«Реализм авангарда» (фрагмент из диалога Геннадия Айги и Сергея Бирюкова). Впервые: Вопросы литературы. 1991. № 6. С. 3–15. Цит. по: Айги. Г. Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи / Сост. Г. Айги и А. Мирзаева. СПб.: Лимбус Пресс, 2001. С. 284.
Гусман Б. Елена Гуро // 100 поэтов. Литературные портреты. Тверь, 1923. С. 80.
Другая сестра – Екатерина (псевдоним Низен; 1874–1972). Сестры были очень близки. М. Матюшин вспоминал: «Они были связаны большой дружбой до самого конца жизни Елены Гуро. Беседуя, они понимали друг друга на “лету”» (Матюшин М. Русские кубофутуристы. Предисловие, редакция и комментарии Н. Харджиева // Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2 т. М.: RA, 1997. Том 1. С. 154–155; далее – Матюшин-1997). Катя писала прозу (ее рассказы публиковались в футуристических сб. «Садок судей» и «Садок судей II»), занималась переводом (кн. А. Глеза и. Ж. Метценже «О кубизме»
Сведения из обстоятельной статьи псковского краеведа Алексея Федорова: https://vk.com/@pskovkraeved-u-nas-ne-dva-velikih-russkih-poeta-zhenschiny-ahmatova-i-cve.
В ряде источников неверно указывается, что М. Б. Чистяков был издателем «Детского журнала», первого регулярного издания для детей в России. На самом деле его основал Н. И. Новиков (1744–1818), известный русский журналист, просветитель, издатель. Полное название журнала – «Детское чтение для сердца и разума». Он выходил с 1785 по 1789 г. в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям». А Чистяков в 1851–1860 гг. выпускал «Журнал для детей», который, как отмечал «Русский биографический словарь» А. А. Половцова, «явился вторым солидным журналом после новиковского “Детского чтения”».
Матюшин-1997. С. 152.
Общество поощрения художеств (ОПХ) с 1882 г. носило название Императорское ОПХ. Существовало с 1820 г. С 1870 г. располагалось в бывшем обер-полицмейстерском доме на Большой Морской улице, № 38. В феврале 1930 г. Общество было упразднено как «несоответствующее духу времени».
Матюшин М. Воспоминания футуриста // Волга, № 9–10, 1994. С. 84–85 (далее – Матюшин-1994). См. также: Матюшин М. Творческий путь художника. Коломна: Музей Органической Культуры, 2011. С. 63–64 (далее – Матюшин-2011).
Новый журнал, Н-Й.,1945, № 11. С. 282–283; то же – см.: Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С. 354. При жизни Гуро были изданы две ее книги: Шарманка (1909. Пьесы, стихи, проза) с иллюстрациями автора и тремя рисунками Н. Любавиной и Осенний сон (1912. Пьеса, несколько стихотворений и прозаических миниатюр) с четырьмя авторскими рисунками и посвящением «Памяти моего незабвенного единственного сына В. В. Нотенберг».
Дом на Песочной становится настоящим центром русского авангарда. Здесь часто бывают В. Маяковский, В. Каменский, братья Д., В. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, К. Малевич, П. Филонов и др. В декабре 2006 г. в этом доме открыли Музей петербургского авангарда (Музей Матюшина). Более подробно о М. И. Матюшине, истории Дома и Музея см.: Мезерин Ю. В. Михаил Матюшин. 1861–1934. СПб.: ГМИСПб., 2005; Домик на Песочной. СПб.: ГМИСПб., 2006.
Санд Ж. Бабушкины сказки / Пер. с франц. Н. Кранихфельд. С рис. Е. Г. Гуро. Харьков: Н. Кранихфельд, 1905 (типо-литогр. И. А. Цедербаум). Надежда Осиповна Кранихфельд (урожд. Цедербаум, 1875–1923) – революционерка, социал-демократка; дочь И. А. Цедербаума и сестра Ю. О. Цедербаума (известного меньшевика Л. Мартова); переводчица с немецкого и французского языков.
Лит. – худож. альманах изд. «Прибой». Книга 1. СПб, 1909 (титульные листы к рассказу Осипа Дымова «Весталка» и стих. А. Блока «Своими горькими слезами над нами плакала весна»; концовки к рассказу Матвея Кара «Тени»).
Сборник молодых писателей. С.-Петербург, книгоизд. Я. Левенштейн и О. С. Иодко, 1905. С. 119–125.
Счастье. СПб.,1906. № 3.
Матюшин-1994. С. 92. М. В. приводит в своем мемуаре это выражение О. Дымова, и там же дает неверную дату издания: «Осенью 1908 года мы издаем книгу рассказов и стихов Гуро под названием “Шарманка” с рисунками автора».
[Сборник I. СПб.: Журавль],1910. Включены два стихотворения и четыре рассказа Е. Гуро. На стр. 56 помещен ее портрет работы В. Бурлюка.
Блок А. Собр. соч.: в 8 т. М., 1963. Т. VII. С. 120.
Матюшин-2011. С. 73.
Блок А. Дневники 1911–1913 гг. Л., 1928. Т. 1. С. 194.
Сборник II. СПб.: [Журавль], 1913. Включены тексты Гуро из цикла «Небесные верблюжата» и семь ее рисунков.
«Гилее» посвящена одноименная глава в мемуарной книге Бенедикта Лившица: ПСт.-33.
Сборник был запрещен цензурой и уничтожен. Из 1000 экземпляров тиража Матюшину удалось спасти около 200.
