Ожидания – реальность

Напишу, что я коуч, – выстроится очередь из клиентов

Очень частое ожидание от обучения новой профессии: достаточно написать в профиле соцсети «коуч» – и тут же выстроится очередь и не будет отбоя от желающих заплатить за общение с новоиспеченным специалистом.


И потом самым большим разочарованием становится именно тот факт, что, помимо знаний в самом коучинге, нужно еще активно заниматься собственным продвижением. Фактически осваивать сразу две профессии: и коуча, и специалиста по продвижению.


У психологов есть агрегаторы, есть психологические центры, есть поток клиентов, который понимает, что хочет получить: разовую консультацию специалиста или работу вдолгую. Все это – результат многолетних усилий большого количества популяризаторов, которые уже лет 20, а то и больше рассказывают о том, что делает психолог и как работа с ним может помочь человеку.


Спрос на коучинг только начинает формироваться, и поэтому никакая очередь из клиентов нигде не стоит. Ну только если ты не блогер с большой лояльной аудиторией: если у тебя есть аудитория, то она купит у тебя и коучинг, и черта лысого. Потому что там неважно, что купить, важно – у кого купить.


Именно отсутствие потока клиентов и невозможность зарабатывать навыками в только что полученной новой профессии будет самым сложным испытанием. И это не только в коучинге, а в любой профессии. Возможно, есть специальности, где студентов расхватывают на этапе учебы в университете. Но это точно не относится к тем, кто учится во взрослом возрасте. Здесь придется рассчитывать на себя.


Кто-то разочаровывается еще в процессе обучения и уходит. Кто-то, наоборот, еще в процессе очаровывается чем-то другим и уходит изучать новое. Кто-то пасует перед сложностями: в привычном мире все понятно, уютно, деньги есть – а тут все заново и нет четких правил игры. Да и в целом начинать все с нуля легко в молодости. А когда у тебя уже есть уважение, должность, обязательства – сложно.


Действительно ли все так печально? Если честно, то да. Но не фатально.


Я пришла в коучинг в 2016 году, тогда эта профессия была еще менее известна и понятна. Более того, тогда в бизнесе слова «коучинг» и «коуч» были ругательными. Первую волну коучей, которым поверили, пустили в бизнес. А после их работы компании получили пачки заявлений на увольнение, потому что коучи поработали с потенциалом сотрудников. Открыли в них желание расти, развиваться, получать больше денег и управляющие должности (вне зависимости от опыта и наличия компетенций) – и людям снесло крыши. После этого на определенное количество лет коучинг стал в российском бизнесе ругательством.


Но я вижу, как меняется рынок сейчас. Крупные компании активно работают с коучами и даже создают у себя отделы внутренних коучей. Все чаще и обычные люди хотя бы слышали о том, что такое коучинг. За эти 8 лет обучились десятки тысяч студентов в разных школах, и даже если они не удержались в профессии сами, они знают, что это такое и пользуются услугами коучей. Понимают: технология рабочая и классная.


Рынок растет, становится более цивилизованным, и работы для профессиональных коучей становится все больше.


Поэтому я бы сказала так. После получения диплома (хоть первого, хоть двадцатого) очередь из клиентов не выстроится. Но если ты будешь предпринимать правильные шаги и работать, а не только учиться и мечтать, то клиенты у тебя будут. Скорее всего, не сразу, но будут. В психологии на построение устойчивой практики уходит два-три года. В коучинге нужно рассчитывать на такой же, а может, даже чуть больший срок.


Так уж сложилось исторически, что коучи продают свои услуги дороже, чем психологи. И ходить к коучу в течение нескольких лет не обязательно, потому что запрос решается быстрее. Поэтому получается, что усилий на привлечение новых клиентов надо тратить больше, цена выше, следовательно, и сроки могут быть длиннее.


Но это не значит, что очередь из клиентов невозможна. Все возможно, если работать!

Буду зарабатывать из любой точки мира, сидя под пальмой

Это вторая мечта, ради которой приходят учиться коучингу. Люди, которые никогда не пробовали работать на фрилансе, мечтательно говорят, что хотят получить профессию и зарабатывать, сидя под пальмой в теплых странах, а не ходить в офис пять дней в неделю, отсиживая с 9 до 18.


Многие их тех, кто работал «из любой точки мира», в том числе и сидя под пальмой, возвращаются в Россию и предпочитают работать из дома.


В чем подвох?


Во-первых, сидя под пальмой, работать просто физически неудобно: солнце слепит глаза, песок забивает клавиатуру, ноутбук нещадно нагревается. Ну и конечно, когда вокруг солнце, песок и море-океан, найти в себе силы для работы крайне сложно. Почему-то в этой красивой картинке, о которой мечтают неофиты, ничего не говорится о том, какой нереальной силой воли нужно обладать, чтобы выбрать работу вместо пляжа в такой ситуации. А ведь если у тебя нет счета в банке и пассивного дохода, то свою жизнь в другой стране надо поддерживать – то есть работать.


