Книга, которую вы держите в руках, не имеет равных среди всех известных изданий Таро. Под ее обложкой вы найдете 78 Арканов, полностью соответствующих оригинальным рисункам Памелы Колман Смит, художницы – и этот факт очень важен для понимания колоды Таро Уэйта, – бывшей одной из первых женщин-магов викканского толка[1]. Из-под ее вдохновенной кисти вышли образы, которые легли в основу единственной оккультной колоды Таро.
Замысел сделать колоду, предназначенную исключительно для ритуальной магии, родился в недрах тайного ордена Золотой Зари. Описание Арканов составил Артур Эдвард Уэйт, один из его видных адептов. Для Памелы Смит это был не просто художественный заказ, а целый магический путь, который она проделала всего за полгода. Несколько месяцев непрерывной творческой медитации – и на свет появились 78 образов, каждый из которых нес мистический смысл.
Изначально колода предназначалась для посвященных членов ордена и не должна была попасть в руки профанов. Однако спустя всего несколько месяцев после того, как Памела дорисовала последний Аркан, колоду выпустили в издательстве Райдера, что сделало эзотерическое Таро доступным широкой публике. В журнале «Оккультное обозрение» Уэйт презентовал колоду как новую систему Таро, которую может понять любой желающий.
Почему колода, которая была задумана как магический инструмент для узкого круга посвященных, попала в массовую печать? Исследователь Таро, профессор Майкл Даммет связывал это с упадком ордена Золотой Зари и конфликтом Уэйта с руководителями этого тайного общества.
Но есть и другая версия – и она больше соответствует назначению колоды Уэйта. Публичное издание эзотерического Таро было своего рода ритуальным действием. Известно, что любой магический инструмент перед тем, как использоваться, должен пройти посвящение – то есть стать частью реальности, где будет работать его магия.
Таким посвящением и стало первое публичное издание Таро Уэйта с оригинальными рисунками Памелы Смит. В пользу этой версии говорит тот факт, что оригинальное Таро больше не печаталось. Архивы издателя Райдера, который первым напечатал Таро Уэйта, пропали без следа во время Первой мировой войны.
Доподлинно известно, что матрицы изображений, с которых печаталось первое и единственное издание оригинального Таро Уэйта-Смит, были уничтожены в период с 1913 по 1917 год. А вот намеренно или случайно – никто не знает. Во всех же последующих изданиях изображения, созданные Памелой, были сильно искажены.
С момента первого и единственного издания оригинальной колоды Таро Уэйта прошло больше ста лет. За это время Таро Уэйта (еще его называли колодой Уэйта-Райдера – по фамилии издателя) издавалось бесчисленное множество раз. Но ни одна из изданных колод не соответствовала полностью тем образам, которые вынесла из своей мистической медитации Памела Колман Смит. Некоторые издатели, не мудрствуя лукаво, просто изменяли цветовую гамму оригинальных рисунков и раскрашивали их как придется. Например, в таком виде до нас дошло Таро Альбано-Уэйта 1968 года издания. Более серьезные издательства нанимали художников, чтобы те, ориентируясь на первообраз, создали свои изображения. Проблема была в том, что большинство рисовальщиков не имели не то что эзотерического посвящения, но даже самого простого понятия о магии. В Таро они видели пространство для творческой самореализации, и каждый художник видоизменял Арканы в соответствии со своим художественным вкусом. Трансформировались символика цвета, форма предметов, изображенных на картах, а также их количество (отчего нумерологический код Арканов становился другим).
Еще одно серьезное вмешательство в изначальную колоду было связано со словами. Памела Смит писала на каждом Аркане его название от руки. А ведь это было не просто автографом, доказывающим авторство. Слова, написанные вручную, – это сакральная печать, в которой содержится энергия поколений магов, посвященных в герметические знания. Издатели же заменили ручное письмо стандартным шрифтом.
Несмотря на эти различия, колоды, изданные с 1911 года по наше время, все же несут частичку первоначального смысла и содержат отблеск той Силы, которая некогда вручила человечеству ключи к тайнам мироздания. Но всей полнотой энергии оригинального магического Таро эти колоды не обладают.
