Из напутственного Слова Патриарха Кирилла в Смоленском государственном университете 31.08.2013
«На человека сегодня обрушивается колоссальный информационный поток, и молодые люди зачастую «заглатывают» новости, начинают воспринимать происходящее не критически, особенно если это подается под модными современными брендами «модно и круто»…
Сегодня тоже совершаются битвы, слава Богу, пока в отношении нашей страны не на поле брани. Хотя, как вы знаете из новостей, и на поле брани сегодня страшные битвы. Но нельзя сказать, что мы живем в абсолютно мирной среде. И сегодня происходят битвы, которые проходят без грохота пушек, а враг, который нам угрожает, не пересекает наши границы явно. Но мы все вовлечены в то, что в православной традиции называется «невидимой бранью», – говорит патриарх Кирилл. – Каждый сегодня участвует в этой брани. Нам предлагают хаос, но мы не должны покупаться на эти рекомендации и участвовать в создании хаоса…
Ситуация, когда человек оказывается под чьим-то влиянием, ставит перед обществом вопрос: а способен ли гражданин жить своим умом? Именно для этого стоит критически воспринимать происходящее, особенно в условиях, когда против России ведется необъявленная война. Отсутствие чувства гармонии приводит к появлению безобразия, следствием чего становится разрушение всего, что дорого человеку».
«В настоящее время Россию ускоренными темпами встраивают в западный мировой порядок, осуществляя это на основе обновленной модели отношений, исключающей жесткую конфронтацию и утверждающей «диалог» исключительно по западным правилам игры. Они предполагают тотальную смену наших цивилизационных ориентиров, для чего осуществляется такая перестройка нашего сознания, при которой те силы, что традиционно воплощали собой совершенно чуждые нам нормы и ценности и являются нашими главными противниками, воспринимались бы в качестве союзников и друзей» [1].
«Новый мировой порядок» – это удивительное сочетание неслыханной ранее свободы и неслыханного ранее контроля. В истории бывали островки вольницы и ледники тирании. Но чтобы и то, и другое существовало одновременно и применительно к одним и тем же людям – такого еще не было. Новый мир глобализации предоставляет людям абсолютную свободу в передвижении, смене места работы, бизнесе, выборе мировоззрения, в определении собственного стиля жизни. Есть знаменитые слова Жака Аттали, который в начале 90-х годов был президентом Всемирного банка. Суть их в том, что общество будущего – это общество номадов (кочевников), то есть людей, которые не связаны ни семейными, ни религиозными, ни профессиональными привязанностями, ни общими корнями. Они, как и деньги, свободно перемещаются туда, где выгоднее, не имея никаких пристрастий.
И все это в сочетании с абсолютным контролем за каждым твоим шагом и с установлением неотвратимой ответственности за неверные шаги. Миллионы видеокамер наружного наблюдения, постоянный электронный учет каждой покупки и каждого передвижения, отслеживание телефонных разговоров, электронной почты и контактов…» [2].
«Но в погоне за внешней «свободой» человечество забыло о свободе внутренней. Скажите, разве человек, порабощенный бессмысленной похотью, жадностью, раздражительностью, неразумным гневом, печалью, унынием, завистью, чрезмерным самолюбием и гордостью, может сказать, что он самовластен?
Разве хозяин сам себе, тот кто, чувствуя на собственной «коже», что это плохо, все равно упорно продолжает объедаться до тяжести, упиваться до безумия, сгорать от похоти, сходить с ума от денег, трястись от злости, изнывать от скуки, томиться печалью, зеленеть от зависти, страдать от эгоизма, тем лишая себя любви и счастья?
Конечно, нет. Страсть – это плен, когда человек не является сам себе хозяином. Страсть, как паразит, использует человека, воля которого оказывается фактически парализованной. Он становится рабом своей страсти. Ибо кто кем побежден, тот тому и раб.
Увы, но многие люди сейчас лицемерят собственной жизнью, одно нося в сердце, а иное выставляют напоказ.
Они даже и не замечают, как мир обольщая своими удовольствиями и благами, превращает их в пожизненных участников «реалити-шоу» с последующим трагическим завершением участия в этом шоу под названием «жизнь». Человек будущего (а может, уже и настоящего) – это несчастный, блуждающий во тьме, одинокий человек… Людей, не способных или не желающих вести современный образ жизни, система отбрасывает на периферию. Они неудачники и пережиток прошлого для этого мира.
Современные идеалы жизни – это западня, в которой происходит полная утрата смысла жизни человека и умерщвление его души. Происходит «расчеловечивание» человека, общества, народа.
Соблазны и пороки умножились до бесконечности, а сопротивления им почти не видно! Зло берет верх, и весьма немногие люди это видят и осознают» [3].
«Иной не дает пылинке упасть на одежду его, а душа у него то же, что свинья, едва вышедшая из зловонной ямы, то есть покрыта страстными мыслями и желаниями» (прп. Ефрем Сирин).
Невидимую брань против Бога и человека ведет дьявол. Дьявол является заказчиком всех преступлений против Бога и человека, и у дьявола есть агенты в мире людей.
«Дьявол вредит нам не принуждением к злу, а советом, – говорит блаженный Августин, – он не исторгает у нас согласия, а испрашивает оное».
«Злой дух, – говорит св. Макарий Великий, – во всем и ко всем применяется, дабы сим приноровлением покорить их себе и под благовидным предлогом приготовить им погибель».
