В марте 1944 года американская военная контрразведка провела обыск в редакции журнала Astounding Science Fiction[1]. Цель обыска была проста: обнаружить возможные утечки секретной информации. Военные опасались, что именно на них был основан опубликованный в журнале фантастический рассказ об атомном оружии. До появления Звезды Смерти оставалось еще несколько десятилетий, и в моде были бомбы.
Обыск не принес результатов – возможно, потому, что агенты провели его недостаточно тщательно.
После их ухода редактор журнала Джон Кэмпбелл высказал облегчение, что никто не обратил внимания на висевшую на стене карту, где были отмечены адреса подписчиков журнала. Каждый подписчик был отмечен красной булавкой, и целое скопление булавок разместилось по адресу: Почтовый ящик 1663, Санта-Фе, Нью-Мексико. Это был адрес Манхэттенского проекта, секретной программы по созданию атомной бомбы, которая – как и Звезда Смерти – была сверхоружием, придуманным фантастами.
Но и это еще не все. Неизвестно, как бы отреагировали разведчики, если бы они узнали еще об одной булавке. На протяжении всей войны один экземпляр журнала отправлялся в Германию Вернеру фон Брауну, члену национал-социалистической партии и СС, возглавлявшему немецкую ракетную программу.
Это событие стало поворотной точкой в мифологии научной фантастики. И оно является прекрасным примером того, какое большое влияние НФ, в особенности «Звёздные войны», оказывает на современную культуру.
«Звёздные войны» стали вдохновением для культуры помешанных на космосе, сделав нас первым поколением, живущим в научно-фантастическом мире.
Заголовки в прессе кричат об открытии экзопланет[2], напоминающих Татуин и Хот. Включив телевизор, мы видим дроидов, орбитальные станции и межпланетных роботов, собирающих грунт на поверхности астероидов. Ученые рассказывают, что космические корабли будущего будут использовать солнечные паруса, подобные солнечным панелям на имперских СИД-истребителях.
В 2007 году в Китае прошел первый в истории страны научно-фантастический конвент, одобренный коммунистической партией. Вот что говорил об этом в одной из лекций Нил Гейман:
Научную фантастику долгое время не одобряли. В какой-то момент я спросил у одного из представителей власти: что изменилось? «Все просто, – сказал он мне. – Китайцы прекрасно собирали самые сложные вещи, если кто-то другой давал им чертеж. Но они не придумывали ничего нового и не изобретали. Они не пользовались воображением. Тогда они отправили делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили тех, кто изобретал будущее, о них самих».
Они нашли связующее звено: в юности все будущие изобретатели читали научную фантастику и для многих «Звёздные войны» были источником вдохновения.
Одним из ранних примеров этого вдохновения стало появление Стратегической оборонной инициативы (СОИ), названной журналистами «Звёздными войнами».
В период между премьерами фильмов «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» программа НАСА по изучению космоса была значительно свернута. Почти все планы по мирному исследованию околоземного пространства – заморожены. Кто-то очень серьезно отнесся к идее войны в космосе, и военные космические программы росли, как грибы после дождя. Только в открытой части бюджета США на 1981 год на подобные цели было заложено свыше десяти миллиардов долларов – кто знает, сколько еще было выделено в засекреченной его части. В своей книге «Военные звезды: сверхоружие и американское воображение» Г. Брюс Франклин пишет, что к тому времени руководитель программы космических полетов был смещен, а его место занял главный архитектор космической военной программы. Так и родилась программа СОИ.
У этой программы есть предыстория.
Запуск советского спутника в 1957 году не только начал космическую эру, дал старт космической гонке и начал новый виток холодной войны. Он к тому же вызвал панику в США.
Спустя несколько месяцев после запуска будущий президент США Линдон Джонсон сказал: «Контроль над космосом означает контроль над миром… Есть нечто сильнее абсолютного оружия. Это абсолютный плацдарм – место в космосе, откуда можно полностью контролировать Землю». Одна британская газета точно обозначила причину страха американцев: «Теперь русские могут построить баллистическую ракету, способную поразить любую цель в любой точке планеты». Паранойя американцев достигла пика, когда выяснилось, что за свое короткое космическое путешествие спутник пролетел над территорией США не один, а четыре раза.
Так появилась идея нападения из космоса.
Советская ракета, запустившая в космос первый искусственный спутник, поразила Америку страхом, висевшим над СССР со времен Хиросимы. Подобная ракета легко могла доставить супероружие по баллистической траектории в США.
К началу 80-х годов прошлого века благодаря «Звёздным войнам» эта паранойя реализовалась в СОИ.
