Приди ко мне, любовь моя,
С тобой вкушу блаженство я.
Ты принимаешь жизнь мою,
А я твою, мой POSSLQ.
Я знаю, что любви достоин:
Нам вместе хорошо обоим.
Давай-ка спустимся к ручью
И постоим. Мой POSSLQ.
А чей тот счет, квартира чья —
Пусть просто спросят у ручья.
С тобой сыграем мы вничью,
Мой друг, мой просто POSSLQ.
Когда в западных странах в 1970-е годы стала распространяться новая форма сексуальных и семейных отношений, Бюро переписи населения США ввело новый термин – POSSLQ[1] – для обозначения людей противоположного пола, живущих в одном помещении. И тогда комментатор американской телепрограммы CBS Sunday Morning Чарльз Осгуд, знаменитый своим галстуком-бабочкой, сочинил приведенное выше насмешливое стихотворение. Этот необычный новый термин придумали для описания большого и продолжающего расти сегмента супружеских взаимоотношений.
Так ли важно, как именно пары выстраивают свой союз? Разве не сводится все только к личным предпочтениям?
Осгуд избрал своей мишенью главный фактор сожительства – его условный характер: «Ты лишь отчасти разделишь со мной жизнь! Да еще и будешь страшно этому рад». Это и есть сожительство – устройство бытовой и сексуальной жизни, весьма отличное от того, как обычно живут мужчина и женщина, когда вступают в брак.
Но есть ли какая-либо существенная разница между двумя этими формами отношений, помимо того, что одна из них – юридическое обязательство, а другая – просто личное соглашение между людьми? Действительно ли важно, как пары выстраивают свой союз? Разве это не сводится только к личным предпочтениям и к тому, что кажется подходящим той или иной паре? Разве не сама любовь формирует отношения?
Этими вопросами стоит задаться всем парам, независимо от того, считают они сожительство возможным для себя или нет. Поиск правильных ответов на них поможет нам понять природу семейных и сексуальных отношений, в которые большинство из нас рано или поздно вступают.
Книга, которую вы держите в руках, – это внимательный, практический взгляд на то, что мы знаем о парах, предпочитающих жить вместе, не вступая в брак. Эти знания помогут сделать наши нынешние и будущие отношения максимально здоровыми, долгосрочными и приносящими удовлетворение. Разве не этого хочет большинство из нас?
Хорошая новость заключается в том, что психологической и социальной науке доступна масса сведений о гражданском браке, поскольку с конца 1960-х годов в такие союзы вступало огромное количество людей из различных слоев общества. Именно это и нужно социологам, чтобы проводить исследования и приходить к надежным выводам: (1) широкая выборка пар из разных социальных страт и (2) наблюдение за ними на протяжении многих десятилетий.
Распространение гражданского брака в большинстве западных стран, в том числе и в Соединенных Штатах, очень велико. Если говорить о том, как мужчины и женщины сегодня начинают и организуют свою совместную жизнь, то сожительство – безоговорочный лидер с точки зрения численного роста. Среди тенденций в формировании семьи на протяжении последних четырех десятилетий темпы роста показателей сожительства вне брака не имеют себе равных:
• с 1960-х количество сожительствующих пар в США выросло в 15 раз;
• этот рост стал особенно стремительным в последние два десятилетия, когда доля таких пар с середины 1990-х увеличилась примерно на 50 %, или более чем вдвое в численном выражении;
• сейчас более 60 % всех браков предшествует та или иная форма сожительства. А во вторых браках еще выше вероятность того, что кто-либо из партнеров сначала жил с кем-то до свадьбы.
Однако показатели сожительства не одинаковы для всех молодых пар. Существуют важные социальные различия. Национальный проект по вопросам брака в 2010 году сообщил, что среди женщин в возрасте от 25 до 44 лет с неоконченным средним образованием в гражданском браке жили 75 %, тогда как среди окончивших колледж сожительствовали 50 %. Сожительство также больше распространено среди менее религиозных людей, среди разведенных и тех, кто пережил в детстве развод родителей, безотцовщину или многочисленные семейные раздоры.
POSSLQ распространяется со скоростью лесного пожара.
За последние десять лет я побеседовал со множеством молодых женщин, и у значительной части из них были внебрачные дети. Причем речь идет не только о подростках и женщинах чуть старше 20 лет, которые случайно забеременели. Многим моим собеседницам было уже под тридцать, более тридцати или даже сорок с небольшим, и они забеременели намеренно, потому что обнаружили, что их биологические часы рискуют обогнать звон свадебных колокольчиков.
