Неправильные правила, о которых рассказывает эта книга, нельзя назвать исключительно моим изобретением. Семена этих идей были заложены долгим опытом работы крошечного детского сада, расположенного на берегу реки Олентанги в городе Колумбус, в штате Огайо, и использующего прогрессивные методики.
В этом скромном учреждении детям разрешено боксировать и бороться. Они могут разрисовывать свои руки и залезать на дерево. Никто не обязан вести себя тихо. Детей не заставляют делиться игрушками. Подход нестандартный, но в результате из Школы для маленьких детей (School for Young Children, SYC) вот уже сорок лет выходят уверенные в себе, отзывчивые дети, которые умеют договариваться и творчески подходить к решению проблем.
Я знаю об этой школе все. Сама посещала ее ребенком. А моя мама почти четыре десятка лет работала в ней воспитателем. Сегодня я воспитываю своих собственных детей, руководствуясь философией школы.
Эта книга появилась потому, что я вдруг поняла, как мало люди знают об идеях Школы для маленьких детей. Само название книги – «Не делиться – это нормально!» – противоречит некоторым глубоко укоренившимся представлениям о том, что правильно, а что неправильно, когда речь заходит о воспитании детей.
Насколько необычны эти идеи?
• Чтобы воспитать в ребенке щедрость, неправильные правила рекомендуют не заставлять ребенка делиться игрушкой, а позволить ему оставить игрушку себе на весь день; отдавать ее другому малышу он должен только добровольно, когда будет готов это сделать.
• Если ребенок нечаянно причинит кому-то боль, неправильные правила воспитания отзывчивости предписывают не говорить «извини».
• Согласно неправильным правилам, детей учат азбуке не тогда, когда они спокойно и тихо сидят, а во время импровизированного урока грамоты, на котором позволено хватать ручки, шуметь и галдеть.
• Неправильные правила предлагают не разнимать дерущихся детей, а снабдить их борцовским ковром и боксерскими перчатками.
Эти «перевернутые» правила имеют разумные причины, основанные на закономерностях развития ребенка. На самом деле идеи Школы для маленьких детей нельзя назвать радикальными – они просто непривычные.
Йен Уотерс, впервые услышав название этой книги, запротестовала. Йен преподавала в этой школе столько же, сколько моя мать, и семнадцать лет занимала должность директора. «Эти идеи нельзя называть неправильными!» – воскликнула она. – Никак нельзя. И бунтарскими тоже». «Да, но они очень необычные, – ответила я. – Согласитесь». Но Йен была непоколебима. «Это старые добрые принципы развития ребенка, которые работают, – сказала она. – Так и назови свою книгу».
Существует множество книг о воспитании, которые дают ценные советы относительно детского питания, приучения к горшку и т. д. Эта книга сознательно сделана выборочной. Нестандартные правила не касаются того, с чем мы согласны; они посвящены темам, в которых наблюдаются различия в подходах: раннее обучение, конфликты, драки, объявления «Девочкам вход воспрещен», социальное отторжение и социальная изоляция. Книга восхваляет грубые игры и не сторонится таких необыкновенно деликатных вопросов, как ложь, обещания, игра с оружием, игры с переменой пола (например, когда мальчик наряжается в платье), половое воспитание и смерть.
Все началось в 1969 г., в год моего рождения, так что вы можете убедиться, что я тут ни при чем. В 1969 г. основатели школы, Ли Роу и Дженет Стокер, решили создать новое дошкольное учреждение, работа которого будет определяться не правилами, а сводом прав ребенка. В число этих прав входили следующие: право на то, чтобы не прерывали его игру, право выбирать товарищей по играм, право не делиться и право чувствовать себя в безопасности. Разумеется, с течением времени появились и определенные правила (например, «Носить белье» и «Убирать за собой после обеда»). Тем не менее любое поведение должно подчиняться главному правилу: «Разрешено все, что не причиняет вреда людям или собственности».
