Примечания

1

Следует различать два типа написания: Будда (с заглавной буквы – Будда Шакьямуни), будда (с маленькой буквы – обозначение всех просветлённых существ). Здесь и далее символами *, ** и т. д. обозначены примечания переводчика; примечания автора, обозначенные арабскими цифрами, находятся в конце книги.

2

Слово «дхамма» имеет множество значений. В этой книге оно употребляется в основном в двух – Дхамма (пишется с заглавной буквы и означает учение Будды) и дхамма (пишется с маленькой буквы и означает любой объект чувственного восприятия). «Дхамма» – палийское написание этого термина, «Дхарма» – санскритское.

3

Однодневное пребывание мирян в монастыре, целью которого является строгое соблюдение восьми обетов.

4

Будда Шакьямуни.

5

Джхана (jhāna) – глубокая концентрация ума в медитации. В учении Будды достижение джханы проходит в девять этапов.

6

Шила (sīla) – термин, который имеет несколько оттенков смысла. Он означает и образ жизни, обусловленный этическими моральными принципами, и сознательное ограничение поведения с целью не причинять вред себе или другим. В этой книге термин переводится как «добродетель».

7

Самадхи (samādhi) – фокусирование ума во время медитативной концентрации.

8

От яркого солнца и частых стирок монашеские одеяния выцветают, и их необходимо время от времени подкрашивать специальными пигментами.

9

Farang – человек с Запада. – Прим. пер.

10

Это очень важное объяснение. На русский язык термин «дуккха» обычно переводят как «страдание». Однако в понимании западного ума страдание – это что-то противоположное счастью, тогда как с точки зрения первой благородной истины обычное человеческое счастье – тоже дуккха, поскольку в самом этом счастье заложено беспокойство – страх того момента, когда оно прекратится. Ведь даже самые отъявленные оптимисты прекрасно понимают, что не бывает такого счастья, которое длилось бы вечно.

11

Тайское слово май наер имеет много значений: неопределённость, неуверенность, изменчивость, непрочность. В русском переводе будут использованы термины «непостоянство» и «неопределённость» в зависимости от контекста.

12

Метод отрицания.

13

Метод утверждения.

14

Территория современного индийского штата Бихар.

15

Пять обетов домохозяина – это пять аспектов упражнения в совершении благих действий тела и речи: воздержание от убийства других существ, воздержание от воровства, подобающее сексуальное поведение, воздержание от лжи и введения в заблуждение, воздержание от употребления изменяющих сознание веществ.

16

Эти цитаты, а также цитаты, обозначенные сносками 9, 10 и 11, являются вступительными словами знаменитого учения Будды, которое он передал своим тысяче двумстам пятидесяти просветлённым ученикам, спонтанно собравшимся для этого в Бамбуковой роще около города Раджагаха, в феврале, в день полной луны. Это событие отмечается ежегодно в рамках торжества Магха пуджа. Это учение «Овадапатимоккха» (Ovādapāṭimokkha) содержится в «Дхаммападе» (строфы 183–185).

17

namo tassa bhagavato arahato sammā sambuddhassa – Поклоняюсь Благословенному, Благородному, Совершенно Пробуждённому.

18

Пять кхандх: форма, ощущение, восприятие, концептуализация, или, другими словами, ментальные образования, сознание. Эти совокупности составляют психофизический опыт переживания, известный как собственное «я».

19

Ментальные образования (концептуальное мышление) и сознание в буддийской психологии не являются одним и тем же. Сознание (а его насчитывается шесть видов) – это функция ума, обеспечивающая непосредственное восприятие и связанная с определённым органом чувств, в то время как концептуальное мышление представляет собой сложную систему хранения информации и обусловленный этой системой процесс присваивания обозначений тем объектам восприятия, которые были зафиксированы с помощью сознания.

Загрузка...