Рита едет в переполненном студентами автобусе. Один спит на стекле, уткнувшись в шапку, другой, стоя, в другого человека. Куда и зачем едут все эти люди, если после обучения не будет толку? Хоть 10 дипломов получи, если ты не пробивной человек, так и будешь считаться необразованным и останешься рядовым сотрудником.
Тебя учат понимать, что такое дискурс, архетип, концептуальное видение мира; школьные математические расчёты можно забыть – тебе покажут новые головоломки. Там расскажут, что такое хорошо и плохо, почему нужно быть аккуратнее с химией, что содержится в воздухе и нужно ли опасаться ГМО. Но там никогда не объяснят, какая именно девушка не будет изменять, и какой парень не бросит случайно забеременевшую от него.
***
В 1991-году (2 года назад) девушки гадали…
– Девчонки, давайте вызовем духов!
Восемнадцатилетней Эле стало не по себе. Вызвали, закрутилась тарелочка со стрелочкой, пошли вопросы: "Сколько раз выйду замуж, сколько будет детей… Во сколько лет умру…", 1, 1, 48 – такие ответы были даны Элеоноре.
Опасное дело, говорят, гадать без знания о гадании. Это связано с нечистой силой. Надо уметь, как дух выпустить – у печной трубы открыть заслонку, чтоб дух этот вышел и не оставался. Если плохо знаешь гадание, лучше за него не браться, иначе можно себе навредить.
***
В низовьях Енисея в отдалённой деревушке у Элечки начинаются схватки. Увезли на скорой, там вызвали вертолёт по санзаданию из Енисейска.
– Терпи, ноги сожми!
Медсестра кричит на роженицу и связывает ей ноги. А, может, следовало Элечке пойти к бабке-поветухе и родить? Ребёнок просится наружу, а его не выпускают; воды давно отошли. Лампы, операция… Реанимация.
Элеоноре сообщают, что если даже ребёнок выживет, то останется инвалидом, поскольку наступило кислородное голодание, и мозг практически умер.
Позднее тёща Густава скажет, каким крепышом выглядел его ребёнок перед захоронением. Кроха прожил на ИВЛ ровно три дня. Мозг умер…
Врачебная ошибка или… ошибка Элеоноры?
– Мне не нужна жизнь без дитя!
Вечное горе той матери, которая все 9 месяцев оберегала под сердцем ребёнка, но произведя на свет, отдаёт на смерть.
***
Вблизи она не видит даже в очках, при этом желая ребятам того же, осуждая плоды "дистанта". После встречи с преподавателем Рита запомнила диалог, в котором старшая упрекала немолодую студентку за совмещение работы с учёбой:
– Вы просто привыкли к определённому уровню благосостояния.
Неужели в 21 веке кто-то ещё живёт на одну стипендию? Конечно, нет. Либо помогают родители, либо студенты умудряются работать. А если это люди, пришедшие уже после института, а то и двух, на очную форму, то всё ещё интереснее. За их плечами семьи, работа, возраст (порой гораздо больше, чем у N-ого преподавателя). Ещё интереснее, когда действующие студенты являются бывшими преподавателями или учителями. Заметен любой промах "соколлег" по несчастью.
В 2019 мир охватила пандемия коронавируса, от которого умерло людей больше, чем на Второй Мировой войне. Появился новый формат обучения – дистанционный, после которого вышли из школы халявщики и халтурщики, уверенные, что всё в жизни достанется им легко. Также, как и отмена экзаменов, раннего пробуждения в школу, учительского надзора и прочего. А на лекциях в учебном заведении ещё и умудрялись "парить" на весь кабинет…
Это поколение настолько отличается от семидесятников, что средние (девяностики) умудрялись находить общий язык с ними так, что вызывало недоумение у первых.
– Я следующая, можно?
– Конечно, Рита! Слушаем…
– Как вы думаете, почему эти яды названы «тиоловыми»?
Молчание в аудитории, пожимание плечами, удивление преподавателя:
– Вот, правильно, контакт с аудиторией, педагогический приём…
Рита подносит указательный палец ко рту, призывая одногруппников к хранению тайны о том, что она тоже бывший преподаватель, пока действующий отвернулся от Риты к её одногруппникам. Презентация была продолжена в том же формате и так же, как полагается, была окончена.
Рита улавливает каждые мелочи, о которых, кажется, только 2 человека в кабинете могут догадываться. Студент, прячущийся на последней парте, дугой – забывший о домашнем задании, третий – трясущий судорожно ногой в панике от того, что не уверен в себе и своей подготовке, четвёртая девушка занята семейными заботами (шепчет по телефону о местоположении детской смеси), пятая пикантно вызывает мужа, чтобы тот её забрал из института, шестая занята второй работой (после первой), седьмой, в принципе, сидит с глазами, выдающими выражение «что я здесь забыл?» и так далее. Иногда Риту даже раздражает это чересчур опытное понимание.