До появления колоды Уэйта-Смит карты Таро были известны уже несколько столетий. Самой распространенной в Европе была так называемая Марсельская колода. Она родилась в Марселе – городе на Юге Франции, где производились игральные карты. Серьезные оккультисты – масоны, еще раньше тамплиеры и розенкрейцеры – не рассматривали Таро как часть мистического знания. Для них карты были чем-то вроде «ярмарочного оракула»: ими пользовались для своих предсказаний цыганки. Причем гадали только на Старших Арканах, а Младшие считались игральными.
Однако и для игры, и для примитивного цыганского гадания символика Таро была слишком уж сложной и глубокой. Первым на это обратил внимание Кур де Жеблен, французский ученый, оккультист и астролог. Он предположил, что Таро восходят к египетской традиции. Жеблен считал, что египетские жрецы читали образы Таро как книгу, в которой были зашифрованы тайны появления материального мира. Знаменитый маг Элифас Леви полностью разделял эту точку зрения. Он писал: «(Таро) это писание, которое старше самых древних книг Библии. Оно никогда не переводилось на язык слов, но сохранялось в первобытных символах, на отдельных листах, как таблички древних. ‹…› Таро является кратким изложением всех известных наук. Оно может решить любые проблемы с помощью бесконечных комбинаций».
Надо сказать, что попытки вернуть Арканам их изначальную силу предпринимались и до того, как эта идея посетила адептов ордена Золотой Зари. Но любая вновь появившаяся колода неизменно присоединялась к сонму обычных гадально-игральных карт и не несла в себе ничего поистине магического. Посвященным было понятно, что в Арканах есть некая тайна, которую необходимо разгадать, для того чтобы к Таро вернулась энергия. Эту загадку удалось решить Артуру Эдварду Уэйту. Чтобы образы Таро раскрылись и заработали в полную магическую силу, нужен был ключ.
И этим ключом была женщина.
До создания ордена Золотой Зари Уэйт был каббалистом. Каббала – это мистическое учение о законах мироздания, и Уэйт занимался разработкой собственной доктрины Каббалы. Как каббалист он понимал, что в символике Таро зашифрован, ни больше ни меньше, механизм сотворения мира. Раскрыв эти символы, можно было получить часть божественного импульса, который лежал в основе Творения. Как и любая эзотерическая система, Таро основывалось на одной ключевой точке, и эту точку необходимо было обнаружить. Уэйт предположил, что на нее должен указывать один из Старших Арканов, и оказался совершенно прав. Эту ключевую точку Артур Уэйт нашел в Аркане Госпожи, или Жрицы. Образы этой карты, расположение элементов и букв складывались в древнееврейскую литеру Хе, указывающую на присутствие Шхины. Шхина – так называется в Каббале космическое женское начало, которое считается творческой энергией Бога. Похожее понятие существует в индуизме – в Индии эту энергию называют Шакти. Шакти, или Шхина, пронизывает всю Вселенную, она является началом любой жизни и концом любого цикла. Исследовав другие Арканы с этой точки зрения, Уэйт нашел и в них явное указание на то, что для магического раскрытия Таро присутствие женщины было просто необходимо!
Как только Уэйт открыл это, он стал искать женщину, которая смогла бы стать его Шкиной-Шакти и дать жизнь ключевым мистическим образам. Она должна была не только обладать художественным талантом, но и иметь оккультное посвящение. Самой подходящей кандидатурой оказалась Памела Колман Смит, одна из адептов женского тайного общества, из которого в дальнейшем развилось известное ныне магическое движение Викка. Работе над колодой предшествовала целая серия ритуалов: в них принимал участие как сам Уэйт, так и другие члены ордена Золотой Зари. Маги входили в состояние транса и получали примерные образы Арканов. Из набора символов и неясных указаний Памела должна была составить стройный сюжет для каждой карты, в точности передав ее дух и энергетику.
Такой творческий союз привел к рождению подлинной магической колоды Таро, которую можно было использовать в ритуалах и бдениях.
