Жизнь прекрасна и удивительна, особенно если руководствоваться не только чувствами, но и умом.
Как красивы восходы солнца и его закаты, наблюдаете ли вы их с балкона деревенского дома или из окна своей городской квартиры! Как украшает нашу жизнь зеленеющая листва и аромат растений. Как таинственно шумит морской прибой или журчит ручей! Как забавны котята, собачки и другие зверушки, рыбки и птички!
А еще – как наполняет нашу жизнь «роскошь человеческого общения»!
Откуда же берутся огорчения, беды, невзгоды и разочарования? В основном из того же общения, которое не так уж просто, оказывается, наладить таким образом, чтобы оно радовало. А все из-за того, что свой ум наживаем к старости, а воспользоваться советами знающих людей ленимся.
Как специалист по изучению разнообразия человеческих характеров, типов мышления, способностей и разных видов отношения друг к другу, за всю свою сознательную жизнь я наблюдала множество вариантов поведения людей в разных ситуациях. В прежние времена (60–80 годы прошлого столетия) в отечественной психологии еще не было признания того факта, что как врожденные, так и приобретенные в процессе развития характера черты накладывают отпечаток на его активность, особенности общения, реагирования на стимулы окружающей среды. В связи с этим приходилось преодолевать установку на марксистско-ленинскую идеологию, с позиций которой личность нормально развивается только под влиянием общества, живущего по законам коммунистических идеалов.
Помнятся те долгие часы, проведенные в Ленинской библиотеке и за детским проектором с экраном в виде простынки на стене – чтобы прочитать микрофильмированные книги, взятые из «Ленинки» на два-три дня…
А также запомнилась кропотливая работа по переводу с английского или немецкого книг зарубежных авторов, уже прославившихся своими трудами по психологии личности. Словом, это был труд, но сладкий труд, богатый для меня интересными открытиями и непрерывным творческим процессом, который был направлен на изобретение новых решений, свободных от догм старого подхода, на преодоление существующих в отечественной психологии страхов перед зарубежным влиянием и перед новаторскими идеями, идущими в противовес устоявшимся представлениям.
Мне пришлось адаптировать многие известные европейские и американские диагностические методики, преодолевая немалые трудности. Надо было разработать систему адекватной интерпретации формальных показателей, полученных в результате математических формул, что не так-то просто! Ведь адаптация зарубежных тестов – это не просто перевод опросников на русский язык. Необходимо понять, о чем эти показатели свидетельствуют, как следует понимать их значение, как это подтверждается не только статистикой, но и самой жизнью.
Как понять человека
и как понять себя? Непросто!
Но нужно. От этого зависит
и настроение, и здоровье.
Множество живых, реальных людей прошло перед моими глазами: их переживания рассматривались параллельно данным, полученным при обследовании их психодиагностическими тестами. Кроме того, были созданы новые, оригинальные методики, боле созвучные требованиям отечественной психологии, раскрывающие типологические особенности, выявляющие сферу нарушенных человеческих отношений, мотивационную направленность, уровень агрессивности, преобладающий стиль мышления и многое другое. Они нашли подтверждение своей эффективности на практике и получили широкое распространение в среде психологов-практиков, а также в научно-исследовательской работе научных кадров.
Какие только коллективы мне не приходилось обследовать, для того чтобы подтвердить надежность методик, показать, как связаны особенности личности с выбором профессии, сделать выводы о межличностных отношениях разных характеров между собой. Это были наблюдения, связанные с судьбами семейных пар, анализ данных по обследованию спортсменов, занятых в разных видах спорта, изучение артистических коллективов разных театральных школ, погружение в управленческие проблемы для разработки критериев оценки компетенций и успешности в корпорациях и т. д. Примерно с 1985 года (в духе времени) пришлось заняться компьютеризацией психодиагностики, что вылилось в создание множества компьютерных тестов, облегчающих рутинную работу психологов и способствующих большей точности и объективности проведенных обследований.
Все разработки я не собирала в свою научную копилку, а давала познакомиться с ними психологам-практикам, внедрить их в повседневную работу и была рада, если это принималось как нечто необходимое, интересное и полезное. Теперь, спустя много лет, я чувствую неподдельный интерес к моим работам и теплоту отношения психологов ко мне, к ежегодным семинарам по психодиагностике. Они дают мне понять степень их признательности за многолетнюю помощь в работе по консультированию людей, по профориентации молодежи, по кадровому отбору в весьма важных для страны организациях и промышленных отраслях.
Любимая работа продлевает
жизнь, а долго живут те люди,
которые это понимают.
Сегодня я уже весьма пожилой человек, испытавший в своей жизни немало потерь. С одной стороны – это невосполнимо и грустно, с другой – добавило мне вдумчивости и осторожности в создании сложного инструмента, помогающего проникнуть в душу человека с намерением помочь ему, а главное – не навредить. Но в первую очередь, я профессиональный психолог, для которого психология взаимоотношений стала делом всей жизни. Безусловно, именно любовь к профессии поддерживала и поддерживает меня всю мою жизнь.
Но это теперь. А что было сначала?