Прародителями немецкой овчарки были надежные интеллектуальные мастифоподобные собаки, обладающие охранным инстинктом и сопровождающие стада в Древнем Риме. Благодаря воинственно настроенной Римской империи пастушьи собаки, сопровождающие армию в качестве «живой» провизии в 74 году н. э., попали через Альпы в Южную Германию (имеется множество свидетельств, подчеркивающих немаловажную роль мужественных римских скотогонных собак при переходе из Рима до реки Неккар). Завоеванная территория была названа Земля Флавия. В течение последующих двух веков потомки гуртовых собак охраняли на ней стада. Около 260 года н. э. швабы, или алеманны (германское племя, проживающее в раннем Средневековье в одном из племенных герцогств королевства Германии Швабии, которое распалось во второй половине XIII века), вытеснили римлян с Земли Флавия, оставив у себя скотогонных собак, давших в последующем разновидности пастушьих и фермерских собак, распространившихся по Европе.
С конца XVIII века на севере Германии разводили массивных, приземистых пастушьих собак, а в южных районах – более легких и вздернутых на ногах (высоконогих). Овцеводы того времени мечтали вывести такого четвероногого гуртовщика, который легко бы справлялся со своими обязанностями, сгонял, сопровождал и охранял бы стадо и самого чабана, был бы неимоверно умным, быстроногим, сильным, ловким, выносливым, неутомимым в работе и имел бы благородную внешность, уравновешенный характер и крепкое здоровье.
В те времена любая пастушья собака называлась овчаркой, независимо от размера, формы, постава ушей, цвета или длины шерсти. Время от времени немцы устраивали выставки таких собак, на которых заводчики могли выявить рабочие качества своих питомцев, сравнить их по экстерьеру. Овчарки, не достигшие двухлетнего возраста, экспонировались в зависимости от пола в классе кобелей или сук, причем последние подразделялись по возрасту на два подкласса: сук от 12 до 18 месяцев и от 18 месяцев до 2 лет. Собаки более старшего возраста демонстрировались в одном классе – кобели и суки раздельно.
Владельцами-пастухами и овцеводами в то время была предпринята попытка создать клуб, известный как «Общество Файлекс», но она в итоге потерпела фиаско.
Человеком, решившим в конце 90-х годов XIX века вывести новую породу овчарок, отвечавшую всем запросам чабанов, был офицер кавалерии Макс Эмиль Фредерик фон Штефаниц, родившийся в Германии 30 декабря 1864 года и хорошо владевший не только немецким, но и французским языком. По окончании школы по настоянию матери он стал кадровым офицером. В выведении новой породы пастушьих собак ему помогли знания по биологии, полученные в Ветеринарном колледже в Берлине, при котором он служил какое-то время, и девиз, начертанный на гербе семьи фон Штефаниц: «Поступай правильно и никого не бойся».
В 1898 году Макс фон Штефаниц стал капитаном кавалерии. Однако вскоре, из-за женитьбы на актрисе, что не приветствовалось в те времена, вынужден был оставить службу. Тогда-то, приобретя поместье близ Графрата, он и занялся созданием новой породы собак – немецкой овчарки, после чего основал вместе со своим другом Артуром Мейером Verein fur Schaferhunde (SV) – Общество «Немецкая овчарка», став его первым президентом. В качестве соучредителей в общество вступили три овцевода, архитектор, мэр города, владелец гостиницы и судья. Артур Мейер, проживающий в Штутгарте, стал первым секретарем общества и вел дела клуба. Все вместе они основали клуб, ставший со временем всемирно знаменитым специализированным клубом немецкой овчарки.
Первой собакой, внесенной в только что созданную Племенную книгу SV под номером SZ1, стал кобель Хоранд фон Графрат, приобретенный Максом в 1899 году на одной из выставок того времени под кличкой Гектор Линкршейм. Именно его тип и стал прототипом новой породы. Это был крупный мускулистый кобель с крепким костяком, высотой в холке около 63 сантиметров с красивым абрисом тела и благородной формой головы. Он беспрекословно слушался своего хозяина, был жизнерадостным, энергичным и несколько плутоватым псом – настоящим разбойником и подстрекателем собачьих свар.
