См. стр. 319 «Философских тетрадей» Ленина. Ред.
К теории отражения. Ред.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее. Начало – самое простое, обычное, массо-видное, непосредственное «бытие»: отдельный товар «бытие» в политической экономии.
Бамберг и Вюрцбург в издательстве Гебгарда 1807. Во втором издании, которое появится в свет на ближайшей пасхе, это название будет исключено. Вместо указываемой далее предполагавшейся второй части, которая должна была содержать в себе все другие философские науки, я выпустил после этого в свет «Энциклопедию философских наук», вышедшую в прошлом году третьим изданием.
Гегель имеет в виду философию природы Шеллинга, в частности сочинение Шеллинга «О мировой душе» (1798 г.; 2-е изд. – 1806 г.; 3-е изд. – 1809 г.), в котором «закон полярности» трактуется как «всеобщий мировой закон».
А именно в предисловии к «Феноменологии духа».
В русском переводе под ред. Радлова (Спб. 1913) это место гласит: «Известное вообще потому, что оно известно, не является познанным» (стр. 14).
Гегель цитирует здесь в вольном переводе фразу из «Метафизики» Аристотеля (кн. I, гл. 2, 982 Ь.). В русском переводе А. В. Кубицкого (М.—Л. 1934) это место находится на 22-й стр.
Там же, кн. I, гл. 1, 981 Ь. (в переводе Кубицкого стр. 20).
Там же, кн. I, гл. 2, 982 Ь. (в переводе Кубицкого стр. 22). Гегель переставил предложения в этой цитате.
Гегель имеет в виду философию И. Г. Фихте, который был еще жив, когда Гегель писал свою «Науку логики» (1812).
Имеется в виду субъективный идеализм И. Г. Фихте.
Гегель имеет в виду логические сочинения Христиана Вольфа (1679–1754) и его последователей. К этому месту текста в 1-м издании «Науки логики» (Нюрнберг 1812) имелось следующее примечание Гегеля: «Одна только что появившаяся новейшая обработка этой науки.
«Система логики» Фриса – возвращается к антропологическим основам.
Крайняя поверхностность лежащего в основе этой «Системы логики» представления или мнения самого по себе, а равно и его разработки избавляет меня от труда в какой бы то ни было мере считаться с этим лишенным всякого значения произведением». Упоминаемая в этом примечании «Система логики» Я. Ф. Фриса (1773–1843) вышла 1-м изданием в 1811 г., 2-м изданием в 1819 г., 3-м – в 1837 г.
Имеются в виду И. Г. Фихте и его единомышленники.
Имеется в виду метафизика Христиана Вольфа и его последователей.