«Наука побеждать». Творение препрославившегося в свете всегдашними победами Генералиссимуса Российской армии князя Италийского, графа Суворова-Рымникского

Вахт-парад. Ученье разводное, или Пред разводом

Развод – от оного главное влияние в обучении

I. Исправься! Бей сбор! Ученье будет![31] Приемы и повороты по команде, по флигельману[32], по барабану.

II. Пальба будет! Заряжай ружье! – Плутонгами, полудивизионами, дивизионами[33]. – При заряжании приклада на землю отнюдь не ставить. Отскакивает шомпол? – Пуля некрепко прибита.

Наблюдать косой ряд[34]; приклад крепко упереть в сгиб правого плеча, ствол бросать на левую ладонь. Пуля бьет в полчеловека.

Примерно можно и с порохом[35]. Ружья чистить между часов[36]. Выстрелять между одного и двух патронов.

Наступление плутонгами начинай! – Отбою нет. Сигнал барабана – «поход», – выстрелять от одного до двух патронов.


III. Атакуй первую неприятельскую линию! В штыки! Ура! Взводные командиры: коли, коли! Рядовые: Ура! – громогласно. Краткий отбой.


IV. Неприятельская кавалерия скачет на выручку к своей пехоте. – Атакуй! – Здесь держать штык в брюхо человеку; случится, что попадет штык в морду, в шею, особливо в грудь лошади. – Краткий отбой.


Атакуй вторую неприятельскую линию, или резервы неприятельские атакуй! Отбой. Сим кончится.


Третья – сквозная атака. Линия равняется вмиг. Вперед! Не смеет никто пятиться, ни четверти шага назад. Ступай! Повзводно, полудивизионами или дивизионами! – На походе плутонги вздваивают в полудивизионы, или сии ломают на плутонге. Солдатский шаг аршин, в захождении полтора аршина. Начинает барабан, бьет свои три колена[37]; его сменяет музыка, играет полный поход; паки[38] барабан. И так сменяются между собой. Бить и играть скорее, от того скорее шаг. Интервалы, или промежутки между взводов весьма соблюдать, дабы пришед на прежнее место, при команде стой! все взводы вдруг стояли и заходили в линию.


Вторая или первая половина линии, по рядам налево или направо, ступай, ступай на атаку! – Ступай![39] У сего барабан – «фельд марш»[40].


Заходить против части, на место стоящей из картечна выстрела вон. Ступай! – «Поход» в барабаны.


На 80 саженях от противничья фронта бежать вперед от 10 до 15 шагов через картечную черту полевой большой артиллерии; на 60 саженях то же через картечную черту полковой артиллерии, и на 60 шагах – верной черты пуль.


Ступай, ступай! В штыки! Ура! – Противная линия встречает пальбой на сей последней дистанции, а на 30 шагах ударит сама в штыки. С обеих сторон сквозная атака.


Равно сему другая линия: атака! Обе части на прежних местах, тако же отдельная часть. Заходить колонною для деплояды[41] фронтов, ежели есть место.


V. Обе части делают колонны по числу людей в разводе, в одну или две колонны.


Атака будет! Колонны, ступай! – Барабан бьет поход на 60 шагах одни от других.


Ступай! Ступай! Атакуй в штыки! Ура! – Мушкет[42] в правой руке на перевесе; колонны между собою насквозь быстро, примерно колют. Колонны, строй каре[43]! Стрелки, стреляй в ранжире[44]! Плутонгами, начинай! – Здесь каре на месте. Стрелки бьют наездников и набегающих неприятелей, а особливо чиновников[45]; плутонги палят в их толпы. Пальба должна быть кратка, ибо тут дело больше картечь. Потом бросаются колоть.

Ступай, ступай! Атакуй! В штыки! Ура! – Что воображается сквозною карейною атакою.

Стрелки, вперед! Докалывай! Достреливай! Бери в полон! На оставшихся басурман между кареев! Барабан – краткий сбор!

Стрелки, в свои места! Кареи[46]строй колонны! – Исполнение то же, как выше о колоннах!

Колонны, строй кареи! Кареи, ступай! Ступай! Ступай! Атакуй! В штыки! – Ура! Здесь без пальбы, атака же прежняя.


VI. Кареи, строй линейный фронт! А заходящей части, по рассмотрению[47], вместо линии в колонну, или по четыре. Команда оной: по рядам или по четыре, направо или налево, ступай на прежнее место! Стой! Фронт! Барабан – фельдмарш.

Сии основательные[48] маневры, хождения и эволюции[49] равны в батальонных, полковых и корпусных экзерцициях[50]!


VII. Начальник может требовать:

Баталионного огня?[51]

Исправный приклад[52] правит пальбою.

Здесь оный расстраивается по неминуемой торопливости; но во взводной пальбе оный виден. Одиначка пальбы на баталии выйдет сама собою. Для сбережения пули тут на каждом выстреле всякий своего противника должен целить, чтобы его убить.

Залпа? – в разводе, коли с пальбою, для очищения ружей. В ином строю – только для исправности приклада. Против неприятеля не годится: он может сколоть и порубить, пока опять заряжают.


Портрет Александра Суворова. гравюра по оригиналу Йозефа Крейтцингера. 1799


Наступных плутонгов? – Оные только для движения, но против неприятеля сия ломаная линия не годится; ибо он ее, особливо кавалериею и малою изрубить может.

Отступных плутонгов? – Лучше об оных и не помышлять! Влияние их солдату весьма опасно, а потому и ни о каких ретирадах[53] в пехоте и кавалерии не мыслить!..

Разговор с солдатами их языком

После сего разводного учения, когда оное будет учинено по приходе развода в главную квартиру, куда оный приходит до рассвета, а на рассвете выходит уже на площадь, – штаб-офицер того полку, чей развод, командует: под курок[54] и начинает в присутствии всего генералитета, штаб- и обер-офицеров[55] говорить к солдатам их наречием наизусть следующее:

VIII. Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой. Четвертого вижу, пятого не вижу.

Военный шаг – аршин, в захождении – полтора аршина. Береги интервалы! Солдат во фронте на шагу строится по локтю; шеренга от шеренги три шага; в марше – два. Барабаны, не мешай!

IX. Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля – дура, а штык – молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка! – мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.

Загрузка...