Дорога на о. Сахалин

Люся, я, Виктор и Лиза были в растерянности. Мы просто не знали, что делать. Я перестал ходить в школу.

Наши бабули, Куля и Пуля, и ещё какие-то соседи стали обсуждать сложившуюся ситуацию. Что делать с детьми? Выяснилось, что наш отец после войны завербовался на три года по контракту и уехал на о. Сахалин. Ему дали телеграмму. Он отозвался. Выслал деньги на дорогу и попросил, чтобы нам помогли собраться и отправили нас к нему, на о. Сахалин, в г. Невельск.

Все обрадовались, но заохали. Так далеко! Как же дети поедут одни? Что делать? Чего и сколько нужно им в дорогу?

Купили четыре билета на поезд от Ростова-на-Дону до Владивостока. Подумали насчёт еды.

– По дороге ничего не купишь, – вещали бабушки. – Поэтому надо всё купить сейчас, но так, чтобы ничего не испортилось.

Поэтому набор продуктов был такой: шесть килограммов полукопчёной колбасы, четыре килограмма сахара, пара буханок хлеба и кусок сала. Из вещей – то, что было на нас, поэтому получился небольшой узелок с какими-то тряпками. А вот продуктовый мешок был тяжёлый. Баба Пуля принесла старый кошелёк, туда мы сложили свои документы и билеты.

Потом кто-то вспомнил, что нам нужно будет ещё плыть на пароходе и может всех укачать. Надо купить что-то кисленькое. Решили купить два больших граната. Всё. Деньги закончились. Сели «посидеть молча на дорожку». В общем, совет закончился тем, что повезла нас к отцу Лиза, ей было шестнадцать лет. Брату на тот момент было тринадцать лет, но вёл он себя как настоящий мужик и всё время помогал Лизе.

Нас посадили на поезд, попросили проводницу присмотреть за нами. Было это 31 октября 1948 года. У нас было четыре места в вагоне, но досталось только два. Лиза с Люсей, Виктор и я – обе пары на верхних полках. Почему? Для этого надо знать то время, тем более в Ростове! В вагон забирались все: и с билетами, и без билетов. Кто обещал проводнице заплатить в вагоне. Кто лез в вагон нахрапом так, что она боялась даже его остановить. Поэтому вагон был заполнен в полтора-два раза больше номинала. Все третьи полки были заняты безбилетниками, так что некуда было поместить вещи. Но мы были маленькие, тощие и легко помещались на верхних полках.

А самое главное – надо было держать, не выпуская из рук, свои вещи. Это отдельная тема. Когда нас провожали, то рассказывали, что в поездах воруют. Если окно в вагоне открыто, то могут крюком вытащить из вагона на ходу поезда чемодан или мешок. И другие страсти. Поэтому мы сидели (точнее, лежали) как мышки и держали свои узелки. В вагоне было жарко и душно, но нам было всё интересно. Едем впервые в пассажирском вагоне, неизвестно куда. Наверное, очень долго будем ехать.

Загрузка...