Некоторые люди от природы наделены талантом мотивировать других, но у большинства это качество является навыком лидерства, которому они научились. Ошибочно было бы предполагать, что других людей мотивирует то же, что и вас, и поэтому к ним можно использовать тот же самый подход.
К сожалению, такое случается редко. Как руководитель, вы должны видеть в каждом сотруднике личность. Учитесь слушать, каким языком они говорят. Наблюдайте за их поведением, чтобы выработать индивидуальную стратегию мотивации каждого. Это может показаться сложной задачей, особенно если у вас в подчинении много людей. Но подобный подход в долгосрочной перспективе принесет свои плоды – под вашим началом окажется команда прекрасно мотивированных сотрудников.
Если вы готовы начать обучение тому, как следует мотивировать людей, то для начала вам нужно мотивировать себя. Подумайте о том, что пробуждает в вас энтузиазм и энергию в работе. Когда вы мотивированы и испытываете энтузиазм в отношении чего-либо, вам легче повести окружающих за собой. Ваша энергия оказывается заразительной и захватывает всех.
Сегодня вы сможете поразмышлять о том, что мотивирует вас, что придает вам силы и страсть, что вас заводит. Мы поговорим также о самых известных моделях и теориях, разработанных настоящими специалистами – Маслоу, Макклелландом и Херцбергом. Эти теории помогут нам лучше понять поведение и мотивацию людей.
Мотивация = мотив действий
Когда человек хочет что-то сделать, он мотивирован. Этот стимул, который рождается внутри, заставляет человека действовать. Это его мотив. Однако это совсем не то же самое, как стремление совершать действия, за которые часто можно получить определенное внешнее вознаграждение.
Реальный пример: внутренняя мотивация
Рассмотрим историю Джорджа, который недавно получил повышение и занял руководящий пост в крупной организации. Он чувствовал, что очень важно познакомиться с командой, поэтому выбрал время, чтобы выпить с сотрудниками кофе и побольше узнать о каждом. Джордж был мотивирован на то, чтобы узнать стимулы каждого своего подчиненного, поскольку это позволило бы ему лучше ими руководить. Начальник Джорджа тоже заметил его усилия. Позже он сказал, что Джордж очень гармонично вписался в коллектив и создал очень позитивную атмосферу. Что же мы имеем в итоге?
Мотив действий = Способность эффективно руководить командой.
Поведение = Он нашел время, чтобы выпить кофе с каждым сотрудником.
Результат = Он добился взаимопонимания и доверия всех членов своей команды.
Дополнительный бонус = Начальник оценил усилия Джорджа.
Поэтому очень полезно понять, что мотивирует вас к действиям. Ответьте на приведенные ниже вопросы, чтобы подумать на эту тему. Вспомните те моменты своей работы, когда вы были по-настоящему мотивированы.
• Что происходило?
• Кто участвовал в процессе?
• Как вы себя чувствовали?
• Почему эта работа стала для вас мотивирующей?
Что вы делали?
Затем повторите то же упражнение, только на сей раз выберите моменты, когда вы были абсолютно демотивированы и у вас не оставалось сил для работы. Проанализируйте свои ответы, подумайте о конкретных факторах, которые обусловили столь различное поведение.
А теперь перечислите все те факторы, которые могут помочь вам стать более мотивированным человеком. Опишите и то, как избежать нежелательной демотивации.
«Мы не можем ничего изменить, пока не примем это. Осуждение не освобождает – оно угнетает».
Очень важно осознать, что именно вас мотивирует. Особенно важно это для руководителя, потому что вдохновение на его примере черпают другие люди – намного труднее мотивировать других людей, если не мотивирован сам. Подумайте о том, что мотивирует вас. Некоторым очевидно: главный мотиватор работы – деньги. Хотя многие могут согласиться с этим мнением, исследования показывают обратное. Опросы и исследования раз за разом показывают, что мотивирующая сила других факторов гораздо выше. Например, результаты опроса, опубликованные английской газетой The Times в 2004 году, показали, что главная причина, по которой люди уходили с работы, заключалась в отсутствии стимулов и возможностей для продвижения и развития.
Идея о том, что долгосрочная мотивация имеет внутренние причины, должна быть близка каждому руководителю. Многие ошибочно полагают, что повышение зарплаты мотивирует человека работать лучше. На какое-то время это действительно так, но для мотивации на длительный срок нужны другие факторы (внутренние мотиваторы).