Несмотря на то что роль Памелы была почти ключевой, Уэйт нигде ни словом не обмолвился об участии художницы в создании колоды. Изображения Арканов считались безраздельной собственностью ордена Золотой Зари, который вскоре распался на несколько враждующих обществ, а затем и вовсе прекратил свое существование. Таким образом, Артур Уэйт оказался единственным правообладателем оригинальных изображений, которые с каждым новым выпуском колоды претерпевали все больше изменений. Памела Смит не получила ни гроша от многочисленных тиражей «Таро Уэйта» (Артур даже не удосужился упомянуть ее имя на обложке колоды).
Тем не менее, у художницы оставались наброски и окончательные рисунки Арканов. Издавать карты самостоятельно она не имела права. А вот продать оригиналы рисунков могла. Известно о письме Памелы к Альфреду Стиглицу, где она предлагает известному фотохудожнику, галеристу и меценату купить альбом рисунков с образами ритуального Таро якобы для продажи в его знаменитой галерее «291». Вслед за отправленным из Англии письмом в Америку приехала и сама Памела (разумеется, захватив рисунки с собой). Так оригиналы Арканов оказались у Стиглица.
Впрочем, большинство тарологов сходятся во мнении, что письмо было уловкой, и Памела передала Альфреду рисунки безвозмездно, как того и требовал устав эзотерических обществ. Просто Стиглицу требовалось документальное подтверждение права собственности на рисунки, чтобы адепты Золотой Зари не предъявили ему претензий. Выходец из богатой еврейской семьи Штиглицев, потомственный масон, Альфред прекрасно понимал смысл, ценность и истинное назначение колоды. Он не собирался ее ни продавать, ни издавать. Он намеревался использовать Таро по прямому назначению – то есть в ритуальных целях.
До самой своей кончины в 1946 году Стиглиц был хранителем единственного в мире магического Таро. В его доме проводились мистические бдения и масонские ритуалы с использованием образов Таро. Эти бдения оказали огромное влияние на всю мировую культуру ХХ века.
В галерее «291», принадлежавшей Альфреду Стиглицу, собирались самые талантливые люди своего времени. В этих стенах выставлялись полотна Пикассо, Сезанна, Матисса, Кандинского и других художников, впоследствии прославившихся на весь мир. Стиглиц был человеком, который познакомил Америку с новым изобразительным искусством. Но прежде всего Альфреда интересовало искусство герметическое.
Герметизмом называлась мистическая доктрина, которая соединяла в себе элементы древнегреческой философии, египетского жречества и ближневосточной магии. Герметические общества были преимущественно мужскими: веками считалось, что магия – удел мужчин, женщине на этом поприще делать нечего. Такая мужская магия не пошла дальше развитой системы тайных обществ и закрытых орденов, адепты которых переходили с одной ступени на другую, присваивая себе новые звания. Их деятельность была больше похожа на игру, поскольку никакого влияния на жизнь человечества эти общества не оказывали.
Альфред же понимал, что магия – это не просто ритуалы и заклинания. Это наука об изменении мира, у нее есть мощный творческий потенциал. Стиглиц мечтал о Силе, которая может трансформировать реальность. Как и Артур Уэйт, Стиглиц понял, что без участия женской энергии эта Сила не может быть получена. То, чем занимались Альфред и его единомышленники, можно назвать алхимией духа.
На обыденном, профанном уровне алхимия понимается как наука превращения любого вещества (железо, глины, дерево) в золото. Но под истинным «золотом» алхимики подразумевали ту самую Силу, что помогала делать открытия, творить миры и владеть умами. Основой алхимической магии было соединение противоположных энергий: лунной и солнечной, женской и мужской. Противоположные заряды создают мощное энергетическое поле – так и сочетание разнонаправленных энергий создавало Творческую Силу. В своем мистическом кружке Стиглиц объединил мужские герметические практики с ритуалами древнего культа Женской Богини.
Одной из таких практик (и это документально зафиксировано) была работа с Арканами-антагонистами.
