Центральный аппарат Федерального казначейства и его территориальные органы (УФК) фиксируют нецелевое использование средств чаще, чем Счетная палата России.
Связано это с большим объёмом контрольных мероприятий и объектов контроля.
Такая тенденция приводит и к наличию обширной судебной практики, оспаривания нецелевого использования средств и требований представлений о возврате средств. О которых мы поговорим в следующих разделах настоящего пособия.
Практика Казначейства отличается тем, что внутри она анализируется. УФК обмениваются информацией, а центральный аппарат делает обзоры практик. В связи с чем примеры нарушений могут быстро распространятся в практике УФК.
Рассмотрим примеры нарушений 2020 – 2023 годов.
Нарушения во второй половине раздела приведены в редакции, которая написана проверяющими. Предлагаю вам при ознакомлении, попробовать проанализировать, какие части нарушения могут быть оспорены. Также будет полезным ознакомиться со «сложной», «громоздкой» структурой, когда с первого раза не понятно, в чем суть нарушения. Это будет полезно для получения практики подготовки замечаний на акт проверки.
Пример
Министерством не обеспечен целевой характер расходования бюджетных средств в сумме 12 000 000,00 рублей, направленных на приобретение здания фельдшерско-акушерского пункта вместо здания для организации в нем врачебной амбулатории, в результате чего население п. Кааламо оказалось лишено первичной врачебной медико-санитарной помощи
Пояснение автора: прямое нецелевое использование средств.
Пример
В нарушение п. 2.1, п. 3.3 государственного контакта, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п 1. Ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, п. 1 ст. 720, п. 1 ст. 743, ст. 758 Гражданского кодекса РФ Объектом контроля приняты к оплате работы, не соответствующие проектной документации, что привело к дополнительному расходованию средств на сумму 9 576 610,20 рублей.
Пояснение автора: прямое нецелевое использование средств.
Пример
Объектом контроля допущено нецелевое использование средств субсидии на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в рамках федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на сумму 2 876 606,94 рублей, выразившееся в приобретении дополнительных позиций спортивного оборудования из иных комплектов сверх перечня Комплекта № 2, приобретаемого в целях достижения результата использования субсидии для создания «умных» спортивных площадок.
Пояснение автора: исходя из нарушения, следует что оно может быть оспорено. Необходимо более детально изучение проекта, договора и соглашения о предоставлении средств.
Если был достигнут более лучший результат, то, возможно, оспаривание целевого использования средств.
Пример
Комитетом израсходованы средства субсидии в 2022 году на цели, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии на общую сумму 2 743 291,96 руб., а именно: устройство основания под искусственный газон S=1800 кв.м.; устройство футбольного поля . устройство тротуара, благоустройство территории «умной» спортивной площадки. Соглашение не предусматривало благоустройство по адресу, где было оно осуществлено.
Пояснение автора: исходя из нарушения, следует что оно может быть оспорено. Необходимо более детально изучение проекта, договора и соглашения о предоставлении средств.
Если был достигнут более лучший результат, то, возможно, оспаривание целевого использования средств.
Пример
УФК Амурской области в результате проверки выявлено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт), выразившееся в оплате работ по переносу опор освещения (демонтажные и монтажные работы) по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в сумме 283 997,00 рублей, относящихся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог и подлежащих отражению по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Постановлением УФК по Амурской области от 30.11.2020 № 23-19-20/2020-227.
Пояснение автора: в суде нарушение оспорено (№ А04-8981/2020).
Денежные средства в размере 283 997,00 рублей признаны использованными по целевому назначению, то у УФК по Амурской области отсутствовали основания для привлечения Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ.
Пример
Минсельхозпродом РД в 2019 году при отсутствии предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, предоставлены субсидии на возмещение части понесенных затрат на общую сумму 1 597 245 627,93 рублей (средства федерального бюджета – 1 519 201 205,12 рублей, средства республиканского бюджета – 78 044 422,81 рублей), что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств, в том числе по направлениям: соглашение от 08.02.2019 № 082-09-2019-085 (на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса) по кодам классификации расходов бюджетов 082 0405 25УВ355430 523): – субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на 1 тонну реализованного риса собственного производства – 98 333 804,00 рублей.
