Но почему же мы вообще думаем, если это доставляет нам такие неприятности? Ответ прост: это помогает нам выжить. Главная задача мышления – предостеречь нас от потенциальных опасностей. Для наших далеких предков, которых в любую минуту гигантский мамонт мог растоптать, как букашку, перманентный поиск угроз был оправдан. Но сегодня разум часто вводит нас в заблуждение: рисует потенциальные угрозы там, где никакой экзистенциальной ситуации нет и быть не может.
Милана шагает к университету – сегодня экзамен по литературе. Она неплохо подготовилась: прочитала два учебника и большую часть книг из списка обязательных. Но вдруг она замирает в ступоре: «А когда родился Камю?» Милана роется в памяти, но безуспешно – она начинает нервничать:
«Ну все, мне конец. Теперь точно не сдам».
Мышление постоянно разыгрывает для нас сценки из трагедий на ровном месте. И если со стороны они, быть может, и выглядят несколько комично, то, когда мы находимся в роли главного героя, все оборачивается иначе: мы страдаем, причем страдаем сильно и неподдельно.
Впрочем, не стоит винить во всем злую способность думать. Само по себе ничто не хорошо и не плохо – все решает лишь наша оценка. Обязанность разума – обеспечить выживание. Но обязанность сознания устремляется много дальше первичного сохранения жизни, она состоит в том, чтобы помочь нам обрести чувство удовлетворения и покоя. В современном мире мы не сталкиваемся с опасностями на каждом шагу – а значит, мы обязаны делать выбор в пользу сознания. И первый шаг на этом пути – понимание разницы между мыслями и мышлением.