Часть I. Фундамент отношений

Глава 1. Первое общение: основа любви

Увидеть рождение – значит стать свидетелем чуда. Ни одна мать не может противостоять искушению обнять, понянчить и понежить новорожденного. И с этого начинается история любви и отношений в жизни каждого человека.

Младенцы в буквальном смысле нуждаются в заботе, чтобы выжить. Поэтому благодаря матери-природе они неотделимы от потребности тянуться к остальным. Например, они любят смотреть людям в лицо, могут плачем привлечь к себе внимание, и обычно им нравится, когда их держат на руках или качают. И, конечно, младенцы милы до мурашек и вызывают желание о них заботиться. Все вместе это подталкивает первых значимых в их жизни взрослых (в первую очередь матерей, во вторую – отцов) защищать их и заботиться о них. Когда дети подрастают, неугасающая, жизненно важная потребность в помощи побуждает их держаться рядом с матерью. Маленький ребенок, выходящий на улицу, оглядывается на маму, ища поддержки. Именно в ранние годы, начиная с младенческого возраста, люди впервые узнают, как отношения помогают им чувствовать себя в безопасности и успокаивают, когда они расстроены.

Подобный стиль поведения наблюдал любой, у кого есть опыт общения с маленькими детьми, но психоаналитик Джон Боулби в конце 1950-х в своих работах начал рассматривать его в контексте системы привязанностей. Он объяснил, что такие поступки нужны для того, чтобы «более сильный и мудрый» человек – значимый взрослый – оставался рядом и ребенок мог чувствовать себя в безопасности и выжить. Боулби сделал революционное заявление: чтобы дети могли успешно развиваться, значимые взрослые должны быть ласковыми и эмоционально доступными (Bowlby, 1961, 1989). Эта идея шла вразрез с тем, чему в то время учили матерей. В обществе доминировало убеждение, что при нежном и эмпатичном подходе дети вырастут приставучими и слишком зависимыми. Вместо этого женщинам советовали сохранять взвешенную, разумную дистанцию, даже если дети расстроены или больны (Johnson, 2008).

Идеи Боулби активно отвергались до тех пор, пока в 1970-х годах исследовательница Мэри Эйнсворт не доказала правоту его теорий в своих работах. Вслед за ней этот аспект отметили Дэвид Уоллин (2007), а также Марио Микулинсер и Фил Шейвер (2007). Труды Мэри Эйнсворт помогли выявить, что во время взаимодействия с родителями – явного и не очень – дети вырабатывают способ сближения, который врастает в само их существо. Таким образом, сближение становится рабочей моделью, определяющей ожидаемую реакцию других людей и то, как ее носители себя воспринимают. Исследователи также выяснили, что процесс привязанности активируется и в романтических отношениях (Hazan and Shaver, 1987; Feeney, 2008).

Система привязанности призвана обеспечить выживание ребенка, но узы, формирующиеся внутри нее, ощущаются как любовь – в детском и во взрослом возрасте. Так что неудивительно, что дети ищут любви своих родителей. Неудивительно и то, что дети, которым недостает родительского тепла, став взрослыми, быстро впадают в уныние и страдают от того, что не могут обрести прочное, надежное чувство безопасности в романтических отношениях.

ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ

Подумайте: к кому вы обращаетесь, когда действительно расстроены? В этот момент ваша система привязанности активируется, у вас словно включается внутренний радар, который самонаводится на объект вашей привязанности. Взрослый человек с надежным типом привязанности ищет партнера или другого значимого человека, способного его поддержать, когда он расстроен или ему кажется, что он не справляется с ситуацией. Как только он понимает, что такой человек доступен и своевременно проявляет чуткость, его система привязанности выключается. Ему хорошо и спокойно. Люди же с ненадежными паттернами привязанности не находят полного успокоения рядом со своими партнерами или другими значимыми людьми: их «радар» работает неправильно.

Последние исследования (Bartholomew and Horowitz, 1991) утверждают, что типы привязанности (как надежные, так и нет) основываются на двух фундаментальных «рабочих моделях» (или типах взаимодействий): рабочей модели самого себя и рабочей модели других.

Рабочая модель самого себя – это самоощущение, насколько вы достойны или недостойны любви. Человек, которому кажется, что он недостоин любви, боится, что его отвергнут. Он испытывает тревогу перед отношениями, напряжение, он взвинчен, может находиться во власти и других неприятных эмоций, таких как грусть, злость и чувство одиночества (тревога, ассоциированная с привязанностью). Взрослые и дети, считающие, что они недостойны любви, живут так, словно их систему привязанности или радар, нацеленный на значимого человека, заклинило в положении «Включено». Такие люди постоянно ищут одобрения со стороны объекта привязанности, чтобы не чувствовать себя одинокими и отринутыми или чтобы избавиться от страха отвержения. Задача этой книги – помочь преодолеть подобные состояния.

Рабочая модель других – это ожидания, будут ли другие люди эмоционально для нас открыты. Если нам кажется, что нас не поддержат, мы не захотим с кем-либо сближаться и постараемся избежать контакта. Психологи называют такое поведение избеганием, ассоциированным с привязанностью. Некоторые люди настолько убеждены в закрытости других, что принимают решение полагаться исключительно на себя. Они делают все возможное, чтобы избавиться от зависимости от кого бы то ни было. Систему привязанности таких людей заклинивает в положении «Выключено».


Упражнение. Страх и избегание в отношениях

Чтобы понять, в какой степени вам присущи тревожная или избегающая привязанность в отношениях, подумайте, насколько вы соответствуете приведенным ниже шаблонам. Проставьте баллы по шкале от 0 до 10, где 0 – совсем не соответствует, а 10 – полностью соответствует. Запишите эти цифры, чтобы впоследствии вы могли определить свой стиль привязанности.


Тревога, ассоциированная с привязанностью

Для меня важнее всего абсолютная эмоциональная близость с партнером. Но другие люди не стремятся сближаться со мной настолько, насколько мне хочется. Мое желание сблизиться часто их отпугивает. Будучи в отношениях, я часто спрашиваю себя и сомневаюсь, достаточно ли я хороша / хорош для своего / своей партнера / партнерши или других людей. Я все время боюсь, что он / она не ценит меня так, как ценю его / ее я. Я постоянно задаюсь вопросом, любит ли мой / моя партнер / партнерша меня по-настоящему, и переживаю, что он / она перестанет меня любить или решит уйти. Особенно я опасаюсь, что он / она найдет кого-нибудь еще.

Баллы: __________


Избегание, ассоциированное с привязанностью

Я независимый, самодостаточный человек, так что не нуждаюсь в серьезных доверительных отношениях. Когда я состою в таких отношениях, то предпочитаю не зависеть от партнера / партнерши и не делюсь глубоко личными переживаниями и мыслями. Мне неловко, если партнер / партнерша хочет полагаться на меня или слишком много и часто говорит о своих мыслях и чувствах. Если у меня есть какие-то трудности, я держу их при себе и разбираюсь с ними самостоятельно. Я бы предпочла / предпочел, чтобы мой партнер / партнерша поступал / поступала так же.