Старшие Арканы раскладывались по порядку – от первого до двадцать второго (нулевого). Затем с разных концов брались карты с противоположным значением и соединялись в парный расклад. Например, первая – с двадцать второй, вторая – с двадцать первой, третья – с двадцатой и так далее. Расклад мог быть кратким, состоящим только из двух противоположных карт. Либо же развернутым – в этом случае выкладывались две «дорожки», в каждой из которых было одиннадцать карт. Чтобы усилить энергетическое поле, со стороны женских, лунных Арканов – становились мужчины, а со стороны мужских, солнечных – женщины.
Этот ритуал совершался поочередно для каждого из членов кружка Стиглица, и делался он для того, чтобы художник, писатель, поэт или маг получил заряд Шхины-Шакти. Мужское и женское, теплое и холодное, светлое и темное, материя и Дух оказывались рядом, создавая сильнейшее поле, где зарождались новые идеи, которые впоследствии захватывали умы и покоряли души миллионов людей.
Альфред Стиглиц вошел в историю американской культуры как человек, который буквально взорвал общественное сознание. Он открыл миру такие направления, как фовизм, дадаизм, познакомил Америку с именами Пикассо, Дюшана, Гертруды Стайн. Сам Стиглиц создал неповторимый жанр художественной фотографии – пиктографию. Изобретенные им приемы стали использоваться не только в искусстве фотографии, но и в кино.
Все эти новые, непривычные и революционные течения были внешним отражением мистических бдений, совершавшихся в галерее Стиглица. Таро, вдохновленное Артуром Уэйтом и созданное рукой Памелы Смит, стало «магическим семенем», оплодотворившим культуру Америки в ХХ веке.
После смерти Альфреда Стиглица Памела увезла рисунки в Англию, на древнюю землю кельтов – Корнуолл, где они разошлись по ковенам (тайным обществам женщин-магов). Это было время зарождения философии Викка, вернувшей к жизни давно забытый культ Богини-Женщины.
Двадцатый век нередко называют временем научно-технического прогресса, и это действительно так. Но парадоксальным образом двадцатое столетие – еще и время расцвета оккультизма. Мистические течения, веками скрывавшиеся от мира, стали влиять на судьбы целых континентов, определять политику государств и менять мировоззрение людей в целом. Мало кто знает, что революция в отношениях полов – это прямое следствие деятельности тайных обществ. О женском равноправии заговорили, когда адепты магических орденов, такие как Артур Уэйт, стали понимать, что познание тайн магии невозможно без женской энергии. Оккультисты обнаружили, что все мировые религиозные и мистические традиции имели общую основу: поклонение Богине-Женщине. У нее было множество ипостасей: Мать, Жена, Возлюбленная, а также Смерть. Женская энергия одновременно творит, вызывает к жизни – и разрушает, уничтожает. В индуизме эта двойственность была выражена в культе Шакти-Кали (Шакти – творящая жизнь, Кали – уничтожающая). В Греции, Египте, Вавилоне и других древних цивилизациях женское начало широко почиталось и было разделено на несколько типов энергий, которые находили свое воплощение в образе богинь. Самые известные из них: Афродита, Геката, Гея, Афина, Артемида – в Греции; Иштар-Исида, Бастет, Хатор, Аммут – в Египте.
Уже в конце XIX века в оккультных кружках и герметических орденах стали проводиться ритуалы с участием женщин. Но дамы выступали скорее в качестве «живого реквизита» – образа той или иной богини. Женщину наряжали как богиню, ставили на пьедестал или сажали на трон, где она находилась во время бдений. Магического посвящения эти женщины не имели. Лишь в начале ХХ века стали делаться первые попытки создать новый культ Женщины-Богини. Это был своего рода синтез древних верований, магических и ритуальных практик. Тогда-то и появились первые тайные общества, куда входили исключительно женщины. В одном из таких обществ состояла и Памела Колман Смит.
