А. А. Ковалев Категориально-понятийный аппарат научно-педагогического исследования по теории и методике преподавания ДПИ в ВУЗе

Всем известна прописная истина: ясность и четкость мышления рождает ясные и четкие формы изложения. Каждый исследователь, приступая к собственному поиску, должен отобрать и сформировать свой тезаурус в рамках своих научных интересов. Категориальный аппарат исследования должен быть однозначным, позволяющим достичь единого понимания его всеми учеными данной отрасли науки. В отличие от таких наук, как математика, физика, химия или логика, педагогика в целом и методики в частности пользуются более естественным, доступным большинству людей языком, имея при этом свои специфические термины.

Для изучения категориально-понятийного аппарата научно-педагогического исследования по теории и методике преподавания ДПИ мы прибегнем к дедуктивному способу рассуждения и вначале рассмотрим, какими же категориями и понятиями оперирует педагогика в целом. В категориях и понятиях, которыми пользуется любая наука, отражаются знания, накопленные в этой области за длительное время.

Известный современный российский ученый В. В. Краевский подразделяет категориальный аппарат науки на четыре основные группы (В. В. Краевский. Общие основы педагогики: Учебник. М. 2003). Философские категории отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Общенаучные категории «система», «структура», «функции», «элемент», «модель», «гипотеза» и др. Основные термины педагогики: «педагогическая деятельность», «педагогическая модель», «педагогическая система», «методы обучения», «приемы обучения», «учебная ситуация» и др. В частных методиках применяется свой специфический категориальный аппарат.

Эти общеизвестные данные необходимы нам для рассмотрения специфики категориально-понятийного аппарата научно-педагогического исследования по теории и методике преподавания ДПИ в вузе. В любом научно-педагогическом исследовании по теории и методике преподавания ДПИ в обязательном порядке существуют два плана или, можно сказать, две группы категорий: общепедагогические и специфические, непосредственно связанные с областью исследования. В исследовании могут быть задействованы и категории более общего порядка из групп общефилософской и общенаучной.

Для исследований, связанных с таким сложным видом искусства, каким является ДПИ, необходимо разбираться во всех смысловых нюансах основополагающего термина. Определений декоративно-прикладного искусства существует достаточно, несмотря на это, практически у всех авторов, рассматривающих этот термин, существуют конкретные ключевые слова, раскрывающие его смысл этого понятия.

Декоративно-прикладное искусство – отдельный вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл, свой специфический, художественно-выразительный язык, свою декоративную образность, основанную на стилизации натуры, и при этом его объекты непосредственно связаны с бытовыми нуждами людей. В совокупности вышеперечисленных качеств выражается специфика ДПИ.

Декоративно-прикладное искусство имеет свое внутреннее предметное поле, его подробно описал современный русский ученый В. Г. Власов в «Новом энциклопедическом словаре изобразительного искусства». По В. Г. Власову, внутреннее предметное поле изделий декоративно-прикладного искусства можно делить по родам (функциональной структуре), видам (объемно-пространственной структуре), типам (технологии изготовления) и разновидностям (преимущественному способу формообразования).

К функциональной структуре (роды) относятся: декоративные предметы, изделия многоцелевого назначения, утилитарные вещи. К видам относятся изделия декоративно-прикладного искусства, связанные с каким-либо пространственным объектом (с его оформлением); они подразделяются на плоские изделия (панно, витражи, шпалеры); объемные формы: (фарфоровая и керамическая пластика, мебель); объемно-пространственные композиции (монументально-декоративная скульптура). К типам относятся изделия по технологии изготовления (роспись, резьба, чеканка, литье и т. д.). И, наконец, к разновидностям декоративно-прикладного искусства относятся архитектонический, скульптурно-архитектонический, живописно-графический они отличаются друг от друга преимущественно по способу формообразования и используемому материалу.

Для научно-педагогического исследования по теории и методике обучения ДПИ из общей структуры предметного поля декоративно-прикладного искусства наиболее значим технологический аспект. Это связано с тем обстоятельством, что в преобладающем большинстве исследований одной из основных задач является программно-методическое обеспечение технологии выполнения каких-либо декоративных объектов (связанных с различными природными и синтетическими материалами). На втором плане находятся вопросы, связанные с формообразованием в различных видах и разновидностях декоративно-прикладного искусства в этом случае задействован художественно-творческий аспект обучения. Однако существует ряд работ, в которых этот аспект становится первостепенным.

Категориально-понятийный аппарат, связанный с технологией изготовления художественных изделий, сложен и специфичен. Общее правило научной методологии – выработка строгой и однозначной терминологии. В этом контексте можно привести пример кандидатской диссертации Н. В. Григорьевой «Совершенствование методики обучения студентов художественно-графического факультета граверно-медальерному искусству и изящной торевтике» (М., 2007 г., научный руководитель С. П. Ломов). В этой работе четко и ясно прописан терминологический ряд, связанный с техникой гравирования и искусством ручной рельефной обработки художественных изделий из металла.

Владение в совершенстве категориально-понятийным аппаратом, связанным с объектно-предметной областью исследования, является определяющим слагаемым общей методологической культуры художника-педагога. Без этого мы не можем вести речь о профессиональной компетенции. Выработка строгой терминологии остается непреложным требованием, поэтому необходимо стремиться к его выполнению.

Загрузка...