«Однажды Мюллер спросил у Штирлица…»
Нет, не так.
Однажды мой друг, латышский прозаик Улдис Сермонс спросил у меня, совершенно серьезно – почему, несмотря на ожесточенность войны, немцы не разбомбили ни одного советского тылового города?
Подобно тому, как англо-американцы уничтожили Дрезден, Любек и ряд других?
И в самом деле – почему?
Ответ нашелся быстро: он лежал на поверхности.
Бомбить нас немцам было нечем.
Да, еще один, по-немецки гениальный, парадокс.
При стопроцентно милитаризованной экономике Германия не располагала стратегическими бомбардировщиками.
Они существовали у нас: сначала «ДБ-3Ф/Ил-4», потом «АНТ-42/ТБ-7»/«Пе-8».
(Причем второй являлся лучшим стратегическим бомбардировщиком Второй мировой войны, именно на нем нарком Молотов летал в Америку.)
Англичане имели «Ланкастер».
Американцы – ряд модернизируемых «Летающих крепостей» Боинга.
А немцы не имели ничего.
Причем такая брешь в вооружении возникла не по объективности, не из-за отсутствия конструкторских разработок, недостатка материально-сырьевой базы.
Германия не имела авиации дальнего действия благодаря Герману Герингу.
Сделавшись в Рейхсмаршалом авиации – не только главой, но и творцом концепции военно-воздушных сил! – он сохранил менталитет рядового летчика-истребителя времен Первой мировой.
Геринг оказался немецким аналогом Климента Ворошилова –батальонного командира, ставшего во главе РККА.
(Правда, Ворошилова Сталин в конце концов укоротил.
Причем до такой степени, что последняя, самая мощная модель советских тяжелых танков – с 1939 года носивших инициалы первого маршала – была переименована.
При штурме Берлина страшные советские танки назывались уже не «КВ», а «ИС» – в честь Генералиссимуса.)
Геринг, не видевший дальше своего носа, считал, что для «блицкрига» дальняя авиация не требуется.
Хотя было ясно, что в доракетные времена без нее не могла обойтись ни молниеносная война, ни затяжная.
В той войне был необходим стратегический бомбардировщик – тяжелый мощный самолет, способный преодолевать огромные расстояния и обладающий большим потолком.
Он должен проникать в глубокий тыл противника, миновав пояса ПВО, и бомбить промышленные объекты спокойно – а не в судорожной спешке, как то делает фронтовая авиация.
При всей недоработанности советской авиационной концепции («ДБ-3Ф» – дальний бомбардировщик без автопилота) мы уже через несколько дней после начала войны летали на Берлин.
А немцы не могли бомбить города даже в 500-километровой полосе Советского тыла.
В «Люфтваффе» работали хорошие бомбардировщики «Хейнкель-111» и «Юнкерс-88». Но по своим параметрам они являлись фронтовыми и могли выполнять задачи лишь оперативного масштаба.
Между тем в III Рейхе имелся официальный марш авиации дальнего действия.
Причем не какой-нибудь, а основанный на Вагнеровском «Полете валькирий».
Марш был, а самой АДД – не было.
По большому счету, за бездарное стратегическое планирование, лишившее немцев возможности уничтожать Советские города путем тотальных бомбардировок, толстому Герману стоило присвоить звание Героя Социалистического Труда.
С предоставлением права пожизненного проживания… где-нибудь на Колыме