Cм.: Общество художников «Союз молодежи» / Альманах. Вып. 562. СПб.: Palace Editions. 2019; Арская И. И. «Союз молодежи». Сборники общества художников // Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 3 т. Т. III: История. Теория. Кн. 2. С. 247–250.
СМ-3 (см. список сокращений в начале раздела «Комментарии»). В сборник включен рассказ Гуро «Щебет весенних» (об этом тексте см.: Башмакова Н. Гуро и Хлебников: формы фрагментарного высказывания // Russian Literature. 2004. LV. Р. 37–52).
Александр Закржевский, автор книги о футуристах «Рыцари безумия», писал в киевской «Вечерней газете» (1914, 23 апр.): «…Более 10 лет Гуро беспрерывно болела странной нервной болезнью, выражающейся, главным образом, в изнуряющей экземе внутренних слизистых оболочек».
«Речь». СПб. 1913. № 114. 28 апр. – Автор некролога ошибочно указывал дату смерти Е. Г.: не 23, а 26 апреля, имея в виду, вероятно, день похорон. В этой же газете, в номере за 26 апр., в «Справочном отделе», под заглавием «Скончались», среди прочих значилась Матюшина Елена Генриховна. Михаил Васильевич похоронил ее на старом финском кладбище, находящемся на 86-м километре от Петербурга по Средне-Выборгскому шоссе и в 9 километрах от дачи Берга, которую снимал Матюшин). Рядом с могилой М. В. установил скамейку с ящиком внизу, сделав на ней надпись: «Тот, кто хочет познакомиться с произведениями Елены Гуро, может достать их из ящика. Уверен, что они будут положены обратно». Могила Гуро в Уусикиркко (Новая Кирка – в переводе с финского; ныне – Поляны) не сохранилась. Она была разрушена после Отечественной войны 1941–1945 гг.
Гуро Е. Небесные верблюжата. СПб.: Журавль, 1914. Обложка – по рисунку семилетней Марианны Эрлих, дочери Е. Низен.
Гуро-1993. С. 32. Лариса Гервер в своей книге «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века)» (М.: «Индрик», 2001) обращает внимание на то, что «симфонизм» как термин появился в записях Гуро уже в 1910 г., тогда как «официальной датой его рождения» считается 1918 г. (с. 167).
Эндер З. Эксперименты Бориса Эндера в области заумного стихосложения // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре (материалы международного симпозиума). Bern, 1991. P. 255–283. В своих дневниках, которые он вел с 1910-х до конца 1950-х гг. (Эндер родился в 1893-м, а умер в 1960 году), Борис утверждал: «Я люблю электрическую землю. Я ученик Елены Гуро, которая, как пророк, пришла раньше времени. Я ученик ее сподвижника Михаила Матюшина» (24 июля 1947 г. Цит. по: Гуро-каталог. С. 59).
К работе над «Бедным рыцарем» (далее – БР) Гуро приступила еще летом 1910 г. и продолжала трудиться над книгой до самой смерти. В 1917 г. М. Горький обратился к Матюшину с предложением передать ему для опубликования рукопись БР, оставшуюся незавершенной. Михаил Васильевич ответил отказом, дав понять, что время для этого еще не пришло. Попытки издания предпринимались неоднократно. Впервые отрывки из книги были напечатаны – в переводе на итальянский – в журнале ES. № 8 (1978). Через десять лет БР включили в корпус «Избранных стихов и прозы» Гуро (Stockholm-1988). Еще через пять лет БР вошел в состав ростовского однотомника Гуро-1993. В 1999 г. книга вышла в Петербурге под названием «Жил на свете рыцарь бедный» (Гуро-1999). А последнее издание состоялось несколько лет назад: БР-2015. Но все это – лишь варианты «Бедного рыцаря». Для создания выверенного, текстологически безупречного – насколько это, вообще, осуществимо – текста необходимо сравнить несколько рукописных и машинописных версий БР, хранящихся в различных архивах. Если пофантазировать и предположить возможность объединения усилий российских и зарубежных исследователей и создание интернациональной «творческой группы»: возможно, это дело не слишком далекого будущего… Во всяком случае, хочется на это надеяться.
ТР. Обложка и иллюстрации К. Малевича. В сборник вошло 19 поэтических и прозаических произведений Гуро, а также ноты М. Матюшина. Помимо положительных отзывов об этой книге (К. Малевича, Д. Бурлюка и др.), были и довольно нелицеприятные (правда, по большей части в отношении Крученых и Хлебникова). К примеру, В. Шершеневич писал в «Нижегородце»: «Покойная Елена Гуро представлена не лучшими вещами, хотя и то она на целую голову выше остальных двух. Перечитывая ее стихи и особенно прозу, приходится еще раз пожалеть о ранней кончине. Хлебников начинает соперничать с Бальмонтом в непроходимой безвкусице и никчемности своих литературных опытов. О Крученых лучше не говорить: даже стишки дяди Михея интереснее его рекламных выступлений. Гаерничать имеет право только талант» (Цит. по: Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор). В 3 т. Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 268).
Разрядка М. Матюшина.
«Душегубство творки Е. Гуро» // Крученых А., Клюн И., Малевич К. Тайные пороки академиков, М., 1916. (см. также: Kruchenych. Selected works. Munchen, 1973. С. 183–190).
Bjornager Jensen Kield. Russian Futurizm, urbanizm and Elena Guro. Arcona: Arhus-Denmark, 1977.
Гумилев Н. «Садок судей II». // Гиперборей. 1913. № 29.
Брюсов В. Год русской поэзии (апр. 1913 – апр. 1914) // Русская мысль. 1914. № 5–7.