Кажется неслучайным, что вскоре после возвращения Памелы в Англию появилось новое мистическое течение, которое получило название Викка. Его официальным «основателем» считается историк и религиовед Джеральд Гарднер. Но в действительности Гарднер лишь описал уже существующие направления женской магии и объединил их под общим названием «Викка», что дословно означает – ведовство. По сути, он дал им имя. Направлений Викки уже во времена Гарднера существовало множество, поскольку было много женских типов энергии, или богинь. Одни ковены (сообщества ведьм, или посвященных женщин-магов) взяли за основу культ египетской Бастет, богини-кошки. Другие поклонялись Афродите, дарующей энергию любви. Третьи обратились к древним верованиям британских островов, кельтским и друидским ритуалам. Ковены стали активно множиться как раз в то время, когда Памела Смит привезла оригинальные рисунки ритуального Таро обратно в Англию. Женские Старшие Арканы разошлись по ковенам и стали образами Богинь, которые дают силу викканским ведьмам.
Старшая ведьма ковена принимала имя и образ Аркана и, чтобы в ковене сохранялась магическая сила, должна была вести образ жизни, соответствующий этому Аркану. Есть версия, что Памела стала старшей ведьмой в одном из викканских ковенов. Согласно духу своего Аркана, она жила в полном одиночестве на очень скромные средства и общалась только с сестрами по ковену.
Смерть Памелы Колман Смит покрыта тайной. Официальная версия биографов – Памела умерла в нищете и была похоронена в общей могиле на кладбище для бедняков. Но истинные обстоятельства ухода из жизни художницы, которая подарила миру первое магическое Таро, известны только викканским ведьмам.
Философия Викка вдохновила многих англоязычных писателей и дала начало жанру магического фэнтези. Весь мир знает имена Терри Пратчетта, Нила Геймана и Джоан Роулинг. В их книгах есть прямые отсылки к викканским культам и ритуальному Таро. Современные тарологи даже делают расклады по книгам таких авторов и получают очень точный и глубокий результат.
Элифас Леви совершенно верно сравнил Таро с писанием, которое заключает в себе «знание всех наук». Каждый Аркан – это своего рода транслятор определенного типа энергии, которую можно направить на решение конкретной задачи. Колода описывает, как устроена Вселенная, а значит и то, как устроен человек, его душа, характер, разум и судьба. Ведь, согласно герметической философии – «что наверху, то и внизу». Мир состоит из подобий. Расклады Таро – это образное выражение того, что творится в душе и жизни человека в данный момент времени. Если научиться верно трактовать символику Арканов и работать с этими символами, можно влиять на судьбу.
Таро Уэйта-Смит создавалось как шифр к пониманию тройственной природы Вселенной. Три уровня: мир божественный (или мир Эйдоса), человеческий и демонический (мир низшей природы, животных инстинктов) – имели отражение в Арканах Таро.
Обычные гадальные расклады могут сообщить только информацию о самом человеке и его окружении. Но Магическое Таро показывает причинно-следственные связи, зная которые, можно управлять событиями будущего и исправлять ошибки прошлого.
Колода Уэйта была изначально предназначена исключительно для таких раскладов. И Старшие, и Младшие Арканы играли важную роль в получении знаний и трансформации магической энергии.
Эти карты ни под каким видом не могли использоваться в игре. Поэтому адепты ордена Золотой Зари, а затем и викканские ведьмы называли Арканы не картами, а листами Таро. Листы можно было только раскладывать, трактовать и соединять в нужные комбинации.
Старшие Арканы можно представить как типы творческих энергий, которые вечно создают новую ткань мироздания и уничтожают все ветхое и отжившее. В древности эти энергии назывались богами; кто-то из оккультистов так именует их и сейчас.
Даже самый закоренелый материалист в какие-то моменты ощущает, что его судьбой словно управляют некие скрытые силы. В жизнь людей постоянно вмешиваются случайные обстоятельства, которые рвут самые надежные связи и нарушают самые продуманные планы. Древние жрецы и оккультисты нового времени видели в этих силах энергии духовного мира. В этом высшем мире записана история человечества от начала до конца времен. Все события, которые могут случиться в жизни человека, до поры находятся в своего рода энергетических «капсулах». Какие-то из этих капсул «раскрываются», но большинство так и остается в поле потенциальных возможностей.
На раскрытие «капсул» влияют два фактора: собственная воля и выбор человека, и Силы, управляющие судьбой. То, что зовется случайностью. Эти-то Силы и зашифрованы в образах Старших Арканов.