Св. Лев пишет: «Он (злой дух) высматривает привычки каждого, открывает наклонности, узнает страсти и нападает с той стороны, где видит более удобства для себя».
Люди «облагородили» грех. Люди разлагаются и душевно и телесно… До чего же дошли люди! До состояния животных. Знаете, как у животных: сначала они входят в хлев, испражняются, мочатся, потом навоз начинает разлагаться, перегорать, и животным становится тепло. Им нравится в стойле и не хочется никуда из него уходить. Я хочу сказать, что так и люди ощущают «тепло» греха и не хотят уходить. Они чувствуют зловоние, но им неохота уходить от тепла. Если в хлев войдет новичок, то он не сможет выдержать этого зловония. А другой уже привык, он постоянно живет в хлеву, и смрад его не беспокоит…
Сегодня грех ввели в моду… Но хуже всего то, что нынешние люди, повально увлекаясь грехом и видя, что кто-то не следует духу времени, не грешит, имеет капельку благоговения, называют его отсталым, ретроградом. Таких людей задевает, что кто-то не грешит. Грех они считают прогрессом. А это хуже всего. Если бы современные, живущие в грехе люди по крайней мере это признавали, то Бог помиловал бы их. Но они оправдывают то, чему нет оправдания, и поют греху дифирамбы. А считать грех прогрессом и говорить, что нравственность отжила свой век, – это, кроме всего прочего, самая страшная хула на Святаго Духа. Поэтому если кто-то, живя в миру, подвизается, хранит свою жизнь в чистоте, то это имеет немалую цену. Таких людей ждет великая награда.
В старые времена распутник или пьяница даже на базар стыдился пойти, потому что люди стали бы над ним насмехаться. А если женщина погуливала, то она и нос-то из дома боялась высунуть. И можно сказать, это являлось некой сдерживающей грех силой. А сегодня если человек живет правильно, если, к примеру, девушка живет в благоговении, то про нее говорят: «Да она что, с луны свалилась?» И вообще: в старину, если люди мирские совершали грех, то они, несчастные, переживали чувство своей греховности и становились маленько посмиренней. Они не высмеивали тех, кто жил духовно, но напротив – любовались ими.
А в наши времена те, кто грешит, не чувствуют за собой вины. Уважения к другим у них тоже нет. Все сравняли с землей. Если человек не живет по-мирски, то грешники делают из него посмешище.
Наш мир, несмотря на всю его красоту, – падший. И это выражается в первую очередь в том, что нашу человеческую жизнь постоянно сопровождают войны, насилие, болезни и смерть. Никто не будет отрицать, что рядом с хорошим и сочным белым грибом, в двух шагах может расти и смертоносная поганка, а в ярких и красивых зарослях кустов незадачливого путешественника вполне может ожидать роковой укус ядовитой змеи. Это очевидно, и любой нормальный человек скажет, что, наравне с чем-то полезным, нас окружает множество вещей, которые могут нанести вред или даже погубить человека.
Во все времена люди старались как-либо обезопасить себя или близких от вредоносного влияния извне. Старики передавали опыт младшим, вкладывая в головы новых поколений строгие предостережения, что делать следует и чего стоит опасаться, чтобы не попасть в беду. Со временем начали появляться первые законы, устные или письменные правила поведения людей в общине или стране, чтобы предотвратить хаос, обезопасить себя от разрушительных действий отдельных личностей или общественных течений.
Духовные законы тоже не остались в стороне. Ведь на подсознательном уровне люди всегда понимали, что существует связь между мировоззрением и нравственностью человека и тем жизненным путем, которым он идет или который может ожидать его в будущем. Стала возникать потребность написания духовных норм и правил. Но здесь все обстояло гораздо сложнее. Как человек ни пытался, сам он был не в состоянии изобрести такой нравственный закон, который обладал бы полнотой и смог дать исчерпывающие указания, как развивать свой внутренний мир, чтобы не погибнуть, но прожить жизнь достойно.
Здесь человеку на помощь пришел Господь Иисус Христос. Дав необходимые знания, Он не только помог пропадающим людям найти ориентиры, с помощью которых можно сохранить свою душу от вреда извне, но и обещал подарить нам воскресение и вечное блаженство. Иначе, нарушая Господни Заповеди, человек не просто лишает себя надежды на вечное счастье в будущем, но и банально начинает вредить себе уже сейчас.
Как любящий Отец, Бог говорит нам: «Не делай того – будет плохо». И, слушаясь Его, мы действительно обретаем настоящую свободу и радость. Но что же будет, если человек начнет пренебрегать этими указаниями? Ведь легче отступить от духовных законов, так как их нарушение не наносит сразу очевидного вреда. Ответ однозначный: если кто-то вредит своей душе, вся его жизнь начинает терять краски и в будущем такую личность могут ожидать не только душевные, но и физические страдания. Для заполнения пустоты внутри человек все больше будет вязнуть в удовольствиях и начнет с каждым разом требовать все большую их порцию, отодвигая на задний план любые позывы совести и здравого смысла.
Такую картину и можно наблюдать вокруг. Развлечения для многих стали единственным настоящим смыслом жизни, единственным, чего они ждут и ради чего они готовы сутками просиживать на нелюбимых работах. Радость дня заключается в вечернем просмотре телевизора, а семья рассматривается как тяжелая обуза. И с каждым разом приходиться искать все больше и больше «мелких радостей», которые смогут украсить «серое» времяпрепровождение. И здесь уже вопрос стоит только лишь в том, на что готов пойти человек для удовлетворения своих страстей. Привыкший ни в чем себе не отказывать готов пойти на довольно многое, чтобы добиться желаемого. Потому жизнь, которая упирается лишь в земные радости, губительна и разрушительна. И каков же ее конец? Сможет ли тот, кто жил только плотью, найти жизнь вечную? Невольно вспоминается Притча о богаче и Лазаре:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его… (Лк. 16, 19–23).
