Так методом перебора, называя фамилии и проверяя сказанную ребенком информацию, Павел пытался найти «помощницу» девочки. Он назвал уже всех «Люб», кто жил рядом, но дочь все равно твердила:

– Другая Люба…

Поняв, что дочь совсем «завралась», пытаясь скрыть имя своей «помощницы», отец принял решение:

– Вера, неси машинку! – обратился он к жене.

– Я не знаю, где она, – ответила молодая женщина.

Она на самом деле не помнила, где находится инструмент, но не хотела помогать мужу искать ее, надеясь на то, что Павел успеет «остыть» и не станет стричь девочек, если будет долго искать машинку. Но Павел не передумал. Он нашел машинку, посадил девочек на стул посередине двора и постриг их обеих «наголо».

Обе девочки плакали, расставаясь со своими косами.

– Но Свету-то за что? – не поняла Вера.

– А чтобы не повадно было! – ответил отец. – Она знала, что мы с тобой запретили им обоим стричь волосы, и не остановила младшую сестру. И тогда, когда та лгала мне, Света тоже молчала. А значит, участвовала во лжи Виты.

К школе косы девочек отрасли. К счастью их волосы росли очень быстро, но обе хорошо запомнили, что не стоит делать запрещенные вещи, и уж тем более лгать отцу.

В школу девочек-погодок отправили в один класс. Сестры сидели за одной партой и многие воспринимали их как двойняшек. Из-за того, что девочки везде были вместе, они не очень нуждались в подружках и намного легче переносили притеснения за веру или насмешки одноклассников после очередного «атеистического часа». Девочки могли поддерживать друг друга.

Бабушка Домнекия иногда приходила к дочери, чтобы помочь ей с детьми, или отпустить её куда-нибудь по делам. Дети в семье росли уверенными в любви родителей, подвижными и нередко шумными. Когда они, разыгравшись, совсем переставали слушаться, бабушка не ругала и не наказывала их. Она не могла поднять на малышей руку или повысить на них голос. Но женщине нужно было хоть как-то призвать расшалившихся малышей к порядку. Тогда она говорила:

– Всё! Вы не слушаетесь меня, значит я вам не нужна, и я ухожу от вас.

– Нет, бабушка, ты очень нам нужна! – убеждали малыши, – мы будем слушаться!

И дети затихали. Но их обещания хватало ненадолго и тогда бабушка выходила во двор, в уличный туалет. Детвора бежала за бабушкой, и выстроившись вокруг маленького деревянного, дурно пахнущего домика громко просили:

– Бабушка, мы больше не будем, вернись, пожалуйста!

– Бабуля, мы будем слушаться!

– Иди к нам, мы больше не будем! Мы станем тихи-тихо себя вести!

Соседи поглядывали через забор и не понимали, что у баптистов происходит? Кого вызывает детвора из уличного туалета?

Бабушка Домнекия иногда уезжала к старшим детям, ведь она вырастила семерых детей, младшей из которых была Вера, но все же считала своим домом семью Веры, хотя в ней и было шумно. Пожилой женщине было хорошо в растущей семье младшей дочери.

Света была левшой, но в школе учителя переучивали ее, заставляя писать только правой рукой. Девочке привязывали левую руку к телу, чтобы она держала ручку только в правой.

Света научилась писать правой рукой, но рисовала всегда левой. Ножом и ножницами всю жизнь также пользовалась левой. А ложку и вилку научилась держать, и правой, и левой рукой.

В классе с девочками учился мальчишка, крупный, задиристый, вредный. Все одноклассники боялись Гришу и мальчишки обычно делали все, что он скажет. Однажды Света рассердилась и сказала:

– Если мы будем соревноваться на руках, я тебя одной левой положу на стол!

– Да ты! – возмутился мальчишка. – Слабо тебе, девчонка!

– Давай проверим, – смело заявила Света.