Программа СОИ была весьма амбициозным оборонительным супероружием, предназначенным защищать США от атаки ядерных баллистических ракет. Система защиты СОИ включала как наземные, так и космические элементы. В этой части влияние «Звёздных войн» наиболее очевидно. В рамках программы предполагалось либо атаковать цели из космоса, либо обезвреживать ракеты, летящие в космосе.
Космическое вооружение, разрабатывавшееся в рамках программы СОИ, включало несколько концепций, в том числе группы перехватчиков на орбитальных модулях, а также сателлиты, оснащенные мощным лазерным и пучковым оружием. Кому-то определенно пришлась по душе идея Звезды Смерти. В 1987 году Американское физическое общество опубликовало доклад, в котором говорилось, что космический щит, предлагаемый в рамках программы СОИ, слишком амбициозен и существующие технологии не могут обеспечить его работоспособность. Проще говоря – не взлетит. Спустя несколько лет программа была закрыта. Ни одна из систем космического вооружения, на проектирование которых ушло более тридцати миллиардов долларов, так и не была использована.
НАСА удалось пережить увлечение военными проектами 80-х годов.
Сегодня агентство с удовольствием использует ассоциации со «Звёздными войнами» в своей деятельности. Прошло время космических программ под названиями «Аполлон», «Меркурий» и «Магеллан». В наши дни всеобщего увлечения поп-культурой никого не впечатляют имена полузабытых греческих и римских богов. Осознав, что многие инженеры и ученые вдохновляются в своей работе известной франшизой, НАСА решило использовать ее для привлечения внимания публики. Можно привести слова астронавта Челла Н. Линдгрена, медика и инженера в составе сорок четвертой и сорок пятой основных экспедиций на борту МКС:
«Звёздные войны», насколько я помню, были первым фильмом, который я увидел. Мне было где-то три-четыре года. Я вообще большой поклонник научной фантастики. Мой отец был военным летчиком, и я рос на авиабазах. Думаю, вместе все эти вещи повлияли на мое желание стать астронавтом. Сколько себя помню – я мечтал именно об этом. Я думаю, «Звёздные войны» – сам сюжет в первую очередь – захватывают воображение. А также технологии и мысль о жизни и работе в космосе – это захватывающе. Я никогда это не брошу. Интересно, что «Звёздные войны» – это такая культурная веха, и я принадлежу к поколению астронавтов, которые видели фильмы «Новая надежда», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» в детстве. «Звёздные войны» – одна из многих причин, по которым я заинтересовался полетами в космос.
Челл Линдгрен предложил идею официального постера экспедиции в духе «Звёздных войн», которую НАСА поддержало. На постере изображены члены экипажа в одеяниях джедаев со световыми мечами в руках. За ними видно звездное небо и спутник в форме Х-крыла. Официальное название миссии: «Космическая станция: Экспедиция XLV – Наука продолжается!»
Линдгрен не одинок. НАСА – постоянный гость на конвентах, посвященных «Звёздным войнам». Агентство также участвует в ежегодном праздновании дня «Звёздных войн», отмечаемого 4 мая[3]. Программа НАСА по перевозке коммерческих грузов и пассажиров носит название С-3РО. И именно НАСА дало планете Кеплер-16b имя «Татуин», отметив в пресс-релизе «существование мира с двойным закатом, как показано в фильме “Звёздные войны” более тридцати лет назад, теперь стало научным фактом».
Научная фантастика началась с науки. В эпоху революции в науке[4] Земля вдруг превратилась в чуждый мир. Когда ученые предположили, что она не является центром вселенной, это полностью поменяло миропонимание. Вселенная наших предков до того момента была маленькой, статичной и геоцентричной. Человечество было вершиной творения. Новая вселенная оказалась децентрализованной, нечеловеческой и пугающей.
Истории «Звёздных войн» о космических путешествиях помогают нам принять нечеловеческую вселенную, в которой мы оказались: наше незначительное место в ней, нашу судьбу во времени, грядущую эпоху роботов и – чудовищных ситхов, прячущихся внутри нас. «Звёздные войны» – это способ исследования взаимосвязи между человеческими и нечеловеческими уровнями вселенной, которую открывает наука. Франшиза позволяет через вымысел взглянуть на возможные результаты научного прогресса.
«Звёздные войны» действуют на основании тех же принципов, что и вся научная фантастика. Иногда нужен поэт или режиссер для того, чтобы передать ощущения, человеческое измерение научных открытий. Это способ описать культурный шок от осознания незначительности нашего места во вселенной; попытка очеловечить вселенную, придав чуждым существам людские черты.
Можно сказать, что «Звёздные войны» – это особый взгляд на науку, описывающий вероятные миры, которые могут быть обнаружены путем исследований. При этом воображаемые фантастические миры используются с целью понять, как изменилась наша собственная жизнь.
