Психотерапевтическая группа является обществом в миниатюре. Потенциальное преимущество условий группы заключается в возможности получения обратной связи и поддержки от людей. В группе каждый чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся. В группе человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Такие скрытые факторы, существующие в повседневных группах, как давление партнеров, социальное влияние, конформизм, становятся очевидными в психотерапевтической группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.
Специфика групповой психотерапии заключается в использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Этим она отличается от индивидуальной терапии, при которой существуют взаимоотношения только терапевта и клиента.
Между психотерапевтическими и интенсивными тренинговыми группами трудно провести четкую границу (Фопель К., 2013).
Сходство психотерапевтических и интенсивных тренинговых групп можно увидеть в следующем:
• Акцент ставится на развитии личности и творческого потенциала. Ценятся и развиваются определенные способы поведения: ясная коммуникация, способность устанавливать живые отношения, гибкость, самоконтроль, понимание самого себя, терпимость к другим, эмпатия, принятие, доверие и т. д.
• Участники испытывают одни и те же проблемы – одиночество, растерянность, отчуждение.
• Одинаковы действующие психологические механизмы, применяемые техники, правила психотерапии («здесь и теперь», открытость, обратная связь и т. д.).
• Квалификация ведущих тренинговых групп такова, что в определенных ситуациях их работа не отличается от работы психотерапевтов.
Различия психотерапевтических и интенсивных тренинговых групп заключаются в том, что:
• Участники тренинговых групп воспринимают ведущего более реалистично, они могут оценивать его самого и его профессионализм, сравнивать себя с ним. Он реже говорит о собственных проблемах, и в его цели не входит обучение участников тому, что он делает сам.
• Участники тренинговых групп в основном нормально социализированы и достаточно компетентны, они хотят расширить свою личную и межличностную компетентность. В терапевтическую группу обычно приходят люди, которые не справляются даже с незначительными жизненными трудностями, они хотят изжить эти трудности.
• Участники тренинговой группы сначала испытывают некоторую тревогу, но все же чувствуют себя достаточно социально компетентными. В терапевтических группах тревога сильнее, и прогресс идет намного медленнее.
• Терапевтическая группа существует дольше, чем тренинговая. Работа в тренинговой группе заканчивается через четко оговоренное время, когда группа достигает определенной сплоченности. В терапевтической группе момент достижения сплоченности является отправной точкой, с которой и начинается собственно работа над проблемами, и группа сохраняется до тех пор, пока каждый клиент не решит свои проблемы (хотя бы в какой-то степени).
• Как отмечает Клаус Фопель (2013), ведущему тренинговой группы нелегко избежать соблазна перейти к терапевтической работе. Ведущий должен постоянно контролировать свои стремления и ясно осознавать цели групповой работы.
К целям групповой работы относятся:
1. Исследование проблематики каждого участника, оказание помощи в их осознании и изменении.
2. Повышение социальной компетентности, помощь в установлении более эффективных гармоничных отношений с людьми.
3. Содействие личностному росту.
Достижение терапевтом этих общих целей подразумевает содействие клиенту в достижении определенных умений, развитие которых можно рассматривать в качестве конкретных целей групповой работы (Фопель К., 2013).
Такие конкретные цели включают:
1. Развитие навыков восприятия. Стремление воспринимать свои собственные чувства, мысли, идеи, желания, опасения, потребности более дифференцированным и всеобъемлющим образом и большая открытость чувствам и мыслям других. Понимание своего собственного «Я» и «Я» других.
2. Углубление ответственности за самого себя. Брать на себя ответственность за собственную жизненную ситуацию и поведение во всех сферах жизни, осознавая тот факт, что каждый может распоряжаться собой. Это признание того, что существует возможность выбора: я могу изменить свое поведение, чувства, ценности, когда сам захочу. Это понимание того, что другие люди не могут повлиять на мои чувства, если я им этого не позволю; что я не должен возлагать на других ответственность за то, как я себя чувствую.
3. Осознание собственных мотивов. Почему я веду себя именно так, как я себя веду? Каковы мои цели? Каковы ценности, которые я хочу реализовать в жизни?
4. Принятие себя. Таков ли я, каким хочу быть?
5. Принятие других. Под принятием других понимаются уважение и терпимость к мнениям, чувствам, стилю жизни других людей. Такая установка позволяет чувствовать меньше ответственности за других, позволяет меньше давить на них и манипулировать ими. Я предоставляю чужой индивидуальности во всех ее аспектах такое же право на существование, какое предоставляю себе, что не исключает готовности к вступлению в полемику по определенным пунктам, затрагивающим мои интересы и вызывающим несогласие.
6. Контакт и сотрудничество с другими. Каждый может реализоваться только в контакте с другими людьми.
7. Межличностная открытость. Люди приобретают опыт открытости и могут дозировать степень открытости и откровенности в реальной жизни.
В литературе описывается несколько механизмов достижения целей, эти механизмы называют также факторами терапевтического (лечебного) действия. Рассмотрим сборную классификацию, составленную на основе тех, которые были описаны И. Яломом, С. Кратохвилом, К. Фопелем.
1. Восприятие собственных чувств. Восприятие собственных чувств важно потому, что так мы получаем реальную возможность ориентироваться, понимать, чего мы хотим и чего не хотим. Прежде всего человек замечает собственные чувства.
2. Прямое выражение чувств – важный шаг в процессе личностного развития. Для некоторых участников очень важно, чтобы им разрешили выражать сильные чувства в группе – гнев, боль и враждебность. Многие люди этого боятся и пытаются успокоить раздраженных членов группы. После полностью прожитого регрессивного опыта ярости или гнева участник почти всегда реинтегрирует свои чувства на более зрелом уровне. После этого он в большей степени готов чутко относиться к другим.
Однако терапевту не нужно стремиться к тому, чтобы все участники выражали сильные чувства. Ведущие не должны подпадать под влияние теории, которая придает выражению сильных чувств ритуальное значение. Выражение сильных чувств может дать незаменимые стимулы для личностного развития, но личностное развитие зависит не только от этого.
Непосредственное выражение позитивных и негативных чувств само по себе не приводит автоматически к изменению поведения или установок. Необходимо добавление когнитивных компонентов – понимания и осознания, чтобы данный механизм стал продуктивным. Учитывая социальную табуированность выражения сильных чувств, можно сказать, что у членов группы есть право выражать такие чувства, однако недопустимо оказывать давление на участников (под тем предлогом, что без этого они ничему не научатся).
3. Самораскрытие (откровенность). Откровенное представление самих себя – существенный механизм обучения в группе. Важно, чтобы ведущий не принуждал участников к откровенному представлению себя слишком рано. Такая открытость окажет позитивное влияние на чувство собственного достоинства, только если она проявляется в поддерживающей группе. Откровенность должна быть избирательной, участник сам определяет, насколько он может быть откровенным. Важно, чтобы терапевт или члены группы помогали участнику осознавать, что с ним происходит, и видеть перспективы развития актуальной болезненной ситуации. Если этого не случилось, участник попадает в эмоциональный вакуум, так как он высказался, но не получил конструктивной обратной связи.