В мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные, борющиеся силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь.
Раскачка жизни, исходя из эпиграфа, происходит на территории «большой» России, или её постсоветского пространства. Россия, друзья, – это не Запад и не Восток. Это их связующее звено. Идёт ли она в сторону Запада? Не думаю. Особенно в последнее время. Восточным чисто путём? Также возникают большие сомнения. Так что же она есть на самом деле, Рассея наша?
Страна, раскинувшаяся на добрую часть Евразии, не является ни тем ни другим. Она – серединка, инь планеты, идёт собственным путём и в войнах всех чихвостит. Иногда жёстко и по-янски, иногда тихой сапой, холодной зимой и своими необъятными иньскими просторами.
Умствования и технические кунштюки душа России воспринимает и заимствует по большей части у Запада, мудрствования – у Востока. Люди в России думают сердцем, а не головой, а на оккультном языке это означает, что их природа подчинена виталу, то есть чувственному началу. Историк Бердяев писал ещё до революции о загадочной русской душе: «Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала ещё, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере».
Вот и кидает нас, неопределившихся, то в одну, то в другую сторону. Во второй половине прошлого века в западном и иже с ним мире пошло массовое увлечение религиями Востока, их народной медициной и боевыми искусствами. Но заимствовать у своих соседей господа европейцы научились ещё со времён крестовых походов, да и Россия всегда обильно брала и слева, и справа. Хотя Рим плотно зашёл в Россию ещё в Древней Руси, только Пётр первый резко обратил лицо страны в сторону Запада. И пошло, и поехало.
Историю пересказывать не буду, я всё больше про медицину хочу поговорить. Ни для кого не секрет, что сейчас множество людей пользуется услугами китайских, индийских, тибетских и прочих восточных специалистов. И, несмотря на различные основы философско-медицинских концепций Востока и Запада, между ними возможен взаимодополняющий обмен методиками диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Даже на уровне государства ТКМ, Аюрведа и в целом фитотерапия признаны как альтернативный метод лечения. К сожалению, пока только на словах. ТКМ больше пользуется популярностью в РФ, а Аюрведа – на Украине. Есть такая тенденция.
Западная медицина – это привычные нам лекарства, обследования и процедуры. К восточной медицине относят сложившиеся традиции Китая, Индии, Тибета, Японии и некоторых других стран, которые включают в себя не только информацию о причинах возникновения и методах лечения болезней, но и целую философию. Западная медицина более симптоматична, восточная – более конституциональна и причинна. Хотя, если копнуть поглубже, сходство между этими двумя медицинами в том, что обе они в конечном итоге видят связь между структурой и функцией организма. Но обилие узких специалистов западной медицины зачастую не воздействует на человека в целом, а лечит очень векторно и не совсем экологично (бережно) по отношению ко всему организму пациента, ко всем тканям и органам.
Конечно, в экстренных случаях лучше прибегнуть к классической, западной медицине, включая хирургию и другие средства. Восточная же медицина больше направлена на профилактику и лечение хронических болезней, на восстановление баланса и гармонии между всеми происходящими в организме процессами. Предпочтение отдается натуральным препаратам и методам физиотерапии. Лекарства изготавливают из ингредиентов растительного, животного, а иногда и минерального происхождения, в отличие от современных лекарственных препаратов, которые в подавляющем большинстве синтезируются искусственным путём и могут быть чужеродны организму человека. Именно эта натуральность и привлекает внимание к восточной медицине.
Итак, для восточной медицины характерно целостное, психосоматическое видение человека, а в западной медицине, напротив, исследование организма сводится к изучению его составляющих частей, наблюдается разделение психического и соматического в человеке, акцент с духовных оснований смещается на телесность. В частности, Традиционная китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. Основной задачей этой медицины является обеспечение достаточного количества энергии ци и её равномерное, незатруднённое течение по всем каналам, при этом акцент делается на поддержании нормального функционирования организма.
Касательно индийской древней медицины Аюрведы, то в ней я почерпнул конституциональный подход в лечении человека. Знание изначальной конституции человека (пракрити), его предрасположенности к заболеваниям, а также диагностика текущего состояния (викрити) позволяют подбирать те травы или лекарственные композиции из них, которые в силу своих лечебных и энергетических особенностей компенсируют избыток или недостаток определённых первоэлементов (про них см. ниже).
Одна из главных и уникальных особенностей растений, согласно и ТКМ, и Аюрведе, – их энергетика. В Аюрведе понятие энергетики трав и специй включает: вкус, вирью (эффекты нагревания и охлаждения), випак (действие после переваривания), а также прабхаву (специфическое действие, лечебный талант растения, не поддающийся анализу).
