Книга Бе-Решит

Бе-Решит (В начале сотворения)

Мое скромное исследование – дань благодарности Любавичскому Ребе, который приучил меня (и еще многих) не только прочитывать каждую неделю фрагменты Торы, но и осознавать многоплановость глубоких комментариев и применять в своей жизни указания Торы. А романтизм, присущий моему стилю изложения, – это просто моя любовь к изящной русской словесности. Я взяла избранные главы пятикнижия Моисеева и попыталась припомнить все изученное из комментариев на текст.

Итак, Бе-Решит.

Это – первая глава той знаменитой книги, которую обычно называют книгой Бытия. Надо заметить, что мы обычно встречаем субботу этой главы, Бе-Решит, какой-то растерянной суматошной радостью. Мы только что приехали откуда-то, с чемоданами, с подарками, полные впечатлений праздника Суккот (Кущей), встречи с родными, вошли в соскучившийся по нам дом, быстро сготовили на шабат, в воздухе – как правило – пахнет первым израильским дождем… и вдруг утром нас накрывает сознание: Началась Тора, началось творение мира! Именно сегодня!

И ты встаешь как в полусне, не веря сам себе, смотришь на шамировское издание Торы со знакомыми буковками иврита и русского, и точно – В начале сотворения неба и земли… земля была пуста и безвидна… и дух Б-жий витал над водами… (комментарий – то был дух Мошиаха) А дальше – больше появляются два вида вод, некая вода-изгнанница уходит вниз земного шара, залегает под сушу, а вода-счастливица поднимается в высшие сферы (отсюда название небес – Шамаим, шам маим, в переводе – «Там – вода») Некий огонь, вернее даже – ОГНЬ, таинственная стихия, внутри которой находится Чернота и отсутствие свечения и отвутствие теплоты. Вот так парадокс. Мрак и морок – таков внутренний корень явления, называемого огонь. А на иврите – еще загадочнее: Эш. Не правда ли, само слово шипит и плавится? А корень этого пламенного слова порождает двоих – Иш и Иша. Мужчина, Женщина. Огонь – это то, что между ними. Но это будет потом, а пока Иш и Иша еще не вышли на арену. А где же они сейчас? Пока тут действуют только стихии. Уже есть Руах (какое завывающее слово!!!), это – ветер. Уже есть мелодичное Маим и Шамаим (вода и Небо). Шелковистое «Дэшэ» – «трава» – и от нее еще глаголы в разных временах, тоже шелковистые на ощупь глаголы – Земля (Арец) должна произрастить траву, Земля (Арец) покроется травой. Сразу представляешь себе эту скромную послушную Арец, которая прелестно покрывается травой и даже от старательности перевыполняет приказ – она взращивает такие деревья, которые можно просто есть с любого места, можно есть ствол, например, можно есть ветки…

Арец – слово, родственное «рацон» – желание. Земля желаний, не путать с одноименным трамваем.

Итак, земля желаний выполняет желания Творца и трудолюбиво поставляет все немыслимые виды скота и пресмыкающихся и диких зверей, а до этого было еще назначение светил на их должности (в среду) и воскишение воды видами живых существ, а по поводу огромных рыб отдельно сказано – Б-г сотворил их. Таким интенсивным был четверг… «И стало так», «И увидел, что это хорошо», «И был вечер и было утро» – эти обороты невероятно могущественны, в них столько силы, что тексту невозможно не поверить. Хотя текст не добивается нашей веры или одобрения. Текст вне нас, он не отсюда пришел, ему нет оценки.

Первый день был самым потрясающим воображение. Все взялось ниоткуда. Все стало в один единый неделимый миг.

От и до – все.

Потом оно стало развертываться, обретать временные и пространственные планы.

…Еврейская семья сидит за столом. Наступает суббота. И древний папа читает древние слова перед тем, как пить из древнего кубка священное вино – «И были завершены небеса, и земля, и все воинства их. И завершил Б-г в день седьмой работу свою… и благословил Б-г день седьмой и освятил его, ибо тогда прекратил Б-г всю работу, которую Он себе сотворил». И так дети впитывают на деле все то, что изучали в ту неделю в школе и в саду – Свет и ТЬма, Мужчина и Женщина, Птицы и Рыбы, и вот почему – Мы не рабы! Рабы не мы! (Мама мыла раму).

