Только теперь Заряна начала учить Елену чарам ускорения, точнее, как их применять безопасно. Она объяснила: «Если чары слабые, то их можно использовать просто так. Но если ускорение сильное, то усиление должно быть в два раза больше ускорения, а укрепление всего, желательно и людей – в четыре. Это называют правилом двойного запаса».
Например, чтобы ускорить телегу в два раза, нужно сначала наложить укрепление восемь раз, потом усиление в четыре, а уж потом ускорение в два. О том, что это они с подругами придумали и само правило, и его название, она не упомянула.
– Поэтому было так легко, когда мы бегали к моему имению? А во сколько раз тогда было ускорение?
– Да, легко было поэтому, а во сколько раз – не имеет значения. Вам нужно заниматься безопасностью, а не рекорды ставить.
– На чем мне тренироваться? Снова на воробьях?
– Вот на этом тряпичном мячике, – Заряна достала из кармана мячик размером с кулак и бросила на пол. – Накладываете все чары, потом легонько толкаете. Он должен ускориться и докатиться до противоположной стены. Вот так.
– Ясно. Еще я должна сказать, что просо рыбам понравилось. Мне продолжать его выращивать?
– Продолжайте, только убедитесь, что семян хватит. Ведь то, что вы вырастили, семян не дает. Подготовка к помолвке оказалась очень хлопотным делом, так что это задание вам на две недели. Когда станет очень легко, накрывайте мячик дополнительно барьерами от непогоды и старайтесь удержать все чары как можно дольше.
– Почти как караван, но караваны пока не трогать, – напомнила Елена сама себе.
Прошло пять дней. Матрена сама привезла Елену с вещами к дому Мудрослава. Здесь царила такая суматоха, что они даже не пытались зайти в дом. Заряна с помощью волшебства сообщила, что скоро выйдет, и сразу исчезла. Несмотря на глубокий снег, у ворот стояло две простые кареты, а не сани. Слуги грузили последние вещи. Сундук Елены они тоже погрузили. Пришлось ждать довольно долго. Наконец, из дома вышли хозяева, но лишь поздоровались и поспешили к каретам.
– Вы, девочки, садитесь в первую карету, а мы с отцом поедем во второй, – распорядилась Клавдия.
– Нет, – возразила Заряна. – Если позволите, мне надо, чтобы отец и Елена поехали со мной. Нам о многом нужно поговорить, а надолго отрывать его от работы я не могу.
– Хорошо, – согласился Мудрослав. – У меня тоже есть серьезный разговор к вам обеим.
Хотя Заряна еще на балу представила Елену своей семье, девочка чувствовала себя неловко в присутствии именитого волшебника.
– Я хочу, чтобы вы для начала посмотрели, чему она научилась, – сказала Заряна отцу, а затем обратилась к Елене: – Проверьте дорогу от восточных городских ворот до следующего города.
– Сани могут проехать везде, а насчет карет я не уверена, – ответила та, выполнив задание.
– Назовем наши две кареты караваном. Давай восьмикратное укрепление всему каравану, только постепенно.
– В два раза, еще и еще. Готово.
– Теперь предупредите обоих кучеров, что будете усиливать их и коней. Потом усиливайте коней и кучеров в четыре раза.
Девочка поговорила с извозчиками, затем продолжила вслух:
– В два раза и еще в два. Готово.
– Теперь отдохните, пока не выедем за ворота города.
– В ее возрасте ты была лучше. Но, учитывая, как мало времени на это ушло, очень неплохо, – кивнул Мудрослав.
– Думаете, можно доверить ей обучение детей основам волшебства? – Заряна очень серьезно посмотрела на отца.
– По волшебной силе – можно. А подойдет ли ее характер, чтобы быть учителем, посмотришь сама. Если больше вопросов нет, я хотел бы поговорить с вами. Прикрой нас барьером от подслушивания.
– Готово.
– Ты знаешь много государственных тайн Боралиса и не только его. Я слышал, что Елена легко проходит барьер Ясмины. Это слишком полезно для армии. Король Стефан наверняка захочет этим воспользоваться.
– Я ведь уже его подданная. Если он прикажет, мне придется подчиняться, – грустно уточнила Елена, не поднимая глаз.
– Конечно. Если вдруг начнется война, то вы обе, как дворяне, и без приказа должны будете помочь своему королевству. Но в мирное время, если бы ты могла помочь кому угодно, ты хотела бы помогать только своей стране?
– Нет. Я хотела бы помогать всем, как госпожа Заряна.
