Скрутон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: Мыслители новых левых / пер. с англ. Н. Глазкова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. (Полит. теория). С. 28. URL: https://www.rulit.me/books/duraki-moshenniki-i-podzhigateli-mysliteli-novyh-levyh-litres-read-661980-9.html (дата обращения: 29.03.2021).
Brown W. States of Injury: Power and Freedom in Late Modernity. Princeton: Princeton Univ. Press, 1995.
Giroux H.A. The Authoritarian Politics of Resentment in Trump’s America. 13.11.2016. URL: https://truthout.org/articles/the-authoritarian-politics-of-resentment-in-trump-s-america/ (дата обращения: 29.03.2021).
Ямпольский М. В стране победившего ресентимента. 06.10.2014. URL: https://www.colta.ru/articles/specials/4887-v-strane-pobedivshego- resentimenta (дата обращения: 30.03.2021).
Фукуяма Ф. Идентичность: стремление к признанию и политика неприятия. М.: Альпина Паблишер, 2019. С. 30–32.
Шафаревич И.О. Понятие ресентимента как инструмента анализа социальных явлений // Социология. 2019. № 3. С. 57.
То есть преимущественно как феноменальное единство переживаний и действия, обусловленное бессильным негодованием ввиду невозможности изменить свое положение, из чего вытекает моральная установка «переоценки ценностей» с сознательной и бессознательной целью «отомстить» виновникам перманентного унижения.
Пак Ч. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера: опыт исследования социологии чувств / пер. с нем. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 154.
Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1907. С. V.
Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 431.
Ницше Ф. Указ. соч. С. 432.
Там же. С. 452.
Ницше Ф. Указ. соч. С. 418.
Там же. С. 453.
Там же. С. 426.
Там же.
Там же. С. 453.
Там же. С. 494.
Диденко П.И. Ресентимент либеральной интеллигенции // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. 2012. № 3 (18). С. 82.
Прокофьев А.В. Справедливость и ресентимент (заметки на полях «К генеалогии морали» Ф. Ницше) // Этическая мысль. 2013. Вып. 13. С. 190.
Прокофьев А.В. Указ. соч. С. 191.
Ницше Ф. Указ. соч. С. 417.
Ницше Ф. Указ. соч. С. 421.
Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. (Слово о сущем). С. 13–14.
Шелер М. Указ. соч. С. 18.
Там же. С. 56.
Там же.
«Поскольку „западное сознание“ сложилось только в ходе недавнего периода истории, то и о противоположном, сугубо „восточном сознании“, можно говорить лишь применительно к настоящему времени. Изначально же это „восточное сознание“ было поистине присуще как людям Востока, так и людям Запада, так как его происхождение совпадает с происхождением самого человечества. Таким образом, его вполне можно назвать „нормальным сознанием“ уже потому, что оно в большей или меньшей степени лежало в основе всех известных нам цивилизаций за одним лишь исключением – цивилизации современного Запада» (см.: Генон Р. Кризис современного мира. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/genon.txt).
Bondi D. Victimism as the contemporary form of ressentiment. The paradoxically Christian roots of our culture’s secular morality [published: 01 Jun 2021] // Dialegesthai. Rivista telematica di filosofia. 2021. Vol. 23. URL: https://mondodomani.org/dialegesthai/articoli/ damiano-bondi-02 (дата обращения: 15.12.2021).
Шелер М. Указ. соч. С. 28–29.
Шелер М. Указ. соч. С. 155.
Там же. С. 183.
Там же. С. 123.
Шелер М. Указ. соч. С. 125.
Там же. С. 147.
Шелер М. Указ. соч. С. 30–31.
Примечательно, что это констатирует и Ницше, замечая, что феномен ресентимента зародился в Европе в качестве «комплекса негативных эмоций», всплеска ненависти, ожесточения толпы против реформ XVI–XVII веков, призванных преобразовать католическое христианство (см.: Ницше Ф. Указ. соч. С. 82), однако потом сводит ресентимент к «морали рабов».
Шелер М. Указ. соч. С. 20–21.
Там же. С. 21.
Там же. С. 24.
А не только между разными социальными группами, поколениями, членами семьи, о чем он подробно рассуждает.
Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга. 1999. С. 21.
Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. С. 81–82.
Кустарев А. The Word of the Day is Resentment // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. № 1. С. 8.
Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002. С. 315.
Фассел П. Класс: Путеводитель по статусной системе Америки. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021.
История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. С. 690.
Яков Кротов в свое время остроумно заметил: «Ресентимент царский или аристократический первым высказался – ведь царь и аристократ раньше холопа получает перо и бумагу» (см.: Кротов Я. Свойства без человека. URL: http://krotov.info/1/old/2_chelovek/2_svoystva/resentiment.htm?ysclid=lp6rdydmzu143278509).
Блум Г. Западный канон. Книги и школа всех времен. М.: Новое лит. обозрение, 2017. С. 12.
Мчедлова М.М., Казаринова Д.Б. Политика идентичности: конкуренция новых теоретических смыслов и политических стратегий // Политическая наука. 2020. № 4. С. 28.
Миллер А.И. Большие перемены. Что нового в политике памяти и в ее изучении? // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. С. 12.
Монтескье Ш.Л. де. Персидские письма. URL: https://librebook.me/lettres_persanes/vol1/120 (дата обращения: 30.03.2021).
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1994. С. 67.
Там же.
Гофман Э.Т.А. Майорат. URL: https://www.litmir.me/br/?b=56607 &p=13 (дата обращения: 30.03.2021).
Там же. URL: https://www.litmir.me/br/?b=56607&p=18 (дата обращения: 30.03.2021).
Чиркова Е. Неравный брат: Как принципы наследования разрушали империи и сохраняли капитал // Коммерсантъ Деньги. 25.08.2014. № 33. С. 45.
Чиркова Е. Указ. соч. С. 45.
Чиркова Е. Указ. соч. С. 45.
Лошкарева М.Е. Johanna domina Walliae // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50. С. 100.
Зеленина Г. Кто такие бастарды? 09.08.2017. URL: https://postnauka.ru/faq/79120 (дата обращения: 30.03.2021).
Даже и в более поздние времена перспективы бастардов всецело зависели от богатства и произвола родителей. Так, в дореволюционной России одним бастардам доставались графские титулы, как четверым сыновьям фаворита императрицы Елизаветы Алексея Разумовского, другие могли рассчитывать на выдающуюся научную или литературную карьеру, как Василий Жуковский и Александр Бородин, а третьи становились изгоями, лишенными дворянских привилегий (см.: Черкашина Н.В., Лаврентьева Т.В. Внебрачные (незаконнорожденные) дети дореволюционной России: правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 194–195).
Зеленина Г. Указ. соч.
Шекспир У. Король Лир. Акт I. Сцена 2 (пер. Б. Пастернака).
См., напр.: Fassin D. On Resentment and Ressentiment. The Politics and Ethics of Moral Emotions // Current Anthropology. 2013. Vol. 54. No. 3. P. 249–267; Reichold A. Resentment and Societal Transformation: A Rule-Related Argument against Martha Nussbaum’s Critique of Anger // European Democracy in Crisis: Polities under Challenge and Social Movements / H. Brunkhorst, D. Vujadinovic, T. Marinkovic, eds. Utrecht: Eleven International Publishing, 2017. P. 167–187; TenHouten W.D. From Ressentiment to Resentment as a Tertiary Emotion // Review of European Studies. 2018. Vol. 10. No. 4. P. 49–64.