Все одноклассники собрались вокруг парты, рядом с которой сели Света и Гриша, напротив друг друга. Света не призналась, что она – левша и ее левая рука значительно сильнее правой, ведь в классе она всегда писала правой. Уже через минуту после начала поединка, рука Гриши лежала на столе, а Света торжествовала победу.

– Нет, так не честно! – закричал мальчик, – ты слишком быстро начала бороться!

Поединок повторили, и теперь один из мальчиков взмахнул рукой, чтобы девочка и мальчик начали борьбу одновременно. И снова Света выиграла. Раздосадованный Гриша вынужден был признать поражение и после этого случая все мальчишки стали побаиваться обоих девочек. Ведь Света и Вита всегда держались вместе.

Перед поступлением в музыкальную школу, девочек обучала певица Вера Фёдоровна, работавшая в тот момент в Казахконцерте. Павел посещал родителей певицы, беседовал с ними о Боге, молился. Отец женщины вскоре умер, но мать была жива и любила, когда ее посещал Павел, беседовал с ней. Певица решила отблагодарить доброго молодого мужчину и предложила подготовить его дочерей, чтобы те смогли поступить в музыкальную школу. Женщина решила приходить к ним домой, чтобы подготовить детей.

Вера Фёдоровна так хорошо подготовила девочек, что их приняли в престижную музыкальную школу в центре города, при «Доме офицеров». Через время певица уверовала и приняла крещение. Для солистки Казахконцерта в то время это было почти невозможно. Понимая, что после покаяния ей не дадут выступать, женщина уехала в Ригу, поменяв квартиру. В Латвии меньше прислушивались к атеистическим властям и женщина смогла продолжить выступать на сцене.

На работе Павлу выдавали кусочки ткани десять на двенадцать сантиметров. Они считались «ветошью» и нужны были для того, чтобы он мог вытирать ими во время работы черные, испачканные машинным маслом руки. Но Павел приносил из дома то, что реально было непригодным ни на что другое, заменяя выданные куски новой ткани. А из собранных кусочков бабушка Домнекия иногда шила девочкам платья.

Света запомнила бабушку Домнекию как очень кроткого и доброго человека. Пожилая женщина умерла, когда Свете исполнилось только тринадцать лет.

В музыкальную школу приходилось ездить на двух автобусах. В первый год мать возила девочек, но на следующий год, девочки ездили в школу самостоятельно.

Каждый месяц отец покупал детям проездной билет, но те очень быстро его теряли и приходилось родителям давать девочкам деньги на проезд.

Света обычно старалась все делать по правилам, но Вита нередко что-нибудь выдумывала. Нередко она предлагала не платить за проезд и таким образом сэкономить. Света чаще всего соглашалась на затеи сестры, ведь на сэкономленные деньги они покупали мороженное или пирожные, которые обе девочки очень любили. Однажды дети собрали довольно много денег и им хватило, чтобы купить билеты на канатную дорогу, которая поднимала людей на гору, где стояла телевизионная башня и все вокруг было очень красиво оформлено.

С этой горы открывался прекрасный вид на город, и сестры давно мечтали побывать на Кок Тɵбе. И теперь их мечта воплотилась в жизнь! Но дети не подумали о том, как они будут возвращаться. Погуляв по горе, они подошли к канатной дороге.

– Можно нам пройти? – спросила Вита, показывая контролеру использованный билет.

– Нет, конечно! – ответила женщина. – У вас же билет был только в один конец.

– А как мы домой попадём? – расстроились дети.

– Можете спуститься пешком по той дороге, где машины поднимаются, – ответила женщина.

– Но мы же заблудимся. И это очень далеко! – испугалась Света.

– Девочки, не мешайте людям проходить! – строго сказала контролер. – Отойдите!

– Что же нам теперь делать?! – расстроилась Света, – нас уже ждут дома! Если мы будем слишком долго возвращаться, тогда мама и папа узнают, что мы не платили в автобусе!

