В ХХI веке медицина справляется с летальными заболеваниями, которые в предыдущие эпохи могли «выкосить» больше половины населения страны, а иногда и части света. Эпидемии чумы, холеры, оспы, бешенства остались в прошлом. Мы научились успешно лечить панкреатит, гастрит, пиелонефрит. Телесные болезни отступают, уровень жизни современного человека разительно вырос по сравнению даже с недавним XX веком. Но на смену физиологическим трудностям пришли эмоциональные. Болезни тела сменились болезнями души.
История эмоционального выгорания началась не так давно, в 1970-х годах. А пик «эпидемии» пришелся на начало нашего столетия. И сегодня заболеваемость неуклонно растет, принимая все более разнообразные формы.
История взаимодействия со стрессом равна истории человечества. И глобальная часть этой истории была связана с проблемами выживания. Простого физического выживания. Не остаться без куска мамонта, без крова над головой, вне своей среды. Чтобы уездный доктор успел к родам, чтобы не съели волки в степи. Резкий скачок развития последних двух столетий привел к возникновению принципиально новых реалий и проблем. И к их решению, как подтвердила практика, мы оказались не готовы.
Что же произошло? Прогресс высочайшего уровня снял с человека бремя простой борьбы за выживание. И наше мышление не успело перестроиться. Какой-то частью мы еще живем в парадигме наших предков. Есть еда, крыша над головой, семья, руки-ноги целы – значит, все в порядке. И возникает парадокс: мне плохо, хотя «все хорошо».
Похоже, дело в том, что мы получили доступ к более тонкому уровню благополучия: эмоциональному. Но еще не научились с ним обращаться.
Это, конечно, не единственная причина. Новое время принесло с собой концептуально новые проблемы. Высокий темп жизни в больших городах, информационный бум, медийные и маркетинговые стандарты, которые буквально внушают, каким следует быть. Глянцевая поверхность соцсетей, «успешные успехи» знакомых, обилие тренингов и марафонов, настойчивые предложения перекроить свою личность. Это то, что обрушилось на современного человека, как многоэтажка на одуванчик. И мы только учимся с этим справляться, отделяя себя от навязанных стандартов.
Впервые термин «burnout» (англ. «сгорание, выгорание») ввел американский психиатр Герберт Фреденбергер в 1974 г. Так он назвал психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сам Фреденбергер работал в альтернативной службе медицинской помощи. Там он заметил и описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег: истощение, потеря мотивации и ответственности. И назвал его запоминающейся метафорой – «выгорание». Первоначально под «выгоранием» подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности (Freudenberger, 1974).
Другой основоположник идеи выгорания, Кристина Маслач – социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. К. Маслач и С. Джексон рассматривали выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций. Проще говоря, это ответ психики на продолжительное эмоциональное напряжение, вызванное тесным контактом с людьми, которые находятся в состоянии стресса или страдают от психологических проблем. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание, как сложная мозаика, состоит из множества негативных переживаний. Они настолько эмоционально насыщены, что ресурсов нашей психики не хватает для их переработки. Эмоциональное выгорание – это реакция психики на то, с чем она не справляется.
В специальной литературе есть много определений выгорания, и большинство из них фиксирует еще одну черту этого феномена: перенос стереотипных форм профессионального поведения в повседневную социальную жизнь (А. Л. Свенцицкий, P. M. Грановская и др.). Проще говоря, человек в состоянии выгорания перестает ощущать разницу между собой-профессионалом и собой в обычной жизни: просто мамой, папой, сыном, просто покупателем в магазине, пассажиром в метро. Во вполне бытовые обстоятельства начинает проникать его профессиональный функционал.
По мнению профессора Н. В. Гришиной (1997), адекватный анализ выгорания следует проводить на экзистенциальном уровне, т. е. затрагивая саму сущность и бытие человека. Ведь развитие выгорания не ограничивается профессиональной средой, а проявляется в различных сферах. Болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.
Многочисленные зарубежные исследования утверждают, что выгорание – это следствие профессиональных стрессов. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса (Poulin, Walter, 1993).