Это – правильное воспитание.


Змей был по сути Говорящим Злом


Сделаем тут маленькое отступление…

Дорогие друзья!

Мы с вами начали годичный цикл изучения еврейской аутентичной Библии, или Торы. Давайте продолжим наши занятия, ведь это очень интересно – прослеживать за течением человеческой истории, да еще через призму мудрости Самого Создателя! Смотрите, как много новых слов и понятий мы при этом усваиваем даже с точки зрения лингвистической. Мы изучаем глубины Торы…

Итак, мы увидели то, как возникали элементы мироздания, как тьма распалась на тьму обыкновенную и тьму духовную (кстати, на иврите второй вид тьмы обозначается словом тума). Мы осознали, что солнце и луна вышли на авансцену истории лишь в среду – в 4-й День Творения. А тьма и свет (иной, духовной природы явления) знаменовали день первый. Луна, кстати, была первой феминисткой и сразу начала бороться за свои права. Она заявила, что негоже двум королям носить один и тот же венец на двоих! Поскольку она так сказала, то Творец сразу же ей ответил – «Ты недовольна статусом-кво, так вот тебе и придется уменьшиться». И она получила количественное и и качественное сокращение. Во-первых, она стала маленькой, а во-вторых, свет ее стал не собственным, а отраженным.

Вот так обстояло дело с луной, прообразом женщины, жены, фемины. В конце же Дней она станет снова равна солнцу, отсюда и удивительные перемены, которые мы видим уже сейчас: женщины больше не зависят от мужчин финансово, могут получать практически любое образование, решают многие вопросы сами, причем и за себя, и за «того парня». То есть луна близка к тому, чтобы засиять снова своим первозданным светом.

Еще мы с вами изучали тему понедельника, то есть Дня второго. Оказывается, «видно в понедельник его мама родила» – высказывание, отражающее понимание тайн Торы! Дело в том, что в понедельник Всевышний не произнес «Это хорошо», зато во вторник дважды сказано, что Он увидел, – «Это хорошо».

В понедельник имело место разделение вод. Верхние воды ушли ввысь – Шамаим и Маим, помните? Небеса и воды. А нижняя вода пошла в земные водоемы. Суша утвердилась над водой. Континенты были тогда еще соединены между собой, кругосветное путешествие можно было совершить пешком.

Только ходить еще было некому, люди не появились. Итак, понедельник принес плач нижних вод (они не хотели оставаться – наверно, знали, что лет через 5770 будет большая проблема с загрязнением природы. Шутка…)

И понедельник не знаменовался завершением, а ведь конец – делу венец. Так или иначе, смысл понедельника – это именно редукция и разделение (Гвура, строгость, говоря языком каббалы).

Далее, мы рассмотрели с вами множество красивых еврейских (а на тот момент – международных) слов. Арец, например. Не отсюда ли немецкое слово Erde и английское Earth.

Любопытно! Потрясающе красиво слово Руах – Ветер или Дух. Практически все слова в предложениях имеют ту же семантику, что и в современном иврите, что вызывает у читателя смутное подозрение в собственной гениальности: ведь он читает и ПОНИМАЕТ текст, пришедший из толщи веков, из мрака тысячелетий, из складок междувременья и междупространства! Кстати, Лев Толстой страстно любил иврит и приводил несколько примеров в «Войне и мире», где описывал искания Пьера. Даже начинающий изучать язык иврит способен читать Святое Писание и получать от этого искреннее удовольствие.

Но последуем дальше за Днями сотворения, чтобы снова погладить чудесную первую травку, по которой еще не бегали собачки, ошеломленно обозреть свежие доверчивые звезды (свиту Луны, звездный плащ, который она получила как компенсацию за свое снижение в должности) … А в четверг началась зоологическая акция, в ходе которой Землю стали населять чудные птицы и рыбы. Как сказано (не в Писании) – «Летят перелетные рыбы».

И воскишела Земля всеми этими удивительными творениями. Если представить все дни как пазль, детскую игру, то Левиафан – как раз в этом месте пазла. Левиафаниха тоже имелась, но ее засолили для будущей трапезы. Коснемся этой тайны лишь краешком. Левиафан – это сама любовь, от слова «леитлавот» – присоединиться душой, быть компаньоном. Это не просто гигантское существо.