– Вот об этом я и говорю. Армия и доброта вещи обычно несовместимые. У нас не было другого выхода, поэтому Заряна и ее подруги с детства готовились к войне и победили. Но война закончилась. Чтобы делать много добрых дел, вы должны быть не только сильными, но и свободными.
– Вы правы. Работать на разведку было интересно, а сил на что-то другое просто не оставалось, – подтвердила Заряна. – Сейчас не все так плохо. Я взяла со Стефана обещание, что он не будет меня останавливать, пока это не вредит его стране. Надеюсь, он согласится и Елену не ограничивать.
– Тогда я за вас спокоен. Мы выехали за ворота. Насколько ты ускоришь нас на этот раз?
– На этот раз нас ускорит Елена. Только сначала проверит, что впереди дорога свободна, а потом предупредит извозчиков.
– Хорошо, я попробую. Далеко едут сани, дорога ровная. Предупреждаю всех… – она предупредила не только извозчиков, но и едущих в другой карете. – Ускоряю в два раза.
Кареты легко догнали едущие впереди сани и обогнали их по обочине с сугробами, даже не замедлившись. Они понеслись дальше, поднимая за собой облако снежинок. Мудрослав немного расспросил Елену о семье, о ее поместье и графине Матрене, у которой она живет.
Когда наступила пауза, ученица спросила, можно ли сделать ежедневные упражнения. С согласия Заряны она снова достала палочку и начала что-то делать. Ветер свистел за стенами кареты, за окнами мелькали леса и поля. Неожиданно Елена воскликнула:
– Ого! Вы должны им помочь, госпожа Заряна.
– Что случилось?
– Сильная метель намела на восточном побережье большие сугробы. Целых три каравана застряли, а там скоро стемнеет…
– Берите самый дальний и ведите до второго. Потом поведете их вместе до третьего. Только без ускорения. Сначала рассказывайте все, что собираетесь делать.
– Сначала сделать барьер от ветра и поговорить с купцом, потом восьмикратное укрепление саней и сбруи, четырехкратное усиление людей и коней.
Заряна лишь кивнула. Елена взмахнула палочкой. Снег продолжил идти, а ветер вокруг застрявшего каравана прекратился. Люди подняли головы, пытаясь найти причину.
– Я – баронесса Елена из Лишириса. Если не возражаете, я проведу караван до города.
– Я-то не возражаю, а сколько вы за это возьмете? – сразу решил уточнить купец.
– Я еще учусь, поэтому прошу лишь простить мою неопытность, а платы не возьму. Предупредите людей. Я начну понемногу и дойду до восьмикратного укрепления транспорта и четырехкратного усиления людей и коней. Без ускорения.
– Ну, если так, то я догадываюсь, кто ваш учитель, – радостно заметил купец и дал команду своим людям.
– Укрепление в два, четыре, восемь. Усиление в два, четыре. Трогайте, – Елена все комментировала вслух.
Лошади, одна за другой, легко пошли вперед сквозь сугробы. Через полчаса Елена предупредила, что надо остановиться, чтобы объединиться со вторым караваном. И второй, и третий купцы тоже обрадовались, что не придется ночевать под открытым небом. Баронесса внимательно следила за дорогой, которую из-за продолжающейся метели можно было найти только с помощью волшебства. Она всегда предупреждала переднего извозчика о том, куда поворачивать.
– Я не вмешиваюсь. Просто интересно, почему вы объединили три каравана? Ведь вы вполне справилась бы с ними и по отдельности, – спросил Мудрослав, когда Елена довела караваны до длинного прямого участка дороги.
– Во-первых, чары на один большой караван намного легче поддерживать, чем на три отдельных, а во-вторых, тогда мне и за поворотами пришлось бы следить три раза, – уверенно объяснила Елена.
– Почти приехали, – объявила она купцам. – Впереди мост, а за ним город.
– И закрытые ворота, – добавила Заряна, – осветите караван, ворота и дорогу, а потом предупредите стражу, чтобы открыли.
– Я – баронесса Елена из Лишириса. Прошу открыть ворота для каравана, который подвожу к городу, – уже с гордостью за проделанную работу сказала она страже.
– Девочка, – ответил сонный стражник, – я верю, что вы волшебница, но не поверю, что ребенку доверили караван, да еще в такую метель.
– Просто выгляните в окно.
– Ну и что я там не видел… – он повернулся к окну и тут же вскочил, увидев яркий волшебный свет: – Тревога! Призрачный караван! Срочно открыть ворота!
Стражники засуетились и быстро открыли ворота. Они долго считали проезжающие мимо светящиеся сани. На постоялом дворе все разместились с большим трудом. Елена предупредила купцов и сняла чары с каравана. Потом, когда люди вошли под крышу, убрала барьер и сказала:
– Надеюсь, вы довольны моей работой. Если я где-то ошиблась, говорите. Я ведь только учусь.
