Стамбул – город тайн и легенд. Будучи когда-то столицей четырех империй, он вобрал в себя историю каждой из них, историю, пусть иногда ускользающую и почти невидимую, но все еще существующую – сохранившуюся в рассказах очевидцев, названиях мест и улиц и проглядывающих то тут, то там старинных развалинах. Из огромного числа туристов, приезжающих ежегодно в Стамбул, кто-то хочет увидеть именно современный город, кто-то ищет историю ушедшей Византии, кто-то – осколки Османской империи, но вряд ли все из них понимают, что всё это – переплетающиеся между собой звенья одной цепи, и история никогда не будет полной, если мы будем рассматривать лишь ее отдельные элементы. Многие исторические объекты здесь в разные эпохи существования города прошли через такое напластование событий, что отделить их друг от друга почти невозможно, а иногда просто и не нужно. Их византийская и османская составляющие не только дополняют, но и проникают друг в друга, и само их существование – уже вне времени и людских разногласий.
Рассказ о таком Стамбуле-Константинополе, где переплетаются многовековая история и современность – задача на самом деле нелегкая, почти непосильная, и все же давайте попробуем соединить хоть несколько звеньев этой поистине бесконечной цепи и отправимся на прогулку на Четвертый холм Константинополя – в нынешний район Фатих, в ту его часть, которая называется Зейрек. Самая известная его достопримечательность – это, конечно же, монастырь Пантократора (12-й в.), ставший впоследствии мечетью Зейрек, по имени которой и назван район. Но здесь множество и других объектов, история которых до сих пор покрыта тайной, и потому не менее интересных.
Квартал Зейрек начинается выше современного проспекта Ататюрка от древнего акведука Валента и продолжается к северо-востоку от мечети Фатих. От акведука мы и начнем наше знакомство с имеющимися здесь достопримечательностями, и первая из них – примыкающий к акведуку с этой же стороны Женский базар – Кадынлар Пазары (Kadınlar Pazarı). Он был образован здесь в 1908 году, когда в преддверии Балканских войн в Стамбул потянулись проживавшие на Балканах этнические турки.
Квартал Зейрек на карте города
В хорошую погоду у акведука Валента полно народу
Кадынлар Пазары
Чтобы хоть как-то прокормить свои семьи, женщины из переселенцев продавали здесь нехитрые изделия своего ручного труда. Сначала базар работал по четвергам и пятницам, но затем стал работать ежедневно. Со временем этот район заселили выходцы из Сиирта – города на юго-востоке Турции. Теперь вместо лавок с вышивками и кружевами здесь расположены лавки мясников и восточных пряностей, а также рестораны с сииртской же кухней. Завсегдатаи района утверждают, что здесь можно отведать лучший в Стамбуле кебаб.
Некоторые туристы приходят сюда купить мед из Сиирта, однако нужно быть готовым к высоким ценам на него. Если же вы не поклонник мясной продукции и в особенности потрохов, то посещение этого места может показаться вам не особо интересным, тем более что многие лавки тут открытого типа, и весь товар находится на виду.
А мы тем временем пройдем мимо реставрируемых на данный момент бань Чинили Хамам (16-й в., одно из творений Мимара Синана) к церкви монастыря Пантократора. Ее реставрация наконец-то завершена, и мы можем осмотреть как снаружи, так и изнутри, что же из себя теперь представляет эта самая большая после собора Святой Софии храмовая постройка византийского времени (а ныне – мечеть Зейрек).
Вряд ли это место нуждается в очередном пересказывании его истории – напомним лишь несколько ключевых моментов. Первой здесь появилась церковь Христа Вседержителя (Пантократора), построенная женой императора Иоанна II Комнина Ириной. После ее смерти Иоанном к этой церкви была пристроена еще одна – Богоматери Елеусы. Позже между ними была возведена часовня Архангела Михаила, служившая усыпальницей, где были погребены сами Иоанн и Ирина Комнины, их сын Мануил и его первая супруга Берта Зульцбахская. В 14—15 вв. здесь же были захоронены византийские императоры из династии Палеологов, а также последняя императрица Византии Мария Трапезундская.