В 1970-е годы Япония столкнулась с проблемой «кароси». Так в стране называют смерть, наступившую от переработок и стресса. В начале 1950-х годов премьер-министр Японии Ёсида Сигэру, с которым связывают послевоенный подъем страны, поддержал концепцию «пожизненного найма». Это принцип продвижения по карьерной лестнице внутри одной компании. Кроме комфорта, предсказуемости и экономической выгоды, следствием этого решения стала культура сверхурочной работы. Задержаться в офисе на пару часов считалось хорошим тоном, а уйти с работы раньше руководства было непозволительно. Переработки доходили до 100 часов в месяц. Кароси – это название японского города, в котором был зафиксирован первый случай внезапной смерти от переутомления. В 1969 году у 29-летнего сотрудника издательского дома случился инфаркт на фоне перегрузок и рабочего стресса. Позднее к кароси добавились случаи самоубийств. Так, 24-летняя Мацури Такахаси, работавшая в отделе интернет-рекламы компании Dentsu, покончила с собой, прыгнув с крыши корпоративного общежития. Девушка не выдержала высокого темпа переработок и давления руководства. Летальное переутомление коснулось всех слоев социального общества. В 2000 году умер премьер-министр Японии Кэйдзо Обути. Причиной смерти также назвали кароси. За 2 года у него было всего 3 выходных дня, и трудился он не менее 12 часов в сутки. В 2020 году эта ситуация повторилась.
Если представить наше психическое состояние как электрокардиограмму, где есть спады и подъемы, то выгорание – это прямая линия. Когда человеку «никак»: ни грустно, ни радостно. Эмоции просто на нуле: партнера словно не существует, заработал деньги или потерял – все равно. Ребенок получил двойку или пятерку – это не важно. Грязно в квартире или чисто – наплевать. Только «не трогайте меня». Сам человек может не понимать, что с ним что-то не так. В большинстве случаев симптоматику замечают окружающие.
Эмоциональное выгорание легко перепутать с депрессией, сезонной хандрой. «Осень наступила, мне грустно», «мотивация на нуле». Один из моих пациентов на приеме так и сказал: «Все в жизни хорошо: есть работа, девушка, хороший заработок, но совсем нет мотивации что-то делать». Человек словно замирает в ожидании, что изменится что-то внешнее. Пройдет трудное время, появится новый стимул. Но выгорание – это не депрессия. У него другие причины и методы лечения, и вместе с осенью оно не пройдет. Прогрессирующее выгорание может привести к глубокой депрессии, нервным срывам, суицидальным попыткам, химическим зависимостям. В последнем случае – это попытка «встряхнуться». Человек ищет очень сильный стимул, чтобы почувствовать себя живым. Или продолжает выгорать до максимальной точки.
Итак, характерные черты выгорания:
• эмоциональное, физическое и умственное истощение;
• негативная оценка своей личности и профессиональных навыков;
• утрата эмпатии;
• потеря границ между личной и профессиональной сферами.
По сути, выгорание – это защитный механизм, который полностью или частично выключает эмоции в ответ на психотравмирующее воздействие.
Об этом говорит один из первых отечественных исследователей феномена выгорания – академик Виктор Васильевич Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание – приобретенный механизм. Этим оно отличается от склонности длительно переживать чувства, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.
Выгорание же – это выработанный функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Таким образом, сам защитный механизм, обеспечивающий сохранность личности, можно считать конструктивным. Его функция сходна с устройством электроприбора, когда при перепадах напряжения сгорает предохранитель, а не сам прибор. Дисфункциональными являются его последствия, когда выгорание отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и сфере отношений. Именно на этой стадии эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.
Есть существенные причины эмоционального выгорания, которые не поддаются контролю, т. к. находятся вне нас. Внешние условия, в которых нам привычно жить, имеют свои плюсы. Мы можем быстро передвигаться, мгновенно получать и отправлять информацию, большинство из нас не страдает от холода и голода и многое – многое другое. Но «побочный эффект» современной жизни – как раз эмоциональное выгорание. Это своеобразная плата за удобства и высокое качество жизни.
Однако этим механизмом можно научиться качественно управлять. В этой книге мы рассмотрим способы обращения с эмоциональным выгоранием.