Пример
В нарушение пункта 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2(1) постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП, пунктов 2.2.2, 2.2.5 договора от 16.06.2015 № 0000060, пункта 3.1.7 договора от 05.02.2020 № 0000060 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлась субвенция из федерального бюджета бюджету города Москвы на оплату жилищно-коммунальных услуг, Учреждением в проверяемом периоде осуществлено расходование средств на предоставление ФКР г. Москвы субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов от предоставления скидки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, не находящегося в собственности граждан (инвалидов I и II групп), в общей сумме 514 864 852.53 рубля (в том числе: 2019 год – 295 465 852.92 рубля, в 2020 году – 219 398 999.61 рубля), а также на предоставление льготы в виде компенсационных выплат по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, не находящегося в собственности граждан (инвалидов I и II групп), в общей сумме 14 810 045,33 рубля (в том числе: 2019 год – 8 748 587,90 рубля, в 2020 году – 6 061 457,43 рубля).
Пример
Министерством за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) произведена оплата медицинского оборудования на общую сумму 141 346 311,68 рублей, не предусмотренного Соглашением, установившим перечень медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больных с онкологическими заболеваниями и плановое количество единиц приобретаемого медицинского оборудования, которым планировалось оснастить медицинские организации в период действия Соглашения от, в том числе, на сумму 88 705 398,71 рублей приобретено для медицинской организации – Государственного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница», которая не может являться получателем медицинского оборудования в силу пункта 1, 5 Правил от 30.12.2018 № 1772 и не является участником регионального проекта
Пример
Министерством за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт), произведена оплата медицинского оборудования: комплекс диагностический для ультразвуковых исследований экспертного класса с возможностью исследования брахиоцефальных сосудов, аорты, нижней полой вены, выполнения транскраниальных исследований, трансторакальной и чреспищеводной эхокардиографии в количестве 1 штука на сумму 14 725 597,56 рублей, функциональная кровать в количестве 3 штук на общую сумму 376 770,00 рублей, не предусмотренного региональным проектом и Соглашением, установившим перечень медицинских изделий и плановое количество единиц приобретаемого медицинского оборудования, которым планировалось оснастить медицинские организации в период действия Соглашения.
Пример
В 2017 году допущено нецелевое использование средств субсидии, выделенных КГАУ «Лесопожарный центр» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет федеральных средств субвенции на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (сибирского шелкопряда) в общей сумме 124 162 267,16 руб. (оплачены товарно-материальные ценности на сумму 14 499 742,75 руб., услуги связи, коммунальные услуги, выполненные работы (услуги) по содержанию имущества, оказанные прочие работы (услуги) в сумме 5 873 458,99 руб., выплачена заработная плата сотрудникам пожарно-химических станций и авиаотделений в сумме 75 958 760,27 руб., заработная плата сотрудникам КГАУ «Лесопожарный центр» в сумме 879 327,35 руб., перечислены взносы во внебюджетные фонды в сумме 26 950 977,80 руб., не предусмотренные Обоснованием от 20.04.2017), ответственность за которое несет министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Пример
В 2020 году МКУ «ГДСР» приняло и оплатило выполненные ЗАО «Дорожно-строительное предприятие» работы по капитальному ремонту трамвайных путей по объекту «Капитальный ремонт ул. Киевская от проспекта Калинина (включая перекресток) до дома № 4», которые не отнесены к конструктивным элементам автомобильных дорог и дорожным сооружениям и не предусмотрены классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на общую сумму 50 770 171,20 рублей из них за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 25 385 085,60 рублей, чем допустило нецелевое использование бюджетных средств.