Тут нам Господь недвусмысленно дает понять, к чему ведет жизнь только лишь в угождении плоти. Чтобы этого не произошло, мы постоянно должны уметь ограничивать свои страсти, что означает часто отказывать себе во многих вещах, которые приносят вред. Необходимо постоянно бодрствовать, чтобы не допустить бесконтрольного следования своим страстям.
Такая жизненная позиция совершенно не находит отклика в мире супертехнологий и мегаполисов. Отовсюду летят лозунги «Бери от жизни все!». Общество живет по законам потребления. Безусловно, такое общество как нельзя лучше подходит в качестве среды существования огромных корпораций, которые только и живут за счет продажи средств самоуслаждения и повышения комфорта. Но и они есть продукт нашего собственного греха, греха отхождения от Господа, греха концентрации лишь на собственных страстях.
Основной удар наносится по самым незащищенным – по молодежи. Играя на желаниях юности, путем пропаганды самых различных мерзостей через телевидение и Интернет, врагам удалось добиться того, что «брать от жизни все» является девизом многих. Путем красочного представления самых гнусных грехов в кино, посредством рекламы и телепередач внушается жизненная позиция, что попробовать нужно все. И зачастую под этим подразумевается не что-то хорошее, светлое и жертвенное, а именно самое низкое и бесчеловечное. Когда в популярном сериале мужчина изменяет жене или когда парень соблазняет девушек и ведет распутную жизнь, увлекаясь алкоголем и легкими наркотиками, – зачастую это переводится в шутку, в веселое приключение. Особенно часто это можно наблюдать в популярных сегодня западных комедиях. Серьезные вещи представляются несерьезными, у людей пропадает страх ответственности за грех, они даже не рассматривают это как грех. Когда главная героиня сериала – гулящая женщина, молодые девочки, посмотрев это на экране, начинают воспринимать такой образ жизни как нормальный. И если парень привык видеть в кино своего однолетку, который вовсю веселится, напиваясь на дискотеках и пробуя легкие наркотики, он невольно начнет и сам менять к этому отношение в пользу более мягкого. Они начинают брать от жизни все. Ведь нас зачастую еще и смеют пугать, что, дескать, коли не поддаешься страсти, будешь жалеть всю жизнь, ведь все якобы так делают. А делают-то далеко не все, и никто не говорит о тех последствиях, которые ждут нас после наших же ошибок. А в Евангелии недвусмысленно сказано, куда попал богач, который … каждый день пиршествовал блистательно…
Вот и необходимо задуматься теперь: все ли то, что мне предлагают, действительно идет мне на пользу? Правы ли те, кто говорит, что нужно взять от жизни все, или же нет? Стоит ли мне и дальше жить так, как прежде, или, может, необходимо что-то изменить? Каждый сам должен ответить себе на эти вопросы. И никогда не стоит забывать, что истинный ориентир нам уже был дан Господом Иисусом и что, возможно, причина всех тех неудач и всей этой серости повседневной жизни не в том, что в ней было мало удовольствий, а в том, что в ней не было Христа.
Старец Амфилохий (Макрис) многие годы был настоятелем монастыря Святого Иоанна Богослова на Патмосе, основал на греческих островах несколько монастырей, детских приютов и богоугодных заведений. Мудрый старец часто изъяснялся притчами:
– Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете Его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.
«О времена! О нравы!» – говорили древние римляне, выражая общий упадок морали. И действительно, каждая эпоха не только несет в себе что-то хорошее, но и изобретает нечто плохое. Точнее, облекает старые грехи в новые одежды. Блуд, прелюбодеяние, воровство и убийство существовали всегда, но сегодня они могут называться иначе и совершаться совсем не так, как это делалось в XVIII или XVI веках. XXI век облек старые человеческие пороки в деловые костюмы, поместил их на страницы глянцевых журналов и дал им в распоряжение новинки компьютерных технологий. Но суть осталась прежняя, и их евангельское обличение сегодня стало актуальным как никогда. Надрывистый крик об архаичности Библии, который периодически возникает в «продвинутом» обществе, только лишний раз это доказывает. Священное Писание ограничивает, судит, не дает разгуляться современному безбожнику на полную ногу.
Вот возьмем, к примеру, блуд. Каким тяжелым камнем висит над головой неверующего обывателя запрет добрачных половых связей! А ведь вокруг-то о них все только и говорят, будят в них жажду, их превозносят и воспевают, чтобы в них верили, параллельно наводя страх на тех, кто их отвергает. Люди боятся! Боятся, что если не поблудят, то будут неопытными и их семья развалится. Или боятся, что если не будут сожительствовать без росписи [4], то не смогут потом жить в браке. Меняют партнеров. Один не понравился – взяла другого, с другим не сошлась характером – третьего попробуем. Ребеночек может появиться – аборт сделаем. Наше общество докатилось уже до того, что девственность в семнадцать и восемнадцать лет считается чем-то постыдным. Любовь понимается только как влюбленность, как всепоглощающее сильное чувство к человеку противоположного пола, вершиной которой является телесная близость. Такое чувство обожествляется везде: в кинематографе, в книгах и на радио. Молодежь считает, что если влюбился, то тебе позволено все, и блуд в таком случае будет не что иное, как кульминация отношений. Жертвенность и жизнь супругов в браке назвали презрительным словом «привычка», а процедура развода стала простой как никогда.