Что ж, наступает первая в истории мира пятница, и выясняется, что дождя миру на этом этапе не полагалось: дождь пойдет как ответ на молитву первого человека, а его еще не создал Г-сподь. Поэтому есть только некий пар, некая роса Б-жья.

И вот, казалось бы! Так все хорошо было. Но понадобился человек. Мало того – еще и человечиха. Они были красивые и большие и светящиеся, а кроме того – умные и образованные. Ростом где-то метров под 50 и с чудесной кожей, которая вся отсвечивала (как ногти при свечах).

Адам – это слово распадается на «Домэ» – похож – на кого похож? На Б-га. То есть атрибуты Б-га спроецировались на Адама (этими параллелями занимается каббала). «Адама» – прах земной, почва. Преобладающий элемент, из которого тело слеплено – почва. Откуда взят комок земли? С горы Мория (которую сейчас ЮНЕСКО хочет забрать у евреев).

Но тогда этих проблем не было, но уже был, правда, змей. Нахаш. Шипящее слово, удивительный мистер Нахаш. Он был премудр и наг, ходил на двух лапах или ногах, чем-то напоминал министра и он был Говорящим Злом.

Его целью было – раскрыть ящик Пандоры, то есть сделать так, чтобы компактно хранимое мировое зло (которое было в состоянии потенциала) выпрыгнуло из своего футляра и рассеялось по всему свету, как зараза или радиация.

Адам ему в этом помогать отказался, а Хава (Ева) решила, что в его идее что-то есть. Адам не вкушал покамест никакого запретного плода, был чист и прекрасен.

Хава для того и понадобилась, видимо, чтобы дело дошло до греха. Без нее не дошло бы: между Змеем и Адамом была слишком большая дистанция, не было подключения, как если бы трасформатор отсутствовал и схема не могла сработать.

Хава – в силу своей производности от Адама – стояла дальше от Источника Эманации. Мать рождающая – таково ее предназначение. Она слушает речи Змея и понимает – Всевышнему будет больше радости от Его Творения, если мы втянемся в эту аферу с запретным плодом. Потому что тогда наше удаление от Него будет страшным, тотальным, процесс как бы выйдет из-под контроля сил добра вообще. И тогда победа над злом во всеобщем итоге будет действительно мощнейшим достижением.

Согласно хасидизму, так работала логика Хавы. Змей был подозрителен своими речами, конечно. Он призывал к греху. Но был вариант, что через это падение человечество испытает некий колоссальный взлет. Которого – может быть – не было бы в случае полного послушания. И вот Хава поддается влиянию Змея… а дальше все знают.

Глава завершается величественным перечислением детей и внуков Человека и его жены, а в мидрашах упомянуты также предметы, так сказать, интерьера, сотворенные накануне Субботы: колодец Мирьям и уста земли (разверзнуться им суждено после бунта Кораха), бесы, щипцы-самощипцованные (штамповка щипцов при наличии оных экс нигиле, из ничего) и еще ряд неопознанных и порой летающих объектов.

Шабат принес некоторое умиротворение подданным нового королевства, но сразу же по его окончании Адам и Хава со своими чадами были препровождены из Райского Сада в социум более низкого порядка.

До встречи в недельную главу, рассказывающую о Потопе, дорогой читатель. Ибо еврейский месяц, когда читается глава о Ное (Ноахе), так и называется – Месяц «кап-кап», он же «мар-хешван», и мы вот-вот окажемся во власти его очищающих стихий.

Ноах

В каждой главе Торы наша задача – отыскать что-то, что было бы актуальным для нас сейчас.

Игра слов, на которой строится обычно концепция Потопа как актуального для нас урока Торы, заключается в двойном значении понятия Тейва на иврите. Тейва – это и ковчег (Ноя), и – буква (Торы). И когда Б-г говорит Ною «Войди в ковчег», то это по сути призыв и к нам, ко всем поколениям: Если вокруг тебя бушуют воды страстей, если ты погряз в борьбе за существование, если тебе тяжело – войди в буквы Торы, там твое избавление.