– Все было прекрасно, – сказал один.
– Мы вам очень благодарны, – добавил другой.
– Если я не ошибся, то ваш учитель – это госпожа Заряна? – спросил третий.
– Вы не ошиблись, – вступила в разговор Заряна, – но в этот раз Елена все делала сама.
Все, кто это услышал, взволнованно загалдели, а Елена попрощалась и сняла чары разговора. В карете снова наступила тишина. Ученица еще немного поупражнялась с палочкой, а потом села смирно. Они долго ехали молча. Нарушил тишину Мудрослав:
– Я уже где-то слышал о призрачных караванах, которые летают по небу, проезжают через закрытые ворота и даже сквозь дома. Не расскажете, что это такое?
– Почти то же, что вы видели, только скорость в десятки раз больше. Обычно это происходит ночью, поэтому ворота светятся и сами открываются, а потом сами закрываются. Вот перепуганные стражники и думают, что караван прошел сквозь них.
– А по небу, потому что слой снега на барьере светится? – догадалась Елена.
– Похоже, что так. Вы остальные дороги проверили?
– Да. Только один охотник, который в реку провалился, еще под тепловым барьером сохнет. В остальном все в порядке.
– Тогда можете еще раз проверить нашу дорогу, всех предупредить и увеличить прочность, силу и скорость нашего каравана еще в два раза.
– Только через границу давайте пройдем на нормальной скорости, без призрачных фокусов, – строго сказал Мудрослав.
– Хорошо. А пока до нее далеко, немного отдохните и поднимайте все еще в два раза, – спокойно добавила Заряна.
Скоро потеплело, на дороге появились проталины. Караван добрался до южной окраины королевства. Скорость понемногу сбавили до нормальной и спокойно прошли границу. С разрешения Мудрослава, Елена снова ускорила караван в восемь раз. Солнце еще не село, когда они въехали в Зоден.
– Хорошо поработали, – похвалила Заряна ученицу. – Если в имении все в порядке, до утра можете отдыхать.
Гостям передали, что король Стефан встретится с ними за ужином, и разместили по комнатам. Вместо того, чтобы отдыхать, Елена еще раз осмотрела дороги. Она нашла уже знакомого худощавого купца посреди какой-то узкой дороги с увязшими в грязи Малбатиса телегами.
– На этот раз я сначала спрошу, хотите ли вы моей помощи, – сказала девочка.
– Боюсь, что с этой грязью вы не справитесь, но буду благодарен даже за попытку, – ответил купец.
– Только предупреждаю, что могу всех только усилить. Сопровождать полностью я не смогу, поэтому говорите сразу, снимать чары на ночь или оставить до утра?
– И на том спасибо. Если можно, свяжитесь со мной перед сном, там и решим, сможем ли мы обойтись без вашей помощи до утра.
– Хорошо. Укрепляю транспорт в два раза, еще, еще, еще, еще. Усиливаю людей и лошадей в два раза, еще, еще, еще. Теперь вы и лошади усилены в шестнадцать раз. Попробуйте, должно хватить.
Лошади пошли медленно, но так легко, как будто вместо грязи под ногами была просто вода. Выбравшись из низины, караван пошел быстрее. Елена легла на большую кровать и, незаметно для себя, уснула от усталости.
Прошло немного времени и Заряна, уже в красивом платье и украшениях, постучала в комнату ученицы. Ей никто не ответил. Она постучала сильнее, а потом решительно открыла дверь. Елена так и лежала поперек кровати, сжимая в руке волшебную палочку. Заряна испугалась. Она сразу же наложила на нее чары исцеления, потом подбежала к кровати и попыталась привести девочку в чувство.
Елена открыла глаза, спросонья не понимая, что происходит. Заряна спросила ее встревоженным голосом:
– Как вы себя чувствуете?
– Я в порядке. Просто легла отдохнуть и, кажется, уснула, – ответила девочка, но подняться смогла с трудом.
– Вы что-то делали перед этим с волшебством?
– Я? Ах, да. Нашла нашего знакомого купца в Малбатисе и усилила его караван. Но без ускорения.
Заряна нашла этот караван. Было заметно, что купец нервничает и очень спешит. Кони легко бежали на большой скорости, несмотря на тяжелый груз. Еще немного, и они доедут до города. Заряна показала ему изображение бледного лица Елены и, стараясь сдерживать эмоции, спросила:
– Как вам внешний вид вашей помощницы?
