Знакомство с православным вероучением


Прихожанин: Почему Бог запрещал Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания? Казалось бы, с точки зрения логики, чем человек больше знает, тем лучше. И если человек стремится к познанию, к расширению своих знаний, то это хорошо. Но получается, что Адама и Еву Бог наказал именно за стремление к знаниям. Как же так?

Игумен Иннокентий: Начнем с того, что не Бог наказал Адама и Еву, – они сами себя наказали тем, что отторгли себя от Бога. А что касается познания, то здесь важен источник получения знания. Понимание добра и зла Адам и Ева должны были получать от Бога, а не от вещества. Ведь что такое древо познания? Это вещество, которое могло заменить им Бога. Истину нужно познавать от самой Истины, а не от дерева. Бог хотел, чтобы знание того, что есть добро, а что есть зло, Адам и Ева получили от Него, но в свое время. Он не хотел, чтобы Адам и Ева согрешили, не хотел, чтобы они вкусили от древа познания добра и зла, – Он хотел, чтобы они всегда жили в раю.

Вместе с тем Бог дал Адаму и Еве свободу, а свободы не бывает без возможности выбора. Надо понимать одну важную вещь: хотя Бог и всеведущ, Его воля подвижна (иначе наша молитва была бы бессмысленной), в будущем возможны варианты, и всегда по воле Божией из любой точки есть, по меньшей мере, два пути. Именно поэтому Бог дал Адаму и Еве, как и сегодня дает любому человеку, свободу выбора, свободу самостоятельно принимать решение.

Если у человека есть только понимание добра, но нет возможности выбрать зло, то у человека нет свободы. Он превращается в робота, перестает быть человеком. Бог хотел, чтобы Адам и Ева испытали, что значит свобода выбора. И предложил им выбор: быть с Ним или без Него. Он знал, что если они выберут древо познания, то деревом, веществом заменят Бога. И это будет грех, который навсегда отделит их от Бога. Потому, предоставляя первым людям в раю возможность выбора, Бог предупредил, чего именно они могут лишиться: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 16–17). Но они не послушались – и умерли, стали смертными.

Конечно, какое-то знание это дерево давало. И как сказано в Библии, «и открылись глаза у них обоих» (Быт. 3, 7). Они что-то узнали, получили «смертоносный» критерий добра и зла. Но совсем иной, чем дал бы им Бог. Знание, которое Адаму и Еве давал Бог, было совершенно несравнимо с тем, которое им дало дерево, как Вечная Жизнь и смерть.

И ведь знание, которое получили Адам и Ева, было им не нужно. Есть вещи, которые лучше не знать. Есть знания, которые человека разрушают. К примеру, нам совсем необязательно узнавать самую тяжелую степень опьянения или испытывать состояние ломки от наркотиков. И зачем нам знать, что такое убить человека. Разве нам нужен такой опыт? Нет, конечно! Адам и Ева получили знание, которое им не было нужно для жизни. Но, главное, из-за этого ненужного знания, полученного от вещества, они потеряли связь с Богом и, став смертными, больше не могли жить в раю. Их изгнание стало следствием неверного решения. Не злой Бог, рассердившись, их изгнал – нет; став смертными, они уже «физически» не могли находиться в раю.

Свободе выбора всегда сопутствует искушение. Искушение – это проверка на верность Божиим заповедям. Искушение обнажает и показывает главное: добровольно ли мы следуем этим заповедям или нет. Искушением проверяется наша любовь к Богу. Ведь как часто мы, люди, заблуждаемся на свой счет, обманываем себя. Нам кажется, что мы хорошие и любим Бога. Но возникает искушение, и сразу становится ясно, что именно выбирает человек.

Некоторые Отцы Церкви говорят, что, если бы Ева и Адам отказались от яблока, они навсегда остались бы в раю и никогда более не смогли бы согрешить. Иной раз спрашивают, кто больше виноват: Адам или Ева? Их вина одинакова. Но, как говорят святые отцы, Бог ждал от них покаяния, которое в принципе могло бы исправить ситуацию. Но покаяния не было. «Ты Сам виноват, что дал мне такую жену, а она накормила меня этими плодами», – вот что услышал Господь в ответ от Адама.

Покаяние преображает природу человека. Возможно, если бы Адам и Ева покаялись, все сложилось бы иначе.


Прихожанин: Представления светского человека о том, что такое ад нередко и в наши дни ограничивается тем, что это «место где-то под землей, где грешников черти будут жарить на сковородках», а рай – это «небеса, где светло и чисто, где Ангелы поют»… Какой образ рая и ада предлагает Церковь?

Игумен Иннокентий: Действительно, Русская Православная Церковь никогда не говорила о «грешниках, которых жарят на сковородках». Церковь опирается на то, что сказано в Священном Писании. Как сказал Господь: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). А вот если внутри человека нет Царствия Божия, тогда там может быть ад. Другими словами, здесь, уже на земле, мы можем терпеть адские муки, а можем стать причастниками Царствия Божия и вечного спасения.

Дело в том, что наша жизнь не кончается со смертью, и то, что мы сумеем здесь на земле стяжать себе, то и будем наследовать после смерти. Сумеем стяжать Царствие Божие, будем находиться в нем и после смерти. Если же стяжаем на земле ад, будем его наследовать.

О том, каким может быть ад, есть немало свидетельств святых отцов. Известна история о том, как Макарий Великий увидел на дороге череп, который заговорил с ним:

– Помолись обо мне, Макарий!

– Кто ты? – спросил Преподобный.