Церковь Христа Пантократора, Богоматери Елеусы и в центре – часовня Михаила Архангела
Эти три соединенные между собой церкви составляли часть большого монастырского комплекса, куда входили также библиотека, лечебница на 50 коек и странноприимный дом. Следы этого комплекса еще видны в фундаментах и стенах окружающих храм Пантократора домов. Поэтому в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включена не только сама церковь, но и ближайшие к ней окрестности. Немного побродив по соседним улочкам, можно увидеть немало старых развалин. Они то прячутся в зарослях инжира, то гордо стоят прямо посреди парковочной площадки… Считается, что здесь же, в Зейреке, находится и самое старое жилое строение Стамбула. Эту часть Зейрека, возможно, привлекательной не назовешь – район обшарпанный и требующий реставрации, и не блещет особой чистотой, но в таких-то местах Стамбула и скрывается История с большой буквы…
Один из домов возле церкви Пантократора, возведенный на старинном фундаменте
Одна из развалин сохранилась и возле Кадынлар Пазары. На картах Первитича это место обозначено просто как «руины», а местные жители окрестили его не иначе как «римский дом».
Развалины у Кадынлар Пазары
Но вернемся к храму Пантократора. Здесь хранилось множество святых мощей и реликвий – икона Дмитрия Солунского, столб бичевания Христа, камень помазания с видимыми на нем слезами Девы Марии, на котором после снятия с креста умащали тело Иисуса, мощи святых Фрола и Лавра…
В 1204 году, во время Четвертого крестового похода, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, храм Пантократора, как и многие другие церкви и места города, был разорен латинянами, и большинство реликвий, а также церковной утвари, элементов декора и прочего было вывезено ими из города. Среди них и эмали, украшающие теперь верхнюю часть золотого иконостаса Пала д’Оро в соборе Св. Марка в Венеции, а также череп святого Власия, подаренный императором Латинской империи Балдуином II французскому королю Людовику Святому.
Иконостас Пала д'Оро
После завоевания Константинополя османами церковь Пантократора некоторое время еще оставалась христианским храмом, но вскоре здесь расположилось медресе, первым учителем в котором был молла Зейрек Мехмед-эфенди, а затем место было переделано в мечеть. Прозвище Зейрек – «мудрец» было дано ему не просто так, ведь его метод преподавания был взят потом за основу Стамбульским Университетом. Так что нынешнее ее название, полученное в честь этого учителя, можно перевести как Мечеть мудреца. Недавно здесь завершились затяжные реставрационные работы, и теперь в бывшую церковь можно пройти и осмотреть ее изнутри.
Дверные проемы из красного и зеленого мрамора
Апсида и мусульманский минбар облицованы красным и проконесским мрамором
После завершения реставрации бывшая церковь продолжает функционировать как мечеть, поэтому для осмотра ее нужно выбирать время между намазами.
В храме Пантократора сохранились остатки рельефов, фресок и мозаики.
О скрытых здесь под коврами мозаичных полах, думается, наслышаны многие, но не поленитесь и зайдите на второй этаж – в одном месте там оставлены на виду стыки между разными частями церкви.
В ходе реставрационных работ были восстановлены ложа султана (махфиль) и пристроенный в конце 18-го века к южной церкви хюнкар касры – покои повелителя, по которым султан со своей свитой въезжал внутрь для совершения намаза. Для осмотра они закрыты.
Махфиль – ложа, в которой молился султан
Несмотря на разрушающий ход времени и всевозможные переделки, бывший храм Пантократора остается все таким же величественным, как и столетия назад.
Вид на восстановленный хюнкар касры
Обратимся теперь к тому, что находится в непосредственной близости от комплекса Пантократора. Стоящее рядом со входом деревянное здание с адресом Ибадетхане,23 (İbadethane,23) вероятно, известно многим интересующимся Византией и исследованиями о ней как место расположения одной из цистерн монастыря. Думается, стоит рассказать об этом месте поподробнее.
Раньше здесь находился колодец под названием Чукур Чешме, то есть Углубленный колодец. Он относился к так называемым «Сорока колодцам» (Кырк Чешме