Вообще не очень понятно, почему человечество, которым руководили старцы (внешне совсем нестарые) первых поколений, которые лично знали Адама и Хаву (Еву), чье происхождение было не совсем земным, столь резко скатилось до уровня, когда богами уже могло называться все, что шевелилось. Идолопоклонство пошло со времен Эноша, то есть оно пустило корни при внуках первого Человека.

Это подобно тому, как если бы человек дал, скажем, своим собакам имена своих родителей. (Таким сравнением воспользовались еврейские мудрецы, когда их расспрашивал на данную тему римский император). Конечно, можно сделать скидку на некое потемнение в мозгах, некое затмение разума, эдакий ранний Альцгеймер, и стоило ли на них обижаться? Ну, назвали богом некое существо или вещество, некую гору или каменное изваяние. Можно их извинить, они просто неточно выразились. Может, они имели в виду, что все есть Г-сподь, что Он есть везде. Пантеизм называется. За пантеизм положено убивать бедняжек?

Далее, некорректные половые связи.

Вот опять же, какая нетолерантная эта Тора! Ну, надоело людям и зверям испытывать конвенциональные блаженства, захотелось обновить арсенал брачных ощущений. Опять же, признали бы такие браки законными и делу конец. Часть бы вымерла сама собой вследствие бесплодности, а часть усыновила бы нормальных детенышей и воспитывала их.

Но почему-то у Всевышнего другие планы насчет этих тривиальных существ. Он решает, что ждать больше нельзя, и дает указания относительно быстрого свертывания наземной кампании и перехода на экстренные меры. На роль пророка и рупора Б-жественной нетолерантности избирается просветленный Ноах (Ной). Само его имя означает комфортность.

Как удивительно! Нон-конформизм, а не удобство и комфорт – таким должно быть его имя.

Он передает человечеству угрозы Творца, но человечество надеется на своих хороших адвокатов. Система правосудия уже давно подкуплена, правды нет. Все – левые, сама система стала левой. (Левое, кстати, от еврейского слова СЕРДЦЕ – Лэйв). Сердце недаром находится с левой стороны. Итак, все, что оправдывается изысканными сердечными излияниями и сверх-чувствительностью, возведено в ранг правящей морали. Всячески баловать и услаждать свои тонкие чувства, свое сердце – таков девиз поколения. ЛГТБ полностью лоббировало все звенья управления. Даже малых детей заставляют делать выбор в пользу отсутствия границ. Какая разница, мальчик ты или девочка??? Какая разница, чья это жена, кто пожелает, тому она и достанется… (Заметьте: в дальнейшем на этапе наказания – будет то же самое: вода и суша тоже смешаются, не будет границы, вода покроет все, то есть пойдет процесс воздаяния МЕРА ЗА МЕРУ).

Ноах – нон-конформист. Но почему же его зовут «комфортный»?

Потому что Всевышнему будет комфортно только когда вся мерзость будет либо исправлена на поведенческом уровне, через раскаяние, либо ее носители будут уничтожены (мерзость здесь не эмоциональное, а юридическое понятие, «ибо мерзость это» – таков статус некоторого рода преступлений, как бы ни пытались тогдашние и нынешние адвокаты стушевать остроту ситуации.

Итак, Всевышнему не все равно, с кем мы осуществляем свои отношения в плане брака. Хотя Ему понятно, что какой-то цимес должен же быть в нетривиальных и альтернативных связях, и наверное, в натуре человека и зверя изначально Им была заложена возможность уклонения. Инженерная мысль тут бессильна. Нельзя сказать, что раз Он такую возможность сотворил, заложил, то Он пустит все дальше на самотек.

Есть система «Анти-Дурак» и через пару поколений приходит расплата.

Безнаказанности не бывает. Система восстановит порядок.

Люди не поняли всего этого. Ноаху был ответом на его увещевания злорадный смех ЛГТБ-сообщества людей и зверей.

Он понял, что никому ничего не докажешь, и просто продолжал постройку ковчега.

Интересное кино!

Такой непопулярный, такой смешной старик (опять же внешне совсем не старый, ибо старость придет в мир позже) – он трудится и строит, а потом к нему приходят требуемые экземпляры всякой живности, поскольку в месяце Мар-Хешване начинается некоторое климатическое явление, приведшее к мировому Потопу.