Баллы: __________

ЧЕТЫРЕ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ

Типы привязанности легче всего выявить, если совместить отношение к себе (что может быть причиной тревожности) и отношение к другим (что может быть причиной избегания). Обозначив высокий и низкий уровень тревожности, получим следующие четыре комбинации (см. схему 1).


Схема 1. Модель четырех типов привязанности во взрослом возрасте[1]


Тревожный (preoccupied): высокий уровень тревожности, низкий уровень избегания.

Тревожно-избегающий (fearful): высокий уровень тревожности, высокий уровень избегания.

Избегающе-отвергающий (dismissive): низкий уровень тревожности, высокий уровень избегания.

Надежный (secure): низкий уровень тревожности, низкий уровень избегания.

Первоначальное исследование теории привязанности обозначило эти типы как принципиально различные – настолько же, как женщина и рыба, если только вы, конечно, не верите в русалок. Однако дальнейшие изучения материала (Griffin and Bartholomew, 1994) показали, что такое утверждение неверно. Типы привязанности демонстрируют общую тенденцию, но их не стоит воспринимать буквально.

Совмещение уровней тревожности и избегания во многом похоже на смешивание двух базовых цветов. Красный и желтый вместе дают оранжевый. Но если добавить в красный чуть-чуть желтого, то получится оранжево-красный, а если чуть-чуть красного в желтый – оранжево-желтый. Нечто подобное происходит и при соприкосновении двух паттернов привязанности.

Давайте рассмотрим это на примере. Энн отличают высокий уровень тревожности и очень низкий уровень избегания, а Дэна – высокий уровень тревожности, но более высокий, чем у Энн, уровень избегания. Как показано на схеме 2, им обоим свойственен тревожный тип привязанности. Однако Дэн ближе к людям тревожно-избегающего типа.


Схема 2. Дэн и Энн в контексте модели четырех типов привязанности во взрослом возрасте[2]


Вы также можете относиться к избегающе-отвергающему или надежному типу привязанности, но быть ближе к тревожному типу. В таком случае для вас будут характерны определенные трудности, с которыми сталкиваются люди с тревожным типом, хотя сами вы и не попадаете в эту группу. Эта книга в том числе поможет вам разобраться, к какому типу вы относитесь.

Понимая размытость категорий, из книги можно извлечь больше пользы. Согласитесь, так хочется определить свой стиль привязанности и наклеить на себя ярлычок! Например, вы можете считать, что относитесь к тревожному или тревожно-избегающему типу, но в таком случае вы не учтете все аспекты своей личности – уникальной личности, какой вы являетесь.

Лучший путь снизить тревожность в отношениях и стать лучше – понять себя. Поэтому, когда будете читать о четырех типах привязанности, не ищите, к какому из них себя отнести, а думайте, в какой мере вы соотноситесь с каждым из них.

Важно понимать, что с опытом ваш тип привязанности может измениться. Возьмем, к примеру, Хезер. Она всегда чувствовала себя несовершенной и демонстрировала тревожный тип привязанности. Ее муж, Алан, поддерживал это убеждение, регулярно обращая ее внимание на ошибки и недостатки. В итоге они развелись, и Хезер осталась один на один с еще более сильным чувством собственной никчемности.

Пройдя курс терапии, она всерьез усомнилась в негативном восприятии своего «я». Хезер стала понимать, что Алан был настроен слишком критически. Впоследствии Хезер познакомилась с Сэмом, который оценил ее вдумчивую и творческую натуру. Она нежилась в его любви, которая растопила остатки самокритики и помогла ей принять тот факт, что ее ценят. Романтические отношения часто становятся возможностью, позволяющей пересмотреть свой тип привязанности и исцелиться, и эта книга поможет вам такую возможность реализовать.

Помимо определения собственного типа привязанности, подумайте, какой тип привязанности демонстрируют ваш партнер, ваши друзья или коллеги. Тревожность может подталкивать вас делать быстрые, часто неточные и негативно окрашенные выводы о других людях. В результате вы рискуете неверно интерпретировать их эмоции, тревоги и поступки, а это способно создавать серьезные проблемы в ваших отношениях. Зная, какой тип привязанности свойственен вашему партнеру, вы сможете лучше понять его поведение и нарисовать более четкую картину ваших отношений. Поняв, что такое надежная привязанность, вы осознаете, почему вам имеет смысл стремиться к такому типу взаимоотношений и чем вам может помочь партнер.

Еще одно, последнее и важное напоминание: когда вы будете читать эту книгу, у вас может создаться впечатление, что единственный «хороший» способ выстроить здоровые отношения – выработать надежный тип привязанности. Но это не так. Лучший способ стать ближе друг к другу – это состоять в романтических отношениях, в которых вы счастливы. Если вы и ваш(а) супруг(а) относитесь к тревожному типу привязанности, но при этом вы оба счастливы – доверьтесь своим ощущениям. Наслаждайтесь ими. Ваша привязанность и жизненные обстоятельства такие, какие нужны именно вам. Чаще всего самый очевидный (но не единственный) путь от несчастья к счастью подразумевает движение к надежному типу привязанности. Но, приводя в порядок свою жизнь и меняя то, что вы хотите, важно не забывать о главном призе – счастье в любви.

НАДЕЖНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ: СЧАСТЬЕ В ЛЮБВИ

Сью – просто счастливый человек. Она учитель начальных классов, она любит свою работу и считает, что хорошо умеет учить детей. В свободное время Сью играет в теннис и гуляет с двумя близкими подругами. Она помолвлена с Кейтом, которому безоговорочно доверяет и на которого полагается. Разумеется, идеальных отношений не существует.

Например, однажды Кейт не пришел на ужин, как они договаривались, потому что забыл об этом. Но даже несмотря на то, что Сью была очень зла на Кейта, они смогли обсудить проблему, и в итоге Сью поняла, что Кейт на самом деле ее ценит.

Как и примерно шестьдесят процентов людей, Сью – носитель надежного типа привязанности. Люди этого типа находятся в ладу со своими эмоциями, им нравится чувствовать себя любимыми, хорошими, заботливыми и разумными. Они склонны считать партнеров достойными доверия, порядочными, чуткими и эмоционально открытыми. Поэтому они счастливы в отношениях с собой и с другими.

Люди с надежным стилем привязанности счастливы и в сексуальной жизни. Они высоко ценят эмоциональную близость и потому, как правило, хранят верность, спокойно говорят о сексе и получают удовольствие от чувственных наслаждений.

Если вы склонны к тревожной привязанности, но жизнь свела вас с человеком надежного типа, вы заметите, что в стабильных и позитивных отношениях становитесь спокойнее и у вас самих формируется более надежный стиль привязанности.

ТРЕВОЖНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ: ЖАЖДА ЛЮБВИ

Познакомьтесь с Рэйчел – возможно, у вас с ней есть что-то общее. Рэйчел ждет от своего парня Фила заверений, что она достойна любви, потому что сама она в этом не уверена. Но когда Фил оказывает ей внимание и проявляет интерес, она не знает, что думать, потому что это не соответствует ее представлению о себе. Рэйчел постоянно беспокоится о том, действительно ли Фил ее ценит. Она уверена, что как только он раскусит «настоящую Рэйчел», то сразу же ее бросит. Поэтому она все время опасается, что он не захочет проводить с ней выходные. А если он не сразу же отвечает на сообщение, то она делает вывод, что он ее избегает. Этот нависший, как дамоклов меч, страх расставания не дает Рэйчел покоя, поэтому она всегда испытывает сильную тревогу.

Люди, подобные Рэйчел, с тревожным типом привязанности, очень уязвимы к потенциальному пренебрежению или отторжению со стороны партнера, в котором они нуждаются, чтобы чувствовать себя защищенными. Поэтому они используют гиперактивирующую стратегию, которая позволяет им поддерживать систему привязанности в активном состоянии. Например, они часто слишком эмоционально реагируют на проблемные ситуации и недооценивают свою способность справляться с ними; они постоянно выискивают возможные проблемы в прошлом, настоящем и будущем. Нагнетая негативные чувства и мысли, они усиливают свою потребность в значимом человеке и фактически молятся, чтобы он пришел. К сожалению, те, кто доводит эту схему до крайности, в итоге могут столкнуться с состоянием хронической подавленности, уязвимости и бессилия.

Чувствительность таких людей к любым потенциальным признакам отторжения служит причиной ссор и создает дистанцию в близких взаимоотношениях. Если партнер будет не в состоянии их понять, недоступен физически или не сможет проявить достаточную чуткость, люди с тревожным типом привязанности воспримут подобный эпизод как сигнал тревоги. Яркий тому пример – то, как расстраивается Рэйчел, когда Фил не сразу отвечает на ее сообщения. В начале отношений новая любовь может опьянить людей с тревожным типом привязанности, но их собственное беспокойство обычно быстро берет верх над восторженными чувствами. И тогда они начинают считать своих партнеров эгоистичными (или слишком закрытыми), ненадежными и потенциально неверными, превращаясь в неоправданно ревнивых собственников. Усугубляет ситуацию и то, что нередко они просто неспособны успокоиться и простить партнеру его промах. Поэтому их отношения нестабильны и не выдерживают трудностей. Люди, подобные Рэйчел, как правило, несчастливы в любви.

Некоторые люди тревожного типа живут так, чтобы доказать, что они достойны любви, или чтобы отвлечься от негативных эмоций. Это препятствует их самовыражению и мешает руководствоваться личными интересами. Рэйчел, например, отлично училась в колледже, но после выпуска устроилась работать администратором и очень долго оставалась на этой должности, потому что не знала, что делать со своим дипломом бакалавра английского языка. На работе она постоянно беспокоилась, что подумают о ней другие. К счастью для Рэйчел, в ее случае все зашло не так далеко, но многие люди тревожного типа привязанности часто приносят свои проблемы и несчастья из дома на работу. К тому же постоянные стрессы и беспокойство, которые им свойственны, часто становятся причиной проблем со здоровьем.

В сексуальной жизни, так же как и в других сферах, люди с тревожной привязанностью стремятся получить одобрение и не быть отвергнутыми. Поэтому, несмотря на то что им нравятся просто объятия и ласки, они часто соглашаются на секс, чтобы получить желанные одобрение и поддержку. Мужчины в своем стремлении почувствовать себя любимыми женщиной склонны быть более сексуально сдержанными и ждать от партнера, что тот будет проявлять инициативу и раскрепощенность. Женщины, напротив, бывают менее сдержанными, а порой даже неразборчивыми. Но и мужчины, и женщины тревожного типа страдают от ощущения, что их сексуальную жизнь контролируют партнер или внешние обстоятельства, и обычно им неловко говорить с партнером о сексе.

ИЗБЕГАЮЩЕ-ОТВЕРГАЮЩАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ: ЛЮБОВЬ НЕ НУЖНА

А теперь встречайте Энди. Подумайте: возможно, у вас или у кого-нибудь из ваших знакомых есть с ним что-то общее.

Энди гордится своей независимостью, самодостаточностью и усердием в должности менеджера по продажам. Ему нравилось проводить время со своей теперь уже бывшей девушкой Крис, но он не очень-то и расстроился, когда она разорвала их отношения. С его точки зрения, во время деловых поездок она была ему скорее обузой, так как хотела, чтобы он все время оставался на связи (на самом деле она просила лишь изредка отзваниваться ей). А еще Энди казалось, что Крис постоянно хотела говорить о своих чувствах и об их взаимоотношениях. Поэтому теперь он счастлив, что больше не нужно уделять ей внимание. Правда, когда друзья говорят о своих девушках, Энди чувствует себя немного неловко, но утверждает, что его это не тревожит и вообще он предпочитает проводить время в одиночестве. В чем Энди отказывается признаться даже самому себе, так это в том, что он усердно преуменьшает и отрицает свои чувства. Это типичная черта людей с избегающе-отвергающим типом привязанности, которая становится причиной тревожности и депрессии.

Подобно людям тревожного типа привязанности, носители избегающе-отвергающего типа склонны думать, что их партнеры недостаточно надежны, неспособны поддержать их и позаботиться о них в трудную минуту. Но они защищают себя, неосознанно запуская дезактивирующие стратегии, которые отключают их систему привязанности, тем самым позволяя избегать ситуаций, в которых им захочется положиться на ненадежного партнера. Они успешно подавляют или игнорируют свои эмоции и потребности в привязанности. Они склонны держать дистанцию, ограничивать общение и близость, а также унижать своих партнеров. Например, когда Энди, казалось бы, проявлял заботу и финансово помогал Крис – что ей нравилось, – он тем самым стремился сохранить главенствующую позицию, что только усиливало негативные эмоции девушки. Энди держал безопасную дистанцию и на любые попытки Крис сблизиться эмоционально отвечал ей, что она «совсем беспомощная». Это, конечно, только подстегивало ее неуверенность в себе.

Люди избегающе-отвергающего типа могут вполне искренне заботиться о партнере, но делают это без эмоциональной близости и вовлеченности. Они не осознают своих чувств, у них недостаточно навыков, чтобы справиться с эмоционально тяжелыми ситуациями. Например, если партнер их раздражает, они пытаются заглушить гнев или отрицать его. Однако в скрытой форме гнев продолжает существовать, и в результате такие люди часто становятся жестокими и беспощадными. Подобные качества, несомненно, не способствуют улучшению отношений, но их нельзя с легкостью вычислить и нейтрализовать, поскольку большая их часть не осознаётся. Наиболее тяжело сталкиваться с такими проявлениями тревожным партнерам, поскольку они склонны интерпретировать гнев избегающего их партнера как доказательство собственной никчемности.

Так почему же избегающе-отвергающие партнеры просто не уходят? Даже людям этого типа привязанности необходимы тепло и забота. Поэтому они ищут романтические отношения и остаются в них, несмотря на то что ограждают себя от близости.

