Доверие – это очень важный момент в жизни любого человека. Всем хочется, чтобы к ним максимальное число людей испытывало наибольшее доверие. Классические интеллигенты, в отличие от всех прочих людей, очень хорошо разбираются в людях. Что, собственно, дает им возможность создавать достаточно подробный психологический портрет нового знакомого (а иногда и совершенно незнакомого человека). И определять то, в какой степени этот конкретный человек заслуживает доверия. Речь в данном случае, не идет о профессиональных манипуляторах и прочих людях похожего типа. Хотя, и применительно к ним есть свои диагностические методики, основанные на экспресс-анализе многочисленных и разнообразных второстепенных и третьестепенных тонкостей и нюансов, деталей и подробностей.
Все истинные интеллигенты считают своим священным долгом не только проявлять большое и качественное доверие к тем, кто этого действительно заслуживает. Но и всегда, и во всем, и в полной мере оправдывать то доверие, что кто-то к ним проявил. Чувство собственного достоинства не позволяет им себя вести иначе. И дело касается не только других интеллигентов, но и вообще любых других людей. Не зависимо от их интеллекта, профессии, социального положения и прочих других формальных характеристик и показателей.
Интеллигент старается не вызывать сомнений в своей человеческой и личностной порядочности в любых отношениях и на любом их уровне. Все, что он делает, носит четкую и конкретную печать добросовестности его ума и души. И не потому, что он – это злокачественный формалист. А потому, что он считает необходимым иметь возможность всегда и во всем уважать себя самого за то, что он делает и за то, как именно он это делает.
Даже сталкиваясь с авантюристами и интриганами, интеллигент никогда и ни в чем не отступает от своих личных принципов порядочности и благородства. Хотя, безусловно, строит свои отношения с ними существенно иначе, нежели со всеми прочими людьми. Не говоря уже о тех, кто смог завоевать его доверие.
В личных отношениях интеллигент сознательно и целенаправленно стремится создать сокровенный уровень общения. Конечно, только там, где это возможно хотя бы чисто теоретически. Ибо, сокровенное общение – это двухсторонний процесс. И если одна сторона откровенно халтурит, то из этого, скорее всего, мало что хорошего может получиться.
Интеллигент ведет себя так, чтобы не было и тени сомнения в том, что он заслуживает большого и стабильного доверия. И не только в какой-то отдельной и конкретной ситуации, но и на всю оставшуюся жизнь. Если же, помимо воли и желания интеллигента, возникла какая-либо не совсем корректная ситуация, то он сам, без специального напоминания со стороны, старается компенсировать неблагоприятные моменты возникшей ситуации. Пусть даже с некоторым прямым или косвенным ущербом его личным интересам. Ибо, его доброе имя ему дороже всего. Интеллигент – это дипломат во многих вопросах. Но он хранит верность своим духовным принципам и убеждениям. Компромиссы со своей совестью ради личных интересов для него категорически недопустимы. Хотя, конечно, в отдельных случаях возникает ситуация, когда ради больших духовных моментов из числа классических ценностей можно в определенной степени пожертвовать какими-либо моментами, косвенно связанными с духовностью. Все должно быть максимально осмысленным. Формализм и чванство в принципе чужды интеллигенту.