Франшиза определила то, как мы смотрим на вещи и делаем их, и то, как мы представляем будущее. Она помогла найти знакомое в незнакомом, обычное – в необычном и заставила нас думать о природе и границах нашей реальности.
«Звёздные войны» помогли нам построить будущее, в котором мы живем.
Давайте рассмотрим две вселенные. Цель этого эксперимента – понять, как космический путешественник сможет попасть из одной вселенной в другую.
Одна вселенная – реальная – та, в которой мы живем. Вторая – расширенная вселенная «Звёздных войн», она включает все официально лицензированные товары, выпущенные под маркой «Звёздные войны»: книги, комиксы, видеоигры, игрушки, телефильмы и все остальное; при этом официальным каноном считается продукция Lucasf lm: фильмы из серии «Звёздные войны» и мультсериалы – «Войны клонов» и «Повстанцы».
В ноябре 2012 года компания Уолта Диснея приобрела Lucasf lm. 25 апреля 2014 года студия объявила, что все вышедшие ранее произведения расширенной вселенной будут отнесены к бренду «Звёздные войны: Легенды».
В дальнейшем специально созданное подразделение Сюжетная группа Lucasf lm будет следить за тем, чтобы новые произведения франшизы – книги, комиксы, мультфильмы и пр. – не противоречили фильмам и другим произведениям, вышедшим после этого объявления.
Однако, учитывая, что истории весьма схожи, концепции и персонажи, основанные на произведениях, отнесенных к «Легендам», могут появиться в новом каноне. Так, например, 16 июня 2016 года было объявлено, что дополнительный контент, основанный на «Легендах», будет включен в скачиваемый модуль игры Star Wars: Battlefront[5].
Это очень гибкая вымышленная вселенная.
Бóльшую часть книги мы будем говорить о канонической вселенной «Звёздных войн».
Как можно понять из вышесказанного, сюжетные воды расширенной вселенной «Звёздных войн» подчас бывают весьма мутными. Неудивительно, что люди говорят о темной материи и темной стороне Силы. Сюжеты могут противоречить друг другу. Персонажи, существующие в одних произведениях, не существуют в других. И, что более важно с точки зрения нашего исследования науки в «Звёздных войнах», научные концепции касательно вселенной в целом могут существовать в «Легендах», но не в каноне.
Но, будь то канон или «Легенды», далекая галактика должна располагаться в реальной вселенной, в которой мы живем и где действуют те же научные и философские принципы, что и в нашей галактике. Можно даже назвать вселенную, содержащую Млечный Путь и галактику «Звёздных войн», расширенной реальной вселенной. Во всяком случае, на протяжении всей книги мы исходили из этого предположения, и оно кажется разумным.
Но что говорят «Звёздные войны» о вселенной за пределами той самой вымышленной галактики? И имеет ли это какое-нибудь отношение к реальности?
Согласно «Легендам», у галактики «Звёздных войн» есть компаньоны.
С точки зрения межгалактических путешествий, эти галактики-спутники были бы вполне доступными целями. Всего вокруг галактики «Звёздных войн» вращается семь подобных спутников, называемых в алфавитном порядке Аурек, Беш, Креш (я это не придумываю), Дорн, Эск, Форн и Грек[6]. За исключением имен, ничего необычного в этом нет. У нашего Млечного Пути тоже имеются подобные галактики-спутники – около пятидесяти. Невооруженным глазом видны только две из них – Большое и Малое Магеллановы облака. И хотя наблюдать их можно было на протяжении всей истории нашей цивилизации, названы они в честь португальского исследователя, обратившего на них внимание в 1519 году во время своего кругосветного путешествия.
Из всех обнаруженных на сегодня галактик-спутников самой большой является карликовая эллиптическая галактика в Стрельце. Ее диаметр составляет 8500 световых лет, это почти десятая доля Млечного Пути. Интересно, что, несмотря на огромный размер, карликовая галактика в Стрельце была обнаружена лишь в 1994 году, поскольку она расположена по другую сторону галактического ядра от нас.
А жители галактики «Звёздных войн» считают галактики-спутники доступными целями?
Да, по крайней мере в «Легендах». Судя по «Легендам», в основной галактике «Звёздных войн» живут от 5 до 20 миллионов разумных рас. Говорится, что общее население миллиарда звездных систем превышает сто квадриллионов существ. Общение их друг с другом происходит посредством дипломатии, торговли, войны и, конечно же, путешествий.
Галактика-спутник Аурек также известна как Лабиринт Риши. Название связано с планетой Риши, находящейся в этой галактике и являющейся отправной точкой для путешествия через гиперпространство. Некоторые компаньоны – опять-таки в «Легендах» – насчитывают до 20 миллиардов звезд. Самой дальней из галактик-спутников является компаньон Беш, расстояние до которого от основной галактики составляет около 150 тысяч световых лет, его изучают при помощи проботов – дроидов-зондов, специально созданных для исследовательских миссий.
