Инновационность – это фетиш современности. «Нам необходимо предпринимательское общество, в котором инновации и предпринимательство будут носить устойчивый характер. Как менеджмент стал особым органом всех современных учреждений и объединяющим органом нашего общества организаций, так инновации и предпринимательство должны стать неотъемлемым видом деятельности в наших организациях, в нашей экономике и в нашем обществе. Для этого нужно, чтобы руководители всех наших учреждений превратили инновации и предпринимательство в повседневную, рутинную деятельность, в неотъемлемый элемент своей собственной работы и в неотъемлемый элемент деятельности своей организации»1. Кому нам и зачем? Что нам или им приносят инновации?
Инновации в обывательском мышлении обычно связаны с научной деятельностью (и это имеет свои основания), но по своей сути и происхождению инновации больше относятся к социально-культурной сфере.
Инновационная деятельность, прежде всего, является инструментом внедрения «новых» ценностей и, естественно, что государственная система выступает основным исполнителем инновационной стратегии. Далее идут крупные компании: «Всеобщая убежденность в том, что крупные компании не занимаются – да и не могут заниматься – инновациями, на самом деле безосновательна и ошибочна.
Во-первых, существует немало исключений из правила: многие крупные компании выступали первопроходцами и новаторами. В Соединенных Штатах Америки примерами таких компаний служат Johnson & Johnson (предметы личной гигиены и здорового образа жизни) и ЗМ (высокотехнологичные товары как для промышленного, так и для потребительского рынков). Citibank – крупнейшее в Соединенных Штатах Америки и мире негосударственное финансовое учреждение, созданное более чем сотню лет назад, остается серьезным новатором во многих областях банковской и финансовой сфер. Немецкая компания Hoechst, которая занимается производством химической продукции свыше 125 лет, успешно создает и по сей день новые рынки в фармацевтической промышленности.
Во-вторых, неверно полагать, будто величина компании будет серьезной помехой предпринимательству и новаторству. В ходе дискуссий о предпринимательстве часто звучат нарекания по поводу «бюрократизма» и «консерватизма» крупных организаций. Конечно, и то, и другое имеет место. Оба эти качества мешают не только предпринимательству и новаторству, но и эффективности организации в целом. Но, тем не менее, факты однозначно свидетельствуют о том, что среди частных и государственных организаций именно небольшие компании меньше всего склонны к инновациям. И, наоборот, среди предприимчивых довольно часто встречаются крупные компании. Приведенный выше перечень компаний-новаторов можно легко расширить, если вспомнить не только Америку и Германию, но и другие страны мира, а список новаторских государственных учреждений тоже включает довольно много крупных предприятий»2.
Следом за крупными организациями инновационный флаг несут средние и мелкие организации. Именно организации, будучи сами по своей природе, инновационными, то есть «новыми» формами (формами другой системы ценностей) организации социума, стали инструментами внедрения инноваций, которые по своей сути антитрадиционны и искусственны. Современный классик менеджмента П. Друкер отождествляет инновации, прежде всего, с предпринимательством: «Говоря о сущности предпринимательства и новаторства, многие допускают одну и ту же ошибку, приписывая им естественный, творческий и спонтанный характер… Но предпринимательство не является, по своей внутренней сущности, ни „естественным“, ни „творческим“ процессом. Предпринимательство – это просто работа… Предпринимательские фирмы относятся к предпринимательству как к обязанности. Они ориентированы на предпринимательство, … они работают над ним, … они его применяют»3.
Итак, инновации это искусственный рутинный процесс внедрения чужеродной системы ценностей в различные сферы общественной жизни.