Кроме того, Старшие Арканы указывают на глубинные процессы психики и духа, которые связаны с высшим миром. Пророческие сны и предчувствия – не что иное как напрямую полученная из него информация.
В мире людей Старшие Арканы могут указывать на значимых персон, наставников, учителей, представителей власти и авторитетных лиц. Тех, кто может существенно повлиять на ситуацию, по которой делается расклад.
В трактовке Старших Арканов важно отличать, какая информация относится к высшему миру, а какая – к миру людей. Разная энергетика – разные способы повлиять на ситуацию.
Младшие Арканы полностью относятся к земному, материальному миру. Очень редко они означают конкретного человека. Пятьдесят шесть младших карт составляют контекст жизни, в котором разворачивается та или иная ситуация.
Человеческие судьбы в основном похожи одна на другую. И в то же время – уникальны. С людьми случаются одинаковые события: взлеты и падения, потери и находки, открытия и разочарования. Все зависит лишь от контекста, то есть обстоятельств жизни того или иного человека. Для кого-то свадьба – это счастье, а для кого-то – драма. Один радуется богатству, а для другого это непосильное бремя.
Младшие Арканы Таро показывают привычную человеку обстановку, но как бы с изнанки. Любой Младший Аркан – это своего рода история, отдельный сюжет. Он метафорически показывает человеку, где тот находится в данный момент. При этом внешнее положение вещей может не соответствовать тому, о чем говорит Аркан. Например, человеку кажется, что в его жизни все складывается замечательно: дом, работа, семья, друзья… Но выпавший в раскладе Младший Аркан показывает бедолагу, сидящего над опрокинутой чашей, из которой вылилось все вино. Такой Аркан говорит о том, что благополучие – лишь видимость, декорация, за которой – пустота и отчаяние.
В отличие от гадальных карт, магическое Таро не предсказывает. Его Арканы показывают тот вариант жизни, который сбудется, если человек оставит все как есть и не возьмет судьбу в свои руки.
Гадание считается главной целью почти любого расклада Таро. Под словом «гадание» понимают очень широкий спектр информации. От подробного знания ближайшего и отдаленного будущего до простого ответа «да» или «нет» на заданный вопрос. Но адепты ордена Золотой Зари недаром создавали ритуальную колоду. Их не интересовало гадание. Герметисты хотели активно влиять на события, причем в основном на те, что происходят на высшем плане бытия – в духовном мире. То, что случается в мире Эйдоса, неизбежно проявляется на земном плане. Комбинируя энергию разных карт, можно создавать образы событий и, тем самым, определять будущее.
Адепты оккультных обществ преследовали амбициозные цели. Они мечтали «осчастливить» все человечество, влияя на судьбы мира через карты Таро. Но Таро – индивидуальный инструмент и должен быть настроен лишь на одного человека. В масштабах большой группы людей, а тем более – всего человечества – Таро не работают. В своих изысканиях маги составили множество комбинаций, которые должны были изменить мир, а значит, и могли быть использованы для влияния на собственную судьбу. Однако разработанные комбинации Арканов сложны и требуют большой ритуальной подготовки. Ведь цели герметистов, как мы помним, были масштабны и амбициозны. В рамках же обычной жизни, которую ведем мы все, не нужно использовать множество карт. Достаточно сочетания двух или трех. Важно не количество листов, а качество энергии, которую транслируют Арканы в соединении друг с другом.
И хотя энергия сочетания Арканов бывает разного вида, у нее нет четкого назначения. Трактовка комбинаций Арканов – область личного творчества. Нужно исследовать каждое сочетание, экспериментировать, делая разные запросы.
Работать с комбинациями можно также по-разному. Кто-то просто выкладывает карты на стол утром того дня, когда должно случиться нужное событие. Кто-то кладет их под подушку на ночь, чтобы впитать нужный вид энергии. Можно брать Арканы с собой, нося их в области сердца. Это тоже область творчества и пространство для эксперимента.