Принципы самой Школы для маленьких детей основаны на идеях новаторов в области дошкольного воспитания, в первую очередь на работах писателя и детского психолога Хаима Гинотта и воспитательницы детского сада в Огайо Мэри Николайсен. Среди других оказавших сильное влияние на философию школы можно назвать Дороти Бриггс, Рудольфа Дрейкурса, Сельму Фрайберг, Эду Лешан, Вивьен Пэли, а также Фреда Роджерса, ведущего детской телепрограммы «Наш сосед мистер Роджерс» (Mister Rogers Neighborhood). Эти идеи со временем обогатились работами таких педагогов, как Бев Бос и Хедда Шарапан, а также достижениями нейробиологии, доказавшей важность игры и эмоций.
Меня спрашивают, есть ли название у философии, которой руководствуется эта прогрессивная школа? Пока нет. В настоящее время она безымянная, но я предлагаю назвать ее игровой философией. В основе этих идей лежит игра и глубокое доверие к ребенку.
Когда мой первый ребенок подрос, я начала искать неподалеку от дома нечто подобное Школе для маленьких детей. Я живу в шестистах километрах от Колумбуса и поэтому, естественно, альма-матер мне не подходила. Но чем больше я искала, тем сильнее разочаровывалась. Во всех детских садиках дети бо́льшую часть дня сидели. На свободную игру времени почти не оставалось. Взрослые организовывали игры детей, решали их проблемы. Везде упор делался на чтение, письмо и счет, тогда как дети хотели прыгать, бегать, смеяться и играть.
В процессе поисков детского сада, программа которого была бы основана на игре, я вернулась в Колумбус и пришла в Школу для маленьких детей. И испытала потрясение. Я забыла, насколько это смело и насколько глубоко здесь понимают детей. Каждый день ребенка наполнен риском и творчеством. Бурными играми, сопереживанием и храбростью. Я смотрела на трех- и четырехлетних детей, которые демонстрировали развитые социальные навыки и удивительную способность договариваться друг с другом. Я была в восхищении. А затем решила рассказать об этом.
Дело в том, что не у всех поблизости есть такая школа, как Школа для маленьких детей. Но идеи не знают преград. Каждый день в парке или на школьном дворе я встречаю родителей, которые хотят что-то изменить. Одни злятся на своих детей, другие напуганы требованиями школы или социальными ожиданиями. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли цельными личностями. Все мы пытаемся воспитать заботливых, здравомыслящих и отзывчивых молодых людей. Поэтому мы должны объединить свои знания.
Эта книга делится секретами Школы для маленьких детей, чтобы вы могли применить их дома. Она предназначена родителям, педагогам, бабушкам и дедушкам – всем, кто воспитывает детей от двух до шести лет. В ней вы найдете советы, как себя вести в самых разных ситуациях: когда четырехлетний малыш топает ногами и кричит: «Папа, я тебя ненавижу!», когда юный супергерой принимается размахивать мечом или когда ребенок объявляет: «Кэти с нами играть не будет». Кроме советов, которые позволят сохранить присутствие духа, вы найдете в книге идеи, помогающие воспитать у детей важные жизненные навыки.
Книга очень своевременна. Сегодня в новостях преобладают насилие и агрессия. Независимо от того, где вы живете и какие детские сады есть поблизости, вы, как и я, хотите воспитать детей, которые могут этому противостоять. Детей, у которых сила сочетается с отзывчивостью. Детей, которые способны сопротивляться несправедливости и мирно разрешать конфликты.
В этом суть книги «Не делиться – это нормально». Нужно разговаривать, определять границы и должным образом выражать чувства. В конце концов, только так можно жить вместе с другими людьми. Неправильные правила не поощряют жадность или грубость. Наоборот. Трехлетний малыш может защитить свои права и установить соответствующие границы для другого ребенка, который берет его игрушку. Создается впечатление, что неправильные правила переворачивают с ног на голову некоторые распространенные взгляды, но на самом деле они расширяют представления о достоинстве и отзывчивости в воспитании детей.