– А мы попросим у людей, у всех понемногу, – решила Вита, – и людям не жалко, и мы сможем купить обратные билеты.

– Но мне стыдно просить! – расстроилась Света.

– А наказание от папы не стыдно получить? – поинтересовалась Вита.

Девочки вернулись на смотровую площадку, с которой открывался чудесный вид на город. Здесь было очень много людей. Они стали подходить к тем, кто казался им добрым, и просили денег на обратный билет.

– Мы думали, что билет один и туда и обратно, – признавались они.

К удивлению обоих девочек, их приличная внешность и наивные глаза очень помогли. Они довольно быстро набрали денег на обратную дорогу и пошли за билетами. Домой они вернулись вовремя. Родители знали, что автобусы иногда приходится ждать довольно долго и еще не начали волноваться за детей.

Света была большая сладкоежка. Она просто не представляла себе жизни без сладкого. Но в доме не часто появлялись десерты, ведь с зарплаты рабочего нужно было не только одеть и обуть детей, но и отложить на постройку дома. И поэтому дети придумали свой «десерт». Они отрезали кусок хлеба, обмакивали его в воду и затем погружали в сахар. Таким образом они сами себе создавали «пирожное».

Однажды, собираясь в музыкальную школу, Света залезла в карман отцовского пиджака и обнаружила в нем десять рублей. Это была очень крупная купюра, но меньшей там не оказалось.

Девочка взяла деньги и они с сестрой уехали в школу. По дороге Света показала сестре деньги.

– Откуда!?! – обрадовалась Вита.

– Я у папы из кармана взяла, – призналась Света. – Я хотела копейки на проезд взять, а там были только эти деньги.

– Здорово! – обрадовалась Вита. – А давай после музыкалки на все мороженного купим!

– На все, наверное много будет, а давай всех по два возьмём. А потом, если еще захотим, тогда купим ещё, – предложила Света

– Давай, – согласилась Вита.

После окончания занятий в музыкальной школе, девочки отправились в ларёк, где продавали мороженное. Они взяли всех видов по два и начали есть с самого дорогого, по двадцать восемь копеек, затем по двадцать, обычный пломбир, по пятнадцать крем-брюле, а потом по десять и по девять копеек. Самое дешевое мороженное показалось детям совсем не вкусным, даже соленым. Они не знали о том, что этот вид мороженного действительно был солёным, потому что родители никогда не покупали его, зная пристрастия своих детей.

Девочки смогли съесть все, что купили. Но к концу им стало плохо. А когда они вернулись домой, их ждал отец.

– Света, Вита, я хочу знать, где деньги, которые лежали у меня в кармане? – строго спросил он.

– Я хотела взять денежку на проезд, – призналась Света, опустив глаза, – но там было только десять рублей и я их взяла.

– И где же сдача? Если ты только на проезд хотела взять? – не успокаивался отец.

– Мы много потратили на мороженное, – Света достала остатки денег.

– Где же мороженное? – строго продолжал отец.

– Мы его съели, – обе девочки стояли перед отцом с поникшей головой. Им было плохо, тошнота подступала к горлу и у обеих начиналась ангина. Но сейчас они понимали, что это не самая большая их проблема.

– Значит вы не оставили ничего ни малышам, ни нам с мамой, а все съели сами? – уточнил мужчина.

– Ага, – качнули головой девочки.

Отец долго объяснял детям, как плохо они поступили, взяв деньги без спроса, а потом потратив их только на себя. Он рассказывал, что нельзя быть настолько эгоистичными детьми, напоминал, что Бог учит людей заботиться о ближних и любить друг друга. Обеим девочкам хотелось, чтобы он быстрее отшлепал их и отпустил, чтобы можно было полежать и попытаться уснуть. Их сильно мутило. Но Павел продолжал лекцию. Наконец он спросил:

– Вы все поняли?

– Да! – с готовностью ответили дети.

– Тогда давайте помолимся, – как всегда сказал отец.