Как рассказала мне одна женщина – успешный специалист, профессор литературы в знаменитом университете в Сиэтле (штат Вашингтон), она всегда хотела, как это заведено, выйти замуж и родить детей, но муж так и не материализовался. Она не отказалась от своей мечты иметь детей, поэтому обеспечила себе материнство с помощью экстракорпорального оплодотворения. Женщина не радовалась тому, что так вышло, но зато теперь души не чает в своей двухлетней дочери. Она вовсе не ожидала, что так случится, и она не одинока. Согласно статистическим данным, она входит в быстрорастущую группу населения.
Рождение детей вне брака приближается в Соединенных Штатах по темпам роста к феномену сожительства. Эти явления накладываются одно на другое. Обратите внимание на статистику (в данном случае за 100 % приняты все случаи рождения детей вне брака, а указанный процент – те матери, которые состоят во внебрачных отношениях сожительства):
• 56 % женщин в возрасте от 20 до 24 лет;
• 52 % женщин в возрасте от 25 до 28 лет;
• 59 % женщин в возрасте от 30 до 34 лет.
Рост числа взрослых женщин, рожающих вне брака, во многом обусловлен тем, что они принимают решение заводить детей от мужчин, достаточно подходящих для совместного проживания. По их ощущениям, выбранный партнер хорош, чтобы стать отцом ребенка, но не годится на роль мужа. У вас наверняка есть подруги, которые были в такой ситуации.
Вначале показатели сожительства не выглядели столь пугающими. Взрывной рост числа живущих вместе пар был обусловлен тем, что все больше юношей оказывались не в состоянии или просто отказывались становиться зрелыми мужчинами. При этом они получали от своих сверстниц, которые хотели замуж, желаемое: общение и регулярный секс, а также полное обслуживание – уборку и приготовление еды. В 7-й главе мы рассмотрим, чего женщинам стоит сожительство – в сравнении с их бойфрендами.
Тенденция жить в гражданском браке началась несколько десятилетий назад, первоначально в скандинавских странах, распространилась в Центральной и Северо-Западной Европе, затем в Канаде и Соединенных Штатах. В Австралии и Новой Зеландии в последние 20 лет тоже наблюдается ее резкий рост. Разумеется, это означает, что количество браков в этих странах снижается.
По словам социолога-новатора Дэвида Попеноэ, изучающего проблемы семьи, это происходит потому, что «в последнее время наблюдается лишь незначительное увеличение склонности молодых людей «стать парой». Желание жить вдвоем всегда было велико, ведь стремление делить свою судьбу с партнером противоположного пола – это базовая потребность человека. Но в прошедшие десятилетия все больше пар предпочитали браку сожительство.
Сейчас число сожительствующих людей в Соединенных Штатах стремительно растет, однако концепция сожительства не нова: с колониальных времен она всегда составляла небольшую часть нашей культуры. Это было связано в первую очередь с характером самих колоний, а не с отношением людей.
Многие пары жили вместе, образуя дом и семью вне законного брака, не потому, что считали брак неважным и нежелательным, а из-за того, что на некоторых форпостах в колониальный период и первые годы после революции священнослужители и чиновники были в дефиците. Другие пары, если и не были расписаны официально, считали себя очень даже женатыми и именно так воспринимались своими родственниками и соседями. Так появилась концепция «гражданского» брака: пара считала себя супружеской и демонстрировала это общественности, даже если они не проходили официальную церемонию и не имели свидетельства о браке. Это также называлось «фактический брак». Все, что многие юрисдикции требовали от такого брака, было свидетельство обмена клятвами со стороны самой пары и, возможно, со стороны членов их семей и друзей, а затем – наличие сексуальных брачных отношений в этом союзе.
В течение десятилетий до и после Американской революции «значительное число браков заключалось частным образом или существенно отклонялось от санкционированных церковью моделей брака», говорит историк социологии Арланд Торнтон. Джон Миллер, один священнослужитель, путешествовавший по поселениям в районе Нью-Йорка в конце 1600-х годов, жаловался: «Так много пар проживают вместе, никоим образом не состоя в браке». Но их количество все же оставалось небольшим. По данным недавнего исследования, среди людей, родившихся до 1928 года и достигших раннего взрослого возраста до Второй мировой войны, количество сожительствующих составляло всего 2 %. Тот вид сожительства, который распространился в западной культуре в 1960-е годы, носит совсем иной характер. Сегодня большое и продолжающее расти число проживающих вместе пар обусловлено не отсутствием должностных лиц для проведения официальных церемоний, а двумя видами отношения к браку: как к чему-то ценному и как к чему-то формальному.