Начиная с 1899 года общество проводило ежегодные специализированные выставки «Sieger Show», и победители в классах взрослых собак получали титул Sieger года (Победитель) или Siegerin (Победительница). Капитан фон Штефаниц не раз выступал на подобных выставках в качестве эксперта, что помогало ему следить за развитием породы, руководить методами селекции и исправлять те дефекты, которые появлялись внутри немецких овчарок. При появлении в породе нежелательных недостатков или отклонений от рабочего стандарта он, чтобы избежать этого у потомства, подбирал племенные пары так, чтобы они были лишены выявленных пороков. В этом ему помогали не только экстерьер и рабочие качества каждого из партнеров, но и знание их родословной, позволяющее судить о достоинствах и пороках, заложенных в генотипе каждого из родителей и способных проявиться в потомстве.
По ходу создания породы капитан фон Штефаниц ставил перед собой множество задач по развитию, распространению и сохранению немецкой овчарки. Вместе со своими единомышленниками он составил устав клуба и стандарт породы, действующие и поныне. Макс фон Штефаниц положил начало первой Племенной книге, позволяющей анализировать развитие породы и подбирать племенные пары по должным породным качествам во избежание нежелательных и тем более дисквалифицирующих пороков в их потомстве. Причем он требовал регистрации в ней всего родившегося потомства, что позволяло отслеживать нежелательные и недопустимые дефекты в породе и пути их наследования. Со временем в Племенную книгу стали вносить только чистопородных немецких овчарок, происхождение которых не вызывало сомнений.
В 1901 году, после смерти Артура Мейера, фон Штефаниц перевел Общество «Немецкая овчарка» в Мюнхен. Вскоре после этого, в связи с нарастающим числом членов общества, стали появляться филиалы клуба в различных частях Германии. Общество следило, чтобы все они работали по единой схеме и принятому клубом уставу, рассылая в них информационные бюллетени. Фон Штефаниц следил за племенной деятельностью, давая собаководам рекомендации по улучшению породы, указывая им, в каких линиях, с какими суками следует вязать кобелей, какие сочетания нецелесообразны и каких овчарок не следует использовать в разведении. Благодаря стараниям фон Штефаница в клубе появились избираемые уполномоченные по охране породы, выезжающие на осмотр пометов, оценивающие его качество и решающие, какое количество щенков может выкормить та или иная сука. Он создал методику разведения немецкой овчарки и пропагандировал ее среди немецких собаководов.
С появлением общества ряд немецких заводчиков, вывозивших из-за рубежа дорогостоящие породы собак, оспаривал решение клуба о том, что немецкая овчарка является служебной породой, но фон Штефаниц дал им ярый отпор, не позволив злопыхателям уничтожить породу.
Используя Хоранда в качестве эталона немецкой овчарки в вязках с суками, схожими с ним по характеру, поведению, экстерьеру и рабочим качествам, фон Штефаниц продолжал формировать породу.
Учитывая, что характер, ум и рабочие качества немецкой овчарки имеют первостепенное значение, фон Штефаниц ввел соревнования на послушание, так как, по его мнению, собака должна иметь не только пастушьи навыки, но и использоваться в других сферах служения человеку, например в армии, в качестве полицейских собак, для поиска и задержания преступников.
Несмотря на это, лишь во время Первой мировой войны военные поняли, какую пользу могут приносить немецкие овчарки. Они служили связными, прокладывали телефонные линии, отыскивали раненых и указывали их местонахождение санитарам Красного Креста, служили в качестве караульных, охранных и сторожевых собак, сигнализировали о появлении врага во время патрулирования. В эти же годы немецких овчарок широко использовали во Франции на службе в полиции, называя их полицейской собакой. А вот в Великобритании этого изысканного пастуха называли эльзасской волчьей собакой.
В 1904 году первые немецкие овчарки были ввезены и в Россию, где разводились и использовались полицейской службой, а во время Русско-японской войны – Красной армией в качестве санитарных собак. С 1907 года их стали использовать для разыскной службы. За время Гражданской войны их поголовье резко сократилось. С 1924 года, для восстановления поголовья, немецких овчарок вновь стали завозить из Германии, но предпочтение при разведении отдавалось высоконогим собакам, более крупным экземплярам крепкого, сухого типа сложения с более длинной шерстью и очесами, которые стали родоначальниками непризнанной миром восточноевропейской овчарки.
К 1923 году количество членов Общества «Немецкая овчарка» возросло до 57 000. Заводчики стали безрассудно увеличивать поголовье собак ради продажи за рубеж, игнорируя природные качества немецких овчарок. Чтобы спасти породу от исчезновения, фон Штефаниц ввел «Керунг» – обзор, в котором собаки тщательно исследовались, оценивались и где давались рекомендации о том, следует ли брать те или иные экземпляры для племенных целей, что способствовало планомерному улучшению породы.