Во-вторых, часто оказывается, что зимовка в теплых странах связана с изменением часового пояса. И это чертовски неудобно, ведь клиенты хотят работать тогда, когда у тебя ночь или неприлично раннее утро. Выходит, что днем ты можешь себе позволить отдохнуть, но потом надо быть бодрой и ресурсной в ночи. Получится ли? Далеко не у всех. И – сюрприз! – клиенты чувствуют, что коуч не в ресурсе, и отказываются от продолжения контракта. Крайне сложно удержать клиентский поток, когда твоя работа связана с непосредственным общением. Да, если ты дизайнер и можешь днем выполнить работу, а ночью получить обратную связь от заказчика – это нормально. Но когда ты должна с клиентом провести час, активно слушая его, присутствуя и возвращая то, что он сам не слышит, – это крайне сложно. Тем более, чтобы содержать тебя в теплой стране, нужен не один клиент, а несколько. То есть тебя ждут почти бессонные ночи.


В-третьих, большим и крайне неприятным сюрпризом для тех, кто хочет жить, например, в Юго-Восточной Азии и работать, живя на Бали, становится крайне нестабильный интернет. Он хороший только на дорогих виллах. То есть или скромно жить и мучиться с интернетом, который может пропасть в любой момент. Или платить существенные деньги за виллу. Думаю, не надо объяснять, что глубокая работа с постоянно вываливающимся из интернета коучем невозможна. Все внимание будет уходить на борьбу с техническими сложностями.


В-четвертых, жить в постоянном путешествии или просто в теплых странах – это дорогое удовольствие. Давно прошли те времена, когда можно было сдать двушку в Москве и очень комфортно жить на Гоа. Имея доход в рублях, жить за границей сложно и дорого. То есть надо быть уже очень высокооплачиваемым специалистом, у которого постоянный поток клиентов, чтобы позволить себе роскошь работы из любой точки мира.


Ну и вишенка на торте – это то, что я слышу чаще всего от тех, кто так пробовал. Все это стоит бешеных денег, а я ничего не вижу, потому что постоянно в ноутбуке. То есть фактически замкнутый круг: чтобы работать в путешествии, нужно много зарабатывать, а чтобы много зарабатывать нужно много работать. А много работать в случае с коучингом – это постоянное общение с клиентами в окошке zoom.


И действительно многие возвращаются, потому что комфортнее работать в одном часовом поясе с клиентами, зарабатывая и тратя в рублях и разделяя море – для отдыха, а среднюю полосу России – для работы.


Значит ли это, что образ, который рисуют нам в рекламе коучинга, недостижим? Совсем нет. Конечно, так тоже можно. Если у тебя есть богатый папа или муж, который оплачивает банкет, и ты можешь позволить себе работать два-три часа в неделю в свободном режиме, для удовольствия. Или если у тебя уже настроен постоянный приток клиентов и стоимость твоих услуг высока. Но, как я и говорила раньше, для этого сначала надо очень много потрудиться.

Буду зарабатывать сто тыщ мильонов

Очень многих в коучинг привлекает кажущаяся легкость большого заработка. Люди слушают обещания тех, кто рекламирует обучение коучингу, и искренне верят, что стоит им пройти двух-трехмесячный курс по коучингу – и они тоже смогут зарабатывать миллионы.


То есть они сами ни разу не воспользовались услугами коуча, никто из их окружения не пользовался и не собирается пользоваться услугами коуча, но вот они сами, как только отучатся, начнут зарабатывать эти самые миллионы.


Кто те люди, которые должны прийти к ним в работу?


К сожалению, критическое мышление в школах не преподают. Я постоянно вижу студентов, которые уже заканчивают обучение, но сами ни разу ни рубля не потратили на работу с более опытным профессиональным коучем. Они месяцами работают только друг с другом в учебных сессиях, и все еще верят, что сейчас диплом получат, в соцсетях напишут, что они коучи и к ним придут клиенты.


Начинающие коучи очень интересно считают потенциальный доход: 5 дней в неделю, по 5 клиентов в день, 5 000 рублей сессия. Картинка в 500 000 рублей месячного заработка туманит мозг и представляется реальной. И кажется, что пять часов коучинга в день – это круче и легче, чем восемь часов в офисе.


Но сможет ли коуч выдержать 5 клиентов в день 5 дней в неделю? Вряд ли. Да, есть те, кто может и с 6-7 клиентами поработать. Но тут сразу встает вопрос качества: насколько глубоко и качественно можно слышать и слушать при такой нагрузке? Опытные коучи работают с клиентами от одного до четырех часов в день. Причем, чем выше уровень коуча, тем меньше клиентов в день он берет. Потому что качество важнее количества. А еще надо же учесть отдых между клиентами – минимум 30 минут, потому что сессия может завершиться не ровно через 60 минут, а через 65 или даже 75 минут, если что-то пошло не так или коуч не смог уложиться в тайминг. То есть уже не 5 часов работы, а 7 – при наличии четырех тридцатиминутных перерывов между клиентами. И это только в случае, если все клиенты записаны строго один за другим, как в поликлинике. А такое же бывает только в сказках! Кому-то важно работать утром, кому-то вечером, а кто-то из клиентов свободен только во время дневного сна ребенка. И это все о том, что в индивидуальной работе все нелинейно.