Появилось такое понятие, как «пикап» [5]. Это когда парни овладевают и пользуются искусством соблазнения девушек. Для достижения цели в ход идут лесть, обман, уловки, наглая настойчивость и психологическое давление. И все это чтобы удовлетворить похоть. Даже появилась пикаперская философия, призванная на то, чтобы усыпить совесть. Якобы такое поведение только помогает раскрыться, развиваться, дарит удовольствие и тебе и ей, помогает женщине почувствовать себя желанной и любимой, дарит минутки счастья. Якобы только через такое поведение и познание многих девушек ты станешь более опытным и точно определишь тот идеал, который тебе необходим, будешь обладать навыками его покорения и сможешь таким образом создать идеальную семью. Все чаще слышны утверждения, что мужчина по природе своей полигамен и не обязан вести себя по-другому. Теория Дарвина тогда является удобным прикрытием, ведь с животного-то и спрос меньше. Зачем стремиться к чему-то большему, если и здесь хорошо?
Супружеская измена облеклась в убранство невинной шалости. Такая себе шутка, приключение, маленький праздник для уставшего от жизни самца или самки. Дома пеленки, жена ненакрашенная, проблемы, заботы, а там, в этом отдаленном районе города, на этой улочке, где высится многоэтажный новострой, – там живет любовь, прекрасная нимфа, к которой испытываешь то воспетое в кино и песнях чувство влюбленности. Все как положено. О пользе измены теперь даже на «прогрессивных» женских сайтах и в глянцевых журналах пишут как о чем-то полезном и сохраняющем брак [6]. Оправдывают это тем, что таким образом можно разнообразить свою сексуальную жизнь, внести новые ощущения в серую обыденность, получить дополнительный стимул постоянно держать себя в форме и почувствовать себя все еще сильным и привлекательным. Конечно, прелюбодеяние существовало и раньше. Возможно, оно не представлялось в таком свете, в каком это делается сегодня (по крайней мере, женская измена), но в каждую эпоху оно имело свой оттенок оправдания. Не имеет оно оправдания только на страницах Писания, в учении Святой Церкви: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4). Но жаль, что к этим золотым словам прислушиваются далеко не все.
В XXI веке своего небывалого размаха достиг феминизм. Возможно, это явление тоже подпадает под суд Божий, нарушая запрет: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5). Ведь женщина в буквальном смысле пожелала принять на себя образ мужчины, захотела стереть все отличия. Ведь наша «боевая подруга» – феминистка плевала на семью. Точнее, на ту семью, которая формировалась веками, когда мужчина и женщина имели индивидуальные, хорошо обозначенные обязанности. Сегодня для феминистки семья существует лишь как придаток, который ни в коем случае не должен унижать достоинство и благородное стремление женской особи к карьере, успеху и любым радостям жизни. Теперь это называют не эгоизмом, теперь это нормальные стремления человека, на которые он имеет полное право. Люди ищут счастья не в установленных Богом рамках, а неизвестно где. Четко соблюдая дресс-код, женщина начала добиваться карьерных высот, забывая о семье, о детях, о доме. Плоды такой «революции» видны налицо: теперь, помимо домашних забот, она также тяжело трудится на работе. И это то, что касается семейных. Одиночки же, порой уходя с головой в карьеру, и вовсе не создают семью и потом всю жизнь от этого страдают. Ведь как бы ты себя ни называл, природа твоя останется прежней, и только установленные Богом роли являются наиболее естественными и способны при своем исполнении подарить счастье пребывания на земле.
Женщины захотели мужского образа жизни, в то время как все больше мужчин начинают превращаться в женщин. И превращаться не только в переносном смысле, но и в физическом. Мир захлестнула педерастическая пропаганда. Нет, это было и раньше и было распространено тоже довольно сильно, но теперь имеет новую грань, теперь это всеобщая массовая болезнь. Если в древнем мире гомосексуальная истерия происходила локально и за отсутствием хороших средств коммуникации и обособленности отдельных государств не могла добиться масштабности, то сегодня с помощью телевидения и Интернета она всеми силами пытается это сделать. Извращенцы вышли на улицы городов и открыто заявили о своих правах, прикрываясь толерантностью и правами человека, подняли свой флаг и потребовали всеобщего признания. И не было бы этого, если бы их действительно не признали, если бы им не дали свободно гулять по улицам. Но забывшие Бога за составлением либеральных законов политики считают это логическим развитием всеобщей терпимости и равенства. Забыли судьбу Содома и Гоморры, забыли ветхозаветные слова: Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость (Лев. 18, 22). Гомосексуалисты не останавливаются на достигнутом, они идут дальше, они требуют права усыновления детей, требуют права заключать однополые браки наравне с нормальными. Они дают толчок к признанию сексуального извращения нормой лишь на основании его предпочтения определенной группой людей. Разврат стал законным правом человека, а для разврата не существует границ. Кто даст гарантию, что завтра педофилия не станет таким же «нормальным» явлением, как и половые отношения мужчины с мужчиной? Кто может быть уверен, что в тех странах, где сегодня разрешены однополые браки, завтра не будет разрешены браки с животными? Хотя ситуация с однополыми браками парадоксальна до идиотизма. В то время когда обыватели с пеной у рта утверждают, что классическая семья отжила свое и гражданское сожительство в наше время гораздо предпочтительнее, содомиты рвут глотки, требуя права официальной регистрации их отношений [7].