Правдоподобно ли это? Весьма.
Из пятидесяти галактик-спутников Млечного Пути лишь восемь находятся от нас на расстоянии менее 100 тысяч световых лет. В том числе Большая Медведица II (Ursa Major II или UMa II) – карликовая галактика, находящаяся почти на границе этой зоны. Она содержит около 5 миллионов звезд, родившихся в большинстве своем более 10 миллиардов лет назад. Возможно, они были среди первых звезд, образовавшихся во вселенной.
Итак, в «Звёздных войнах» возможны межгалактические путешествия, но у них есть ограничения. Путешественники «Звёздных войн» могут посещать галактики-спутники, но дальше им путь заказан. Причина этого – в гиперпространственном возмущении, лежащем за краем галактики. Оно делает невозможными полеты со сверхсветовыми скоростями, что значительно затрудняет путешествия за пределы галактики. За зоной возмущения лежит область беззвездного пространства, известная как Межгалактическая Пустота.
Циник мог бы сказать, что во всем виноват «Макгаффин». Идею Макгаффина ввел в обиход британский режиссер Альфред Хичкок. Она означает цель, к которой стремятся персонажи, желаемый объект, либо в случае «гиперпространственного возмущения за краем галактики» препятствие, необходимое для продвижения сюжета. Или для остановки сюжета. Возможно, авторы «Легенд» посчитали, что при наличии миллиарда звездных систем и от 5 до 20 миллионов разумных рас им и так есть, что исследовать и куда двигать сюжет.
Как в литературе, так и в кинематографе часто используется концепция «чужого» острова в качестве основы повествования. Остров позволяет перенести сюжет за пределы «реального» мира в отдельный замкнутый мирок – утопический или антиутопический. Историю приема можно проследить до «Утопии» Томаса Мора, а возможно, и дальше; среди других известных произведений можно отметить «Робинзона Крузо», «Остров доктора Моро» и, конечно же, «Парк Юрского периода». Во многом то же самое можно сказать и о Гарри Поттере, поскольку значительная часть событий происходит в Школе Чародейства и Волшебства «Хогвартс», на отдаленном «острове», лежащем за пределами мира не знающих магии магглов.
Такое описание особенно хорошо подходит «Звёздным войнам», если вспомнить, что на заре исследования глубокого космоса немецкий философ Иммануил Кант назвал далекие галактические туманности, увиденные им через гигантский телескоп тех времен, «островными вселенными».
Исследование и составление карт глубокого космоса в реальной вселенной идут семимильными шагами.
Что узнали картографы о космической архитектуре? Структура нашей вселенной начинается со звезд. Звезды образуют галактики. В этой части ничего нового за последние годы не открыли. Пойдем дальше. Ученые считают, что во вселенной есть еще несколько структурных уровней: группы, кластеры, суперкластеры, стены и нити протяженностью в миллионы световых лет. Эти цепочки и стены зачастую разделены пустотами не менее грандиозных размеров, что приводит к созданию огромной, похожей на губку структуры, называемой иногда «космической паутиной».
Так что «Звёздные войны» отчасти правы. Межгалактическая пустота действительно существует. И она огромна. Однако эта пустота не помешает путешественникам двигаться от галактики к галактике вдоль групп и кластеров, нитей протяженностью миллионы световых лет.
Представьте только размеры Звезды Смерти!
Первая Звезда Смерти, также известная как Орбитальная боевая станция ЗС-1, была размером с луну. В нашей Солнечной системе луны бывают разных размеров. Из примерно 60 лун Юпитера некоторые не превышают в диаметре пары километров. Крупнейшим спутником признан Титан – одна из лун Сатурна – диаметр которого составляет 5152 км! Диаметр спутника нашей планеты равен 3474 км, что примерно в четыре раза меньше, чем у Земли.
Диаметр Звезды Смерти – 120 км.
Так что эта космическая станция по размерам и форме действительно может сравниться со спутником. У станции собственное гравитационное поле и достаточно жилых помещений, чтобы разместить совместную команду Имперской армии и Имперского флота численностью 342 953 человека, а в дополнение к ним – 25 984 штурмовика. Впечатляющие цифры.
Но, чтобы лучше представить размер и стоимость постройки, к жилым помещениям надо добавить еще и боевую часть, а также удобства, о которых большинство солдат Империи могли только мечтать: рекреационные зоны, кафетерии с дроидами-барменами и знаменитую столовую[7].
