Обучение – это дорога к успеху.
С опытом работы я заметил: когда я объясняю своим ученикам теорию, они часто неправильно меня понимают. Поэтому сразу хочу пояснить очень важный момент. Говоря о знании или изучении теории, я подразумеваю не только знание пунктов правил дорожного движения как таковых, но и понимание способов выполнения различных маневров. Например, поворот налево, разворот, парковка, круговое движение, перестроение – как все это делать с теоретической точки зрения. Кроме того, под теорией мы будем подразумевать понимание техники управления автомобилем: как трогаться, переключать передачи, правильно работать рулем, педалями, указателями поворотников и т. д. То есть знать что-то из теории – это не только щелкать на правильном ответе в билетах, но и понимать, как, зачем и почему именно этот ответ правильный.
Пример. Возьмем одну из сложных тем для новичка – повороты налево. Знать правило ПДД о том, что при данном маневре мы должны занять крайнее левое положение и пропустить встречный поток, недостаточно. Для успешного и правильного выполнения поворота налево на практике нужно знать гораздо больше, знать в теории в первую очередь:
• когда крутить руль в поворот, чтобы в него вписаться;
• как определить точку поворота колес;
• насколько сильно или слабо нужно крутить руль;
• какими бортами нужно разъезжаться;
• когда можно выезжать на перекресток, а когда нельзя, если нам зеленый;
• что делать, если нам уже красный, а мы стоим посередине перекрестка.
Еще пример. Ученик учится трогаться на механической коробке переключения передач. Если при попытке тронуть автомобиль с места он будет знать только то, что нужно медленно отпускать педаль сцепления и поддавать газу, двигатель станет часто останавливаться, то есть глохнуть. Ученик снова и снова будет его запускать и пытаться тронуться еще раз, но результат примерно в восьми случаях из десяти окажется таким же. В то же время он научится трогаться в разы быстрее, если будет в теории знать ответы на следующие вопросы:
• почему двигатель глохнет;
• что происходит, когда водитель отпускает педаль сцепления;
• каков верный алгоритм работы педалями и почему он именно такой;
• как правильно работать сцеплением;
• как себя вести и как реагировать, если двигатель снова заглохнет.
То есть под теорией мы подразумеваем не только текст, который написан в книгах (в нашем случае – в ПДД), но и знание о том, как все это применять на практике, зачем и почему именно так.
Думаю, с этим разобрались, и, надеюсь, теперь вы будете понимать, что я имею в виду, когда использую слова «теория», «знать в теории», «понимать теорию». А дальше я хочу рассказать вам, насколько важную роль теория играет в обучении вождению автомобиля, как, в принципе, и в любой другой области.
Освоение любой профессии, будь то сварщик, бухгалтер, пожарный, врач или, как в нашем случае, водитель, всегда начинается с изучения теоретической части. И это правильно, ведь нельзя стать хорошим специалистом и тем более профессионалом в своей области, не зная и не понимая суть теории. Представьте роту молодых солдат, которым дали в руки боевые автоматы без объяснения, как ими пользоваться, и отправили в бой. Или человека, который поступил в училище, чтобы получить профессию сварщика, и которому уже на пятый день без особых вводных вручили сварочный аппарат и предложили заварить деталь. Или будущего хирурга, которого уже через месяц общих теоретических дисциплин в медуниверситете отправили делать операцию человеку с аппендицитом. Вы же понимаете, какими будут последствия во всех приведенных примерах? Солдаты погибнут в первом же бою, сварщика убьет током, а хирург, не так полоснув скальпелем, зарежет пациента.
К сожалению, ученики недооценивают важность знания теории и больше внимания уделяют именно практике: «Ну так же быстрее, зачем читать заумные книжки и слушать скучные лекции?» Поэтому тот же ученик в автошколе, как правило, просто зубрит материал. А многие это делают только потому, что придется сдавать теоретический экзамен. И здесь я точно не шучу, друзья: если бы не экзамен в ГИБДД, многие вообще не учили бы теорию в автошколе. «А что там, красный – стой, зеленый – езжай», – рассуждают некоторые. Расскажу вам одну историю из моей практики, после которой вы поймете, что это так.