В начале 1900-х годов, для поддержания и более быстрого закрепления породного типа немецкой овчарки и в связи с недостаточным количеством однотипных собак, заводчики широко прибегали к родственному и линейному разведению, проводившемуся под строгим контролем с тщательным отбором по должным признакам. В связи с тем что период производительности кобелей длиннее, чем у сук, и за один и тот же период жизни они могут дать более многочисленное потомство, именно они оказывают большее влияние на породу. По этой причине линии кобелей считаются наиболее значимыми в истории породы.
В 1925 году фон Штефаниц столкнулся с тем, что немецкие овчарки стали слишком длинноногими и начали терять те оптимальные рабочие пропорции, которых он так придерживался. Чтобы сохранить должные качества породы, на «Sieger Show», проведенную в 1925 году, фон Штефаниц забраковал всех предыдущих Победителей выставок, отдав предпочтение Клодо фон Боксбергу, ставшему первой современной немецкой овчаркой. Он был более коренастым, с более растянутыми корпусом и спиной, с упругой, стелющейся рысью.
После 1926 года интерес к овчаркам резко снизился из-за появления злобных и агрессивных собак. Но фон Штефаниц ввел четкие правила по разведению собак, устранив этот порок и провозгласив, что немецкая овчарка – служебная порода, поэтому прежде всего следует учитывать характер, темперамент и ум собаки. Макс учредил правило, по которому все демонстрируемые на выставке собаки должны иметь рабочие качества. Это условие, а также тот факт, что новая порода получила признание полиции, армии и других организаций, обеспечили овчаркам будущее в качестве служебных собак.
В 30-х годах Германию поразил фашизм, не обошедший и общество, в котором появилось немало нацистов, пытавшихся вмешаться в работу клуба и отстранить фон Штефаница от руководства им, грозя концлагерем. Год спустя, 22 апреля 1936 года, в годовщину основания своего общества, капитан фон Штефаниц, не выдержавший угроз и преследований, умер.
После Второй мировой войны в Германии почти не осталось ярких представителей немецкой овчарки, но немецким заводчикам, благодаря скрупулезному разведению, основанному на принципах фон Штефаница, удалось возродить породу. В течение нескольких лет они сумели поставить разведение элитных собак на должную высоту.
В настоящее время в Германии имеется 15 земельных отделений, руководящих местными группами. Собаки, удостоенные на земельных выставках оценки «отлично», получают право участвовать в ежегодном чемпионате – «Annual Sieger Show».
С января 1971 года общество ввело обязательным татуировку на правом ухе у немецких овчарок и рентгенографическое обследование тазобедренных суставов для исключения дисплазии тазобедренных суставов. С августа 1968 года общество приступило к программе «Дисплазия тазобедренного сустава». Так что теперь любая немецкая овчарка, претендующая на звание Победитель, должна иметь штамп «а» в родословной, полученную ранее оценку «отлично» и документ по курсу дрессировки (Шуцхунд) SchH II; а оба ее родителя – диплом не ниже SchH I.
Путем тщательной селекции естественная легкая стелющаяся рысь (волчий поиск) немецкой овчарки была доведена до совершенства. Основной аллюр породы – рысь; сложение собаки в процессе развития изменялось так, чтобы увеличить отталкивающую силу, гибкость и длину шага. При всех равных прочих качествах лучше движется та собака, которая преодолевает большее расстояние при меньших затратах энергии. Движения немецкой овчарки настолько сбалансированы и гармоничны, что создается впечатление, будто бы она скользит вперед без видимых усилий, при этом спина остается прямой и крепкой.
В первую очередь уравновешенная, невозмутимая, с крепкими нервами и ровным характером немецкая овчарка – это рабочая собака, способная воспринимать самые разнообразные типы специальной дрессировки. К ее достоинствам относятся способность работать в любых климатических условиях, неутомимая страсть к работе, великолепное чутье, быстрота реакции, способность к разнообразной дрессировке и беспредельная преданность своему владельцу. Это сторожевая собака, собака-поводырь, работник Красного Креста, напарник полицейского, минер, связист, пастух и сторож стада и конечно же собака-компаньон.
Так как немецкая овчарка выводилась в первую очередь как скотогонная собака, она должна быть средних размеров с достаточным весом, уметь использовать свое отличное чутье, быть наблюдательной, терпеливой, в какой-то степени рассудительной, достаточно смелой и мужественной, чтобы защитить стадо и пастуха от врагов – будь то животное или человек, и не должна бояться выстрелов. По отношению к человеку она должна быть очень разборчивой, недоверчивой к посторонним, с высоко развитым чувством собственного достоинства и дружелюбно настроенной к известным ей людям.