Света и Вита коротко сказали:

– Господи, прости, мы больше не будем так делать.

Отец закончил молитву и взял ремень. Он шлепнул по паре раз по мягкому месту обеих девочек и отпустил их в комнату. Теперь наконец можно было лечь. Тошнота так и не проходила и у обеих болело горло. В этот раз девочек можно было и не наказывать, они достаточно наказали себя сами, но отец не знал об этом. Одно он знал наверняка – такой поступок нельзя оставлять без наказания, иначе он может закрепиться и сломать жизнь его детям.

Глава 9

Подобное наказание было обычной практикой отца. Павел никогда не наказывал детей пока не объяснит им, за что именно будет наказание, и пока ребенок не согласится с тем, что это необходимо. Детям иногда было проще, если бы отец просто шлепнул ремнём и все – быстро и эффективно. Но Павел не мог наказывать, если не был убежден в том, что ребенок понял, что у отца действительно нет другого выбора. И после долгой беседы отец всегда молился с детьми и только после этого наказывал. Зато у детей был шанс показать, что они все поняли и без наказания, и тогда оно отменялось.

Сначала девочки ездили в музыкальную школу вдвоём, но позже к ним присоединилась третья сестра, которая тоже начала учиться играть на фортепиано.

Летом, когда в саду и огороде созревали фрукты и ягоды, дедушка не позволял детям заходить в его огород самостоятельно. Он мог пригласить детей к себе, сорвать что-то вкусное и угостить. Но рвать что-то самим детям было запрещено.

Однажды летом Света увидела, что у бабушки с дедушкой в саду созрели персики. Девочке очень хотелось вкусных плодов! Глядя на их желтые, иногда кажущиеся прозрачными на солнышке бока, девочка невольно проглатывала слюну. Но дедушка всегда был дома и не приглашал к себе, чтобы угостить. И это было очень грустно. И ждать приглашения совсем не хотелось.

Тогда Света задумала хитрость. Когда все собирались идти на служение в церковь, девочка притворилась, что у нее болит голова и не пошла в собрание. Когда из обоих домов все ушли на служение, Света осторожно открыла калитку и пошла в сад. Она уже предвкушала как сорвет персик и с наслаждением откусит сочный кусок. Девочка хотела нарвать побольше, чтобы поесть их вволю. Но дойти маленькая плутовка не смогла. Когда она смело шла по тропинке в сад, на нее вдруг напали осы. Они больно жалили ребенка. Света со всех ног побежала на улицу, отмахиваясь от злых ос. Так она и осталась без персиков.

Но когда обе семьи вернулись из церкви, маленькую сладкоежку еще и отругали. Наказывать Свету не стали, ведь осы справились с этой задачей и без родителей.

Каждую осень семья Лисициных выезжала в ущелье Туюк на неделю, собирать грибы. Там же в речке их мыли и засаливали в бочках. С раннего утра все шли собирать грибы, затем возвращались на стоянку и мыли грузди в речке. Павел сделал «заводь», отгородив ее камнями. Вода протекала между камней и была всегда чистой и проточной. Но грибы никуда не уплывали, оставаясь внутри.

Свете исполнилось десять лет и в ее обязанности входило не только собирать и мыть грибы, но и готовить обед на всех. В это время она уже хорошо умела готовить. В один из дней, Павел со старшей дочерью как всегда ушли в лес собирать грибы. Набрав довольно много, Павел пересыпал все дочери в рюкзак и сказал:

– Я пойду туда, в дальний лес. А ты возвращайся, чтобы успеть приготовить еду, когда все вернутся.

Света пошла вниз к стоянке, а Павел ушел вверх, дальше собирать грибы. Девочка не знала, как это произошло, но через время она поняла, что заблудилась. Света очень испугалась! Она шла одна по незнакомому лесу и не было ни одного человека вокруг, чтобы можно было спросить дорогу. Все тропинки в лесу казались совершенно одинаковыми и все были безлюдны.