Причем мы забыли упомянуть также разбой и коррупцию того поколения, которое обозначено в Торе словом ХАМАС. Не правда ли, значимое совпадение с Хамасом нынешним. И наполнилась земля Хамасом (разбоем), так пишет Тора.

Итак, 17 Хешвана пошел некий дождь. Просто выпали осадки. Еще можно было задуматься. Еще можно было остановиться.

Потом разверзлись хляби небесные и открылись источники (подземных) бездн, то есть вода пошла и сверху, и снизу, сопровождаемая струями небесного кипятка с кислотным содержанием, так что плодородный слой почвы был навсегда поврежден.

Прекратилась работа небесных светил, система была поставлена на «стэнд-бай».

Вспоминается почему-то чернобыльский луна-парк с застывшей каруселью, мертвые дома и спортплощадки.

Рыбе удалось уйти в глубинные слои океана и там затаиться. Все остальное постепенно погибло.


Работа небесных светил прекратилась.


Все высокие точки почвы, пики горных вершин стушевывались в хаотическом болезненном неровном освещении – но некому уже было на них смотреть. Некому уже было реагировать на случившееся, ставить лайки или делать сэлфи. Только одинокий великан по имени Ог был пощажен и сумел схватиться рукой за крышку ковчега. Снизу вода все прибывала, ему пришлось плыть вместе с ковчегом в кипятке, но он не погиб. Сто пятьдесят дней безмолвия, безветрия, безвременья и междумогилья НАЧАЛИСЬ. Все было кончено.

…Тихо сопела овечка в вонючем отсеке Ноева ковчега, тут же похрапывал голодный тигр.

Три сына Ноаха, его жена и трое невесток – все были заняты делом, готовя порции корма для всех обитателей ковчега. Наверху светилось подобие камня-самоцвета. Имелось три этажа – в первом были номера-люкс для человеческих особей и чертей, средний этаж отведен под всяческую живность, нижний – под мусор и складские помещения. Внешие стенки ковчега обмазаны огнеупорным и водостойким материалом.

Самое тяжелое – неизвестно, когда все закончится и можно будет выйти на волю. Да и чем, собственно, все завершится? Будет предоставлен новый глобус? Когда уже нога ступит вновь на твердую почву, легкие вдохнут чистый воздух, а над головой засияет небо?

Понятно, что при работе в экстремальном режиме всем было запрещено размножаться и вести совместную жизнь с супругами. Не послушались двое: Хам (тоже имечко подходящее – на иврите Хам означает горячий) и ворон.

Внутри ковчега были чудесные явления, но и природа брала свое. Однажды Ноах запоздал подать порцию льву, и тот ударил его лапой в грудь, отчего у последнего началось кровохарканье.

Осуществляя общий мониторинг ситуации, Ноах ждал того дня, когда ему скажет Г-сподь: «Выйди из ковчега».

И этот день настал.

И взошла радуга. Знак союза. Знак Завета. Знак того, что – «больше никогда».

Чем стала радуга и ее символика в наши с вами дни, не знает только ленивый.

На этой грустной ноте мы закончим наш репортаж о житии Ноаха.


А дальше мы опишем… Лехайм с сатаной, сцену-вступление к главе «Лех Леха». Сатан – это такой ангел, в принципе, тот же Змей, то же говорящее зло. Мы должны знать, что хасиды не говорят его имя прямо, а лишь намеком – Самех-Мем.


Когда Ноах отправлял на разведку ворона – высмотреть, подсохла ли земля вокруг и можно ли высаживать все семейство – ворон обиделся, что его таким образом «сливают» и просто уплывут дальше без него, в отместку за то, что он имел отношения с воронихой в ковчеге во время, когда весь мир вокруг корчился в судорогах и агонии. Ворон не доверял Ноаху и полагал, что Ноах также не доверяет ему. А вот голубка слетала дважды и вернулась наконец с доброй вестью, с оливковой веточкой в клюве.

Значит, кое-что уже растет, зеленеет, можно выходить, почва обнажилась!

Горькими были на вкус листочки оливкового деревца. Есть и на этот счет толкование: пусть мой заработок в жизни будет не сладким, но зато своим, отсюда идея – избегать попрошайничать и пользоваться чужим. Это мы учим от того голубя, что Ноах запускал.