Пример
Управлением по делам молодежи и спорта города Севастополя в 2020 году оплачены строительно-монтажные работы на общую сумму 24 908 370,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 23 662 951,50 рублей, что, согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Оплата расходов осуществлялась по КВР 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», в то время, как оплата расходов на закупку спортивного оборудования должна осуществляться по КВР "244 Прочая закупка товаров, работ и услуг", согласно приказу Минфина России от 06.06.2019 № 85н департаментом средства дотации направлены на возмещение ранее произведенных расходов по перечислению субсидии за счет средств краевого бюджета на финансовое обеспечение и возмещение затрат, связанных с приобретением мазута в ноябре-декабре 2017 года
Пример
Министерством за счет средств, источником которых являются средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) произведены выплаты в общей сумме 17 345 372,90 рублей гражданам, признание жилых помещений которых утраченными и поврежденными не состоят в причинно-следственной связи с паводком, в том числе в сумме 4 687 922,90 рублей по утрате жилого помещения, в сумме 12 657 450,00 рублей по поврежденным жилым помещениям.
Пример
В 2020 году в рамках объекта: «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» за счет средств субсидии, предоставленной по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры при реализации проектов по развитию территорий приняты и оплачены работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкая, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющиеся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениям коммунального хозяйства), отсутствующим в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П и в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 01.02.2016 № 224-П, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств в общей сумме 14 057 398,80 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 13 341 183,95 руб.
Пример
В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункта 1.1. Соглашения Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя осуществлен расход средств на цели, не предусмотренные Соглашением от 20.11.2017 № ФДА48/91-с-2, а именно: оплачены расходы на разработку проектной документации стадии Р (рабочая документация) в общей сумме 10 225 161,92 рублей, в том числе в рамках государственных контрактов от 18.12.2017 № 91 «Капитальный ремонт а/д 67 Н-161 «ул. Корчагина», от 14.12.2017 № 86 «Капитальный ремонт а/д 67 Н-333 «ул. Новороссийская», от 19.12.2017 № 92 «Капитальный ремонт а/д 67 Н-200 «ул. Рыбацкий причал», что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Пример
МКУ ДЭС г. Кирово-Чепецка по муниципальному контракту от 13.04.2020 № 0340200003320002738001 за счет средств субсидии, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы, по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) приняты и оплачены работы по капитальному ремонту проезжей части автодороги по ул. Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная) (ремонт проезжей части, нанесение разметки, установка дорожных знаков), входящей в действующую сеть автомобильных дорог общего пользования местного значения, в общей сумме 9 431 968,00 руб., в том числе: средства федерального бюджета – 8 870 765,90 руб., средства областного бюджета – 89 603,70 руб., средства местного бюджета – 471 598,40 руб., не предусмотренные пунктом 2 Правил № 1710, что в свою очередь в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Пример
В 2020 году Министерством здравоохранения Кировской области за счет субсидии, выделенных из федерального бюджета по разделу/подразделу 09 02 «Амбулаторная помощь» на приобретение лекарственных препаратов пациентам высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении в размере 8 551 034,08 руб. (средства федерального бюджета – 8 465 523,74 руб.) при наличии лекарственных препаратов на складах аптечных организаций и Аптечного склада израсходованы по разделу/подразделу 09 09 «Другие вопросы в области здравоохранения» на возмещение части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров аптечным организациям, осуществляющих продажу лекарственных препаратов пациентам ССЗ, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Пример
В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 1 Правил № 32, пункта 6.1.1 Соглашения от 07.02.2019 № 777-08-2019-076 субъектом Российской Федерации «Калининградская область», в лице уполномоченного органа Министерства спорта Калининградской области, в 2019 году не обеспечено использование средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, на создание малых спортивных площадок, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии с ГТО, а именно приобретено спортивно-технологическое оборудование на сумму 4 811 200,00 рублей (из них за счет средств федерального бюджета на сумму 3 704 600,00 рублей, средств областного бюджета на сумму 1 106 600,00 рублей) для муниципальных учреждений (МАОУ СОШ № 10, МАУ «Молодежный центр» и МАОУ СОШ № 24), которые не были отнесены к местам тестирования по выполнению нормативов испытаний ГТО на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» в 2019 году.