Она попыталась свернуть в одну сторону – ничего не узнала. Затем пошла в другую, все тот же незнакомый лес. Света не выдержала и заплакала. Она была всего лишь десятилетней девочкой заблудившейся в огромном лесу.

– Господи! – Начала молиться Света, – я знаю, что Ты все знаешь. И Ты можешь как-нибудь показать мне дорогу к нашей машине! Я совсем не знаю, куда мне идти? Я не всегда бываю послушной и иногда обижаю младших и Ты не должен мне помогать. Но я прошу Тебя, чтобы Ты все-таки помог мне, по милости. В Библии же написано, что Ты любишь миловать. И это так хорошо для меня, потому что мне сейчас очень нужно, чтобы Ты сильно любил миловать, особенно детей!

Она помнила место из Библии, которое учила : «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления… не вечно гневается Он, потому что любит миловать»2.

Девочка шептала свою молитву не останавливаясь. Она шла с рюкзаком, полным грибов, молилась и плакала. Вдруг среди стволов Света увидела палатку в окружении ульев с пчелами. Она даже забыла о том, что пчелы могут укусить ее, и почти бегом направилась к палатке.

Навстречу Свете вышла супружеская пара средних лет. Увидев заплаканную девочку, они спросили:

– Что случилось, малышка?

– Я заблудилась! – призналась Света, забыв обидеться за то, что ее назвали малышкой.

Ведь она считала себя почти взрослой. Девочка была старшей из семи детей и в другое время поспорила бы с тем, кто рискнул назвать ее малышкой. Но сейчас она была согласна на все. Да и пасечники казались ей стариками, а старики разве что-то могут понимать в настоящем возрасте детей? Мужчина и женщина расспросили девочку, с кем и когда она приехала и поняли, откуда она.

– Ты иди вот по этой дороге вниз, – показала они. – А там скоро ты узнаешь место, где стоит ваша машина.

Несмотря на вес рюкзака с грибами и прежнюю усталость, Света со всех ног побежала по дороге вниз. Она бежала до тех пор, пока не стала узнавать окружающую местность. Девочка на всю жизнь запомнила, что пасечники, указавшие ей дорогу появились после ее молитвы к Богу. И она никогда не забывала место из Библии, что Господь любит миловать и поэтому старалась тоже научиться быть милостивой к людям, потому что также помнила место: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его»3.

Когда Света однажды перепутала и сказала: «С лукавым – лукаво», отец уточнил:

– Дочь, ты не верно цитируешь. Бог не поступает лукаво, даже с лукавым. Но Он поступает «по лукавству его». То есть Бог просто не отвечает на молитвы, в которых есть лукавство. Поэтому очень важно быть искренней, когда ты молишься.

И сейчас, спеша к месту стоянки, Света искренне благодарила Бога за то, что Он оказал милость и ответил на ее искреннюю молитву.

Стресс, пережитый Светой в детстве оставил след в ее душе на всю жизнь. Даже взрослой она никогда не ходила по лесу в одиночестве. Но в тот день она вернулась на стоянку и успела приготовить пищу для сестер и отца, которые собирали грибы. Мама с самыми маленькими ожидала их дома. Пока в семье были маленькие дети, она не могла поехать с мужем и старшими детьми на заготовки, ведь малышам лучше было оставаться дома.

Все собранные грибы высыпали в запруду горной речки, сделанную Павлом. Затем девочки щетками должны были отмывать грузди и складывать в ведро. После этого их перекладывали в бочки, заливая соленым рассолом.

Девочкам совсем не хотелось мыть грибы в холодной воде. Они промывали крупные, которые создавали наибольший объём, а мелочь отпускали вниз по речке, не понимая, что именно мелкие грибы при засолке наиболее вкусны, и не задумываясь также, что они уже потратили время и силы на то, чтобы собрать эти грибы и принести их из леса. Но они были всего лишь детьми, которым совсем не хотелось работать. Девочки с удовольствием лишь играли вечером, когда вся работа была закончена.