– Скорее уж спасительницы, – поклонился купец, а потом внимательно посмотрел на девочку и добавил: – Слишком бледная. Неужели она заболела?
– Она перестаралась. Я не виню вас, но прошу впредь ограничиться более разумными просьбами. Вы ведь опытный человек и должны понимать, сколько сил уходит у волшебника на такое.
– Город уже рядом и тут дорога вниз спускается. Мы справимся. Госпожа Елена, пожалуйста, снимите чары и простите, что неразумно воспользовался вашей добротой.
– Я ведь сама так решила. Вы не виноваты, – слабым голосом успокоила его Елена и сняла чары.
Заряна позвала слуг, чтобы помогли Елене переодеться. Она приказала вообще не затягивать корсет, потому что девочка плохо себя чувствует.
– Прошу прощения госпожа, – возразила одна из служанок. – У нас считается очень невежливым, если корсет слабо затянут.
– Ты ведь знаешь, зачем я здесь?
– Да, госпожа. Завтра ваша помолвка с нашим королем.
– А ты уже сегодня потеряешь работу, если не выполнишь мой приказ.
– Я поняла. Все сделаю, как вы сказали, госпожа, – служанка побледнела сильнее Елены, а ее руки задрожали.
– А вы, – обратилась Заряна к Елене, – должны будете медленно съесть все, что подадут. Даже через силу. После ужина я еще раз наложу чары исцеления. До утра я запрещаю вам пользоваться волшебной палочкой.
– Как прикажете, но есть еще два барьера в моем имении…
– Почему два?
– Участок с просом и хлев. Мне было жалко козлят, которые мерзнут.
– Хорошо, – взмахнула Заряна палочкой, – до утра я барьеры укреплю.
Ужин прошел в сдержанной и вежливой манере. Елена сидела далеко от Заряны и почти не участвовала в разговоре. Она честно старалась съесть все, что ей подавали. После долгого ужина и чар исцеления девочка быстро уснула. Заряна убедилась, что с ученицей все в порядке, и вернулась в свою комнату. Тут ее ждал Мудрослав.
– Вы хотели о чем-то поговорить?
– Это не самое подходящее время, но разговор не секретный. Тем более, за тобой и так многие следят.
– Я слушаю.
– Пока мы ехали, я заметил, что твои движения отличаются от того, чему я тебя учил, а движения Елены отличаются и от моих, и от твоих. Можешь объяснить?
– Учитель Даробор рассказал мне о разнице между ремеслом и мастерством волшебства. Вы ведь тоже об этом знаете?
– Знаю, но это слишком сложный и долгий способ. Я не могу поверить, что Елена освоила мастерство всего за несколько месяцев.
– Конечно, это совсем не мастерство. Я просто научилась подстраивать чары под себя или под нее, лишь немного их изменяя. Думаю, это мало кому подойдет, но с ней получилось. Как раз поэтому она так быстро учится и мало устает.
– Ты оказалась талантливым учителем, но теперь твое желание сделать и ее учителем кажется преждевременным. Что, если она не сможет так, как ты?
– Я хочу проверить свой метод на других детях, но у меня нет времени с ними возиться. В крайнем случае буду помогать. Зато, если все получится, мы сможем увеличить торговые потоки на севере Боралиса и в других местах Базалиты, где караваны останавливаются из-за погоды.
– Узнаю свою Заряну, – улыбнулся Мудрослав. – А я еще удивлялся, почему ты занялась таким мелким делом. Теперь вижу, что ты нацелилась на весь материк.
– Поскольку мы об этом заговорили, скажите, будет ли честно по отношению к Елене, чтобы она не ходила в школу, а училась дома?
– Какой сейчас ее уровень?
– Она легко сдаст выпускной экзамен по волшебству, по языку Лишириса она прошла примерно программу первого класса. По остальным предметам только основы.
– Тогда пусть доучит то, чего не хватает, и поступает сразу во второй. Знакомство с королями полезно, я не спорю, но завести друзей проще всего в школе. С ее навыками заниматься с детьми волшебством она вполне сможет и оттуда.
– Спасибо за совет. Это может получиться. А сейчас, если позволите, мне предстоит сложный разговор наедине со Стефаном.
– Да, это все, что я хотел узнать. Я рад, что мы все обсудили.
Заряна еще за ужином договорилась об этом разговоре. Стефан ждал ее, на всякий случай не снимая корону и мантию. По ее серьезному лицу он с сожалением понял, что разговор пойдет не о любви. Несмотря на это, он постарался улыбнуться и спросил:
– Надеюсь, вы пришли, потому что соскучились, моя дорогая? Мы могли бы взяться за руки и полюбоваться Луной.