Такое отношение стало причиной появления сожительства как формы семейного устройства во время сексуальной революции 1960-х. Это было продиктовано мнением, что законный брак – это ненужная, даже удушающая формальность, которая только портит страстную, «чистую» любовь молодой пары.
Эти сожители считали себя революционерами, объясняя, что «любовь удержит нас вместе», как гласит популярная песня. Другие сожители хвастались: «Нам не нужна бумажка от государства, чтобы сделать нашу любовь значимой». Если бы они оставались вместе только потому, что какая-то формальность их к этому обязывала, что это была бы за любовь?
Некоторые люди действительно в это верили. Другие же воспринимали это как высокопарное оправдание для того, чтобы не брать на себя обязательства, оставлять себе пространство для маневра без необходимости быстро взрослеть. При таком подходе брак был формальностью, поскольку сводился лишь к юридическому контракту, просто к «бумажке». С этой точки зрения только любовь пары была действительно значима.
Благодаря своей романтической и идеалистической привлекательности, такое отношение к браку завоевало популярность у молодежи в 70-е и 80-е годы. Но на протяжении этого времени молодые люди все равно сообщали социологам, что брак и семья были их приоритетными жизненными целями и что завести супруга или супругу и детей очень важно для счастливой и полноценной жизни.
Они верили в это, даже живя в гражданском браке, и таких сожителей становилось все больше. Это не первый случай, когда молодые люди демонстрировали несоответствие между тем, во что, по их словам, они верили, и тем, как они поступали на практике. Что ж, это, пожалуй, одно из преимуществ молодости.
Другая, более актуальная точка зрения на удивление представляет брак как нечто очень ценное. И как же такое восприятие брака может побудить пары к сожительству? Я объясню.
Сожители 90-х и первого десятилетия XXI века не используют формулу «кому нужна бумажка?». Они не считают, что сожительство – это более чистые и благородные отношения, чем брак. Напротив, они ужасно боятся потерпеть неудачу в чрезвычайно важном поиске. А ищут они в основном то, чего были лишены в силу образа жизни своих родителей.
Представители «поколения икс»[2] и те, кто следовал за ними, наблюдали рекордное количество разводов своих родителей. И что вы думаете? В отличие от того, в чем убеждали многих из их родителей, они не видели в разводе мощного, здорового события, дарящего свободу. Большинство вспоминают о разводе своих родителей как о крайне болезненном и вместе с тем определяющем событии в своей жизни, событии разрушительном. Многие называют развод концом своего детства, «оставившим глубокие шрамы».
Индивидуальную и коллективную боль их поколения сложно переоценить. Поколения, как правило, формируются тем, в чем им было отказано. Поколение, выросшее во время Великой депрессии, достигло необычайного процветания. Поколение, воспитанное в семейной сплоченности 40-х и 50-х годов, положило начало экспериментам и семейным потрясениям 60-х и 70-х годов. Это не совпадение.
Сегодняшнее стремление молодых людей вступать в брак обусловлено прежними семейными расколами, которые произошли из-за экспериментов их родителей. Согласно новому комплексному отчету Исследовательского центра Пью о состоянии брака в Америке, миллениалы «желают вступать в брак» сильнее, чем представители любого другого из ныне живущих поколений. Это не случайность. Они отчаянно не хотят испачкать ковер брака своей тревогой, проблемами или унаследованной от родителей плохой энергетикой отношений. Они очень хотят сделать все правильно. Они чувствуют, что должны сделать все правильно. Поэтому сожительство, полагают они, – это, возможно, лучший выбор, ведь оно предоставляет возможность легкого выхода из отношений, если партнер будет их саботировать.
Одна молодая афроамериканка, работающая театральным декоратором недалеко от Атланты, сказала мне: «При виде статистики нас до безумия пугает возможность потерпеть неудачу в том, чего мы так сильно хотим, – в браке. Поэтому нам так трудно сделать решительный шаг».
Она была хорошей девочкой из хорошей христианской семьи. Она знала, что такое хорошо и что такое плохо, но еще она знала, что хочет начать собственную жизнь, свободную от шаблонов своих родителей. Она пока не нашла «Мистера То-Что-Надо». Но встретила в школе приятного молодого человека, который, по ее мнению, мог бы стать хорошим партнером и помочь ей пережить напряженные и порой одинокие годы учебы в колледже. Они поселились вместе и жили как пара на протяжении ее первых двух лет обучения. Ее родителям это не нравилось, но она не позволяла себе из-за этого беспокоиться. Она была взрослой и сама могла принимать решения. По крайней мере, так она считала.