Мотивация должна проистекать изнутри.
Чтобы помочь вам разобраться в мотивации, давайте познакомимся с рядом известных теорий и моделей. Это будет очень полезно.
Эти теории помогут вам понять, что в действительности происходит в умах людей и как это заставляет их вести себя тем или иным образом. И тогда вы сможете раскрыть их потенциал и понять, как взаимодействовать с каждым человеком во имя достижения позитивных результатов.
Теория мотивации Херцберга является одной из самых известных в этой области. В 1959 году Фредерик Херцберг вместе с Бернардом Моснером и Барбарой Блох Снидерман опубликовали работу «Мотивация к работе», в которой доказывалось, что в общем люди в работе мотивированы реализацией внешних потребностей (гигиенических факторов), поскольку без них они испытывают чувство недовольства. Примерами таких факторов могут служить хорошая зарплата, условия работы и межличностные отношения. Но как только эти потребности удовлетворены, мотивация быстро падает – то есть удовлетворение от работы является временным.
Люди по-настоящему мотивированы только тогда, когда они могут удовлетворить те потребности, которые Херцберг назвал внутренними потребностями («мотиваторами»). К их числу относятся достижения, продвижение и личное развитие. Эти факторы имеют гораздо более важное значение, поскольку ведут к самореализации.
Теория мотивации Херцберга
Подумайте о теории Херцберга применительно к себе.
Что приносит вам самое большое удовлетворение в работе?
Если бы у вас был выбор – вы могли бы получить интересную работу, в которой имели бы полный контроль над своей деятельностью и вдвое большую зарплату, или работу на конвейере, где вам пришлось бы постоянно выполнять одни и те же действия, не иметь контроля, трудиться в плохих условиях, не иметь перспектив продвижения, но при этом ваша зарплата была бы в три раза больше, – то что бы вы выбрали на длительный срок?
Еще одна концепция о том, что влияет на нашу мотивацию, – это метапрограммы. Эти ментальные процессы позволяют нам фильтровать огромный объем информации, получаемый каждый день, и определять, на какие ее части следует обратить внимание.
Метапрограммы были выявлены в 70-е годы исследователями Ричардом Бендлером и Лесли Кэмерон-Бендлер. Первичный набор паттернов метапрограммы был описан Лесли Кэмерон-Бендлер в сотрудничестве с Дэвидом Гордоном, Робертом Дилтсом и Мэрибет Майерс-Андерсон.
Чтобы определить свои фильтры, вам нужно обратить внимание на собственную речь. Например, один человек мотивирован снижением веса, а другой – укреплением здоровья. Оба примера – это разные способы описать один и тот же результат. Мотивировать людей следует в соответствии с их метапрограммами. Если вы сделаете неправильный выбор, пытаясь мотивировать коллегу, то по его реакции сразу поймете, сработал ваш прием или нет. Люди в буквальном смысле слова «фильтруют» то, что им говорят. В этом примере один человек сосредоточен на том, чтобы уйти от проблемы (избытка веса) и избежать потерь. Другой же сосредоточен на нахождении решения (стать здоровее) и приобрести что-то.
Такие метапрограммы управляют различными ментальными процессами и направляют их, а также влияют на нашу мотивацию. Каждая представляет собой совокупность, где противоположные предпочтения, описанные ниже, располагаются на разных концах спектра. Все они одинаково важны, поэтому плохих или хороших предпочтений не существует.
Люди с предпочтениями «К» мотивированы будущими целями и тем наслаждением, которое они получат, достигнув их. Их речь ориентирована на будущее: «Когда я достигну этой цели, то почувствую себя прекрасно».
Люди с предпочтениями «От» сосредоточены на избегании боли или проблем. Они говорят о том, чего не хотят. В их речи встречаются такие слова и фразы, как «избежать», «минимизировать», «сократить», «уйти от».
Можно подумать, что в бизнесе большинство успешных людей имеет предпочтение «К», а не «От» – в конце концов, в любой книге по маркетингу мы читаем такие фразы, как «заработать миллион», «достичь своего идеального будущего», «получить работу мечты». Однако это не совсем так.