Оригинальное Таро Артура Уэйта и Памелы Смит было создано как инструмент для ритуальной магии. Чтобы понять все возможности этой колоды, нужно коснуться вопроса – что такое ритуальная магия? Слово «ритуал» происходит от санскритского «рита», что означает – божественный лад, космическая гармония. Слова «ритм», «рифма» имеют то же происхождение. Все во Вселенной – от элементарной частицы до огромной галактики – движется в своем ритме. Ритм есть основа существования всего Мира, Космоса и всех, кто в нем обитает, на кого он оказывает влияние. Утро сменяет вечер, день – ночь. Прилив дает возможность кораблям отправиться в плавание, отлив оставляет на берегу дары моря… Дыхание, биение сердца, сон и пробуждение – все это ритмы, на которых основана жизнь. Каждый человек живет в системе природных и личных ритмов. Благополучие и счастье человека зависят от того, насколько стабильна и крепка эта система. При этом ритмы взаимосвязаны: стоит нарушиться одному из них, как рушится вся система. Но существует и обратная зависимость: если система нестабильна, нужно привести в порядок один-единственный ритм, и вслед за этим все остальное начнет «вставать на место» само по себе.
Эта зависимость и лежит в основе ритуальной магии. Совершая ритуал, маги «настраивают» Вселенную на определенный лад. При помощи ритуалов можно настроить все что угодно: деловую встречу, романтическое свидание, целую судьбу. Карты Таро – это микромодель Космоса. Проводя ритуалы с ними, маг настраивает свой микрокосм на нужный ритм. Поэтому при работе с оригинальным Таро рекомендуется практиковать ритуальную магию. Совершенно необязательно погружаться в изучение сложных масонских, каббалистических или герметических ритуалов. Можно разработать свой ритуал и повторять его каждый раз перед тем, как взять в руки колоду Таро. Но ритуал – это не просто набор бессмысленных действий. Все ритуалы были созданы на основе определенных закономерностей и ритмов. И далее вы найдете рекомендации по созданию ритуала, которыми пользовались маги герметического направления.
Задача любого ритуала – настроить свою жизнь в соответствии с ритмами Вселенной. Вселенная имеет троичную структуру. В разных философиях эту троичность толкуют по-разному. Самое распространенное толкование – Верх (Божественный мир), Середина (мир людей) и Низ (мир демонов – темных духов). Человек также троичен. Он состоит из Духа, Души и Тела. Духу соответствует интеллект, душе – эмоции, а телу – все, что касается материи. Так или иначе, любой действенный ритуал должен затрагивать все эти три плана: интеллект, эмоциональная сфера и тело настраиваются на единый ритм.
Вот почему в разных магических, религиозных и мистических традициях ритуалы совершаются по одному сценарию.
1. Чтение писаний, произнесение заклинаний или начертание тайных знаков – соответствует интеллекту и настраивают Разум.
2. Пение, музыка и ритуальные движения – настраивают Душу.
3. Использование ритуальных предметов (чаши, колокольчики, свечи и т. д.) – соответствует материальному плану, настраивает Тело. Таким же предметом может быть и сама колода Таро.
Пользуясь подобной схемой, можно создать свой собственный ритуал. Он может быть длительным или совсем коротким. Важно, чтобы в нем присутствовал троичный ритм, который будет настраивать все три плана. Ниже вы найдете примеры ритуалов, которые проводятся при работе с оригинальной колодой Таро в абердинском ковене.
Этот ритуал проводится при самом первом знакомстве с колодой. Важно понимать, что колода – это личный магический инструмент. Нельзя прикасаться к чужой колоде и свою колоду кому-либо давать запрещается.
Примите удобную позу сидя. Возьмите колоду в руки: рисунками вниз, рубашками наверх. (Женщина берет колоду в левую руку, накрывает правой. Для мужчины – наоборот.)
Прикройте глаза. Постарайтесь почувствовать поверхность колоды, ее температуру, фактуру и вес. Так происходит настройка на материальном, телесном уровне.
Затем перетасуйте колоду и достаньте любой Аркан (колоду при этом можно отложить в сторону).
Посмотрите на карту внимательно. Что на ней изображено? Какие символы она содержит? Остановите внимание на любом и вспомните стихотворение или прозаический отрывок, в котором бы упоминался этот символ. Например, если на Аркане изображена роза, то на ум, возможно, придут строки Шекспира:
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет…
Так включается интеллектуальная сфера. Очень важно при этом пользоваться исключительно собственной памятью, не ища помощи в интернете или на книжных полках. Если ничего не приходит на ум – можно составить собственный текст.