Что нужно, чтобы построить Звезду Смерти? Во-первых, сталь. Много. Очень много. На самом деле, невообразимо много. Если исходить из того, что лишь 10 % объема станции приходится на стальные конструкции, то потребуется примерно 134 квадриллиона тонн стали. Возможно, будет более наглядно, если использовать цифры: 134 000 000 000 000 000 тонн.
Такое количество стали обойдется имперской казне где-то в 852 квадриллиона долларов (852 000 000 000 000 000). Но проблема не только в цене. Подумайте о производственных мощностях. При использовании всех существующих сталелитейных заводов Земли на производство такого количества стали потребуется 800 тысяч лет!
Звезда Смерти I была построена над пустынной планетой Джеонозис (Геонозис). В связи с этим возникает еще один вопрос. Маловероятно, что на Джеонозисе хватило бы стали для постройки станции – значит, сырье приходилось доставлять с других планет, что довольно дорого. Стоимость космической перевозки одной тонны груза составляла бы примерно 100 миллионов долларов.
Но есть и другой способ добычи сырья для строительства Звезды Смерти – астероиды.
На Земле проекты по добыче сырья на астероидах – это передний край освоения космоса. В 2013 году ученые даже выделили специальный класс астероидов – легко доступные объекты (Easily Retrievable Objects, EROs). Рассмотрев более 9 тысяч астероидов, находящихся в околоземном пространстве, ученые отнесли к новому классу двенадцать из них: на каждом можно собрать сырье, опираясь на существующие технологии. Больше того, эти астероиды можно легко и относительно недорого вывести на орбиту вокруг нашей планеты.
Отдельно хочется остановиться на одном из астероидов нашей Солнечной системы, а именно – астероиде Психея. Считается, что он содержит небольшое количество драгоценных металлов, но главное, 1,7×10 кг железа и никеля. Такого количества достаточно, чтобы покрывать всю потребность Земли в данных металлах в течение нескольких миллионов лет. К тому же это 17 000 000 000 000 000 тонн из 134 000 000 000 000 000, необходимых для строительства Звезды Смерти. Еще семь астероидов вроде Психеи, и у нас будет достаточно металла, чтобы построить станцию.
Чтобы сэкономить на транспортировке, необходимые астероиды можно сразу доставить на безопасную орбиту вблизи Звезды Смерти. Впрочем, по сравнению с общей стоимостью проекта экономия будет незначительной.
Первую Звезду Смерти построили с применением рабского труда вуки и других рас. Как во время строительства, так и после органическим формам жизни необходим воздух, чтобы дышать.
Предположим, что воздухом было заполнено 60 % Звезды Смерти. Для этого понадобилось бы 8,23 квинтиллиона кубометров азота (основной составляющей воздуха) и 1,65 квинтиллиона кубометров кислорода. Доставка их обошлась бы в 3,48 септиллиона и 263,33 квинтиллиона долларов соответственно.
Если все сложить, то стоимость Звезды Смерти I составит внушительные 20 септиллионов долларов, или 20 000 000 000 000 000 000 000 000 долларов. Это примерно в 1 триллион раз больше, чем государственный долг США. Или стоимость двух тысяч триллионов миссий на Марс, чего хватит, вероятно, чтобы перевезти на красную планету все население Земли.
Однако мы рассчитали только затраты на базовую комплектацию.
Мы еще не добавили жилые помещения, систему жизнеобеспечения, компьютерную сеть, Wi-Fi, генераторы, мегалазеры, пентхаус Дарта Вейдера и столовую. Или стоимость строительных работ. Все мы знаем, что сметы строителей на поверку оказываются вымыслом, а не реальностью.
Если говорить о Звезде Смерти II, то ее диаметр был 161 км, в ней имелось 560 этажей, и она могла вместить около двух с половиной миллионов пассажиров. Расчетом ее стоимости читатели могут на досуге заняться сами.
У всех этих расчетов есть и темная сторона.
Осознав невероятно высокую стоимость постройки подобного «абсолютного оружия» – еще и дважды, надо подумать и о последствиях того, что оба раза станции были взорваны. Оправдана ли затея с экономической точки зрения?
Захари Файнштайн из Университета Сент-Луиса изучил этот вопрос. Результаты он опубликовал в статье «Это ловушка: отравленная пилюля императора Палпатина». Для начала Файнштайн смоделировал состояние экономики Галактической Империи, а затем рассчитал последствия битвы при Эндоре, во время которой была уничтожена вторая Звезда Смерти. Вот его заключение:
На основании полученной модели мы считаем, что во избежание системных рисков и экономического коллапса Повстанческому Альянсу потребовались бы средства в размере минимум 15, а скорее 20 % ВГП (Валового Галактического Продукта). При отсутствии подобных средств, вероятнее всего, галактической экономике грозит кризис поистине астрономических масштабов.