– Я был языческим жрецом и вот сейчас мучаюсь в аду. А если ты обо мне помолишься, мне станет легче.

И тогда Макарий Великий спросил череп:

– В чем заключаются твои муки и что значит «тебе станет легче»?

И череп ответил:

– Здесь в аду мы связаны спинами и не можем видеть друг друга. Это великое мучение: мы никого не видим и мучаемся от страшного одиночества и богооставленности. А если ты за нас помолишься, мы сможем увидеть лица друг друга и получим облегчение.

Таких историй немало в Житиях Святых, их очень полезно читать. Ни о каких сковородках там речи не идет. Совершив злое дело, человек уже при жизни может испытывать такие страшные мучения, что это и есть начало ада.

Точно так же и рай вы можете ощутить еще при жизни. К примеру, каждый, кто приходил к преподобному Серафиму Саровскому и слышал его приветствие: «Христос Воскресе, радость моя!» – получал великое утешение и ощущал необъяснимую радость, ибо, даже находясь рядом с преподобным Серафимом, можно было чувствовать, как изливается на человека Царствие Божие.

Всё – и рай и ад – начинается уже здесь, на земле.


Прихожанин: Почему только иудеев Господь назвал богоизбранным народом? И можно ли отсюда сделать вывод, что другие народы не столь любимы Богом?

Игумен Иннокентий: До пришествия в мир Христа иудеи действительно считались богоизбранным народом. Именно иудеям Господь открыл веру в Единого Бога, чтобы они не уклонялись в язычество. Иудеям Бог помогал на протяжении сотен веков, защищал от врагов, давал пророков, обличал за грехи, наставлял и направлял.

И изначально Христос пришел именно к иудеям, к Своему богоизбранному народу, чтобы ему принести Благую Весть о спасении человеческого рода. Помните разговор Христа с хананеянкой, который приводится в Евангелии от Матфея? «И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15, 22–28).

Но что произошло, когда в мир пришел Иисус Христос, Сын Божий? Иудеи не приняли Его. Они отвергли Спасителя и предали Его мученической казни на Кресте. И после этого перестали быть богоизбранным народом.

С этого момента все народы стали едины для Бога. И как сказано в Послании апостола Павла к Колосянам, «теперь нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Когда иудеи не приняли Христа, Он сказал, что теперь Его народ – люди, которые в Него верят и следуют Его Заветам.


Прихожанин: Почему Христос говорил с людьми притчами?

Игумен Иннокентий: Притчи Христовы – это божественные слова высшего порядка. Они предназначены избранным – тем, чьи сердца открыты навстречу Господу. А тем, чьи сердца не готовы принять Божественную Истину, притчи кажутся непонятными. Это очень тонкий духовный момент: чтобы понять истину в словах Господа, надо сделать шаг Ему навстречу.

Так было две тысячи лет назад: многие слушали, что говорил Христос, но не понимали Его слов, Его притч, Его божественной мысли. Потому что сердца их были закрыты и они ничего не делали – ни одного движения, ни одного шага навстречу Богу. Это происходило даже с апостолами – даже им поначалу не все притчи были понятны. Они также должны были потрудиться, чтобы приблизиться к пониманию Божественной Истины.

Так происходит и сейчас: понимание слова Божия требует усилий, требует движений навстречу Господу. Именно встречное движение и есть ключ к пониманию притч Христа. При этом сердечное движение ко Господу должно быть свободным и легким. Сделаешь первый шаг – и одна притча станет понятной. И так, шаг за шагом, человек может приблизиться к Богу и пониманию Божественных откровений. А если мы будем стоять столбом и ничего не делать, то слова Господа так и останутся для нас закрытыми.

Притчи – они даны для избранных, но стать избранным человек может только по своей воле. Помните притчу Христа о брачном пире в Евангелии от Матфея, где «много званых, но мало избранных» (Мф. 22, 14)? Надо понимать, что в Царствие Божие приглашены все, но, чтобы попасть туда, надо потрудиться. Вас позвали на брачный пир, так придите: откройте дверь и переступите через порог. Сделайте этот шаг – и вы попадете в число избранных.

А если вы будете стоять в коридоре и чего-то ждать, колебаться и порог не переступите, то как вы попадете в число избранных?


Прихожанин: В Евангелии Христос говорил, что богатый человек не сможет попасть в рай, – проще «верблюду пройти через угольное ушко». Получается, что люди, у которых есть свой бизнес, кто активно зарабатывает деньги, идут против Христа и у них нет шанса спастись?

Игумен Иннокентий: Давайте прежде уточним, что именно сказал Спаситель. В Евангелии от Матфея говорится: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 23–26).

Вы в своем вопросе сделали акцент на словах Спасителя «о богатом человеке», а я хочу вам сказать, что главной здесь является мысль, что «Богу все возможно».

Мы знаем, что среди святых было немало знатных и состоятельных людей: царей, вельмож, купцов, имевших огромные богатства, и, тем не менее, ставших святыми. Богатство может стать препятствием ко спасению, а может и не стать. Это зависит от того, как человек распоряжается своим богатством. Если он всю свою жизнь тратит лишь на зарабатывание денег, которые потом спускает на удовольствия, это может помешать ему спасти душу.

Если же человек зарабатывает, потому что он хорошо умеет это делать, если у него от Бога талант, который приносит ему большой доход; если этими деньгами он помогает другим людям; если деньги для этого человека не цель, а средство, чтобы сделать как можно больше добрых дел, то такое богатство не только не станет препятствием ко спасению, но и, наоборот, поможет ему войти в Царствие Божие.

Загрузка...