И не могу, конечно, не упомянуть о столь бурно ворвавшейся в жизнь западного обывателя и достаточно быстро дошедшей к нам нутрициологии. В 1970 году Лайнус Полинг опубликовал первую книгу под названием «Витамин С и простуда», где призывал американцев принимать по 3000 мг витамина С ежедневно, то есть дозу, грубо говоря, в 50 раз превышающую допустимую суточную норму. Книга стала национальным бестселлером. Через несколько лет более 50 миллионов американцев – то есть один человек из четырёх, живущих в США, – следовали совету Полинга. Потом выяснилось, что это миф и не так уж и безопасно сидеть на лошадиных дозах аскорбинки, но с 70-х начался бум пищевых добавок, который продолжается и поныне. Потом был бум антиоксидантов, витамина А, о которых также потом выяснились нехорошие вещи. Витамин А, например, в большой дозировке может вызывать рак у заядлых курильщиков, антиоксиданты также небезопасны в этом плане и требуют разумного применения. Но тем не менее мировой рынок пищевых, или биологически активных, добавок сильно вырос за эти годы и сейчас составляет миллиарды долларов. И это действительно крутые инструменты по восполнению дефицитов и даже лечению хронических заболеваний. Главное, чтобы их назначал специалист. Проще говоря – врач. Я сам их активно использую наряду с древними рецептурами, которым 2–3 тысячи лет. Они прекрасно работают и восполняют дефициты тела, подкручивают естественные детоксикационные системы организма и дополняют лечебные схемы.
Таким образом, интеграцию трёх альтернативных медицин (хотя, по сути, Аюрведа и ТКМ являются традиционными медицинами) я считаю очень даже жизнеспособной структурой. Из всех геометрических фигур треугольник считается самой устойчивой. ☺
Все три направления я использую на всех трёх этапах работы с пациентом: очищение – лечение – восполнение. Об этом мы и будем говорить в разделах лечения отдельных АИЗ.
Отношение к восточной медицине в среде западных специалистов явно неоднозначное: от полного отрицания до необоснованного преувеличения её возможностей. Эти крайние точки зрения обусловлены отсутствием понимания западными специалистами сущности и основ китайской и индийской медицины, а также тем, что современное естествознание давно переросло натурфилософские основы ТКМ, которые не подтверждаются современными научными данными и, естественно, отвергаются специалистами.
Существует мнение, что древняя народная медицина абсолютно бездоказательна. И врачи современной медицины говорят, что опыт восточной медицины эмпиричен и не имеет доказательств. Ну да, научных статей народные врачеватели не пишут. Со всякими «рандомизированными-двойными плацебо» исследованиями, результаты которых потом могут кардинально поменяться (было такое неоднократно). А я скажу, что эмпирика (опыт) древней медицины имеет систему и рецептуры, которым тысячи лет. И я использую методы натуропатии, руководствуясь в первую очередь здравым смыслом и доверием к методам, которые имеют столь долгий опыт применения. Хватает лишь трезвого взгляда на день сегодняшний, чтобы понять, что нынче в науке столько белых пятен, что мама не горюй. Бесценный опыт прошлых лет позволил сделать интересные выводы в плане сравнения двух систем мышления и возможностей интеграции. Ведь, несмотря на настоящий кладезь знаний, которым обладает китайская медицина (как, впрочем, и другие древние натуропатические медицинские системы), главную трудность представляет именно формирование «второй системы мышления» у западного врача, выстраивания единой системы представлений и понятий, позволяющей наиболее эффективно сочетать методы обеих медицин.
Например, совершенно по-разному стоит вопрос по отношению к патогенному началу, вызывающему болезнь. В этом видится одно из важных различий между «западным» и «восточным» подходом вообще к различным природным явлениям. Западная медицина, прежде всего, старается ответить на вопрос: «Что вызвало болезнь? Вирус или бактерия, аутоиммунный или опухолевый процесс?» и так далее. Для китайской медицины (и вообще восточных медицинских систем) эти моменты не так уж важны. Важно другое – как проявляет себя патогенное начало и какую реакцию вызывает оно в организме человека. Каким образом проявляет себя патоген? И не столь уж важно, чем он является – климатическим фактором, или инфекционным агентом, или токсином. Главное, что ведёт себя он как «жар и яд», или «ветер и холод», или он вызывает истощение и дефицит, или, наоборот, привносит в организм патогенный избыток. Соединение этих двух образов мысли воедино могло бы значительно расширить горизонты познания и увеличить возможности представителя западной медицины. Если специалист ТКМ и обычный будут работать в тандеме, то, например, выявление вирусов, ведущих себя как «жар и яд», поможет назначить нетоксичные китайские рецепты против вируса.
Могут ли сосуществовать медицина сегодняшнего дня с восточной натуропатией в современном мире? Могут и должны. Но для этого надо поставить во главу угла здоровье нации и человека, а не интересы фармкомпаний, НИИ и управленцев всех звеньев здравоохренения. И совмещать древнее и самое современное в условиях банальной поликлиники. Но это лишь мечты вслух.
Восток и Запад в какой-то точке могут быть совместимыми. В плане медицины моя философия – в этой главе. У каждой медицины есть своя область применения. Современная западная высокотехнологичная медицина – это медицина болезней, поскольку мы интересны для нее только тогда, когда уже болеем и это подтверждают результаты анализов и других исследований. Восточная медицина, наоборот, изначально ориентирована на сохранение здоровья, на профилактику, восстановление и лечение психосоматических и хронических заболеваний.