А дальше – еще интереснее. Описано депрессивное состояние Ноаха, увидевшего испорченную почву, неполноценность ее ранее такого плодоносного слоя… Ноах был в такой печали, что к нему тут же подкатился Сатана (который почему-то избрал его своей жертвой и напарником по лехайму) и говорит: Сообразим на двоих!

Ноах возразил – нет вина, мол. Сатана (Самех-Мем) сразу направил его в складские помещения ковчега, где имелись образчики всех культур и в том числе виноградные саженцы. Он тут же воткнул саженец в землю, мгновенно было произведено вино и – Ноах стал пить. Пил он несколькими, так сказать, аккордами и на последнем этапе уже был похож на свинью (сначала был также орлом, львом, обезьяной). А его сын Хам как раз обозрел бескрайние пространства и прикинул в уме, что наследников у отца трое, и вдруг еще сыновья появятся? Поди знай! И как делить потом? И началась «борьба за раздел и передел мира», как писали советские учебники истории. Жилищный вопрос испортил не только москвичей.

Хам посмотрел на беззащитное положение отца, которого Сатана (Самех-Мем) так основательно напоил, и воспользовался тем, что никого рядом не было, взял да и оскопил предка. Еще он там кое-что сделал, но оставим это для жареных новостей уголовной хроники. А то вдруг нас дети читают.

Так или иначе – Шем и Яфет ужаснулись, быстро прикрыли наготу отца и понесли его в амбуланс. А Хам был теперь навеки проклят. Из его сынов вышли те самые ханаанские народы, которые населяли Землю Израиля (Землю Ханаанскую) до передачи ее в руки евреев.

Так что становится понятным, за что конкретно были прокляты потомки Хама и почему их земли отошли к более верным детям Ноаха.

Далее, Ноах декларирует принятие 7 заповедей (отыскать в Интернете, если вам интересно, какие это заповеди, совсем несложно), а еще до этого строит жертвенник Г-споду. Дальнейшие его странствия включают другую высокогорную точку – уже не Арарат, а… Цфат. В Цфате имеется пещера Шема и Эвера, то есть сына и внука Ноаха, через которых пошла основная ветвь традиции морали и духовности. Эта пещера пару раз обваливалась, но она существует и даже пригодна для посещения и сейчас. Ей 3 тысячи лет.

Мы примерно представляем себе, что происходило в течение последующих веков: народы плодились, множились, снова забывали Всевышнего, скармливали своих детей, а иногда и своих престарелых родителей идолам, например, ненасытному огненному Молоху, и вскоре наступило то же противостояние, что и прежде: один-единственный Аврам – против целой оравы непосвященных идиотов.

Они строили Вавилонскую башню, а он, сорокалетний, как раз проходил мимо. Он им крикнул, чтобы перестали доставать Всевышнего своим эксклюзивным небоскребом. Они в ответ насмешливо назвали его бесплодным мулом и посоветовали не вмешиваться в их великий проект.

Аврам более не настаивал, а между тем строители Вавилонской башни неожиданно испытали на себе некий эффект «сбоя в компьютере». В их головы зашел вирус. Они забыли единый язык и заболтали на множестве наречий. Один перестал понимать другого, что, как вы понимаете, при строительстве высотного объекта является критическим моментом.

– Давайте раствору! – кричали сверху.

– Вот вам еще кирпичики, – отвечали снизу.

– А сдались мне кирпичи? Мне раствору, вы издеваетесь, что ли? Получайте этим кирпичиком по голове! – орали верхние.

Представьте себе: в русском языке слово «дай» означает «give me», а на иврите то же самое будет переводиться как «Да хватит уже!!!», а на английском это вообще означает «умри (гад!)». То есть поводов для взаимонепонимания было достаточно.

Причем все совершилось мгновенно и безо всякого предупреждения. Народ начал драться. Это сейчас мы знаем умные выражения типа «когнитивный диссонанс», а тогда сразу в морду за такие издевательства давали. Башня загубила множество строителей, но новые лезли, как муравьи, они же не знали, что уже не имело смысла – все равно трос кто-нибудь обрежет и ведро с раствором на макушку выльет. Короче, пошел у них мордобой колоссальный, и долго еще не могли успокоиться, переживая внезапное забывание единого языка и видя, что о самых простых вещах уже договориться не могут.