Пример. Приходит как-то ко мне на вождение парень лет тридцати. Водительское удостоверение, как оказалось, получил десять лет назад, но за руль так и не сел. Для меня на самом деле это классическая история. Так вот, после первого занятия, которое прошло на свободной площадке, он у меня спрашивает: «Ну что, как мое вождение? Когда в город? И с чего вообще мне начинать восстанавливать навык?» На что я ответил: «Чтобы восстанавливать навык, он должен быть в принципе, а ты после получения прав за руль не садился десять лет, соответственно, никакого навыка у тебя просто нет, его нужно нарабатывать с нуля. Поэтому обучение вождению необходимо начинать с изучения теоретической части». В общем, все вроде бы правильно и логично сказал, да? Но не было предела моему удивлению, когда я услышал его ответ: «А зачем мне изучать теорию? У меня есть права, мне же экзамен не сдавать. Мне просто нужно научиться ездить». Как вам такой ответ?
Кстати, похожие случаи в моей практике встречались достаточно часто. Люди не понимают, что значит «знать теорию», и недооценивают, насколько это важно. Надеюсь, друзья, что вы так не думаете и у вас правильное логическое мышление. А я дальше отвечу еще на один важный вопрос, суть которого нужно понять и усвоить.
Если начинающий водитель не уделяет должного внимания изучению теории, то вот что его будет ждать на практике. Новичок:
• все делает по памяти, по выученным шаблонам, которые ему дал инструктор, начиная от ориентиров парковки и заканчивая отработкой какого-то маршрута, когда он просто запоминает, где, как и какой маневр можно совершить, а где – нет;
• допускает кучу глупых и серьезных ошибок;
• не может выполнить ни один более или менее сложный маневр, едет в основном по прямой;
• катастрофически боится новых, незнакомых маршрутов или маневров;
• от непонимания или незнания, как себя вести в той или иной ситуации, неосознанно пользуется стадным чувством. То есть делает так, как едущий впереди водитель, а не так, как надо ему. А это, кстати, один из самых опасных факторов из данного списка;
• избегает таких маневров, как круговые движения, движение на дворовых территориях, больших и скоростных дорогах, развязках, разворотах и подобных участках;
• больше паникует и истерит при допущении ошибок, потому что не знает природы их возникновения, как их исправить и как себя вести в той или иной ситуации, – не знает в теории в первую очередь;
• ну и в завершение он больше рискует попасть в ДТП. А это, как вы понимаете, уже напрямую подрывает вашу безопасность на дороге.
Как вам такой список, друзья? В общем, из-за незнания и непонимания теории мы раз за разом не можем сдать экзамены в ГИБДД, начать самостоятельное вождение, восстановить утраченные навыки, стать полноценным и уверенным в себе водителем, получающим от вождения удовольствие, а не стресс. И в довершение всего этого многие начинающие водители вообще бросают обучение, думая, что им не дано освоить вождение.
Надеюсь, я убедил вас в том, что знание и понимание теоретической части при освоении любого практического навыка не просто важно, а архиважно.
Конечно, изучать теорию, глубоко в нее вникать – дольше, чем просто вызубрить материал, да и достаточно скучно это для ученика, поэтому люди и ленятся. Но если делать это правильно, да еще и осознав тот факт, что понимание теории необходимо для безопасного вождения и вашей уверенности при управлении, то обучение станет гораздо более увлекательным и интересным процессом.
Вы должны сразу усвоить, что без понимания теории невозможно качественно и хорошо выполнять какую-то работу на практике, причем независимо от профессии. Без знания теории ни в одной сфере не получится стать востребованным специалистом или классным экспертом, к которому стояла бы очередь желающих решить свою проблему или получить какую-то услугу.
А теперь давайте отбросим в сторону еще одно заблуждение, имеющееся у многих учеников.
Вспомните моменты из жизни, когда вы проходили обучение в группе или смотрели совместно ролик, читали книгу и т. д. Не обращали ли вы внимание на то, что кто-то в результате применяет полученные знания на практике, а кто-то – нет? Почему так происходит? Как вы думаете? Многие отвечают на этот вопрос примерно так: «Кто-то глупее, а кто-то умнее, здесь же все просто». С моей точки зрения, ответ неправильный и маловероятный. Верный ответ заключается в другом: кто-то правильно изучает теорию, а кто-то – нет, причем неважно, самостоятельно человек занимается или ему кто-то все преподносит и наставляет. Немного позже я с радостью поделюсь с вами своими наработками и методами в этом вопросе. А пока скажу: если теория дается вам туго, это не значит, что вам не дано ее понять, не дано научиться водить автомобиль или освоить любую другую профессию. Это значит, что нужно сделать определенные корректировки в вашем подходе к обучению, понять, зачем это вам нужно и насколько важно, поставить правильные цели и изменить стратегию их достижения. Так что давайте это заблуждение, эту мысль – «возможно, мне не дано» – отбросим в сторону и забудем как страшный сон.