В сексуальной жизни люди этого типа тоже ведут себя настороженно и отстраненно. Физический или сексуальный контакт способен ослабить их защиту, поэтому многим из них неприятны прикосновения, объятия и нежные ласки. Они могут отказаться от секса, или ограничиться сексом на одну ночь, или довольствоваться непродолжительными отношениями, в которых нет места эмоциональной близости. Находясь в близких взаимоотношениях, они склонны вести себя холодно и не проявлять эмоции. Тревожный партнер в таком случае может считать, что он непривлекателен или недостоин любви.

ТРЕВОЖНО-ИЗБЕГАЮЩАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ: ПРОТИВОРЕЧИЕ В ЛЮБВИ

Джон описывает свою жизнь как эмоциональный хаос, в котором он пребывает с самого детства. К четырнадцати годам Джон по большому счету заботился о себе сам, поскольку его отец был агрессивным алкоголиком, а мать, пытаясь поддержать семью, работала сверхурочно. Джон считает себя неполноценным, несчастным, беспомощным и недостойным любви. Он уверен: другим известно, что с ним что-то не так, – и поэтому держит дистанцию. Несмотря на то что он хочет серьезных романтических отношений, он старается ни с кем не сближаться из страха, что его отвергнут или неверно поймут.

Этот конфликт между сильным страхом быть отвергнутым и отчаянной потребностью в поддержке и близости типичен для людей тревожно-избегающего типа привязанности. Если они полностью не отказываются от отношений, то, как правило, ведут себя противоречиво и нелогично. Склонные считать партнеров эмоционально далекими, они порой отчаянно пытаются заслужить их одобрение и внимание с помощью гиперактивных стратегий, например преувеличивая свои проблемы. Но как только партнер становится ближе, они начинают бояться, что их обидят, и инстинктивно пытаются защитить себя от него, пуская в ход деактивирующие стратегии, чтобы избежать близости. Например, Джон по выходным чинил мебель, сокращая таким образом время, которое мог бы провести со своей девушкой (когда она у него была). У людей тревожно-избегающего типа привязанности постоянное метание между близостью и сохранением дистанции провоцирует развитие хронического стресса, состояние тревоги, крайней инертности и эмоциональной отстраненности. Неудивительно, что риск появления тревожности, депрессии и других эмоциональных проблем у таких людей значительно выше.

Убежденные, что их партнеры эмоционально закрыты, люди тревожно-избегающего типа привязанности склонны видеть их в негативном свете, им трудно проявлять по отношению к ним заботу. Например, когда Джон встречался с Амандой, он часто приезжал за ней после работы, чтобы вместе пойти ужинать, и каждый раз делал вывод, что неинтересен Аманде, хотя на самом деле она просто уставала после целого рабочего дня. Предубеждения создают напряжение в отношениях, но люди тревожно-избегающего типа скорее будут вариться в своих эмоциях, чем прямо их выскажут. Они склонны оставаться даже в проблемных и абьюзивных отношениях. Возможно, это происходит потому, что им кажется, будто они недостойны любви. С другой стороны, люди тревожно-избегающего типа привязанности чувствуют себя некомфортно в близких, поддерживающих отношениях (хотя именно этого они отчаянно хотят), поэтому им обычно кажется, что что-то идет не так, и они разрывают отношения, даже если влюблены, а партнер действительно заботится о них.

Такие люди тяжело переносят как эмоциональную, так и физическую близость. Иногда случайный секс для них выступает способом держать эмоциональную дистанцию и в то же время утолить потребность в заботе, поддержке и одобрении. Они могут довольствоваться случайными связями или непродолжительными отношениями (но разрывают их, как только начинают чувствовать себя уязвимыми). Когда они в меньшей степени сосредоточены на удовлетворении эмоциональных потребностей и больше – на самозащите, то, скорее всего, будут избегать и сексуальной близости.

ОПРЕДЕЛЯЕМ СВОЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ

Если вы этого еще не сделали, то перечитайте описание четырех типов выше и определите, какой из них соответствует вам больше всего. Но не забывайте, что вряд ли совпадение с каким-либо из вариантов будет абсолютно полным. Обратите внимание, как ваш тип привязанности соединяет в себе элементы других стилей. Например, давайте представим, что у вас надежный тип привязанности, но вы склонны сомневаться в своей ценности (то есть присутствуют элементы тревожного типа). Важно и то, что в разных отношениях присущий вам тип привязанности будет претерпевать изменения.

Существует еще один способ определить свой тип привязанности – графически обозначить показатели тревожности и избегания. Возьмите чистый лист бумаги. (Лучше в клеточку.) Нарисуйте горизонтальную черту и обозначьте ее как «тревожность». Вдоль этой черты на равном удалении друг от друга проставьте отметки, пронумеровав их слева направо от 0 до 10. В точке 5 проведите вертикальную черту и обозначьте ее как «избегание». Аналогично, на равном удалении друг от друга, проставьте отметки, пронумеровав их сверху вниз от 0 до 10 (цифра 5 должна располагаться в точке пересечения двух линий). Теперь у вас есть система координат, как на схеме 1. Скопируйте описания со схемы 1 в секторы вашего графика. Чтобы определить уровень тревожности и избегания в отношениях, воспользуйтесь упражнением «Страх и избегание в отношениях». Проанализируйте, в каком секторе находятся ваши показатели, и поставьте там точку. Вы не только увидите, в какой сектор привязанности вы попали, но и посмотрите, как близко находитесь к другим секторам. Чем ближе ваши показатели к центру, тем меньше ваши характеристики соответствуют типу привязанности этого сектора.

Третий способ определить свой тип привязанности в близких отношениях – пройти онлайн-тест, разработанный Крисом Фрейли и его коллегами (Fraley, Vicary, Brumbaugh, and Roisman, 2011). Ссылку на тест можно найти на моем сайте: http://www.drbecker-phelps.com/insecure.html. С его помощью вы не только определите свой тип привязанности, но и увидите собственное местоположение на графике тревожности и избегания.

Вы можете также проанализировать тип привязанности своего партнера. Или попросить его оценить вас, если он к этому готов; преимущество такого подхода в том, что это может стать началом доверительного разговора. В обоих случаях понимание, какой тип привязанности свойственен вашему партнеру, позволит вам лучше разбираться в ваших отношениях.

Итак, определение типа привязанности – важный шаг на пути к его изменению. Так что вы уже сделали немало. В следующей главе мы рассмотрим этапы формирования вашего типа привязанности.

Глава 2. Разбираемся, почему вы строите отношения именно так, как вы их строите

В этой главе моя цель – детально разобрать процесс формирования типа привязанности. Так, чтобы вы могли посмотреть на себя (и своего партнера) и честно сказать: «Понимаю, что тебе с этим непросто. То, как ты мыслишь и чувствуешь, выглядит совершенно логично». Как и в случае с любой проблемой, первый шаг к ее решению – положительный настрой и желание разобраться в причинах.

Но сначала необходимо понять три основные функции системы привязанности.