Единственное племя, не забывшее пра-язык, было потомство Шема, сына Ноаха. Они и понесли дальше традицию. Но священный иврит был непопулярен. Как и заповеди. Особенно заповедь Единобожия.

В возрасте 75 лет молодый красивый месопотамец Аврам (тогда еще не АвраАм) и его супруга Сарай Нахоровна (в исторической перспективе будет просто Сарой) получили от Г-спода интересный клич и командировку-путевку: «Иди туда не ведомо куда». Они выразили согласие и пошли.

Но сначала нам необходимо познакомить читателя с деталями тяжелого детства нашего героя. «Деревянные игрушки», вот именно. Они самые.

Лех-Леха, или «Иди»

Авраам – это самое начало третьего тысячелетия от сотворения мира. Авраам был настолько дорог Всевышнему, что Ему пришлось иметь довольно неприятный разговор с Сатаной, одним из министров Б-жественной юстиции. Сатана сказал, что, если будет спущена в нижний мир душа Авраама, то ему нелегко будет удалять людей от Б-га (а именно такова его функция). Ему было отвечено, что его претензия принята, и что Авраам будет помещен в такую семью, которая не даст развиться ростку добра, что его душа будет погублена. Зачатие произойдет при обстоятельствах, которые несовместимы с чистотой. Ребенок наверняка выйдет испорченным! Его отец к тому же сам предаст его царю для казни и наказания. Услыхав такие сюжетные ходы, Сатана согласился.

Это похоже на игру в шахматы сильного с заведомо слабым, когда сильный убирает со своего поля пару фигур для баланса. Душа очень светлая – принесет в мир много света – темные силы требуют, чтобы был соблюден статус-кво – и обладателю особой души даются обстоятельства рождения и жизни очень темные.


Душа очень святая и светлая, а это темным силам – не нравится


И вот рождается Авраам. Царю Нимроду докладывают, что родился его потенциальный противник, и родителям приходится его прятать в подвале. Аврам увидел луну, солнце, небо – впервые, внезапно, когда его заключение кончилось (предположительно в 3 года). До этого он полагал, что еду ему спускает с потолка таинственная веревка, которой он по этой причине и поклонялся. Но вот он открывает для себя Солнце! Так вот кто заботился обо мне в подвале, – думает он. Ему было ясно, что благодарить нужно именно это горячее светило! Затем приходит вечер, и он понимает, что власть Солнца не вечна. Затем луну прогоняет облако, а его, в свою очередь, отталкивает предутренний ветер. Кто же из стихий сильнее, кто всем управляет, кто все создал? Мальчик начинает познавать мир… Между тем у его отца выгодный бизнес – продажа фигурок идолов народонаселению Месопотамии.

Аврам разбивает их, и отец передает его для казни царю Нимроду.

Царь приказывает бросить его в пылающую печь. Он выходит оттуда живым. Его брат, Аран, тогда тоже принимает решение провозгласить Единобожие. Он увидел, что это логично и выгодно – ведь Б-г спасает и прославляет тебя в ответ. Его бросили в печь, но чуда не случилось. Он сгорел.

В дальнейшем мы захотим проследить, каковы были Гилгулим отца и матери Аврама, а также его брата, Арана.

Вопрос: была ли в вашей жизни ситуация, когда вы выжидали – стоит ли проявить принципиальность? Окупается ли она? И в итоге проявляли ее, но было уже поздно? Победа была уже достигнута ЧУЖИМИ руками…

Вайера

В нашей недельной главе «Вайера» (И показался Г-сподь Аврааму) мы читаем удивительную историю, которая перекликается с фрагментом биографии известного лидера хасидизма Хабад (а именно, 5-го Ребе)

Слово «Вайера» переводится как «Явил себя» – имеется в виду раскрытие Всевышнего, который удостоил Авраама Своего визита. Когда мы читаем об этом посещении Всевышним больного и слабого после обрезания Авраама, то вряд ли начинаем задумываться, как это замечательно – заслужить такой визит. Реально ли, чтобы Всевышний удостоил и меня такого раскрытия?

Однако был такой мальчик дошкольного возраста, который при изучении этого фрагмента недельной главы почти заплакал: «Почему Всевышний не раскрывается и мне тоже?»

