиографию или хотя бы список фактов о себе, которые вы готовы обнародовать.
2. Подготовьте список своих профессиональных навыков: какую пользу вы можете принести другим как профессионал в своём деле?
3. Оцените свои ресурсы: чем вы богаты и готовы поделиться с окружающими?
4. Оцените свои перспективы: с какими людьми вы желаете установить дружеские и профессиональные связи?
5. Подумайте, как именно вы будете себя позиционировать, чтобы другим было интересно с вами общаться.
Купите путёвку в другой город (или другую страну). По дороге познакомьтесь со случайным попутчиком и постарайтесь узнать о нём как можно больше. При этом не забывайте определённым образом себя позиционировать. Ваша задача – сделать так, чтобы у вас остались контакты этого человека, а у него – добрая память о вас и желание увидеться с вами ещё раз.