Близость: для людей естественно стремиться к тому, чтобы значимый человек (родитель или романтический партнер) был рядом.

Безопасное убежище: в случае угрозы люди ищут защиты, поддержки и утешения у значимого человека.

Надежная база: когда люди чувствуют, что значимый человек их поддерживает и защищает, у них появляется больше сил, чтобы стремиться к целям вне отношений.


Ваш опыт во взрослых взаимоотношениях ощутимо соотносится с тем, как эти три потребности удовлетворялись значимыми взрослыми в период вашего детства и в последующих отношениях. Нет, вы не можете возложить всю вину на своих родителей. Но здраво оглянуться на свое прошлое точно стоит: этот анализ будет очень полезен на пути к здоровым отношениям.

БЛИЗОСТЬ: ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТИ

Безопасность маленьких детей зависит от того, насколько близки и внимательны ответственные за них взрослые. Даже когда дети вступают в период отрочества и юности, они по-прежнему полагаются на своих родителей, несмотря на то что на этом этапе отношения «родитель – ребенок» существенно меняются. Круг значимых взрослых расширяется, и вчерашние дети уже могут полагаться на других членов семьи, учителей, духовных наставников или близких друзей. Затем они начинают искать романтического партнера (в конечном счете – супруга): именно он призван стать главным значимым человеком, с которым они будут чувствовать себя в безопасности и который будет поддерживать их увлечения.

Однако для взрослого близость имеет несколько иное значение, чем для ребенка. Взрослые лучше умеют воссоздавать ментальные репрезентации – образы значимых людей, – чтобы успокоить чувства. Это подразумевает, что мысли о партнере, родителе или близком друге способны дать ощущение эмоциональной близости, что позволяет вернуться к ним, в свое безопасное убежище, в колыбель безопасности. Со временем у человека формируются настолько сильные и прочные ассоциации с кем-то из значимых людей, что он проецирует их отношение к себе на свое «я», что позволяет сохранять ощущение собственной ценности, а также по умолчанию ожидать от других участия. К сожалению, чем более тревожен человек в отношениях, тем меньше вероятность, что он действительно поверит: он представляет ценность и другие его ценят. А значит, ему сложнее будет использовать ментальные репрезентации, чтобы обрести в них безопасное убежище, когда ему потребуется утешение, и безопасную основу, когда нужно будет двигаться дальше. (В дальнейшем я еще вернусь к идее ментальных репрезентаций, поскольку они играют большую роль в снижении тревожности и уменьшении чувства разочарования в отношениях.)

БЕЗОПАСНОЕ УБЕЖИЩЕ: ПОТРЕБНОСТЬ В УТЕШЕНИИ

Дети биологически запрограммированы на то, чтобы в случае угрозы видеть в родителях убежище. Например, многие малыши ищут у родителей защиты во время сильной грозы или когда на арену цирка выходит клоун (если он, с их точки зрения, какое-то страшное существо). Однако со стороны родителей недостаточно предоставить только физическое укрытие. Дети должны в присутствии родителей чувствовать себя комфортно и в безопасности.

Эмоционально уравновешенные родители в данном случае справляются лучше всех. Не погружаясь в собственные эмоции, они с младенчества сопереживают детям в самых разных ситуациях. Когда дети ощущают, что родители принимают их и не игнорируют их чувства, они начинают положительно относиться к себе и своим развивающимся способностям. По мере взросления детей такие родители сохраняют с ними эмоциональный контакт и помогают им принять свои чувства, разобраться и справиться с ними. (Не забывайте, что ни один родитель не может постоянно быть с ребенком в полном согласии и на одной волне. Взрослым не нужно быть идеальными, им нужно быть просто «достаточно хорошими», как сказал психоаналитик Дональд Винникотт.)

К сожалению, не все родители на это способны – даже если они любят своих детей. В результате многие дети не знают, что такое безопасное убежище. Они не чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, или что они достойны любви. Некоторые могут считать родителей (а в дальнейшем и других людей) эмоционально недоступными или равнодушными. И подобное восприятие себя и других сохраняется и во взрослом возрасте. (Как вы помните из главы 1, то, как мы воспринимаем себя и других, – это две рабочие модели, формирующие стиль нашей привязанности.) Поэтому, если в детстве взрослые не смогли обеспечить вам чувство безопасного убежища, скорее всего, вы будете бояться, что партнер вас бросит. Более того, вы можете даже не рассматривать его в качестве источника утешения и поддержки.

Чтобы наслаждаться доверительными и счастливыми отношениями, вам придется посмотреть в лицо своим страхам быть нелюбимым и отвергнутым, осознать их во взрослых отношениях и взрастить в себе новое чувство безопасного убежища. Это задание непростое, но выполнимое. Лучше разобраться в ситуации вам поможет следующее упражнение.


Упражнение. Ищем безопасное убежище в отношениях

Насколько вы чувствительны к физическому или эмоциональному отдалению? Что вы чувствуете, когда ваш партнер занят чем-то вне отношений? Вам быстро начинает казаться, что вас бросили, отвергли или вообще не любят? Если это так, то позволяете ли вы себе проживать, признавать и анализировать свои реакции (например, болезненное ощущение одиночества или уязвимости)? Помните, что, какими бы ни были ваши чувства, они берут начало в системе привязанности, которая формировалась с целью вас обезопасить. Накал ваших эмоций – это крик системы: «Эй, мне нужна помощь! Если ты не придешь ко мне, я могу умереть!»

Если вам повезло и вы не особо чувствительны к отдалению, подумайте, насколько вам комфортно от ощущения, что партнер сейчас с вами (или от ощущения быть частью пары), даже если физически вы далеко друг от друга? Может, вам некомфортно, даже когда он рядом? Подумайте, пытаетесь ли вы отстраниться, чтобы не чувствовать боль, которую может причинить вам партнер? Не спешите. Вспомните о ситуациях, когда вы и ваш партнер находились далеко друг от друга, и изучите свою реакцию на них.

БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОДДЕРЖКА В ИССЛЕДОВАНИИ МИРА

Помимо того что значимые люди предоставляют детям безопасное убежище, они также дают им надежную базу, с опорой на которую те могут расширять свое мировосприятие. Это очень важно, поскольку люди рождаются с внутренним желанием исследовать и покорять окружающий мир. Когда дети получают такого рода поддержку, они постепенно становятся более независимыми и вырабатывают ощущение автономности, способность действовать исходя из собственных, глубинных интересов и ценностей. Например, дошкольник будет с любопытством исследовать незнакомую игровую комнату или знакомиться с ребенком, которого прежде не встречал на детской площадке.

Для того чтобы у ребенка была надежная база, он должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть, и таким, каким он станет. Ребенку важно понимать, что любое напряжение и конфликт его интересов с родительскими можно преодолеть. Одновременно он учится исследовать мир и отдаляться от родителей, но при этом по-прежнему рассчитывать на их поддержку и принятие.