Как никогда острой стала проблема абортов. Концентрация лишь на собственных эгоистических желаниях привела к тому, что люди стали бояться обязательств как огня. Более того, они готовы сделать все что угодно, лишь бы они у них не возникли, в том числе и касательно обязательств отцовских и материнских. Раньше не существовало медицинских технологий, позволяющих с такой легкостью, безболезненностью и быстротой убивать во чреве младенцев. Сегодня же это просто как никогда, особенно в странах, где это не запрещается законодательством. Миллионы детей каждый год умирают, так и не увидев свет. И снова, как обычно бывает, находятся те, кто это оправдывает. Они говорят, что аборт – это неотъемлемое право женщин, якобы плод является ее собственностью и она может делать с ним все что хочет. Молодым девушкам внушают, что ребеночек в животе не является человеком, это лишь бездушное, бесчувственное существо, которое и на человека-то не похоже. Запрещать детоубийства не дают, доказывают, что таким образом проблему не решить, что все равно подпольно будут совершаться убийства в таких же количествах, что это приведет только к возрастанию смертности несостоявшихся рожениц от действий неопытных врачей [8]. Но их не волнует ужасающая демографическая ситуация, факт существования плода как независимого человеческого организма. Им безразлично, что из убитого младенца может вырасти второй Бетховен, Микеланджело или Достоевский. Им важно, что жизнь не изменит своего вектора и они дальше смогут продолжать существовать только для себя. Аборт воистину можно назвать грехом XX–XXI веков, так как никогда раньше масштаб проблемы не был столь ужасающ. Господь же наш человеком считает ребенка даже в утробе его матери: Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней (Ис. 44, 2) и: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя (Иер. 1, 5). Потому убийство такого рода ничем не отличается от убийства обычного. И эти слова всегда будут обличением и видимыми муками совести для защитников абортов.
Люди не могут терпеть обличения, но духовный голод требует своего удовлетворения, и они начали искать новую духовность, удобную. В XXI веке, когда границы стран стали открыты, а дороги безопасны, стало возможным добраться до любого уголка планеты и познать, как видит себя в этом мире индус, японец, китаец или индеец. Верования и религии перемешались, порождая все больше самых разнообразных учений, с самым однообразным содержанием. Секты наводнили все вокруг. Теперь несложно достичь мудрости восточного гуру, познать секреты африканских шаманов, купить на книжных развалах литературу по эзотерике. И везде будут обещать сверхсилу, превращение в бога, раскрывать тайны мироздания, учить управлять людьми и силами природы. Скажут, что делать можно, а что нельзя, расскажут красивую сказку, зажгут интерес к непознанному. Церковь тогда превратиться во что-то совсем неинтересное и обыденное, ее оплюют, обзовут продажной, примитивной, устаревшей. Ведь они знают, как общаться с духами, как предсказывать судьбу, как достигать просветления. Гордость за свои достижения безразмерна и несокрушима, она не потерпит, чтобы где-то говорили «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор. 18, 10–12) и заставляли каяться, признавая свое бессилие. Современный человек накинулся на ложную духовность, ему надоела Истина, ему гораздо проще заплатить десятки тысяч за поездку в Гималаи к сокрытому в пещере мудрецу, чтобы узнать секреты бытия, чем прийти на исповедь в церковь возле дома. Он стал индивидуалистом, в пал в эгоизм и готов делать все что угодно, лишь бы стать чем-то особенным. Этим его и ловят.
Еще одним грехом XXI века можно по праву назвать безразличие и безверие. Индивидуалиста современности не волнует судьба ближнего, ему есть дело лишь до себя. «Я никому ничего не должен!» – кричит он на каждом шагу. Зато ему должны все. Ему должно государство, которое ничего для него не делает, ему должен начальник, который получает много, а платит мало, ему должен сотрудник, который плохо выполняет свои обязанности и постоянно просит помощи. Жена плохо готовит, пилит, родственники и друзья уже замучили своими просьбами. Все бездомные попрошайки – обманщики и алкоголики, все попы ездят на мерседесах и обманывают простой народ, все благотворительные фонды созданы для отмывания денег, везде тебя пытаются обмануть и выставить дураком. Так начинает смотреть на мир человек и замыкаться в себе. Злоба растет, радости жизни начинают улетучиваться, и сердце не может поверить и открыться. Он уже не готов отдавать, делиться, делать что-то безвозмездно, а остается враждебно настроенным к миру, считает, что каждый сам виноват в своих проблемах и ему до этого дела нет. Но при всем при этом забывает, что если каждый, несмотря ни на что, научится любить ближнего и воздавать добром даже за причиненное ему зло, то со временем мир станет лучше. Потому, если в обществе есть то, что тебя не устраивает, менять это всегда нужно начинать с себя.