Шотландский гольфист Колин Монтгомери признается, что его сильнее мотивирует страх проигрыша, чем стремление к победе. И это согласуется с теорией боязни потери, сформулированной Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски (1984). Согласно этой теории люди больше предпочитают избежать потерь, чем получить какие-то преимущества.
«Проактивные люди» сразу же берутся за работу, не дожидаясь, когда им станут ясны все элементы этой работы. Им просто хочется быстрее начать. «Реактивные» люди предпочитают подождать и посмотреть, с чего начинают другие. Им нужно подумать и поразмышлять, прежде чем взяться за работу.
Люди с «внутренними» предпочтениями сами понимают, что делают. Чтобы почувствовать себя оцененными, им не нужно признание со стороны других людей.
Люди с «внешними» предпочтениями нуждаются в том, чтобы окружающие оценивали их работу. Им нужна обратная связь – только так они выясняют, на верном ли пути находятся.
Люди, предпочитающие «варианты», редко принимают быстрые решения, не рассмотрев предварительно все доступные варианты.
Те, кто сосредоточен на «процедурах», рассчитывают на то, что существует «правильный способ» выполнения задачи, и предпочитают действовать проверенными на практике методами.
Люди с «глобальными» предпочтениями хотят видеть всю картину целиком, им нужен широкий взгляд, но при этом их не интересуют мелкие детали и не пугает неопределенность и размытость общей картины. Те же, кто обладает «конкретными» предпочтениями, любят детали и мелочи. Они хотят, чтобы окружающие располагали всей информацией, которую считают важной.
Люди со «сходными» предпочтениями любят постоянство. Если им дают новую задачу, им хочется понять, в чем она похожа на то, с чем они уже знакомы.
Люди с «различными» предпочтениями любят перемены. Их мотивирует все новое и незнакомое.
Если вы подумаете о каждой паре предпочтений и поймете, что ближе для вас, то вам станет понятно, как метапрограммы влияют на вашу мотивацию. А после этого проанализируйте всех, кого вам нужно мотивировать, и обратите внимание на их речь, чтобы понять, каковы их предпочтения и какие слова будут наиболее эффективны при общении с ними.
Резюме по метапрограммам
Еще одна модель, которая поможет вам разобраться в собственных стимулах, – это иерархия потребностей по Маслоу. Средство это хорошо известно. Скорее всего, вы постоянно будете обращаться к нему в будущем. Эта концепция поможет вам понять глубинные потребности тех, с кем вы будете взаимодействовать – в том числе и вашего начальника!
Когда, к примеру, в команде появляется новый сотрудник, его первоначальное поведение часто диктуется потребностью почувствовать себя частью коллектива. Как только его принимают, его потребности меняются, и теперь ему уже нужно признание и определенный статус внутри команды. Но если ситуация на работе изменилась и возникала серьезная неопределенность о самом наличии работы, то потребность снова меняется, и теперь уже главным становится ощущение стабильности и безопасности.
Иерархия потребностей по Маслоу
Если вы умеете работать с потребностями людей в каждый конкретный момент времени, то вам будет гораздо проще находить способы разрешать эти потребности. Профессор психологии Абрахам Маслоу понимал, что у людей имеются потребности, которые меняются со временем. Он создал иерархию последовательности, в какой потребности должны удовлетворяться.
Маслоу полагал, что самые базовые потребности человека – те, что необходимы для выживания (вода, пища, воздух, сон). Это самые инстинктивные потребности в иерархии. Все остальные остаются вторичными до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности физиологические.
Это потребность в физической и социальной безопасности. Безопасность важна для выживания, но не настолько, как физиологические потребности. Примерами подобных потребностей может служить желание иметь стабильную работу, жить в безопасном квартале, иметь кров над головой.
К их числу относится потребность в принадлежности, а также желание любви и привязанности. Отношения – будь то дружба, романтическая привязанность или семейные узы, помогают реализовать эту потребность в общении и приятии. Кроме того, для человека важна вовлеченность в работу социальных, общественных или рабочих групп.
Когда первые три потребности иерархии удовлетворены, начинает возрастать роль потребности в оценке. Человеку нужно то, что повышает его самооценку, укрепляет чувство собственной значимости. Мы нуждаемся в социальном признании и в достижениях. На работе эта потребность символизируется маркой вашего автомобиля или признанием, которое вы получаете от начальника или коллег.