Если человеку посчастливилось обрести надежную базу в лице родителей, у него формируются высокая самооценка и стойкое ощущение автономности, которые будут подпитывать его на протяжении всей жизни. Такой человек будет идти к цели с неослабевающим интересом, демонстрировать хорошие результаты в школе и на работе. В романтических отношениях эти люди склонны быть более открытыми, поддерживать своих партнеров, не забывая при этом и о собственных стремлениях. Они, как правило, наслаждаются здоровыми отношениями, а в сложных ситуациях способны договориться. Хотя так происходит далеко не у всех.

Если вы тревожитесь об отношениях, то, читая о преимуществах надежной базы, можете распознать некоторые трудности, например неумение определять свои интересы и увлечения, страх быть самим собой, когда вы находитесь вместе с партнером, и т. д. Какими бы тяжкими ни были эти чувства, осознавая потенциальную пользу надежной базы, вы уже работаете со своими проблемами. В третьей главе и четвертой главе я подробно расскажу, как обрести спокойствие в отношениях.

СООТНОШЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ И БЛИЗОСТИ

Резюмируя предыдущие разделы, давайте повторим: дети мотивированы оставаться рядом с родителями, которых воспринимают как безопасное убежище. Дети мотивированы изучать мир вдали от родителей, которых считают надежной базой. Если все хорошо, дети понимают, что в их распоряжении одновременно и автономность, и близость.

Попытки преодолеть тревожность затуманивают видение паттернов привязанности в отношениях, а значит, становится непросто понять, что пошло не так. Далее я расскажу о том, как люди с ненадежными паттернами привязанности определяют баланс между автономностью и близостью. Подумайте, имеют ли описанные ниже случаи какое-либо отношение к вам, вашему партнеру и вашей ситуации.


Тревожные: жажда близости

Некоторые дети считают, что родители доступны им время от времени. Так происходит, если родители постоянно сосредоточены на своих жизненных проблемах и эмоциональных потребностях. Еще один фактор, который имеет значение, – эмоциональная чувствительность ребенка. Дети, которые задаются вопросом, насколько родители с ними близки, впадают в уныние от одной только мысли, что мама с папой могут не прийти к ним на помощь. Это тревожный тип привязанности.

Подталкиваемые потребностью чувствовать привязанность, такие дети делают все возможное, чтобы добиться внимания родителей, а став взрослыми, соответственно, так же стремятся получить внимание партнера. Джон Боулби, основоположник теории привязанности (1961), назвал подобные действия гиперактивирующей стратегией. Это означает, что, когда потребность во внимании становится все более острой, тревожные люди гиперактивируют систему привязанности, часто провоцируя конфликты в отношениях. Например, они легко становятся ревнивыми собственниками, могут требовать, чтобы партнер всячески помогал им, или пытаться постоянно быть рядом.

Взгляните на таблицу ниже.

Протесты против возможной отстраненности

Люди с тревожным типом привязанности сосредоточены на том, чтобы не отпускать других от себя – даже ценой своих интересов, а иногда и ценностей. Итогом становятся опустошенность и отсутствие какого-либо приятного опыта. Такие люди ждут от других (родителей, друзей или супругов) одобрения и указаний, к каким целям им стремиться и как реагировать на те или иные обстоятельства. Они часто гонятся за поверхностными, создающими внешний эффект целями (например, финансовым успехом), чтобы получить одобрение. К сожалению, поиск одобрения заставляет их вечно кем-то притворяться, а значит, не позволяет почувствовать, что такое настоящее принятие. Они часто оказываются лишены близости, которой жаждут, и бывают неспособны следовать собственным увлечениям.


Избегающе-отвергающие: справимся самостоятельно

В то время как одни дети думают лишь о том, как заполучить и удержать родительское внимание, другие отказываются от любых попыток установить контакт. Как объяснил Боулби (1961), если запросы ребенка систематически не получают ответа или на них по большей части реагируют сурово, ребенок чувствует отчаяние. После того как он полностью теряет надежду на поддержку и защиту, он отстраняется – пытаясь деактивировать систему привязанности, подавляя эмоции и потребность в опеке взрослого, – и начинает полагаться исключительно на себя. Во взрослом возрасте такой человек вряд ли будет чувствовать близость, которую несут с собой романтические отношения. Такая ситуация весьма характерна для избегающе-отвергающего стиля привязанности.

Если ваш партнер принадлежит к этому типу, то в ответ на ваше доброжелательное участие он может (неожиданно для вас) отстраниться. Причина подобной реакции объясняется тем, что он боится быть отвергнутым впоследствии; поэтому он закрывается и отдаляется еще сильнее.

Люди избегающе-отвергающего типа проигрывают по двум фронтам. Они не только не способны реализовать свое желание сблизиться с кем-либо, но и не могут быть по-настоящему независимыми и открытыми для партнера.


Тревожно-избегающие: потерявшиеся в отношениях

Некоторых детей воспитывают родители, у которых есть собственные проблемы с привязанностью: дети видят, что их мама и папа иногда бывают эмоционально доступны, иногда чего-то боятся, а иногда и вовсе внушают страх. Столь резкие переходы сбивают детей с толку и пугают их; оказавшиеся в такой ситуации малыши неспособны удовлетворить свою потребность в привязанности. Они не находят утешения ни в деактивации (попытках полагаться только на себя), ни в гиперактивации (привлечении внимания), а потому пытаются применять обе стратегии попеременно. В результате формируется бессистемный и запутанный паттерн отношений, называемый тревожно-избегающим типом привязанности. Во взрослом возрасте близкие отношения у таких людей обычно изобилуют конфликтами и лишены привычной логики, поскольку они одновременно и ищут близости, и пытаются сохранить дистанцию. Неудивительно, что людям тревожно-избегающего типа недоступны теплое и умиротворяющее ощущение близости и здоровое чувство самодостаточности.


Упражнение. Насколько гармонично ваше соотношение близости и автономности?

Отношения – это не разовое достижение стабильного равновесия, а непрерывный, динамичный процесс поиска баланса. Помня об этом, ответьте на вопрос: какая из картинок ниже лучше всего отображает ваш идеал отношений? А какая – ваши нынешние или недавние отношения?



Утверждения ниже описывают все три типа.

Надежный тип

• Мне комфортно делиться с партнером сокровенными мыслями и чувствами.

• Мне нравится заниматься тем, что мне интересно, отдельно от партнера.

• Я чувствую, что партнер меня любит, даже когда каждый из нас по отдельности занимается своим хобби.

• Даже когда мы не соглашаемся друг с другом, я ожидаю, что партнер все равно будет уважать и ценить меня и мое мнение.

• Мне комфортно, когда я полагаюсь на партнера и когда партнер полагается на меня.


Тревожный тип

• Мне комфортнее всего, когда мы с партнером делимся всеми своими мыслями, чувствами и увлечениями – как если бы мы сливались в единое целое.

• Я склонен перенимать увлечения партнера, пренебрегая собственными.

• Я склонен поступаться своими ценностями и мнением в пользу ценностей и мнения партнера.