РАМБАМ ХАСИДИЗМА, Рабби Шолом Дов Бер, пятый Любавичский Ребе, родился 20 Хешвана 1860 года. Его дедушкой был не кто иной, как Цемах Цедек, р. Менахем-Мендел из Любавичей, и к нему-то мальчик поспешил из хейдера с вопросом: «Почему и мне не раскрывается Всевышний, как раскрылся Аврааму?»

Цемах Цедек был рад, что такой вопрос возник. Вопросы юных гениев вообще принято поощрять. Затем он ответил таким образом: «Когда еврей, праведник, достигнув столетнего возраста, делает себе обрезание, он заслуживает того, чтобы ему показался Всевышний».

В Беседах на эту тему нынешний Любавичский Ребе, Король Мошиах, объясняет для нас детали этого ответа, полученного мальчиком. Праведный еврей, казалось бы, мог бы сказать: «Для чего мне обрезание? Я и так достиг неплохого уровня в служении Б-гу». Он мог бы сослаться на свой возраст: мне, мол, уже сто лет, я очистил все 10 сил своей души по 1О раз и возвел их на ступень высшей цельности».

Тем не менее, Авраам ничего такого не говорит. Он совершает обрезание, совершенствует себя тем самым, будто он восьмидневный младенец, который только-только входит в союз с Б-гом.

Этот рассказ дошел до нас не случайно. Во-первых, лидеры хасидизма делают достоянием общественности только те фрагменты биографии, которые могут послужить к исправлению людей и принести пользу. Значит, в этом рассказе есть какие-то практические указания для нас. Во-вторых, эти указания уже фактически прозвучали в нашей заметке: мы должны буквально плакать и требовать, чтобы нам раскрылся Всевышний. А это означает, что мы должны требовать прихода Мошиаха, ибо тогда Б-г раскроется на явном уровне. Далее, мы должны не останавливаться на достигнутом, а быть готовыми к освоению новых вершин в изучении хасидизма и служении Создателю.

Этот фрагмент Торы всегда изучается нами в месяце Мар-Хешван, как раз тогда, когда мы приближаемся к дате рождения самого Ребе Рашаба. И это тоже символично. Таким образом, мы выполняем указание относительно того, что надо не просто читать недельную главу, а жить ею, связывать ее со своим человеческим и личностным опытом. Благодаря истории с маленьким Ребе Рашабом Авраам, ангелы и Всевышний становятся частью нашего «сайки», нашего психологического восприятия.

Когда Мошиах окончательно раскроется, мы поймем всю эту историю по-настоящему. Сейчас мы подобны слушающему звуки музыки или интересную лекцию сквозь шквал водопада. Что-то до нас доносится, но не очень внятно. С приходом же Мошиаха мы воскликнем: «А, так вот о чем шла речь!» Да будет так в самом скором времени, амен.


Б-г навещал Авраама в его шатре

Хайей Сара Жизнь Сары – Хайей Сара

Итак, Авраам и Сара сопровождали наши ноябрьские дни, дни первой осенней свежести, столь любимые Пушкиным. По поводу первых глав Торы лидеры хасидизма говаривали – глава «Бе-Решит начиналась хорошо, да окончилась грустно, глава «Ноах» начиналась плохо, да заканчивалась хорошо, а вот глава об Аврааме – «Лех Леха» – веселая, хорошая – от начала и до конца.

Но и глава «Жизнь Сары» очень возвышенная! Посмотрите сами. Вот идет Авраам приносить в жертву своего сына Ицхака, который родился у него на 100 году жизни… А в итоге – сына Г-сподь не стал забирать, в жертву был принесен баран. Но зато испытание на этом не окончилось, тут же умерла Сара, даже не успев узнать о замене Ицхака бараном.

Это – вещи возвышенные и грозные. Мы прочитываем текст о приношении Ицхака Авраамом каждое утро, в начале нашей утренней молитвы. Знаете, как тяжело просто даже читать этот фрагмент Торы? Мурашки по телу пробегают от ужаса при мысли о том, что всякий раз Авраам должен был отзываться на зов Г-спода радостно, как будто не подозревал никакого тяжелого требования. А ведь было от чего с ума сойти. Жертвовать своим любимым сыном, даже гипотетически, – это запредельный уровень верности и преданности Г-споду.

Загрузка...