Не всеми молодыми парами сегодня движет страх неудачи. Некоторые желают семейного партнерства, но не нашли того единственного, с которым хотели бы связать себя обязательствами навсегда. Поэтому на данный момент они сожительствуют и рассматривают сожительство как «заменитель» в отношениях, полагая, что это может послужить хорошей тренировочной площадкой для брака.
Ученые из Института социальных исследований Мичиганского университета сообщают, что сегодня менее четверти тех, кто сожительствует впервые, не заинтересованы когда-либо вступить в брак и не воспринимают сожительство как возможную тренировочную площадку для будущей семьи. Остальные три четверти имеют некоторые матримониальные планы и считают свои нынешние отношения первым шагом в этом направлении. Совсем недавно, в конце 1980-х годов, лишь половина сожительствующих утверждала, что их отношения есть некая подготовка к вступлению в брак. Это существенный сдвиг. Кто бы мог подумать, что нынешние сожители весьма настроены на оформление союза?
В наше время большинство сожительствующих имеют намерение или даже огромное желание однажды вступить в брак. Они считают, что их отношения могут помочь им продвинуться в этом направлении. 62 % молодых людей очень склонны верить, что «совместное проживание с кем-то до брака – хороший способ избежать вероятного развода».
Вот один из самых важных вопросов, на которые мы стремимся ответить в этой книге:
Насколько вероятно, что совместная жизнь до брака поможет вам достичь цели – счастливых, процветающих и приносящих удовлетворение отношений, ведущих к браку?
В какой мере сожительство приносит удовлетворение? Это важный вопрос, учитывая, насколько брак, по словам молодежи, для них ценен. Они говорят, что хотели бы когда-нибудь обрести счастье в браке, найдя хорошего друга, чтобы был всегда рядом, вместе вырастить кучу прекрасных детей и вместе состариться. Так и жить: рука об руку – одна жизнь, сплетенная с другой.
Сегодня не нужно ломать голову над тем, как сработает совместная жизнь: мы можем учиться на опыте тех, кто уже это попробовал.
Пары, рассматривающие возможность совместного проживания, должны задать себе этот вопрос, поскольку на него есть прямые и надежные ответы, которые можно почерпнуть из опыта миллионов сожителей, уже прошедших этот путь.
Людям сегодня не нужно ломать голову над тем, как сработает совместная жизнь: мы можем учиться на опыте тех, кто уже это попробовал.
На страницах этой книги вы не услышите голосов родителей или пасторов, дающих советы по поводу того, что, по их мнению, правильно. Вы извлечете уроки из данных, которые ведущие социологи мира собрали в ходе долгих и подробных исследований. Они наблюдали и изучали тех, кто сожительствовал до брака в различных ситуациях за последние четыре десятилетия. Ученые проверили свои выводы и представили их на рассмотрение своим коллегам-экспертам. Результаты этой работы были опубликованы в научных журналах и теперь – здесь, для вас – тщательно систематизированы.
Вам не нужно иметь ученую степень по социологии, чтобы понять то, что они установили. Я постарался объяснить их выводы простым языком.
Эта книга написана для того, чтобы вам было проще найти нужные ответы. Я хочу, чтобы у вас было понимание, необходимое для принятия мудрых решений, чтобы вы могли создать самые здоровые, счастливые и приносящие удовлетворение отношения – чтобы вы мудро следовали велениям сердца и разума, принимая важные жизненные решения.
1. Чего вы ждете от семейных отношений?
2. Вы относитесь к браку как к формальности или как к ценности? А ваш партнер?
3. Если вы рассматриваете возможность совместного проживания, честно перечислите ваши личные причины выбора этого варианта. Какую пользу, по вашему мнению, это принесет вашим отношениям?
4. Каковы ваши страхи и опасения по поводу вступления в отношения сожительства?
5. Люди – продукты своего наследия. Какова брачная история вашей семьи? Какая брачная история у ваших родителей – удачная или неудачная? А у вашего партнера? А брачная история ваших дедушек и бабушек? А дедушек и бабушек вашего партнера?
6. Как вы считаете, каким образом брачная история предыдущих поколений вашей семьи повлияла на ваше отношение к браку? Как это отразилось на ваших отношениях – положительно и отрицательно?
7. Как, по вашему мнению, повлияла на отношение вашего партнера к браку брачная история его семьи? (Пусть партнер ответит на этот же вопрос за вас, а затем обсудите ответы. Такая дискуссия может быть очень полезной.)