Сегодня мы не мыслим себя без своих пристрастий. Начали появляться такие виды зависимостей, о которых еще пятьдесят лет назад никто бы и не подумал. И тут не обязательно речь идет о классической наркомании, которая также набирает обороты. Современный житель мегаполиса научился впадать в зависимость от чего угодно. Появилось такое понятие, как компьютерная игровая наркомания, когда весь мир отдельно взятого человека находится в виртуальной вселенной какой-либо игры. Появилась зависимость от социальных сетей, от Интернета, от телевизора. Люди стали безучастными, они начали испытывать тоску, стали несчастными, хотят убежать в лучшую реальность. Стали популярны легкие наркотики, все больше людей умирает от тяжелых, – теперь их научились делать из лекарств, из растений, варить в домашних условиях. Тысячи молодых людей умирают от них, не доживая до средних лет. Алкоголь тоже ведет свой страшный счет. Взрослые мужчины спиваются, алкоголизм захлестнул страны бывшего СССР. Теперь пьют на футболе, в бане, на работе, дома, на большие и малые праздники, и вообще всегда. А потом сами не замечают, как начинают спиваться, превращая в ад жизнь своих жен, детей и матерей. Это явление стало массовым.
Стремление к комфорту любыми средствами создало нового человека, который с детства знал свои права, но не знал обязанностей, который бросил любимого из-за его раздражающей привычки и не решился создать семью из-за страха потерять маленькие радости жизни, который делал аборты или склонял к ним, который отдал родителей в дом престарелых и всю жизнь искал такой работы, где больше платят, чтобы пожить в свое удовольствие, который занимается йогой, саморазвитием, борется за мировую экологию и верит, что нас создали инопланетяне. У которого слова: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33) – не вызывают ни радости, ни печали, но только злобу и гнев на Церковь. Такого человека создал наш мир. Это мир супермаркета, где на полках лежит любовь, религия, отдых, дружба, уважение. И все имеет свою цену, все можно купить или продать. Но, как безжизненны деньги и золото, таким же безжизненным становится и все живое вокруг: сверху оно блестит, но внутри уже умерло. Этот мир сам себя оправдал, он не считает себя грешным. Но сколько бы он ни оставался уверенным в своем могуществе, наступит день, когда Царь славы Христос придет на землю. Тогда вещи будут названы своими именами и совершится праведный Суд. Тогда вспомнятся слова апостола Павла: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). И нам необходимо это помнить и не дать современному греху проникнуть в наше сердце, каким бы соблазнительным он бы не выглядел.
Наш мир по праву можно назвать миром рекламы. Непомерный рост многих современных корпораций обязан именно удачной рекламной кампании. Реклама проникает во все сферы жизни. В эпоху глобализации, когда новость из отдаленной части Америки уже через несколько минут известна жителям Норвегии или России, реклама становится тем золотым ключиком, который дает возможность объявить о своих услугах в любом уголке нашей планеты. Любая продукция, которую намереваются продать по выгодной цене, нуждается в том, чтобы о ней узнало как можно больше людей и непременно с лучшей стороны. При наличии большого количества конкурентов между большими организациями возникают настоящие рекламные войны, когда каждый пытается представить свой товар лучше, соблазнительнее, качественнее и выгоднее. Цена этой войны – существование компании. Потому на рекламу зачастую не щадят ни средств ни времени, ее становится все больше и больше. И если еще каких-то десять лет назад представлялось возможным смотреть некоторые вечерние передачи по телевизору, то уже сейчас каждое кино прерывают по три-четыре раза на пятнадцатиминутный рекламный ряд. Наше общество все больше и больше становится обществом потребления.
Происходит изучение всех сфер жизни человека, проводятся статистические исследования, учитываются мнения лучших психологов. Все для того, чтобы знать, в какой именно форме подать тот или иной рекламный ролик, какими буквами подписать рекламный плакат. Зачастую происходит игра на самых сокровенных человеческих чувствах. Далеко не всегда создатели рекламы пекутся о сохранении морального облика потенциальных покупателей. Все чаще происходит обращение к самым низким и самым сильным человеческим страстям. Реклама сока, где полуобнаженная молодая девушка выпивает на пляже полный стакан, привлечет больше внимания, чем похожая реклама, но без девушки. А все потому, что сексуальное влечение является сильным рычагом, помогающим удерживать внимание. Как следствие, все больше рекламы, помимо предоставления базовой информации о товарах, порождает в нас самые низкие позывы нашего тела, особенно что касается молодежной ее ветки.
Но это, конечно же, не единственная причина, по которой реклама скатывается на все более низкие уровни. Ведь реклама, кроме всего прочего, в некоторой мере отображает и общий культурный уровень нации. И если у нас популярен так называемый гражданский брак, различные напитки с сомнительным составом, открытая одежда, пьянки и дискотеки, то и реклама будет показывать всю эту мерзость во всей красе, чтобы распространять соответствующие товары. Концентрация на телевидении такой тематики приносит обычно большой вред подрастающему поколению, которое еще только ищет себя в жизни. Людей учат концентрироваться на ложных приоритетах с детского возраста, и никто не думает о последствиях. Поэтому родителям, которым небезразлична судьба их детей, необходимо всячески ограничивать влияние на них рекламы.
Реклама пропитана теми идеями и убеждениями, которые близки к обществу именно сегодня, либо теми идеями, которые обществу сегодня пытаются навязать. Это уже, наверное, самый опасный аспект рекламы и основная причина, по которой ее следует остерегаться. Ведь если какая-либо компания имеет цель внедрить свою продукцию на определенной территории, она должна сначала «подготовить почву» для принятия этой продукции. И если эта самая продукция не несет обществу ничего положительного, а скорее лишь вред, то необходимо убедить общество в том, что этот вред либо мнимый, либо его и вовсе нет. Иначе торговля пойдет плохо. В этом, конечно же, помогает активная рекламная кампания.
