«Сначала было слово…»
Нет. Не так.
«Сначала появился персональный компьютер… И создал человек к нему цифровой интерфейс. Потом успешно вложил звук прямо в голову, избавив от наушников. Потом и запах, и вкус в мозг, искусственно нагрузив и отключив рецепторы и подав сигнал, минуя их. Далее человек совершил революцию и сумел подчинить тактильные ощущения, а потом… Дело за малым, э-э-э, вернее, за многим, хотя… да нет, же! Дело за основным!
Он избавил всех людей от экранов. Мониторов, дисплеев, проекторов и VR-очков! Он научился генерировать изображения у пользователей в головах!»
Как вам, убогие предки? А? Выкусите! И после этого мы – поколение задротов? Хрен вам! Нате!
Стоп. Стереть последнюю строчку!
Господи, Великий виртуальный мир, уже второй час ночи, а я еще только начал!
Стоп. Стереть! Давай сначала… Вернее, продолжай.
«Итак… Вы представьте, как унифицировалась техника! Ведь, всё виртуальное! Системы ввода больше не нужны, их заменяет мозг. Где-то внутри микрочипа генерируется виртуальная клавиатура, отправляется в голову, где ты виртуально набираешь на ней символы, после чего сигнал идет обратно в чип с беспроводным интерфейсом, который и считывает информацию. Никаких клавиатур, мышек или стилусов с тачпадами! И… Системы вывода тоже нет! Не представляю даже, как древние читали с этих плоских настенных экранов, громоздких мониторов и смартфонов. Теперь же одно удовольствие: повернул голову, а вокруг целый мир. Хочешь, работай, хочешь, развлекайся, хочешь, живи…
О, да!
Жить тоже можно в виртуалке. Заказываешь еду, дрон доставляет на специальную приемную платформу дома, где распределяет по квартирам, а потом еда оказывается прямо рядом с заказчиком. Чип сканирует её, создает полную эмуляцию прибывшего лакомства, и пользователь видит в виртуале то, что и на столе рядом. Остается съесть. Что до нужд… Ну, господа, думаю, вам не надо объяснять, что и как происходит и что куда подключено у каждого виртуального места? Сами же сидите месяцами внутри этого мира. Думаю, если бы разработчики индивидуального виртуального интерфейса не придумали, куда девать отходы жизнедеятельности, то и виртуальный мир надолго не прижился бы. Верно же?
Правда, в виртуале ходят слухи, что скоро будут вживлять чип, и ты сможешь, как и с едой, посещать туалет, сканируя окружающее пространство. Только сдается мне, что к тому времени народ привыкнет к сидячему образу жизни, когда никуда не надо идти, а достаточно потужиться и… В общем, у всего этого хождения по туалетам нет будущего.»
Так, стоп. Я уже совсем отошел от темы. Аж туалетом запахло.
– Это точно! – согласилась со мной Ария, – так я когда-то назвал своего индивидуального виртуального помощника, – красивая девушка, существующая только в виртуале. – Висекс тебе сегодня не грозит. Не успеешь уже.
Да! Да! Да! «Это самое» – тоже виртуальное, как и юмор моей помощницы. Без этого она не может.
– Ха-ха, – съязвил я, – очень смешно! Теперь неделю будешь всем в вичате рассказывать, как пошутила над подростком! Ария! Блин!
– Очень взрослое ругательство! – не унималась девушка. – Для пятнадцатилетнего самое то…
– Ты же знаешь, – с досадой произнес я, – родители еще не отозвали сертификат подростка.
– Это не мешает тебе подделывать его, – заметила Ария, – и заниматься по несколько часов в день рукоделием, ой, кажется я что-то перепутала…
– Да-да, – поторопился согласиться я, – рукоделием, рукоделием.
– Именно поэтому ты сейчас стоишь голый в своем вигараже?
– Что ты, Ария! – возразил я и смахнул в сторону окно набора текста. – Я тут подумал одеться подобающе, но пока не знаю, куда пойду и что надеть. Что предложишь?
– А объяснить подробнее? – красивая девушка в плотно облегающем однородном бежевом костюме склонила голову набок и надула алые губки. – Слишком мало данных. Пока же мне кажется, что ты, Саша, просто нарушаешь нормы приличия…
– Ой, да перестань! – махнул я рукой, начиная терять терпение, и попытался скорее объяснить, пока випомощница не стала выдумывать свои, более экзотические развлечения, в коих можно заподозрить любого подростка. – Ирина Павловна (Арии не надо рассказывать, кто это, она и так прекрасно знала, что это индивидуальный, но не виртуальный педагог) задала найти одну из настоящих книг и сделать по ней доклад. Что скажешь?
– Скажу, что ты попал!
– Да, Ария, серьезно!