Света всю жизнь боялась змей. Это был даже не обычный страх. Она до паники пугалась встречая что-то лишь отдаленно напоминающее змею. И все, кто обычно ездил с семьей Лисициных на заготовку грибов, хорошо знали об этом. Никто не знал почему, Свете они всегда попадались. Каким-то непостижимым образом Света и змеи всегда находили друг друга, и девочка каждый раз сильно пугалась.

В одну из очередных поездок, с Лисициными поехала одна знакомая женщина. В это время четвертый ребенок семьи, Сережа, был уже достаточно большим, чтобы тоже поехать на заготовки. Отойдя немного от места стоянки, Света увидела змею и сильно испугалась.

– Пап! Там змея! – побледневшими губами почти прошептала она.

– Где? – поинтересовался отец.

– Там, на тропинке! – указала девочка.

– Да нет там никакой змеи! – отмахнулась женщина. – Выдумываешь ты все! Здесь нет змей! – категорично заявила она.

Павел пошел в сторону, куда указала дочь и действительно обнаружил гадюку. Мужчина знал, что нельзя оставлять змею там, где бегают дети и убил ее, отбросив подальше от стоянки. Но Сережа обиделся за старшую сестру. Ему не понравилось, что по сути женщина назвала Свету лгуньей, хотя и не произнесла этого вслух, и мальчик решил отомстить обидчице. Он взял мертвую змею и повесил на ветку рядом с тропинкой, ведущей к речке. Довольно скоро попутчица направилась мыть свои грибы. Дети знали о проделке и молча приготовились.

Через минуту от тропы, ведущей к запруде раздался истошный вопль! Как выяснилось, женщина не меньше Светы боялась змей. И увидев висящую на ветке гадюку подняла шум на весь лес.

– Светка, ты отмщена, – тихо шепнул мальчик, пока отец побежал выручать их спутницу из беды.

Когда Павел увидел, мертвую змею, он отнес ее как можно дальше и выбросил там. Никто из детей не признался в том, что сделал, и к счастью на стоянке были не только Лисицины. Их отец подумал, что кто-то из соседей сыграл злую шутку.


****

В доме, где жила семья летом почти никогда не было воды. Ее приходилось привозить за несколько кварталов. Павел соорудил тележку, на которую крепилась фляга, поэтому Вера или дети могли сами привезти воду домой, пока он был на работе.

Однажды утром Вера попросила детей:

– Привезите мне флягу воды, мне нужно постирать.

Девочки привычно поставили пустую флягу на тележку и поехали к колонке. Они уже привыкли возить воду, и не считали эту работу чем-то особенным. Девочки подкатили тележку под трубу колонки, накачали воды полную флягу. Назад было намного труднее катить. Света тянула за веревку, пригибаясь к земле и глядя на дорогу перед собой, а Вита толкала поклажу сзади. Наконец девочки довезли воду до дома соседей.

Поравнявшись с домом соседей, Вита воскликнула:

– Света, мне кажется, что у них сено горит!

Света подняла голову и закричала:

– Пожар! Там сено горит!

Девочки закричали, громко стуча в калитку соседей. Из дома выбежал отец семейства. Он сразу бросился к сеновалу. Из дома Лисициных прибежала Вера.

– Воды! – крикнул мужчина. – У нас в доме только в чайнике есть!

– Вот! – поспешила Вера. Она уже несла пустое ведро. – Дети только что флягу привезли!

Соседи-азербайджанцы держали баранов и у них в это время уже было заготовлено сено и огонь возник на их сеновале. Мужчина быстро налил ведро воды, и побежал заливать огонь. Прибежали другие соседи. Воды почти ни у кого не оказалось. Все принесли понемногу. Но зато теперь была посуда для того, чтобы набирать ее из фляги. Огонь быстро потушили.