Если энергетический напиток приносит только вред, то совсем не стоит об этом упоминать в рекламном ролике. Достаточно показать хорошую дружную компанию веселых молодых людей, которые его весело распивают. Лучше сделать их всех полуобнаженными, веселыми, показать, как они хорошо танцуют на дискотеке. И показывать больше, больше, больше… Везде, где только можно вставить, вставлять рекламный сюжет. И много раз, одно и то же много раз, чтобы человек засыпал и в голове крутилось название товара, чтобы он думал, будто его примет общество, если он будет больше пить популярный напиток. Чтобы он казался сам себе крутым, чтобы и у него была такая же красивая, фигуристая девушка, как у того парня на плакате. Для этого можно и хорошего звукорежиссера нанять, чтобы музыку под ролик подобрал ритмичную, чтобы все было как нужно, чтобы, значит, по-модному.
И человек идет, покупает, выпивает. И все как бы хорошо. И вроде компания веселая. Отношение к жизни – как у тех парней с телевизора. Не напрягаться и больше юмора! И мать что-то говорила, и отец запрещал, но они же не понимают. «Он взрослый, модный, у него все круто» – так он себе думает. Но это все иллюзорно. На самом деле единственное, что он получил, – это подбитое здоровье, некоторую сумму впустую потраченных денег и порцию самообмана.
Уже успело вырасти целое поколение, воспитанное рекламой. Теперь можно уже подводить первые итоги, чего же мы добились, пуская на телевизионные экраны всякую мерзость. Достаточно посмотреть статистические данные о рождаемости, количестве заболеваний, алкоголиков, наркоманов и преступников в нашей стране. Конечно, крайне глупо говорить, что в этом виновата лишь реклама, но можно с уверенность сказать, что то положение вещей, которое мы сегодня имеем, очень пугает и настораживает. И никто не будет спорить с тем, что важной составной частью нашего окружающего мира является именно реклама. Реклама на телевидении, на улице, в магазинах, в кино и на радию. Где угодно.
Потому очень важно, когда человек умеет жить своим умом, не поддаваясь на соблазнительные и сомнительные предложения и ограничивая поток рекламы, который протекает перед его глазами. Ведь реклама не только способствует растлению молодых парней и девушек, пробуждая в них самые низкие инстинкты, но и дает установку на совершенно неправильные жизненные приоритеты. Ведь дяде из огромной корпорации совсем нет дела до какого-нибудь Пети или Кати из небольшого городка, ему есть дело до того, купил ли Петя модный напиток и надела ли Катя модную открытую кофточку. И отвечать за ошибки придется не рекламному плакату, а покупателю. Из этого следует вывод, что не стоит особо доверять той информации, которую мы получаем посредством рекламы. Необходимо всячески уменьшать влияние рекламы в твоей жизни и тщательно разбирать и объективно оценивать ту информацию, которую нам пытаются навязать.
Как часто нам твердят о свободе, понимая ее в самом примитивном смысле: «Делай что хочешь, никто не вправе тебя ограничивать в удовлетворении твоих потребностей». Такая свобода льется на нас отовсюду. Ее обожествляют и перед ней преклоняют колени. Как правило, она не сулит ничего хорошего. За ней, как за ширмой, скрывается узаконенный разврат, знамена кровавых переворотов и революций. Она популярна, потому что поддакивает нашим желаниям. Ведь эгоист первый будет твердить окружающим о своих правах, забывая возложенные на него обязанности. Но это массовое представление о свободе не отображает ее глубинной сути.
В романе Дж. Оруэлла «1984» главному герою принадлежат такие слова: «Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре». Ведь она действительно очень тесно связана с истиной. Можно быть обеспеченным человеком, иметь возможность получить все на свете, но при этом оставаться рабом. Рабом собственных желаний, которые будут заставлять тебя изменять своему слову, врать, идти у них на поводу, отказываться сделать то, что должен, в угоду тому, что хочется. Можно быть успешным ученым, который исследует любимую область науки, имеет богатство и славу, но который готов отказаться от любых своих научных доказательств и сделать заказной вывод. Эти люди не свободны, они просто выживают, выживают в рамках внешних обстоятельств. Можно быть маленьким человеком в большом городе, считать себя свободным, но бояться подать кусок хлеба нищему, чтобы не выглядеть глупо. Даже будучи уверенным на сто процентов, что это хорошее дело.
Подлинная свобода – это возможность ухватиться за истину, придерживаться ее и отпустить только тогда, когда твой дух покинет тело. В широком смысле слова это возможность придерживаться своих убеждений и действовать согласно с ними. Истинная свобода – это если твои убеждения не навязаны тебе обманом и не являются заблуждением.
Разберем же, «что есть истина». Истина не может быть объективна в рамках отдельного человеческого ума. Любая информация, проходящая через наши органы чувств и поступающая в мозг, проходит через фильтры наших убеждений. Одинаковые факты могут по-разному интерпретироваться отдельно взятыми людьми. Верно и обратное: человеческий ум не может родить объективное знание. Абсолютная истина, Истина с большой буквы, должна прийти извне. Тогда можно быть уверенным, что не произошло ее коверканья со стороны несовершенного человеческого ума. Такой Истиной было Откровение Бога для людей, Истина воплотилась в виде Самого Бога – Иисуса Христа и наполнила ум несовершенного человека совершенными вещами, а значит, дала нам совершенную свободу.