Да, разрушение Звезды Смерти оказало бы катастрофическое воздействие на экономику. Станция обеспечивала тысячи рабочих мест, поэтому ее разрушение привело бы к десятилетиям нищеты и голода. Очевидно, что повстанцы не просчитывали экономические последствия своих атак.
В фильме «Изгой-Один» отряд повстанцев собирается осуществить рискованную миссию – выкрасть планы Звезды Смерти, прежде чем станция будет достроена. Получив чертежи, разве не было бы правильнее захватить контроль над станцией и использовать ее в мирных целях? Возможно, если бы Звезда Смерти I была поставлена на службу миру не пришлось бы тратить столько средств на строительство второй.
Вот несколько идей касательно того, как именно можно было бы использовать Звезду Смерти.
Например, переоборудовать ее в мобильную научно-исследовательскую станцию и обсерваторию – наподобие станции, исследовавшей планету-океан Солярис в одноименном фильме Стивена Содеберга 2002 года[8].
А как насчет парка развлечений? Под слоганами «Пикник в раю» и «Столовая “У конца вселенной”» Звезда Смерти может отправиться в любую звездную систему по вашему выбору. Разве это не идеальное применение для жилых помещений, пятизвездочного сервиса, турболифтов, панорамных окон и домашнего кинотеатра Императора?
Менее привлекательной нам кажется идея по превращению станции в тюрьму строгого режима для содержания самых опасных преступников. Или из нее получился бы отличный банк для богачей, предоставляющей налоговые льготы в качестве офшорной (офпланетной) зоны.
Но, возможно, наилучшей идеей было бы переоборудовать станцию в Культурный Центр Звезды Смерти – передвижной музей искусств и библиотеку. Он мог бы содержать генетический банк, который демонстировал бы разнообразие жизни в галактике, путешествовуя где угодно и выставляя напоказ культурные артефакты обитаемых планет.
Американский фантаст Ларри Нивен как-то сказал: «Динозавры вымерли, потому что у них не было космической программы».
Артур Кларк, автор романа «2001: Космическая одиссея», процитировал эту фразу в разговоре с астронавтом Баззом Олдрином, вторым человеком на Луне. Это случилось во время их беседы в 2001 году на Шри-Ланке, когда они обсуждали путешествие к Марсу и другие космические миссии, которые может осуществить человечество в наступавшем столетии.
Им обоим было понятно, что имел в виду Ларри Нивен. Если бы у динозавров была база на Луне или Марсе, они не вымерли бы. Как минимум шансы на выживание у них были бы выше. Возможно, и нам стоит об этом задуматься, вдохновившись «Звёздными войнами».
Именно космическая программа помогла создать Галактическую Республику, которая просуществовала 25 тысяч лет. В Галактическую Республику входили жители многих планет. Она была распределена между звездными системами. Поэтому ей не была страшна катастрофа вроде падения астероида или атаки Звезды Смерти.
Конец света может случиться по-разному. Но практически у каждого сценария есть параллель с сюжетом «Звёздных войн». Рассмотрим вариант столкновения Земли с кометой. Даже если диаметр кометы не будет превышать нескольких километров, количество энергии, выделившейся при столкновении, будет эквивалентно одновременному взрыву нескольких миллионов атомных бомб! Последнее известное столкновение с объектом диаметром в 10 км произошло 60 миллионов лет назад и известно как мел-палеогеновое вымирание. Динозавры его, как известно, не пережили. Очевидно, что подобное случается нечасто, однако за долгую историю Земли это не единственное столкновение. По разрушительности его можно сравнить с попаданием луча Звезды Смерти.
Столкновения с объектами поменьше, диаметром 1-2 км, происходят примерно раз в 500 тысяч лет. Их иногда называют событиями на грани глобальной катастрофы, поскольку они могут прервать цепь питания как на суше, так и в мировом океане, подняв столько пыли, что фотосинтез будет невозможен. Также они могут вызвать мегацунами или глобальные лесные пожары.
Кстати, «голливудский» способ борьбы с подобными объектами не поможет. Если взорвать комету, она просто превратится в кучу осколков, которые обрушатся на Землю точно так же, как осколки Звезды Смерти должны были обрушиться на Эндор.
Если комета нас не прикончит, то рано или поздно это сделает Солнце. Хотя скорее – поздно.
Ресурсы Солнца, как и ресурсы Земли, не бесконечны. Бóльшую часть своей жизни Солнце сжигает водород. Но в какой-то момент он сгорит весь, и тогда в качестве топлива Солнце переключится на гелий. А когда звезда сжигает гелий, это плохо заканчивается для окружающих ее планет: она вырастает в размерах, превращаясь в красного гиганта.