Неправильные правила также являются противоядием от напряженного ритма детства. Игра и отдых ребенка находятся под угрозой, и так происходит по всей стране. Считается, что четырехлетний ребенок уже должен читать. Вы поймете, почему игра дает детям важные для жизни навыки – будь то способность противостоять социальному отторжению, не соглашаться с друзьями, справляться с сильными чувствами или управлять своими импульсами. Дети лучше усваивают эти навыки, так же как и все остальное, – через игру.
Этот сборник неправильных правил рассказывает о том, что действительно работает. Изложенные в книге идеи проверены временем на нескольких поколениях семей и представляют собой суммарный опыт семидесяти пяти воспитателей детского сада, накопленный за сорок лет. Подобно мне, вы могли забыть, что такое старомодные игры. Какие они смелые. Сколько в них риска, эмоций и силы. Но мы не должны их забывать – ради своих детей. Дети остро нуждаются в развитии социальных и эмоциональных навыков. И это главное. С этого нужно начинать.
В книге содержится двадцать девять неправильных правил, но на самом деле все они сводятся к одному, которое я называю золотым неправильным правилом: «Разрешено все, что не вредит людям и собственности». Когда вас затягивает торнадо воспитания маленьких детей, при любом сомнении обращайтесь к этому правилу. У меня дома растут трехлетний и шестилетний ребенок, и я не понаслышке знаю, что родителям вечно не хватает времени. Поэтому книга организована так, чтобы облегчить извлечение из нее главных идей: она представляет собой набор легко запоминающихся правил, а также конкретные приемы, которые при необходимости можно быстро найти.
Возможно, вы согласитесь не со всеми правилами. К каким-то идеям нужно привыкнуть. Некоторые правила могут показаться вам неприменимыми в данный момент, но заслуживающими внимания, когда ваш ребенок подрастет или в семье появится еще один ребенок, но с другим характером. Единственное, что я точно знаю о воспитании детей, – семейная культура бывает очень разной. Мы должны уважать привычки и ценности друг друга. В то же время я уверена, что матери и отцы могут многим поделиться с другими и многому научиться друг у друга. Читая эту книгу, вы увидите, что я делюсь не только своим опытом, но и мудростью, накопленной за сорок лет работы коллективом профессиональных воспитателей детского сада.
Начиная свой путь «неправильного» родителя, вы должны помнить, что вы не одиноки. До вас четыре тысячи семей признали этот метод воспитания и отдали своих детей в Школу для маленьких детей. «Отдельно хочу поблагодарить за то, что вы помогли мне справиться с огромной тягой ребенка к пистолетам и бомбам, – писала одна из матерей. – Для меня, убежденного пацифиста, это было серьезной проблемой». А вот что говорят другие родители: «Спасибо, что нашли подход к душе Джека, к его самовосприятию, его эмоциям… да и его гневу… это чувство ему хорошо знакомо. Я благодарна, когда он говорит: «Я так злюсь, что прямо ударил бы тебя!» – но не делает этого. Настоящий подвиг для четырехлетнего мальчика!» «Моя любовь к Школе для маленьких детей началась как брак по расчету, – пишет еще одна мать. – Но чем больше я видела, тем сильнее влюблялась». Или просто: «Вы спасли меня от тупика в отношениях с Софи».
Иногда я думаю, что писать книгу о воспитании – это слишком самонадеянно. Собственные дети часто ставят меня в тупик. Бывают дни, и немало, когда я совсем не похожа на идеальную мать, но даже в таких ситуациях запас знаний, полученных от моей матери и от Школы для маленьких детей, дает мне огромное преимущество. Что бы я без них делала? Когда я совсем сбита с толку поведением своих детей и не знаю, что делать, то пользуюсь личной «горячей линией» – звоню матери. Нам всем нужна такая «горячая линия». И я предлагаю ее вам – свод неправильных правил. Возможно, они помогут по-новому взглянуть на происходящее, подскажут свежие идеи и практические методы воспитания разумных и отзывчивых детей.