Второй вопрос, который хочется задать юному коучу при таком расчете. Где он планирует брать этих самых 5 клиентов в день по 5 000 рублей? Ведь это 25 клиентов в неделю. Не все клиенты готовы работать раз в неделю, многие предпочитают встречаться раз в две недели. В корпоративном формате, например, раньше и не получится – у предпринимателей и руководителей такие плотные графики, что им нужно время на воплощение принятых на сессии решений. То есть уже не 25 клиентов в неделю, а 30 или даже больше. Где же их брать начинающему коучу? И готовы ли клиенты платить по 5 000 рублей коучу, который только закончил курсы?


То есть миф о миллионах вполне себе несостоятельный.


Да, есть те, кто зарабатывает миллионы, но таких на рынке единицы. И подавляющее большинство из них – медийные персоны: либо владельцы школ коучинга, либо те, кто учит, как продавать свои услуги.


В любой другой профессии та же тенденция – чем больше медийность, тем выше заработки. В психологии тоже есть как очень дорогие, всем известные персоны, так и среднестатистический психолог, который зарабатывает совершенно другие деньги.


Приходя в профессию, важно помнить, что коучинг – помогающая профессия. И надеяться на миллионные заработки, да еще в начале пути – это сказка про Буратино и Поле Чудес.


Я вижу многих студентов, кто приходит учиться только ради того, чтобы заработать много денег. Причем, как правило, они уже учились на ИТ, астрологов, тарологов, SMM-менеджеров, копирайтеров и много кого еще.

Коуч может зарабатывать достойно. Скорее всего, не сто тыщ мильонов, но значительно больше, чем средний служащий в средней конторе. У коучей свободный график, и можно самостоятельно формировать свою загрузку. Но, как и везде, нужно пройти путь становления себя как профессионала, вложить много сил, знаний и действий в формирование своей практики. И помнить о том, на что, как правило, рассчитана помогающая профессия: ведущей потребностью специалиста является желание работать с людьми и помогать им, а не зарабатывать. Потому что клиенты считывают истинную потребность коуча – заработать или поработать.

Всех спасу, всем помогу – в этом моя миссия

А это следующая ловушка для тех, кто приходит в профессию. Вдруг выясняется, что коуч отвечает за процесс, который происходит в сессии, но не за результат, который получает клиент. И это вызывает ужасную фрустрацию у тех, кто хотел быть супергероем, спасающим людей.


С одной стороны, коучинг – помогающая профессия, и фактически это одно из направлений психологии. С другой стороны, коуч в сессии – партнер, который не ведет клиента, не подталкивает его к результату, не ведет за руку в светлое будущее.


Это реально очень сложно. Это про очень глубинную внутреннюю взрослость самого специалиста. И про его искреннее желание передать ответственность за решение самому клиенту.


Для многих начинающих коучей такое партнерство становится неприятным открытием, которое крайне сложно преодолеть. «Я же вижу решение, я же знаю, как лучше».


Вдруг выясняется, что синдром спасателя тут мешает, а не помогает. А если не спасать, то что делать?


Хочу влиять на людей, хочу быть значимым

Еще одно разочарование ждет тех, кто хочет быть влиятельным коучем. Оказывается, что коуч не привносит ничего своего, не говорит, что надо делать, и не раздает мудрые советы. Более того, его основная задача – подсветить человеку его собственные мысли, чувства, паттерны поведения и помочь заметить закономерности.


История про серого кардинала, который может через влияние на своих клиентов руководить миром, – не сюда.


И получается, что ни за руку отвести, ни вопросами подтолкнуть, ни советы посоветовать – ничего нельзя.


Дурацкая какая-то профессия на самом деле. Выходит, ты лишь полотно для успеха другого человека? Разочарование и потеря потерь…


Таким образом получается, что нельзя ни спасти клиента, ни поруководить им.


Чтобы не было больно разочаровываться, лучше всего изначально не очень очаровываться!


Те, кто приходит в коучинг с большими ожиданиями, как правило, разочаровываются быстро. Все оказывается не так просто, как виделось. Клиентов надо искать. Сто тыщ мильонов не заработаешь. Лавровый венок спасителя не наденешь. Обидно, да?


А вот те, кто приходит с интересом, готов пробовать, ошибаться и развиваться в новой для себя сфере, как правило, берут от коучинга много.


И не всегда это именно успешная карьера, а часто обогащение коучингом своей обычной профессиональной и личной жизни.


Главное – всегда помнить, что обещание быстрых денег – это что-то из «Буратино». В коучинге, как и в любой профессии, всегда есть периоды ученичества, становления, роста, профессионализма и успеха. Которые надо пройти с принятием, пониманием и планом в руках, Чтобы не получилось так, что профессионализм пришел, а финансовый успех – нет. В коучинге это как раз очень даже возможно.

Загрузка...