• Если я чувствую, что партнер отдалился от меня, то испытываю желание воссоединиться с ним (например, часто звонить или писать) или начинаю вести себя агрессивно, например отворачиваюсь от него или насмехаюсь над ним.


Избегающий тип

• Мне некомфортно делиться с партнером сокровенными мыслями и чувствами.

• Я чувствую гордость, что могу полагаться только на себя и не нуждаюсь в партнере.

• Мне некомфортно полагаться на партнера.

• Мне некомфортно, когда партнер полагается на меня.

• Мне нравится проводить время и заниматься хобби отдельно от партнера.


В ходе выполнения упражнения попробуйте нарисовать пересекающиеся круги и напишите характеристики, которые лучше всего описывают именно ваши отношения. (Абсолютно нормально, если в вашем описании будут противоречивые утверждения.)

Теперь подумайте, насколько хорошо ваши отношения удовлетворяют вашу потребность в безопасном убежище и надежной базе. Можете ли вы положиться на своего партнера в трудную минуту настолько, чтобы чувствовать, что вас оберегают, защищают и поддерживают? Насколько партнер одобряет ваши увлечения и цели вне отношений? Насколько ваши отношения позволяют вам чувствовать себя такими, какие вы есть?

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

В младенчестве дети буквально купаются в эмоциях. Их взаимодействие с родителями определяется базовой задачей выживания и потребностью чувствовать себя в безопасности. Область мозга, называемая миндалевидным телом, наиболее чувствительна к угрозам их благополучию. Она быстро реагирует на вероятные опасности, такие как голод, одиночество и т. д. Эта реакция рефлекторна, без оценки угрозы и поправок на ее степень. Когда вы идете по лесу и при виде палки чувствуете прилив страха, потому что приняли ее за змею, можете поблагодарить за это миндалевидное тело. Управляет такой реакцией гиппокамп, но эта часть мозга не работает до двух-трехлетнего возраста. До этого момента любую опасность дети воспринимают одинаково и при ее возникновении лихорадочно ищут значимого взрослого, который будет защищать их и успокаивать. Подобное чувство нейробиолог Яак Панксепп назвал базовой паникой (Johnson, 2008). Оно и во взрослой жизни активируется каждый раз, когда человек чувствует угрозу. Базовая паника часто срабатывает, когда мы боимся потерять партнера или другого значимого человека.

Вы и ваш партнер можете испытывать приступы базовой паники чаще или реже и справляться с ней более или менее эффективно – в зависимости от своего типа привязанности. Но результат оказывает огромное влияние на ваши отношения. В следующих трех разделах я расскажу, как тревожный, избегающий и надежный тип привязанности определяют наши эмоции и нашу реакцию на них.


Тревожные и обессиленные

В момент, когда ребенок испытывает базовую панику, у него повышаются уровни гормонов стресса – адреналина и кортизола – и снижается уровень «гормона объятий» – окситоцина, который дает ощущение доверия, безопасности и единения. Чувствуя, что он не справляется со всем этим, ребенок реагирует протестом – плачем или капризами. По сути, он вопит о помощи. Если взрослый неспособен его утешить, ребенок продолжает активно выражать свой протест – кричит о помощи до тех пор, пока не получит ее. Подобная особенность характерна для людей с тревожной привязанностью.

Такие дети вырастают во взрослых, склонных впадать в панику при малейшем намеке на отдаление партнера и, возможно, других близких, например родственников или друзей. Они жаждут сближения и пытаются вернуть внимание, усиливая свое тревожное состояние (гиперактивирующая стратегия). Но даже если партнер достаточно заботлив, страх отторжения может помешать таким людям чувствовать себя уверенно.

Если вам хотя бы отчасти свойственен подобный паттерн поведения, вы могли замечать, что вам порой трудно разобраться в своих эмоциях. Вы воспринимаете их как единый гнетущий опыт, которым не в силах поделиться и который не получается проанализировать. Пытаясь справиться с ним, вы можете перейти к деструктивному поведению, например перееданию, курению, злоупотреблению алкоголем или даже наркотиками.

Тревожная привязанность провоцирует и другие трудности в отношениях. Например, из-за страха быть отвергнутым человек может избегать прояснения конфликтных ситуаций или не высказывать мнение, отличное от мнения партнера. Тревога порой поглощает до такой степени, что человек неспособен взглянуть на мир (или на свои отношения) с позиции партнера. В итоге становится трудно сочувствовать партнеру и поддерживать его (или других людей), сложно расслабиться и в полной мере наслаждаться другими аспектами отношений, например приятным времяпрепровождением.

Когда отношения себя не оправдывают, люди с тревожным стилем привязанности испытывают настолько сильную потребность в партнере, что она буквально переполняет их. Они могут яростно выражать протест, винить себя, чувствовать еще более сильное притяжение к бывшему партнеру и даже увлечься им, осознавая, что отношения с этим человеком для них деструктивны. Кроме того, они могут страдать от ощущения, что лишились какой-то части себя.

К счастью, даже если тревога накрывает вас с головой, вы способны это изменить. В главе 5 я расскажу, как выработать более надежный стиль привязанности.


Упражнение. Относитесь ли вы к тревожным и обессиленным?

Подумайте, как именно и в какой степени вы можете задействовать гиперактивирующие стратегии, описанные в этом разделе. Помните, что всестороннее изучение порой занимает месяцы (или даже годы). Предлагаю вам ответить на следующие вопросы максимально подробно: это позволит вам составить представление о том, как ваш тип привязанности влияет на ваши эмоции. Если сейчас у вас нет партнера, вспомните последние отношения. Чтобы выявить свои паттерны, попробуйте подумать о том, какие ответы вы дали бы в контексте всех прежних близких взаимоотношений.


1. Часто ли вы чувствуете, что партнер эмоционально отдаляется от вас, беспокоитесь, что он вас бросит? Охватывает ли вас отчаяние от этих мыслей, появляется ли желание не отпускать от себя партнера (базовая паника)?

2. Замечали ли вы, что протестуете против того, чтобы вас оставляли одних? Какие примеры протестующего поведения вы можете привести?

3. Протесты часто дают обратный эффект, из-за которого люди еще сильнее расстраиваются. Опишите, как вы себя чувствовали после каждой из приведенных выше ситуаций. Стали ли ваши протесты причиной еще большего расстройства?

4. Страдали ли вы от ощущения беспомощности, никчемности или ненужности? Подумайте о связи этих ощущений с вашим типом привязанности и протестами.

5. У некоторых людей чересчур эмоциональные состояния провоцируют деструктивное поведение, например курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками или переедание. Склонны ли вы к такому поведению, когда пытаетесь справиться с эмоциями? Сильно ли вам это мешает?

6. Какое влияние ваша паника из-за страха остаться одному (если вы ее испытываете) оказывает на ваши отношения? Возникают ли конфликты по поводу доверия или вы – намеренно или подсознательно – не можете расслабиться и наслаждаться обществом партнера?


Эмоции? Какие эмоции?