Герберт Уэллс описал такой вариант конца нашей Солнечной системы в своем знаменитом романе «Машина времени» (1895). Ближе к концу романа герой попадает на Землю, летящую в сторону огромного красного светила, вечно висящего в закате. Если расчеты ученых верны, то нечто подобное действительно произойдет. В далеком будущем – возможно, через 5 миллиардов лет – наше Солнце превратится в красного гиганта, размер его вырастет в 200 тысяч раз. При этом оно поглотит все близлежащие планеты, включая Землю. Похоже, шансов выжить на Марсе будет больше, так что идея «Звёздных войн» о космической экспансии в будущем станет актуальной.
Человеческую активность на Земле иногда называют шестым массовым вымиранием.
Ученые смогли установить, что за 450 миллионов лет распространения жизни на суше произошло пять крупнейших массовых вымираний, но, возможно, наступает шестое В прошлом формам жизни требовалось около 30 миллионов лет, чтобы оправиться от подобного события, – это в сто раз больше, чем минуло с зари человечества.
Последствия шестого массового вымирания, которого еще можно избежать, будут похожи на научно-фантастический фильм в жанре катастрофы.
Фундаментальные изменения планетарного масштаба уже начались. Земля сталкивалась с глобальным потеплением, окислением океанов и массовым вымиранием живых существ – задолго до появления человека. Но никто не знает, насколько длительными будут текущие изменения. Они могут быть коротким переходным периодом в истории Земли, а могут стать началом длительного изменения планетарного климата.
Миф о четырех всадниках Апокалипсиса впервые появился в Откровении Иоанна Богослова, последней книге библейского Нового Завета. Четыре всадника – скачущие на рыжем, белом, вороном и бледном конях – несут в мир Апокалипсис и являются предвестниками Страшного Суда.
Эксперты полагают, что нынешний кризис уникален в истории Земли и что на него влияют четыре фактора:
– распространение живых существ по всей Земле, за пределами первоначальных ареалов их обитания;
– один вид (человек) контролирует значительную часть процесса первичного производства биомассы;
– попытки человека контролировать эволюцию;
– рост техносферы – слияние человека и созданных им технологий.
Вывод очевиден.
Чтобы повысить шансы выживания человечества, нужна космическая программа. Как и жителям Центральных Миров (Ядра) во вселенной «Звёздных войн», нам надо основать Галактическую Республику. Как и раньше, «Звёздные войны» могут служить примером организации распределения человеческой популяции в космосе.
Старт уже дан. Космический век начинается. В истории человечества уже были каменный век, бронзовый век и железный век. Индустриальную революцию XIX века в свое время называли машинным веком. Но в 1957 году с запуском спутника человечество вступило в космический век. В том же году в космос отправилось первое живое существо – собака Лайка; спустя четыре года, в 1961 году, за ней последовал первый человек в космосе – Юрий Гагарин. В 1963 году – первая женщина, Валентина Терешкова. А в 1965 году Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.
Мы научились выводить на орбиту космические станции и с их помощью изучать жизнь в невесомости. Космическая станция «Мир» служила исследовательской лабораторией, в которой проводились опыты по биологии, физике, астрономии, метеорологии, а также изучались технологии, необходимые для постоянного пребывания в космосе. Сегодня Международная космическая станция (МКС) является результатом десятилетий работы над запусками и эксплуатацией подобных станций.
«Звёздные войны» вдохновляют многих.
Но для следующего шага на пути человечества в космос – будь то колонизация Луны или Марса, добыча полезных ископаемых в дальнем космосе или превращение астероидов в космические города – кроме вдохновения нужны еще изобретательность, исследования и разработка новых способов жизни в космосе.
Примерно в те же дни, когда состоялась премьера «Новой надежды», группа профессоров встретилась для того, чтобы обсудить возможный дизайн орбитальных колоний. Они предложили станцию в форме колеса диаметром 1,6 км. Станция должна была вращаться для создания искусственной гравитации и работать от солнечных батарей. Не совсем Звезда Смерти, но неплохое начало.
Ученые также рассматривали идею создания двигателя с применением атомной энергии. Горючее для такого двигателя легче и эффективнее, чем обычное ракетное топливо, что поможет кораблю улететь глубже в космос, но это не всегда безопасно. Другим вариантом является ионный двигатель, принцип работы которого основан на создании реактивной тяги за счет ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле.
Может быть, у НАСА еще нет гипердрайва, а китайцы не строят Звезду Смерти, что бы ни говорила пропаганда. Но уже более 50 лет человечество посылает космические аппараты как внутри Солнечной системы, так и за ее пределы, а при помощи космических телескопов смотрит на далекие-далекие галактики…
Давайте представим себе Рей, летящую в ночном небе планеты Джакку.