– А я серьёзно, – добавила девушка. – С тех пор как оцифровали книги и упорядочили данные, многое изменилось. Сектор онлайн библиотек сильно опустел – посетителей все меньше, а пиратов, наоборот, больше. Люди меньше читают, почти все свободное время у них отнимает виртуалка, вернее, те развлечения, что она предлагает. И они намного увлекательнее книг. Те, кто отваживается на покупку книги, либо работают с отделами доставок, которые, можно сказать, копируют тебе прямо в руки, либо попадают сначала на рекламные модули – новые книги делают настолько самопиарящимися, что они готовы о себе же рассказать и даже показать виртуальный промо-фильм, они стали надоедливыми и наглыми, словно торгаши, вот только зачастую в новых книгах очень мало содержания. Потом можно попасть в секцию более достойных книг, но там всегда война: пиратские и антивирусные модули бьются не на жизнь, а на смерть, не замечая никого вокруг. Могут и тебя не заметить, или, чего доброго, примут за интеллектуальный продукт и… либо попытаются украсть, либо – защитить, в любом случае, ничего хорошего. А настоящие книги теперь где-то в глубине. К ним так давно не обращались, что они в темной и пустой секции библиотеки, одни одинешеньки, скучают по старым дням, когда были у всех на устах.
– Что? Все так плохо? У меня прям мурашки побежали по спине… – благоговейно добавил я. – Что же делать?
– Вызывай виполицию и с мигалками…
– А если серьёзно? – оборвал я ее.
– Можно в службу доставки обратиться…
– Ты же знаешь, какую они заломят цену! – возмутился я.
– Об этом надо было твоему педагогу подумать, когда задавала такое задание. В ее детстве библиотеки может и были доступными, а сейчас всё наоборот.
– Так что посоветуешь? – нетерпеливо спросил я.
– Ну как что? – девушка развела руками. – Оболочку якибота, конечно.
– Но это самое дорогое и самое мощное, что у меня есть! – я вновь возмутился. Как она может мне предлагать его использовать, если знает, каким трудом он мне достался? – Я еле выиграл его в турнире «Адреналин скорости-340»! Две машины разбил!
– Но тогда ты можешь сказать своей учительнице, что не сделаешь задание.
Я помолчал, прикидывая варианты, хоть и не ведал, на сколько серьезные испытания мне предстоят. Неужели, Ария говорит правду? Неужели, теперь даже поход в библиотеку превратился в турнир? Да нет, конечно! Она определенно лукавит. Будет очень странно заявиться в вибиблиотеку в костюме якибота, но зато, если все, что наговорила Ария, правда, это поможет не рассыпаться виртуальному аватару. Иначе объясняй потом родителям, куда учебный аватар канул, подавай заявки на сертификаты и настраивай нового под себя… В принципе, сейчас ночь, а значит посетителей библиотек, которых, по словам Арии, мало, будет еще меньше. Так что усиленного космического скафандра на нем никто и не заметит.
– Ария, – наконец, решился я. – Сканируй мою частоту, если что, подам аварийный сигнал…
– Я сразу вышлю бригаду хирургов! – пообещал випомощник.
– Да пошла ты… – я беззлобно махнул рукой, и Ария бесследно растворилась в воздухе. Когда надо, она снова появится.
Ну что ж, дело за малым. Я открыл интерфейс склада и выбрал костюм якибота, повертел его, рассматривая, и легким движением смахнул из ячейки содержания на пол. Красавец! Трехметровый роботизированный костюм воина-спецназовца из серии игр «Комический десант». Мощный, усиленный неземным сплавом экзоскелет, способный нести полтонны полезной нагрузки. В таком хоть в армию…
Я поморщился, в армию пока не хотелось. А вот в виртуальную войнушку я всегда с удовольствием. Ну что? Порвем библиотеку как Тузик грелку? Порвем! Я аж почувствовал, как десятикратно увеличилась сила, когда влез в космоскафандр. Это вам не хухры-мухры! Это вам не там! Это…
– Сынок, ты когда спать ляжешь? – раздался рядом голос матери. – Уже второй час.
– Ну, ма! А постучаться?! – недовольно протянул я, и сканер окружающего пространства запоздало отсканировал её. И, конечно, тут же раздался стук: ма, якобы, исправилась. Вот только она уже увидела меня в неглиже. Может для матери сын, возлежащий нагишом в викресле с прикрепленными технологическими трубками ко всяким разным отверстиям, и являлся привычным делом, но вот сын-то явно ощутил дискомфорт. – Спасибо! Я пока домашку не сделаю, не лягу. Надо в девять отослать Ирине Павловне.
– Хорошо, сынок.
– Надо в чате спрашивать! – крикнул я, но, очевидно, мать уже вышла. Им, поколению мессенджеров на плоских сенсорных экранах и других поверхностях, тяжело привыкать к випространству.
И умеют же родители спустить с небес на землю! Да прям жестоко скинуть, как некогда Солнце сбросило Икара. (Что поделать… Я – подросток, я люблю все преувеличивать и превозносить в превосходную степень!) Стоишь тут в боевых доспехах, весь такой сияющий и воинственный, а в ухо тебе: «Сынок, ты когда спать?» Эх!
Надо идти. Задание себя не сделает, а еще надо найти хоть одну настоящую книгу и заглянуть в нее.