Дети с выраженным избегающим типом привязанности блокируют эмоциональные реакции на угрозы извне, в том числе базовую панику, возникающую как результат недоступности значимых взрослых. Со временем они приучаются деактивировать свою систему привязанности, не пытаются наладить контакт с родителями или сблизиться с кем-либо. Впоследствии такие дети сохраняют дистанцию в отношениях с родителями.

Важно понимать, что тенденция дистанцироваться от эмоций не исключает сами эмоции или физиологические реакции. Она лишь маскирует их. Гормоны стресса продолжают активно вырабатываться, а уровень окситоцина («гормона объятий») остается низким. Поэтому, несмотря на то что игнорирование, подавление или блокирование эмоций часто полезны при небольшом стрессе, в системе такой подход чреват серьезными последствиями.

Когда стресс и проблемы в отношениях достигают пика, люди избегающего типа более не могут игнорировать свои чувства, так как часто не знают, как совладать с эмоциями. В результате они пытаются справиться с ними нездоровым способом. Эмоции могут прорываться и сквозь внешне спокойное состояние. Например, избегающий мужчина спокойно говорит, что его девушка – стерва, игнорируя свой гнев и не обращая внимания на стеснение в груди и повышенное сердцебиение. Подумайте, не делаете ли и вы нечто подобное – например, говорите что-то оскорбительное, но думаете, что спокойны. (Если ваш партнер склонен к избеганию, это объяснит, почему вы порой расстраиваетесь, когда он будто бы невозмутимо говорит о серьезных проблемах.)


Химия надежных и счастливых

Некоторым детям повезло с родителями: они всегда обнимают и успокаивают их, когда те чем-то расстроены. Чем чаще это происходит, тем быстрее дети учатся доверять родителям – и тем активнее у них вырабатывается окситоцин, который дает ощущение доверия, безопасности и единения. Когда дети (и взрослые) расстроены, окситоцин снижает уровень гормонов стресса, адреналина и кортизола. Эти реакции в течение жизни помогают им справляться со всем спектром эмоций. Из таких детей вырастают взрослые с надежным типом привязанности, которые умеют контролировать свои эмоции, справляться с трудностями и эффективно решать конфликты.

Но есть еще одна хорошая новость: если вы принадлежите к тревожному типу привязанности, вы можете выработать надежную привязанность – со всеми ее преимуществами.

В этой главе я еще расскажу об этом подробнее. Уровень тревожности можно также уменьшить, если выбрать партнера с надежной привязанностью.


Упражнение. Осознаём свои реакции в контексте конкретных ситуаций

Чем детальнее вы разберете, как именно развились ваши гиперактивирующие или деактивирующие стратегии, тем лучше будете понимать, почему поступаете так, а не иначе. Выполняя это упражнение, отнеситесь к себе бережно. Самопознание можно аккуратно и постепенно углублять, но нельзя сделать так, чтобы это произошло мгновенно по одному лишь желанию. Возможно, вам понадобится вновь и вновь возвращаться к данному упражнению.

Запишите, когда вы используете гиперактивирующие и деактивирующие стратегии. Сверьтесь со своими ответами на вопросы в предыдущем упражнении. Обдумайте их, возможно, вы захотите обсудить их с кем-то, кому доверяете. Убедитесь, что вы хорошо разобрались в том, как используете гиперактивирующие стратегии.

Если вы регулярно включаете деактивирующие стратегии, чтобы сохранять дистанцию, то, скорее всего, вам трудно будет определить, как именно вы их задействуете, так как вы, вероятно, не привыкли обращать внимание на свои чувства. В этом случае советую вам положиться на мнение людей, которым вы доверяете и которых хорошо знаете. Спросите у них, что вы делаете, чтобы отгородиться от людей.

Подумайте, использовали ли вы в детстве те же или похожие стратегии. Если да, проанализируйте, что могло подтолкнуть вас к этому. Иногда понимание может прийти, если представить на своем месте другого ребенка.

Пример. Последние два молодых человека говорили Джейн: «Ты совсем беспомощная». Несмотря на то что ни один из них не отличался особой заботливостью, Джейн все равно считала, что они были правы. Она все время боялась, что они разорвут отношения, поэтому то и дело звонила и писала им, желая получить подтверждение, что ее по-прежнему любят. Отследив эту привычку, Джейн поняла, что так же чувствовала себя, когда ей было восемь лет и у нее умер отец. С тех пор она всегда боялась сближаться с людьми, ей было страшно, что они ее покинут.

И еще раз: не ждите, что глубокое понимание своего «я» придет за одну ночь. Ведите дневник, делайте записи и выполняйте это упражнение – разговаривайте с людьми, которым вы доверяете. Но не забывайте давать себе отдых; только почувствовав, что появилась возможность расти над собой и что вы стали более открытыми для новых инсайтов и перспектив, возвращайтесь к упражнению. Со временем более ясное понимание поведенческих паттернов поможет вам по-новому взаимодействовать со своими чувствами как внутри, так и вовне.

ДВА СПОСОБА ОБРЕСТИ НАДЕЖНЫЕ И СЧАСТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Чтобы аккуратно сформировать более здоровый паттерн поведения в романтических отношениях, подумайте, могли бы улучшиться ваши нынешние или будущие взаимоотношения, обладай вы более надежным стилем привязанности? Размышляя над этим, важно понимать, что для обретения счастья вам не нужно становиться человеком со стопроцентно надежной привязанностью. Но, скорее всего, стоит сместить ваш личный стиль чуть ближе к надежному по шкалам тревожности и избегания в отношениях. К счастью, как я уже упоминала, во взрослом возрасте есть возможность выработать более надежный тип привязанности. Психологи называют это приобретенной надежностью.

Для ее достижения существует два основных способа, и они перекликаются между собой. В первом случае вам стоит обратить взгляд на внешний мир. Следует начать строить отношения как минимум с одним эмоционально открытым значимым человеком. Если это не ваш партнер, то начните с любого другого человека: родственника, друга, священника или психолога. Это даже может быть Бог. Помните: значимые люди – это те, на кого вы, по своим ощущениям, можете положиться в трудную минуту и кто поддержит ваши попытки расширить свою картину мира. Чем чаще вы будете чувствовать, что вас принимают и вы под защитой, тем сильнее будете верить, что достойны любви и что вас могут по-настоящему любить и поддерживать. Это будет приобретенная надежность.

Второй подход состоит в том, чтобы целенаправленно развивать навыки, помогающие лучше осознавать полученный опыт и реагировать на него с большим принятием и состраданием. В главе 5 я объясню, как в контексте сострадательной осознанности эти два подхода помогут вам открыться поддержке и принятию других людей, ощущать их присутствие, даже когда вы одни (используя мысленные репрезентации значимых людей), и для самого себя стать по-настоящему открытым и значимым человеком.

Путь к здоровым взаимоотношениям подразумевает позитивное отношение как к себе, так и к другим. Оставшаяся часть книги посвящена тому, как этому научиться. Но сначала давайте разберемся, как в повседневной жизни вы подпитываете свой тип привязанности и что мешало вам выбрать правильный путь.

Загрузка...