Без корабля или спидера – просто Рей. Не важно, каким образом. Возможно, она раздобыла какое-то репульсорное устройство и прицепила его на пояс. Она очень быстро летит по ночному небу. Она несется со скоростью света. Не будем задумываться о том, как она разогналась до подобной скорости. В конце концов, это же «Звёздные войны». Несомненно, она круто выглядит, мчась сквозь облака, и она решает посмотреть на свое отражение. Она достает из рюкзака небольшое зеркальце и смотрится в него, зная, что две луны Джакку дают достаточно света для того, чтобы можно было увидеть свое отражение.
Но что же видит Рей?
Если она летит со скоростью света, то лунный свет, отраженный от ее лица, не успевает достичь зеркала. Ведь он тоже движется со скоростью света вместе с Рей. В каком-то смысле Рей находится на пике световой волны, поэтому отраженный ею свет не может догнать зеркало!
Странно, да? Она не будет отражаться в зеркале, словно вампир. В некоторых культурах считается, что вампиры не отражаются в зеркалах и не отбрасывают тень, поскольку у них нет души. Но мы с вами не в романе Брэма Стокера[9], а в «Звёздных войнах», и это наш мысленный эксперимент.
Свет на Джакку не должен пропадать.
Под прямым светом звезд или под светом, отраженным лунами, образ Рей должен появиться в зеркале. Но давайте теперь подумаем о последствиях того, что ее образ не исчезает из зеркала. Предположим, что Финн тоже находится на Джакку, рядом с заброшенной Имперской базой.
Переняв навыки Рей, он смог раздобыть на базе макробинокль вроде того, каким Оби-Ван пользовался на Джеонозисе. Финну повезло найти специальную модель с опцией ночного видения. Бинокль прекрасный, он позволяет видеть на огромные расстояния. Говорят, некоторые модели настолько мощные, что с их помощью можно, находясь на поверхности планеты, видеть то, что творится в открытом космосе[10].
Финн замечает в бинокль Рей. Он настраивает прибор, чтобы разглядеть ее получше. Он видит Рей, летящую со скоростью света, и ее отражение. Чтобы удостовериться в реальности происходящего, Финн использует функцию видеозаписи бинокля и проигрывает полученный файл.
Но ведь тут тоже что-то не так, не правда ли? Финн видит свет, отражающийся от лица Рей на двойной скорости!
Если Рей движется со скоростью 300 тысяч км/с, и лунный свет, отражающийся от ее лица, движется со скоростью 300 тысяч км/с, то относительно Финна свет должен двигаться со скоростью 600 тысяч км/с!
Ответ на загадку очень прост. Скорость света, отраженного от лица Рей, одинакова для обоих наблюдателей – и Рей, и Финна.
Беда в том, что выводы из этого ответа не так просты. Похожий мысленный эксперимент привел Эйнштейна к заключению, что если скорость света едина для всех наблюдателей (включая Рей и Финна), то все концепции, связанные с движением света, должны измениться. Классические теории о времени, расстоянии, массе и скорости можно выбросить в мусорное ведро истории.
Итак, Эйнштейн пришел к выводу, что свет всегда движется с определенной скоростью, которую ученые обозначают как «с». С точки зрения нашего эксперимента это означает, что как для Рей, так и для Финна скорость света одинакова. Для мира «Звёздных войн» это означает, что мгновенное путешествие между двумя точками невозможно. Иными словами – куда бы вы ни отправились, вам потребуется время на то, чтобы туда попасть.
И тут мы подходим к более важному для мира «Звёздных войн» вопросу: что произойдет, когда корабль приблизится к скорости света?
Когда космический корабль набирает скорость, он ускоряется.
Его ускорение пропорционально прилагаемой силе – следовательно, чем больше сила, тем быстрее корабль набирает скорость. Однако чем больше масса корабля, тем сложнее его разогнать. Причина этого в свойстве массы, известном как инерция и позволяющем телу находиться в состоянии покоя или двигаться с равномерной скоростью. Можно сказать, что это свойство противостояния изменению скорости. Именно из-за инерции проще разогнать Королевский звездный корабль Набу, чем линкор Торговой Федерации.
Эйнштейн считал, что чем больше энергии вы даете объекту – такому, как космический корабль, – тем тяжелее становится объект. Возьмем «Тысячелетний сокол»: чтобы набрать скорость, ему нужна энергия. А чтобы разогнаться до скорости света, объем прилагаемой энергии может вырасти до бесконечности! Возможно, чтобы переместить «Тысячелетний сокол» из одной точки в другую со скоростью света, понадобится вся энергия вселенной. Небольшая такая загвоздка.