Она никогда не зависит от материального достатка и возможностей, от власти или наличия талантов. Даже в бедняцких трущобах, на смертном одре и царском троне можно продолжать действовать так, как подсказывает тебе твое естество. Если эти решения не будут продиктованы страстями, гневом, злобой, неудержимыми желаниями, они будут лишь подчеркивать твою свободу. Внешние обстоятельства по сути являются либо помощниками, либо мешают жить так, как считаешь нужным. Основной источник нашего же рабского положения – собственный внутренний мир. Именно и на него направлена Евангельская проповедь.
Получив возможность увидеть собственные изъяны, собственные глупые и бессмысленные желания, мы сможем открыть против них борьбу. Когда тобой управляют одни лишь страсти, когда ты обманываешь близких и не можешь укротить свою жадность, ты не имеешь возможности действовать в согласии с самим собой и в согласии с правдой. Имея маяк, указывающий на Истину, можно направить свой корабль к земле спасения. Тогда, не побеждаемый страстями, человек может делать подлинно свободный выбор. Когда все в порядке внутри, тогда уже можно говорить и о внешнем. Даже если ты знаешь, как правильно поступать, в этом может не быть никакого толку. Так происходит в случае, если на деле твои поступки определяются чем-то другим. Можно знать, что нужно заботиться о ближних, но на деле, под влиянием общественного мнения или мнения окружающих, продолжать воровать или поражать всех своей скупостью. Внутренняя свобода имеет отражение и на внешних поступках, на характере взаимодействия с миром. Иногда обстоятельства не позволяют осуществить нужное, но они никогда не могут заставить изменить своим принципам. Что толку от праведности, если она похоронена внутри? Тогда она пойдет вместе с телом в землю.
Чем больше искушений отказаться от своих убеждений и принципов и оставить Истину, тем яснее видна свобода ее исповедующих. Ярким примером такого свидетельства является мученичество. Когда, связанный по рукам и ногам, под тяжелыми пытками и ожиданием возможной гибели, человек исповедует истину, это многого стоит. Даже когда на противоположной чаше весов жизнь и земные блага, они приносятся в жертву правде. Такой человек подлинно свободный.
Церковь, омытая кровью мученичества, этим самым привела еще одно доказательство своей возможности дарить истинную свободу. Более того, она даже привела доказательства того, что имеет силу дать человеку несгибаемый внутренний стержень, способный выдержать любые испытания.
Но что нам предлагает сегодня внешний мир? Подлинную ли волю? Нет, он дает нам лишь маячки-удовольствия, к которым нерадивый кормчий направляет свой корабль. Подплыл к одному огоньку, увидел еще один, более яркий, поплыл к нему. И так всю жизнь. Как трамваи, ходящие взад и вперед по рельсам, так и мы гоняемся за удовольствиями. Конечная станция – еще одно земное наслаждение. И когда все бегают по рельсам, когда большие города напоминают собой муравейник, тогда при беглом взгляде создается видимость жизни. На самом же деле это всего лишь некое подобие золотой клетки, где кормят хорошо, но за пределы которой не выпускают.
Чем больше у человека развито желание самонасыщения, чем больше он привык питать себя, тем больше он зависим от мира вокруг. Называя себя свободным и подразумевая под этим лишь возможность беспрепятственного движения к удовольствиям, мы лишь еще больше разгоняем свой трамвай, который готов сметать любую преграду.
За доказательствами далеко ходить не нужно. В сети ходит такая фраза: «Чтобы современный человек потерял смысл жизни, достаточно отключить электричество». Нам дали такое количество удобств и удовольствий, что мы разучились без них жить, и все радости жизни получаем именно от них. Мы порой готовы проклинать персонал провайдера, если нам отключили Интернет, и мы готовы ненавидеть руководство телеканала, если сегодня не покажут серию любимого фильма. Мы рабы кнопок и компьютеров. Мы рабы магазинов, фастфудов и кинотеатров. Чтобы уничтожить современный мегаполис, не нужно использовать биологическое оружие или сбрасывать атомную бомбу. Какой вздор, можно поступить гораздо проще. Достаточно выключить электричество. Без ярких витрин, без мобильных телефонов и компьютеров люди сами начнут убивать друг друга, они сойдут с ума.
Христос разорвал эти путы. Внимательное отношение к себе и к своему внутреннему миру даст возможность стать свободным. Имея четкое понятие, что такое грех, мы можем не дать ему поглотить нас. Ведь греховная страсть не может быть насыщена. Ее характерной чертой является постоянно возрастающая требовательность. Все больше еды нужно вкинуть в голодное чрево, чтобы оно почувствовало сытость. И чем оно больше, тем сильнее тянет нас к земле, приковывая наши ноги и руки похлеще любых кандалов. Свобода в выборе продуктов для его насыщения не избавляет нас от основной проблемы. Нужно бороться с самим чревом, ставить его на место. В этом нам и помогает Церковь.
Если мы научимся ставить во главу угла Господа, а все остальные вещи ставить после, если мы примем божью Истину, то станем подлинно свободными: Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31–32).
Жизнь в современном мире сложна. Можно сказать, что у нас нет голода, войны случаются реже, болезни лечатся лучше, обучение доступнее, есть все условия для счастливой жизни. Но наряду с этим существует большое количество проблем, которые появились недавно или обострились под воздействием последних достижений человечества. Они составляют немалую опасность. Чтобы достойно пройти свой жизненный путь, необходимо уметь отличить вредное от полезного. Нельзя делать необдуманных и поспешных поступков и надеяться, будто все само станет на свои места. Каждая уходящая минута никогда больше не вернется.