Современный студент склонен быть несколько сбит с толку в своих представлениях о йогах, их философии и практике. Путешественники по Индии написали множество историй о полчищах факиров, ремесленников и горцев, которые заполонили большие дороги Индии и улицы её городов, и которые нагло претендуют на звание "Йог". Современный студент вряд ли будет виноват в том, что типичный йог представляется ему истощённым, фанатичным, грязным, невежественным индусом, который либо сидит в неподвижной позе, пока его тело не окостенеет, либо поднимает руку вверх, пока она не станет жёсткой и увядшей, и навсегда остаётся в таком положении, либо, возможно, сжимает кулак и держит его крепко, пока его ногти не прорастут сквозь ладони. То, что такие люди существуют, – правда, но их притязания на звание "йог" кажутся истинному йогу такими же абсурдными, как притязания на звание "доктор" со стороны человека, удаляющего мозоли – выглядят в глазах выдающегося хирурга, или как звание "профессор", присвоенное продавцом лекарств от глистов на углу – кажется президенту Гарварда или Йеля.
На протяжении многих веков в Индии и других восточных странах существовали люди, которые посвящали своё время и внимание развитию человека, физическому, умственному и духовному. Опыт поколений искренних искателей веками передавался от учителя к ученику, и постепенно была создана определённая наука йогов. К этим исследованиям и учениям в конце концов был применён термин "Йог", от санскритского слова "Юг", означающего "соединять". Из того же источника происходит английское слово "yoke", имеющее аналогичное значение. Его использование в связи с этими учениями трудно проследить, различные авторитеты дают разные объяснения, но, вероятно, самым гениальным является то, которое считает, что оно предназначено в качестве индуистского эквивалента идеи, передаваемой английской фразой "впрягаться" или "связывать", как Йог, несомненно, "впрягается" в свою работу по управлению телом и умом с помощью Воли.
Йога делится на несколько ветвей, начиная с той, которая учит управлять телом, и заканчивая той, которая учит достижению высшего духовного развития. В данной работе мы не будем углубляться в высшие фазы предмета, за исключением тех случаев, когда "Наука дыхания" затрагивает эту тему. «Наука о дыхании» соприкасается с Йогой во многих аспектах, и хотя в основном она связана с развитием и контролем физического, она также имеет психическую сторону и даже входит в область духовного развития.
В Индии существуют великие школы Йоги, объединяющие тысячи ведущих умов этой великой страны. Философия Йоги является правилом жизни для многих людей. Однако чистые учения йогов даются лишь немногим, массы же довольствуются крохами, которые падают со столов образованных классов, причём восточные обычаи в этом отношении противоположны западным. Но западные идеи начинают оказывать своё влияние даже на Востоке, и учения, которые раньше давались лишь немногим, теперь свободно предлагаются всем, кто готов их принять. Восток и Запад становятся всё ближе друг к другу, и оба извлекают пользу из тесного контакта, каждый из которого влияет на другого.
Индуистские йоги всегда уделяли большое внимание науке дыхания, по причинам, которые станут очевидными для человека, читающего эту книгу. Многие западные авторы затрагивали эту фазу учения йогов, но мы считаем, что автору этой работы было поручено дать западному студенту в сжатой форме и простым языком основные принципы йоговской науки о дыхании, а также многие из любимых йоговских дыхательных упражнений и методов. Мы изложили как западную, так и восточную идею, показав, как одна из них вливается в другую. Мы почти полностью использовали обычные термины, избегая санскритских терминов, которые так смущают среднего западного читателя.
Первая часть книги посвящена физической фазе Науки Дыхания; затем рассматриваются психическая и ментальная стороны, и, наконец, затрагивается духовная сторона.
Нас простят, если мы выразим удовлетворение тем, что нам удалось сжать так много йоговских знаний на столь малом количестве страниц, а также использовать слова и термины, которые могут быть понятны каждому. Мы опасаемся лишь того, что сама простота этой книги может заставить некоторых пройти мимо неё как недостойной внимания, в то время как они будут искать что-то "глубокое", таинственное и непонятное. Однако западный ум чрезвычайно практичен, и мы знаем, что пройдёт совсем немного времени, и он поймёт практичность этой работы.
Мы приветствуем наших студентов самым глубоким Салам и просим их занять места для первого урока по йогической науке дыхания.