– Если бы не ваша вода, девчонки, – обратился сосед к девочкам, – сгорел бы наш сеновал, да и ваш сарай тоже! – Спасибо вам за воду!

– У нас в сарае две бочки с бензином стоят, – ужаснулась Вера, обратившись к дочерям, – если бы не ваша вода, то и нашего дома бы не было! Ведь у нас сарай вплотную к дому прилегает.

Потушив огонь, сосед стал разбираться в причинах его возникновения. Мужчина расспросил детей. Кто где был в момент возникновения пожара.

– Асиф от сарая бежал, – сообщил старший сын, указывая на младшего.

– Подойди, Асиф, – строго приказал отец, – что ты там делал? – отец ловко прохлопал карманы пятилетнего мальчишки и оттуда раздался предательский звук неполного коробка спичек.

– Я просто хотел поиграть, – испуганно всхлипнул мальчик.

– Ты мог оставить всех нас без домов! – гневно крикнул отец, отвесив сыну подзатыльник.

Возможно мальчику досталось бы больше, если бы в это время к воротам не подъехала пожарная машина. К счастью огонь был давно потушен и пожарники только расспросили, что произошло, узнав, что вызов не был ложным, но люди сами справились с огнем. Облегченно вздохнув, пожарные уехали.

– Слава Богу, что вы привезли воду! – облегченно вздохнула Вера, – если бы не эта фляга, мы точно остались бы без дома! Бензин бы обязательно взорвался, а у нас дом совсем близко к сараю, – с облегчением повторила она.

Девочки, конечно, были рады, что нечаянно спасли свой дом и соседский, но за водой им пришлось идти еще раз.


Глава 10

Каждый год детей отправляли в пионерский лагерь. Они ненавидели ездить в него и соглашались делать любую работу, только бы не уезжать из дома. Но Павел считал, что для детей все же будет правильно отдохнуть в лагере и пообщаться со сверстниками. Ведь дома им всегда приходилось много работать.

Девочки очень скучали по дому, и ни разу не пробыли в лагере полную смену, которая длилась целый месяц. Однажды они вернулись из лагеря раньше времени и мать, увидев детей с короткими стрижками, охнула:

– Что с вашими косами?!

– Нам сказали, что так будет лучше, – бойко ответили девочки.

Выяснилось, что девочки в общем бассейне «подцепили» от кого-то вшей и воспитатель решила сначала постричь их, а уж потом отправлять домой.

Для того, чтобы детей пустили в лагерь, они обязаны были пройти медицинскую комиссию. Кроме общих анализов их всегда проверяли на педикулёз (наличие вшей). Кроме того, в момент, когда дети выходили из автобусов, их еще раз проверяли на педикулёз. И все же кто-то «привез» вшей в лагерь ,и через общий бассейн заразил детей. А так как у девочек были длинные волосы, воспитатель обрезала им косы, сказав, что так будет лучше. То есть проще выводить вшей.

– Если когда-то у меня будут дети, я никогда не стану отправлять их в лагерь! – категорично заявила Вита, возвращаясь домой, – ненавижу пионерский лагерь!

Света Лисицина и Толик Белкин познакомились в пионерском лагере, когда в очередной раз родители Толика купили путевку для кого-то из братьев мальчика, но брат не выдержал целый месяц «ссылки» и стал проситься домой. Тогда родители отправили Толика «отбывать оставшийся срок» за брата. Мальчик тоже не любил лагерь, но не мог сказать родителям «нет», и молча поехал в него, затем терпеливо ожидал окончания смены. Он не запомнил знакомство со Светой и Витой, потому что ничем не интересовался в лагере. Нередко он просто лежал на траве и ждал, когда еще один день пребывания в лагере закончится.

Толик тоже согласен был работать дома, только бы не оставаться в лагере. Конечно, в конце лета на огороде было намного меньше работы, ведь теплицы уже не нужно было открывать и закрывать. Но он считал себя обязанным прожить в лагере до конца смены, раз уж родители потратились на путёвку и приказали ему быть там.

