Образование, условно названное «Западной Римской империей», представлено здесь в более широком временном контексте, нежели это принято в официальной историографии. Обычно так называют римское государство в интервале между переносом столицы империи в Константинополь и смещением Ромула Августула Одоакром в 476 году. Я же включаю в это понятие и папский Рим эпохи королей, и империю Каролингов («империю Запада») и даже «Священную Римскую империю» до поглощения Византии османами в 1453 году.
Дело в том, что во все эти периоды Западная Европа была щедро наделена историками чертами империи, причем, не какой-нибудь, а Римской. Даже в интервале между смещением Ромула Августула и образованием франкской «империи Запада», находясь в номинальной зависимости от Византии и германских королей, папы под пером ушлых историков выглядят как полновластные хозяева Европы, практически самодержцы, пытающиеся навязывать свое мнение самому Константинополю. Убеждение в самостоятельности и, более того, в имперских полномочиях папства того времени оказалось настолько стойким, что его не смогло поколебать даже разоблачение итальянским гуманистом Лоренцо Валлой аферы с грамотой «Константинова дара», призванной придать законные основания папским притязаниям на власть и территории.
Калюжный Д.В., Жабинский А.М. Другая история войн. – М.: «Вече», 2003. С.103.
Вильгельм де Фрис. Православие и католичество: противоположность или взаимодополнение?
Катюк Г. Запад и Русь: истоки противостояния. – М.: Алгоритм, 2016. С.236-237.
Впрочем, эта «легитимность» представляется довольно шаткой даже в рамках официального мнения об итальянском Риме, как о правопреемнике «древнего» Рима. Ведь Константинополь, будучи пристанищем римских императоров, начиная с Константина, приобрел едва ли не больше прав на «древнеримское» наследство.
Катюк Г. Запад и Русь: истоки противостояния. – М.: Алгоритм, 2016.
Vicarius filii dei (лат. наместник Сына Божьего) – надпись на папской тиаре.
Смирнова И.М. Тайная история креста. – М.: Эксмо, 2007. С.18-19.