И, наконец, нужно включить срединный уровень – душу. Постарайтесь понять, какие чувства вызывает Аркан, который вы достали из колоды. Их необходимо усилить с помощью музыки или же воспоминаний. Если Аркан вызывает радость, можно вспомнить радостное событие. Если грусть – вспомните печальный случай. Если страх – подумайте о том, чего вы боитесь. Здесь важно не само чувство (оно ничего не значит и не предвещает), а эмоциональная, душевная связь с колодой.
В конце ритуала поблагодарите колоду за то, что она показала вам частицу самого себя. После этого можно приступать к раскладам.
Ритуал, предшествующий раскладу, начинается на материальном уровне. Для начала нужно подготовить поле для расклада. То есть поверхность, на которую будут выкладываться карты. Эту поверхность нужно очистить с помощью предметов, относящихся к четырем основным стихиям: Огню, Земле, Воздуху и Воде. Выполняется чистка в следующей последовательности.
1. Очертить над полем расклада огненный круг с помощью свечи.
2. Высыпать на поверхность несколько крупиц соли.
3. Сдуть эту соль.
4. Протереть поле расклада влажной тканью.
Затем включается уровень души. Каждый расклад преследует некую цель: узнать ответ на вопрос, изменить будущее, выяснить причину того или иного события. В любом случае эта цель вызывает какие-то чувства. Перед раскладом их нужно обязательно усилить и прожить. Это можно сделать, например, с помощью танца. Подберите подходящую музыку и выполните несколько танцевальных движений, которые будут отражать ваши эмоции.
Последний этап – настройка интеллекта. Самое простое (и в то же время самое сложное) – составить запрос на расклад. Важно понимать: какой вопрос, таким будет и ответ. Лучше всего Таро отвечают на простые и конкретные запросы. Например: что будет, если я поступлю так-то и так-то? Чтобы составить такой запрос, нужно продумать все варианты своих действий и предложить картам тот, который вам кажется самым подходящим. Таким образом вы активизируете область Разума и настроитесь на точное толкование расклада.
Расклад колоды – это магическое действие, которое меняет ткань бытия. В процессе расклада затрагиваются многие планы: время, пространство, материя, дух. Таро показывает срез бытия, относящийся к прошлому, настоящему или будущему. При этом происходит то, что называется «эффектом наблюдателя»: меняется причинно-следственная связь. Это может иметь отрицательные последствия.
Например, если расклад удачный, то эмоции облегчения и радостного предвкушения могут «забрать» на себя энергию, и обстоятельства сложатся совсем иначе. Если же расклад предупреждает об опасности – эмоция тревоги может усилить негатив.
Чтобы этого не произошло, нужно восстановить изначальные ритмы, сделать их такими же, как были до начала расклада. Для этого и нужен завершающий ритуал.
На первое место в нем выходят эмоции. С эмоционального плана и нужно начинать ритуал.
1. Определите эмоцию, которая возникла после расклада, и назовите ее вслух. Придумайте ей имя, придайте ей форму и цвет. Представьте получившийся цветной образ. Когда он будет достаточно четким, вообразите, что он теряет цвет, становится прозрачным. Затем видоизменяет форму, выпуклости сглаживаются, и вот ваша эмоция – уже просто прозрачный шарик, который улетает в небеса.
2. Следующая ступень ритуала – восстановление интеллектуального ритма. О чем вы думали в течение дня до расклада? Какие задачи решали? Нужно вспомнить одну важную задачу и предпринять действие в этом направлении. Если, к примеру, вы планировали написать деловое письмо, сделайте это сейчас или хотя бы составьте план. Это и будет вашим ритуальным действием.
3. Чтобы восстановить материально-телесный ритм, нужно обязательно поесть после ритуала, вымыть лицо и руки.
Теперь вы можете приступать к изучению Старших и Младших Арканов оригинального Таро и знакомиться с каждой картой по отдельности.