Дети на всю жизнь запомнили песенку, сочиненную в пионерлагере, на мотив песни «Остров невезения», исполненный в фильме «Бриллиантовая рука» Андреем Мироновым:

«Лагерь «Орбита» в Тургене где-то есть

Весь покрытый зеленью абсолютно весь

Там живут несчастные из Алма-Аты

На лицо ужасные, добрые внутри

На лицо ужасные, добрые внутри

Там живут несчастные из Алма-Аты

Что б, они не делали не идут дела

Видно в понедельник их мама родила.

Видно в понедельник их мама родила.

Что б, они не делали не идут дела.

Для Светы и Виты Лисициных день возвращения домой, был всегда намного счастливее того момента, когда их отправляли на отдых.

Толик Белкин также мечтал об окончании смены в пионерском лагере, как заключенные мечтали о свободе. Пионерский лагерь для детей обеих семей запомнился не с самой лучшей стороны.


****

Для девочек Лисициных очень увлекательным и приятным летним моментом была поездка на дачу. У Павла не было времени работать на участке на горе, который принадлежал семье. Дачный участок был очень неудобным. Он располагался на крутом склоне горы в ущелье, называемом «Широкая щель».

Если кто-то ронял ведро вверху, рядом с домиком, который построил Павел у самой дороги, то поднять его с земли можно было только у противоположного забора, внизу.

Павел на работе получил право недорого приобрести этот участок и выкупил его.

Он посадил на нем сад, и кусты ягоды, чтобы не нужно было часто приезжать на дачу. Ведь мужчина работал на производстве, заботился о семье, а Вера была занята с малышами.

Летняя поездка на дачу всегда была славным приключением. Павел отвозил старших дочерей на участок перед тем как уезжал на работу, и оставлял их там на весь день. Девочки должны были собрать на участке ягоду, чтобы мама дома могла сварить варенье на зиму.

Уезжая, и оставляя детей на даче, отец обычно напоминал:

– Сейчас прохладно. Лучше соберите ягоду с утра. А то потом на солнце работать будет намного труднее. А так, вы сейчас соберете, а потом спокойно можете сидеть в доме и заниматься чем хотите, пока я за вами приеду.

Как только отец уезжал, Вита говорила

– Я буду убирать в домике, а вы собирайте. – Она не любила работать на солнце и жаре.

– А почему всегда ты? – Возмущались сёстры.

– Потому что я чисто убираю, – отвечала девочка.

– Мы убираем нисколько не хуже тебя! – Не сдавалась Катя, третья сестра, тогда как Света обычно не спорила. Она уступала младшим.

– А ты убираешься хуже всех нас, так что я старше и я сказала, что буду делать уборку, – заметив, что Света «устранилась» из спора, победно заявила Вита.

– Но я же маленькая! – обиделась Катя.

– Вот поэтому иди и собирай вишню. Там без разницы, какая ты, маленькая или большая! Маленьким даже лучше, можно на дерево залезть и ветка не сломается, – закончила Вита, и Катя вынуждена была отступить.

Но все же девочки не спешили в сад. Они спокойно играли в доме, занимались своими делами, и только когда понимали, что скоро за ними приедет отец, бежали собирать ягоду. И поэтому к возвращению отца они выглядели достаточно уставшими, чтобы он не ругал их, даже если ягоды было собрано не так много.

Проблема заключалась в том, что если кто-то из сестёр ронял чашку или ведро с ягодой, она рассыпалась полностью, разлетаясь во все стороны из прыгающего по кочкам ведра. И тогда приходилось собирать ее заново, теперь уже с земли.

Наряду с житейскими заботами и переживаниями, Павел искренне старался участвовать в различных служениях в церкви. Ему нравилось петь. Но однажды братья предложили ему выучиться на дирижера.

Загрузка...